Искусственная современность

На протяжении всей истории человека волновал вопрос развития. Развития своего окружения и развития собственного, личностного. Оно заложено в саму его природу, даже если человек и не задумывается над этим. Шмякнулся об пол, сделав пару первых кривых шагов, впервые вякнул что-то непонятное, накалякал на бумаге пальцем, начал читать, решил первое уравнение – всё это развитие. У развития нет предела. Думаешь, что научился играть на гитаре? Послушаю твоё мнение лет через пять, если, конечно, не забросишь. А потом ещё через пять. И т. д. и т. п. У развития нет предела.

Любой геймер со стажем вам скажет: купил самый навороченный комп - значит, он устарел. Телефон – тоже. Налицо развитие технологий. Так же и в достижениях: создал что-то невообразимое (нарисовал, написал, сыграл, станцевал, спел), ходишь, офигиваешь от собственной крутости. Лёг спать, проснулся, глянул... Через неделю создал что-то ещё более невероятное. И т. д.

Развитие бесконечно. Год от года оно будет рождать всё более гениальные творения... если его не ограничивать. Что может ограничить развитие в каком-то отдельно взятом примере? Старение клеток, вот что. В связи со старением, мозг человека перестаёт работать так, как нужно. Это не зависит от самого человека. Просто факт. Почему в жизни каждого деятеля искусства или науки есть пик развития, который можно наблюдать в его произведениях или работе, и есть упадок, который, к сожалению, тоже можно наблюдать, в большинстве случаев? Именно поэтому –  он стареет.

Давайте на секунду представим, что человек становится бессмертным. Он достигает пика своего биологического развития (23-25 лет), перестаёт стареть и далее развивается духовно. Каких высот в искусстве он добьётся? Сложно представить.

Скажете, мол, это невозможно, чего толку тут розовые сопли разводить? Любая клетка в организме человека имеет предел. Всё в мире, мол, подчинено закону смерти. Всё. Угу. Скажите это раковой клетке или амёбе.

Но речь не об этом. Речь о том, что, в отличии от развития, предел есть у человека. Как бы то ни было. Что же человек может противопоставить данному унылому обстоятельству? Правильно! Преемственность. У всех великих деятелей были ученики: Сократ-Платон-Аристотель; Воробьёв-Айвазовский-Куинджи и т. д.

Можно долго спорить о том, превосходят ли ученики своих учителей, ясно одно – человечество нашло выход, успешно выкрутилось из унылых рамок, заложенных смертью, и доказало, что у развития нет ограничений. Оно бесконечно...

Ой ли?

Трудно сказать, когда это началось, но то, что оно началось и успешно продолжается до сих пор – тоже факт. В любом случае, корни нужно отследить хотя бы для того, чтобы ввести в курс дела.

Примерно с семидесятых годов двадцатого века в искусстве утверждается эпоха постмодернизма – сборище всевозможных стилей и направлений, не соперничающих друг с другом, но сосуществующих, а порой и объединяющихся во что-то новое. На первый взгляд такое положение вещей выглядит довольно перспективно: на фоне глобализации, мультикультуризма и прочей чуши, объединение искусства в единое целое предстаёт вполне гармоничным явлением. Ведь гораздо раньше объединение различных по своей сути направлений искусства явило миру кинематограф.

Всё так, верно. Но я говорю не об общеизвестных фактах, а о тенденции. Она не утешительна. Не утешительна хотя бы потому, что объединение произошло не на качественном уровне и даже не на количественном (хотя и это уже спорно), а на... каком-то другом. И даже если разбирать кинематограф как один из удачных примеров, то тенденция прослеживается и в нём. И это тенденция не развития, как такового, о котором мы говорили выше. Это тенденция упадка.

Кто-то может подумать, что сейчас я начну рассуждать о том, что все мы деградируем, тупеем и прочее бла-бла-бла. Нести очередную околесицу закостенелого псевдоинтеллигента, взращённого на пережитках «совка»...

Да, начну. Хотя бы потому, что большинство читающих это так не подумают. Потому, что верю в здравомыслие каждого отдельно взятого человека. Верю, что любой из вас сможет определить для себя, где та тонкая грань, незримо образовавшаяся на стыке понятий и их подмены.

МазняИтак. Говоря об определении современного искусства, можно выделить три точки зрения, так или иначе преобладающих как в мировой общественности в целом, так и в отдельно взятых социальных группах или компаниях в частности.

Первая:

«Искусство сдвинулось от собственно эстетических доминант в сторону идеалов познания, вобрав в себя совокупность фундаментальных философских постулатов на основе журналистики и масс-медиа, стремящихся к объективности. Концептуальный содержательный момент в искусстве начинает превалировать над технической формой воспроизведения, что выдвигает его на более высокий уровень восприятия, преобразуя в комплексное и более актуальное явление, способное задавать острые повседневные вопросы современному обществу».

Вторая:

«Я так вижу. Это нужно чувствовать душой, внутри себя, понимаете? Это... это так тонко, так интимно, так... У меня нет слов. Просто озарение, как частичка бога внутри, как... Понимаете?»

Третья:

«Чё это за херня?»

Самое забавное тут именно то, что определить для себя, какой из этих вариантов более точен и объективен, очень сложно.

Первый вариант, вроде бы, серьёзен и обоснован, как любое научное утверждение, коему мы привыкли верить безоговорочно, а если не верим, то тут нас можно ткнуть носом в необразованность, приговаривая что-то вроде: «Учится нужно было, книжки читать, быдло».

Второе определение заставляет усомнится в собственных взглядах, так как «художника обидеть каждый может», а «плюнуть в творческую душу – большого ума не надо». Итог: ты – всё то же быдло, тупое, ограниченное, не способное на чувства, не воспринимающее прекрасное.

Третий вариант могу оставить без комментариев, так как он автоматически определяет в вас представителя серой массы со всеми вышеперечисленными характеристиками.

Чувствуете грань?

Возможно, тут на помощь может прийти немецкий политолог Элизабет Ноэль-Нойман со своей теорией «спирали молчания». Данная теория утверждает, что мнение меньшинства, не являющееся действительностью, может превалировать над мнением большинства, если широко озвучено в СМИ. Грубо говоря, миллионы человек будут слушать одного, но никогда не заговорят о правдивости услышанного с соседом, боясь показаться глупыми или отсталыми. Постепенно каждый из этого миллиона в итоге поверит в услышанное.

Я не утверждаю, что на сегодняшний момент всё именно так, что общество в большинстве своём уже перестало видеть разницу, и современное искусство полностью вытеснило классику. Нет. Пока нет. Но тенденция (опять она, да) пугает. Подмена понятий, обличённая в красивую форму под названием «переоценка ценностей», вставшая в один ряд с упомянутыми мной глобализацией и мультикультуризмом, выступает с ними единым фронтом.

Но, в конце-то концов, что же это такое – современное искусство? Явление современного развивающегося потребительского общества или пустое место? Взаимосвязанное развитие технологий и искусства или маркетинговая пустышка-обманка для зарабатывания денег?

Позволю себе некоторые логические рассуждения, раз уж это моя точка зрения. Возможно, несколько однобокие, но всё же рассуждения.

Говоря простым языком, я, к примеру, в куче говна (пардон!), наваленной посреди комнаты, вижу только эту самую кучу. Я не вижу искусства. Я вижу кучу, и о её принадлежности к вышеупомянутой субстанции мне сообщают зрительные рецепторы. То есть, для меня это факт.

Постулаты же современного искусства не только разубеждают меня в этом, в некоторых аспектах заставляя воспользоваться помимо обонятельных, ещё и вкусовыми рецепторами, но и преподносят мои собственные убеждения и умозаключения, как что-то ошибочное, рождённое на основе закомплексованности и узости взглядов. Хм...

Если подобное не прокатывает, мне предлагается пересмотреть свои моральные устои, осуждающие отправление естественных надобностей в общественных местах как что-то недопустимое. Нет, говорит мне современное искусство, это допустимо! Допустимо хотя бы только для того, чтобы выразить протест, привлечь внимание к определённым проблемам (спасению хомячков и тому подобному). Это же так остро! Другими словами, искусство даже не в самой куче, а в её наличии именно на этом месте и умении «взглянуть под другим углом». Хм...

Если же в глубине моей души ещё теплятся сомнения по поводу того, чем куча субстанции может помочь, например, голодным африканским сиротам-инвалидам с ручными песцами-шиншиллами, на которых охотятся браконьеры-террористы, то аргументация может уйти и в совершенно другую плоскость: автор возвеличивает себя не только самой композицией и техникой её исполнения, но и порывом, смелостью неординарного поступка, направленного на благое дело. Проще говоря, художник уже велик, раз нашёл в себе силы на подобное, автоматически вознося своё мастерство на недосягаемую для простого смертного высоту. К слову, величие данного творца умножится в несколько раз, достигнув непостижимости Вселенной, если о рождении этого шедевра будет сообщено в массы заранее, а если создание пройдёт в прямом эфире, то вообще выйдет за грань понимания пятимерности пространства и времени всего сущего.

Я утрирую, возможно, но по факту, в куче я вижу только кучу. Возможно, также, я пойму человека, вознамерившегося таким образом заработать денег, продумавшего систему обогащения путём манипуляции общественным сознанием посредством СМИ. Молодец, чего уж, заработал, так как для меня о большем речи не идёт. Например, о популярности. Нет, она будет, конечно, но, на мой взгляд, сомнительная. Довольно-таки.

Других причин для того, чтобы валить кучу посреди комнаты, я не вижу. Внутренний порыв? Хм. Крик души? Возможно и крик, м-да. Жажда самореализации?.. Даже не знаю, что и сказать, если жажда сильна настолько...

Искусство? Талант? Мастерство?.. О чём вы вообще?  

Тут-то и возникает вопрос: где же тогда искусство? Куда оно делось? Мы ведь развиваемся! Почему я не вижу новых захватывающих дух полотен, где тысячи разноцветных мазков сливаются в грандиозность «Девятого вала» и «Последнего дня Помпеи»? Почему до сих пор не могу найти достойных современных стихов, где совокупность слогов, динамики, рифмы, размера, образов и смысла сливаются в гениальность «Евгения Онегина» и «Не жалею, не зову, не плачу...»? Где неповторимые переливы каких-то жалких семи нот, упорядоченных и выстроенных в великолепие сороковой симфонии? Почему, наконец, не наблюдаю в кинотеатрах шедевральной совокупности всего вышеперечисленного?

Вместо этого мне подсовывают кучу, рассказывая о её концептуальности, самоотверженности и мастерстве автора, уверяя, что вот он - пик развития!

Это и есть пресловутая подмена понятий? Происходит ли она сама собой по теории спирали развития и упадка цивилизаций? Или из-за потери духовности? Или насаждается искусственно, планомерно и целенаправленно?

Вопросов много, но наши ответы на них лежат в плоскости философствования и субъективных умозаключений, вроде тех бредней, что несут историки или синоптики.

Но ответы на подобные вопросы – не главное. Главное – это то, что подобное «искусство» потеряло свою основную черту – преемственность поколений. Современные «шедевры» теряют свою актуальность уже через пару месяцев. Даже для особых, глубоких душой ценителей, твердящих о развитии.

Впрочем, что это я? Может быть не всё так мрачно и безысходно? Скажете, я пессимист?

Действительно! Какая-никакая преемственность всё же есть – великие имена художников, изобретателей, скульпторов, полководцев и прочих всё ещё помнят, чтят, передают их имена из поколения в поколение!.. Не важно, что одни из них превратились в зелёных мутантов с разноцветными повязками на глазах, а другие стали обезьянами, поднимающими восстания. Не важно. Главное – быть оптимистом.

Светлых вам мыслей.  

 

 Белый

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 4

Другие мнения о данной статье:


Риэла [13.10.2015 22:37] Риэла
Очень интересно было прочесть. Спасибо, что поделились мыслями.
Долгое время тоже пыталась найти ответ на вопрос, что сталось с искусством.
В эти выходные была в Пушкинских горах и видела в музее фотографию черновых листов романа "Евгений Онегин". Знаете, всегда полагала, что слова приходили к Александру Сергеевичу чуть ли не свыше, и была потрясена тем, сколько на этих черновиках исправлений. Порой, чтобы найти одну единственную фразу он исписывал пару листов.
Так дар или труд? Наверное, и то и другое в совокупности. Талант и титанические усилия его обладателя, которые мой бывший руководитель сценарной мастерской назвал "творческими родами".
Кстати о руководителе ... как-то раз он возмутился: "Хотите написать этюд про слепую девочку, поживите хотя бы пару недель с повязкой на глазах. А лучше год". Я попробовала. Сняла через 2 дня и весь вечер смотрела "Танцующую в темноте", "Запах женщины", прочла Киплинга "Свет погас" и сочла, что полученной информации/ощущений хватит для того, чтобы написать этюд. Промучившись же с ним несколько недель поняла, что нет у меня таланта. Может, оно конечно и так, но в добавок у меня не было еще и ощущений. Я не вышла за границы привычной реальности. Не вошла в зону дискомфорта.
Сейчас популярна точка зрения, что дискомфорт порождает стресс = психические болезни и плохое самочувствие. Наша эпоха подчинена комфорту. Сидения автомобилей становятся все удобнее, айфоны все совершеннее, а для того, чтобы получить знания не нужно топать в мороз пару километров до библиотеки - достаточно зайти в интернет. Но если бы, к примеру, спортсмены стремились бы на тренировках сохранять комфортное состояние, разве они чего-то бы добились?
Дискомфорт=рост/эволюция, поэтому и стремление к комфорту = деградация.
Разумом это понимаю, но до чертиков сложно порой дать себе пинка и хотя бы выйти на прогулку по осеннему парку.
Смеюсь )) Еще и сокрушаюсь по тем временам, когда люди передвигались на своих двоих и понимали, что не только мысль требует развития, но и чувствование... и "унылая пора" была "очей очарованием", а не "Вот мерзость. Когда же снова лето?".
Но я увлеклась... Имхо, критика эпохи деструктивна. Она вызывает всегда две реакции: первая от сопереживающих - "да-да-да!", а вторая от безразличных - "ничего не понял, многа букаф". И ничего не меняет. Перемены несет только волшебный пинок. И лишь самому себе. С него начинается бегство от комфорта, а значит к чему-то новому.

Буду с нетерпением ждать Ваших рассказов. Образы настолько глубокие, что оказываешься внутри картинки. Осязаешь. Чувствуешь.
Пишите! И успехов Вам!

Кики [20.10.2015 13:30] Кики
Скажу, батенька, что вы нашли отклик в моей душе. Приятно осознавать, что баба-яга не одинока в своих протестах))

[13.12.2015 18:01] Белый
Риэла, благодарю за отзыв!
Да, вопреки распространённому мнению, что "гении и таланты творят без черновиков", пот, пыль, напряжение и грязь предшествуют любому стоящему, действительно хорошему произведению, будь то статуя в мастерской скульптора или же поэма на столе писателя.
По поводу всего остального - да, сейчас, в наши дни всё перевёрнуто с ног на голову. Нужно переворачивать обратно. Или пытаться.


Кики, рад! Благодарю Вас!

Руста [25.05.2016 02:11] Руста
Возможно, потому, что в детстве меня настойчиво "строили", выросла я протестной личностью и всё подвергаю сомнению. Искусство для меня, как и вера, дело скорее интимного свойства, нежели публичного: нравится - скажу, не нравится - промолчу, но подумаю. А вот теория спирали молчания меня заинтересовала. Не слышала о такой, поэтому с Вашей подачи ознакомилась и с ней, и с ее автором. Заставила задуматься, да. И думы мои касались совсем не искусства, признаюсь честно. Прервать молчания способен не каждый, а даже если и прервет, не всегда это на пользу. Иногда во зло. Но без этого не возможна эволюция, которая наверняка идет тоже по спирали.
Что касается искусства, то будем надеяться, что оно движется не по спирали, а по траектории маятника, и когда-нибудь обязательно вернется к ценностям классики. Наиграется, и вернется. По крайней мере, хочется в это верить. Спасибо, как всегда, за лишний повод подумать и поразмышлять.

Список статей в рубрике: Убрать стили оформления
24.02.15 22:05  Горький шоколад   Комментариев: 11
09.10.15 22:25  Искусственная современность   Комментариев: 4
24.12.14 19:05  О бедном учёном замолвите слово...   Комментариев: 3
11.01.16 20:57  Езда на выживание   Комментариев: 4
09.11.11 08:47  Прощай, Стив Джобс   Комментариев: 5
14.12.09 00:26  Эволюция   Комментариев: 12
13.12.09 18:00  Месяц, месяц, ты могуч   Комментариев: 9
13.12.09 14:31  Ах, эта свадьба...   Комментариев: 8
02.11.18 19:39  Подземка: голоса в голове   Комментариев: 1
05.12.16 13:29  Пишите письма   Комментариев: 2
05.03.16 10:34  Выберись из комнаты   Комментариев: 2
09.10.15 22:24  Особенности национального Левиафана   Комментариев: 2
24.02.15 21:25  Езда с препятствиями   Комментариев: 11
16.08.14 11:02  Куда уходит детство   Комментариев: 2
16.08.14 11:01  Кто бы мог подумать   Комментариев: 3
31.07.14 13:39  На вечную память   Комментариев: 4
09.02.14 16:09  Капризы погоды   Комментариев: 8
09.07.13 22:33  Будни мухи в паутине   Комментариев: 5
17.12.12 14:37  "Спасибо!"   Комментариев: 4
16.08.12 13:40  По ту сторону объектива   Комментариев: 5
23.02.12 20:37  Выборы   Комментариев: 1
28.10.11 10:55  Подземка   Комментариев: 9
26.04.11 07:49  Всё течёт, всё изменяется   Комментариев: 7
23.04.11 15:36  Generation П   Комментариев: 8
24.12.10 21:33  Кинематограф в России   Комментариев: 7
12.09.10 16:18  Дороги дружбы   Комментариев: 15
29.05.10 17:10  Остаться в живых   Комментариев: 11
28.05.10 14:18  О загадочной русской душе   Комментариев: 8
27.02.10 15:11  Призрак весны   Комментариев: 5
27.02.10 01:05  Век сегодняшний   Комментариев: 2
20.02.10 21:17  Невидимая сторона   Комментариев: 7
22.09.09 15:45  Танец одиночества   Комментариев: 7
22.09.09 10:33  Лихорадочные размышления   Комментариев: 3
31.07.09 17:44  МММ или Мужчина Моей Мечты   Комментариев: 8
18.07.09 15:36  Синема   Комментариев: 6
Добавить статью | Хроники Темного Двора | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение