Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Consuelo de mi almaСоздан: 07.07.2015Статей: 47Автор: ConsueloПодписатьсяw

Марсель Брион «Моцарт»

Обновлено: 20.07.15 12:52 Убрать стили оформления

По результатам большинства всевозможных опросов в различных странах мира, на вопрос, кого из классических композиторов вы знаете? - абсолютное большинство дает ответ: Моцарт...Действительно, именно Вольфганг Амадей Моцарт считается не просто самым известным композитором и музыкантом, не просто универсальным гением, но и просто символом истинной Музыки...

 «Моцарт — это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперед музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы — вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора». (Дмитрий Шостакович)

27 января 1756 года, в австрийском Зальцбурге родился тот, чье творчество станут именовать вершиной музыкального Олимпа, Иоганн Хризостом Вольфганг Готтлиб (Теофил) Моцарт. Отец будущего гения происходил и не из дворянской фамилии, и даже не музыкальной. Однако сам Моцарт-отец был наделен определенными музыкальными дарами, коих по мере сил развивал, т.е. был композитором и педагогом по музыке. Своим детям Леопольд Моцарт сызмальства старался привить вкус к музыке, причем не любительский, а именно профессиональный. И оба ребенка, Мария Анна (которую в семье звали Наннерль) и Вольфганг (ласково звавшийся Вольферль), сразу же демонстрировали огромный потенциал, заложенный в их природе. И пока Наннерль блистательно играла сложные пассажи на клавесине, маленький Вольфганг начал показывать неожиданные чудеса не просто игры на музыкальном инструменте, но тонком чувствовании самой сущности музыки.

Леопольд Моцарт все же был прекрасным педагогом, ибо сразу же распознал и талант дочери, и совершенно очевидную гениальность мальчика. Вольфганг, совсем крошка, чтобы что-то анализировать и приходить к логическим умозаключениям, даже думать над произведением, буквально дышал музыкой. Но в Вольфганге было то, чего недоставало Наннерль – он любил не просто исполнять, он любил сочинять сам. Он запоминал на слух длинные и сложные композиции, а потом, с первого же раза безошибочно воспроизводил их. «Все это зажигает мою душу, и, если только я не расстроен, моя тема расширяется, становится упорядоченной и определенной и вся целиком, даже если длинная, встает почти завершенной и законченной внутри меня, так что я могу созерцать ее как чудесную картину или прекрасную статую. В своем воображении я не слышу последовательных частей, но я слышу их как бы все сразу. Я не могу выразить, какое это наслаждение!» , - скажет в последствии Моцарт...

Но, хвала и честь Марселю Бриону, который показал не только маленького гения, но еще и маленького мальчика, которому не чужды были развлечения обычных детей, как, к примеру, игры с любимым щенком Пимперлем, или придумывание волшебных историй на пару с любимой сестренкой Наннерль. Однако музыкальные уроки с отцом ребенок обожал, никогда не сопротивлялся, а, наоборот, с легкостью летал своими маленькими пальчиками по клавишам. Отец, видя гениальность сына, пробовал с ним всевозможные эксперименты, как например, заставлял Вольферля играть одной рукой, с закрытыми руками, или поверх материи, положенной на клавиши...

«Моцарт не принадлежит ни одной нации и в тоже время – к каждой из них. Моцарт универсален. Он не национальный музыкант и не интернациональный. Он стоит над нациями» (Альфред Эйнштейн)

Леопольд очень любил показывать своих чудо-детей, так, они были представлены не только власть предержащим родного Зальцбурга, австрийской императорской и французской королевской семьям, немецким, итальянским и английским князям и архиепископам. Маленькому Вольфгангу аплодировала сама императрица Мария-Терезия, а мальчик, в своей непосредственности мог запросто высказать эрцгерцогу Иосифу, что он где-то сфальшивил. «Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами», - вообще, это отличительная черта в характере Моцарта, которая у него останется на всю жизнь – непосредственность. Стоит отметить, что видя успехи брата, Наннерль не завидовала, более того, радовалась за любимого Вольферля и всегда его поддерживала. Достаточно редкая дружба в ситуации, когда в одной семье одновременно живут и растут два талантливых человека...

«Для меня Бетховен — первый из всех. Но Моцарт — единственный!» (Джоаккино Россини)

Путешествуя по городам и странам, Моцарт впитывает в себя музыкальную культуру: королей оперы – итальянцев, мастеров концертов – французов. Как справедливо замечает месье Брион, Моцарта часто загоняют в позицию отстаивания и борьбы за немецкую музыку, но это не верно. Да, Моцарт стремился поднять на более высокий уровень родную музыкальную культуру, которая, на тот момент, хоть и гремела именами своих отдельных блистательных сынов, как Бах или Гайдн, но в общей сложности, уступала и тем же итальянцам, и тем же французам. Но Моцарт сам по себе не противопоставлял немецкую культуру всем прочим, наоборот, бесконечно восторгался музыкой, у которой нет национальности. Вот одна из причин огромной любви и популярности Моцарта у представителей различных национальностей, потому что композитор жил музыкой, той, что стремится к Богу и к человеческому сердцу...

Отдельной строкой идет личная жизнь гения. Моцарт был человеком достаточно порывистым, очень энергичным, но его часто записывают в отъявленные ловеласы, приравнивают к Дону Жуану, герою одной из его опер. Сильную привязанность Вольфганг испытывал к своей кузине, с которой весьма фривольно общался в переписке, но это была обоюдная манера общения. Первой искренней любовью была вовсе не кузина, а Алоизия Вебер, обладательница хороших вокальных способностей...и честолюбивой матери. Родители Вольфганга были резко против общения с семейством Вебер. Проницательный отец видел насквозь притязания Веберов и той ловушки, что они уготовили для гениального юноши...Так или иначе, браку между Алоизией и Вольфгангом не суждено было случиться. Но с Веберами расстаться навсегда, несмотря на наставления отца, Моцарт не смог. И здесь мы видим еще одну черту гения – доверчивость... Обручальное кольцо Вольфганг надел на пальчик Констанции...средней дочери семьи Вебер...

«Моя любимая женушка»

Люди, наделенный Богом, настоящей гениальностью, - это люди особенные. Через избранных звучит голос Бога. Они, как правило, мало приспособлены к реальной жизни. Ум, сердце и все помыслы их направлены в высшие сферы. Те, кто оказываются рядом с ними, должны служить им надежной опорой, тылом и главными силами поддержки. Супруги гениев зачастую кладут свою жизнь на алтарь гения своих вторых половинок. Да, это жертва, и не каждый готов жить ради другого. Констанция не могла. Она не была хорошей женой именно Моцарту: любила развлечения и удовольствия, не отличалась умом и бережливостью. В итоге, Моцарт жил и умирал в условиях, не достойных гения такого масштаба...Но любил он свою жену с присущей ему страстью и глубиной, а она, возможно, когда Моцарт был жив, не осознавала, с каким человеком ей посчастливилось быть рядом...

Невозможно не затронуть имя человека, которого совершенно незаслуженно опорочили на века. Антонио Сальери – музыкант, хоть и не бывший другом Моцарта, но его талант определенно признававший. Сальери, кстати, присутствовал и на отпевании Моцарта. Их якобы противостояние было раздуто искусственно. Между Моцартом и Сальери не было никаких раздоров, склок или ссор. Имена их использовались для противопоставления «венской» и «итальянской» классических школ. Но Сальери был более удачен в социальном положении и благополучии, а Моцарт был более независим и не стремился писать всю свою музыку на заказ. Сложно парить таланту, которого во всем сковывают условиями.

«Lacrimosa dies illa,
Qua resurget ex favilla
Judicandus homo reus.

Huic ergo parce, Deus,
Pie Jesu Domine,
Dona eis requiem. Amen.
»


«Полон слез тот день,
Когда восстанет из праха
Чтобы быть осужденным, человек.
Так пощади его, Боже,
Милостивый Господи Иисусе,
Даруй им покой. Аминь.»



(Вольфганг Амадей Моцарт «Requiem», «Lacrimosa»)



Душевная борьба с противниками и завистниками, коих у Моцарта было великое множество, чиновничьи препоны, не позволившие гению расправить свои крылья, прибавим еще и житейские невзгоды, сказывались на такой страстной душе. Моцарт изводил себя. Его всегда хрупкое здоровье дало о себе знать. Но не было никакого убийства или заговора, а был лишь человек, скрывавший свое лицо, пришедший к гению заказать ему заупокойную мессу. Незнакомец, не пожелавший назвать свое имя, его странная просьба без оглашения сроков на написание работы, сильно повлияли на сознание Моцарта, и без того подверженного вере в символы и знаки. Он уже знал, что «Реквиему» суждено стать последним его творением. Моцарт с его воспаленным сознанием посчитал, что этот незнакомец был посланником высших сил, и что заупокойную он пишет самому себе...Но правда об этом незнакомце и заказчике уже раскрыта...

Ранним утром 5 декабря 1791 года гений Вольфганга Амадея Моцарта вернулся к Создателю. Ему было всего 35 лет, но за его плечами столько музыкальных шедевров, сколько иные и за сто лет не напишут. Умирал гений в бедности, а его захоронение неизвестно...Но удивительный свет своего уникального дара, которым Моцарт успел поделиться с человечеством, будет ярко озарять не одно поколение благодарных поклонников...

«Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта». (Карл Барт)

Работа французского писателя Марселя Бриона «Моцарт» не роман, а достаточно компактно изложенная биография великого композитора. Повествование охватывает наиболее значимые периоды жизни Моцарта, включая рассуждения самого автора и письма Моцарта. Личность Моцарта бесконечно пленяет: его умение дружить, любить, извечная сердечность и человеческая теплота. Брион преклоняется перед гением Моцарта и этим восхищением пронизана вся книга. Впрочем, всегда приятно читать то, что «дышит» такой теплотой и любовью.

Практически всегда усиливаю восприятие от чтения литературы прослушиванием соответствующей музыки. Но чтение биографии Моцарта доставило несравненное удовольствие, ибо слушала я, конечно же, гениальнейшие произведения величайшего музыканта всех времен и народов. Моцарт – удивителен, его работы с каждым разом открываются с новой гранью. Гений его во многом еще не раскрыт миру. БРАВО! Апплодирую стоя! И вообще, XVIII век – время удивительно богатое на таланты и гении. Для дара Моцарта даже слово «гениальность» кажется слишком ординарным. Музыка его удивительно разная, но неизменно проникающая глубоко в душу. Петр Ильич Чайковский сказал однажды: «Слушая его музыку, я будто совершаю хороший поступок», честно говоря, мне на ум приходят точно такие же мысли))



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 2 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Gal-ka [27.07.2015 02:02] Gal-ka
Кристина, спасибо за интересный отчет о прочитанном. Кажется, уж сколько есть вариантов истории отношений Моцарта и Сальери, а вот , оказывается, всё совершенно не правдиво. Как будто сама прочитала эту книгу. А вот божественную музыку Моцарта буду слушать и слушать. Это как история несчастного Врубеля:вариантов много, а картины его смотришь и смотришь, пытаясь понять думы писанных героев.

Настёна СПб [08.04.2017 16:08] Настёна СПб 5 5
Глупый вопрос: разве захоронение Моцарта неизвестно? Почему-то мне казалось, что его могила отмечена...
А за статью спасибо .

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Настёна СПб : Мой «Король и Шут» Настёна СПб : Письмо Анны Ярославны Настёна СПб : «Имя твоё - Басманов» Настёна СПб : Великий Алексей Басманов

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение