Конь да путник, али вам не туго?
Кабы впрямь в пути не околеть.
Бездорожье одолеть - не штука,
А вот как дорогу одолеть?
И у Чёрта, и у Бога
На одном, видать, счету,
Ты, российская дорога -
Семь загибов на версту.
«Дороги», из к/ф «Гардемарины, вперёд!»
На просторах бывшего Союза очень любят экспериментировать с ремонтом того, что принято называть дорогами. Большинство из нас, думаю, может с ходу вспомнить как минимум три случая, когда хотелось покрутить пальцем у виска, наблюдая за телодвижениями работников дорожных служб. Глядя, например, на то, как каток деловито выравнивает свеженький асфальт прямо по январскому снегу, возникает закономерный вопрос: зачем? Ведь это деньги, пущенные на ветер, и повторный ремонт (а значит, снова перекрытый участок улицы, пробки, грязь) через полгода! Издеваются они, что ли?!
Ан нет, дорогие друзья. Не так всё просто. На самом деле, кроме минусов, у этих экспериментов над пешеходами, водителями и автомобилями есть ещё и плюсы. Не верите? Тогда давайте попробуем найти эти самые плюсы на конкретных примерах.
Итак, исходная: лето, пятница...
1. «Заплаточный» ремонт.
Примерная ситуация: дорога на работу/учёбу, знакомая до последней ямки и люка. Вы едете на эту самую работу/учёбу... нет, лучше уже домой. Пятница, конец рабочей недели. Вы устали, но дома ждёт ванна и вкусный ужин, а в перспективе – суббота и поездка за город на шашлыки в приятной компании (ну, может, на дачу сажать картошку, но мне приятней думать о шашлыках...). В магнитоле диск с любимой музыкальной подборкой, настроение вроде как ползёт вверх...
И тут машина будто спотыкается. Вы от неожиданности откусываете фильтр сигареты, зажатой в зубах (хорошо, если не язык), и жмёте на тормоза. Через секунду откуда-то поднимается вонючий синтетический дымок, потому что сигарета упала на сидение (да-да, обязательно куда-нибудь под ляжку, пропалив заодно обивку сидения и штаны/юбку). Если вы не курите, то радости всё равно мало, потому что в этот момент у вас может быть в руке банка газировки или мороженое. Ну а может и ничего не быть. Вы выходите из своего авто, чтобы посмотреть, куда же вы влетели, и наблюдаете ровные срезы верхнего слоя асфальта на дороге. Наши дорогие ремонтники готовятся ставить свежие заплатки на тех местах, где раньше были ямки, для этого вырезая художественные квадратики и прямоугольники в произвольном порядке. Вам по закону подлости выпало влететь в самую неудачную такую «заготовку», глубокую и узкую. И вот вы стоите и дивитесь тому, как эти... нехорошие люди умудрились выкопать такое идеальное препятствие, с такими потрясающе ровными краями. Глубина – не меньше трёх сантиметров.
Последствия: в зависимости от скорости движения и глубины препятствия (так же как при обычных выбоинах). Если вы ехали медленно, не больше 40 км/ч, то есть шанс отделаться лёгким испугом: прожженным сидением, пятнами газировки в салоне или – о, чудо! – только прикушенным языком – в зависимости от того, что было у вас в этот момент в руках. Если скорость была больше, то в активе, скорее всего, будет погнутый колёсный диск и спущенное колесо.
Минусы: движение по дорогам превращается в настоящий слалом между будущими заплатками. Ремонт такой недолговечен, потому как практически сразу на этих же местах появляются новые дыры - старый-то асфальт остался и продолжает расползаться дальше.
Плюсы: никто никуда не торопится, все начинают ехать медленно и осторожно. Хорошая тренировка внимания и реакции. Ну и выдержки, разумеется. Вырабатывается привычка материться тихо и с чувством, тщательно подбирая слова и придумывая новые эпитеты, а не просто неинтеллигентно орать, что все козлы.
2. Замена подземных коммуникаций.
Примерная ситуация: вы миновали отрезок пути, подвергшийся «заплаточному» ремонту. Вроде даже колёса на месте остались. Подпалину на сидении можно будет закрыть чехлом, пятна вывести какой-нибудь специальной чистящей пеной, прикушенный язык к вечеру перестанет о себе напоминать. Всё не так уж плохо. Нет, вот об этом вы зря подумали! В ответ на этот всплеск оптимизма перед вами тут же возникает очередной сюрприз в виде перекрытой как минимум наполовину дороги. На тротуаре разложены трубы приличного диаметра, на огороженном участке появилась удивительной глубины траншея. Это начался очередной летний аттракцион – ремонт теплоцентрали (или газопровода, или водоснабжения). Перспектива известна: перекопанная на всё лето дорога и смутная надежда, что зимой всё-таки не будут бить гейзеры кипятка. Надежда, разумеется, не оправдается, но это обнаружится только с наступлением холодов, а пока... Пока вы стоите в гигантской пробке и голова начинает болеть от истеричных «би-би, фа-фа». Все мысли сосредоточены на том, чтобы ваше авто не притёр тот хам, что упорно пытается протиснуться мимо вас. А ещё отчаянно хочется в туалет.
Последствия: асфальт на место, конечно, вернут, но велика вероятность, что под ним будут размывы и прочие подобные прелести. Трубы всё равно будет прорывать – факт, подтверждённый годами.
Минусы: изнуряющая пробочная толкотня на этом отрезке дороги с множеством мелких аварий наверняка продлится до конца лета. Ищите объездные пути.
Плюсы: хороший повод вспомнить, что горячую воду зимой опять разок-другой отключат и в кране, и в батарее. Сделайте наконец себе пометку: купить бойлер и пару обогревателей! Как говорится, готовь сани летом.
3. Полная замена дорожного полотна.
Примерная ситуация: вам удалось проскочить полосу препятствий в виде «заплаточного» ремонта и траншей без ущерба для нервов и авто. Допустим, вас предупредили коллеги, которые выехали с работы на десять минут раньше. Вы в очередной раз убеждаетесь в правдивости поговорки про то, что будет, если поспешишь. Настроение безмятежное. Поверив в то, что удача на вашей стороне, вы переносите выезд на дачу на сегодняшний вечер (действительно, зачем время терять?). Договорившись с товарищами встретиться где-нибудь на выезде из города, вы заезжаете за подругой/другом, который не имеет собственного ТС, в магазин за мясом/помидорами/коньяком и радостно отправляетесь на фазенду. И всё вроде бы прекрасно, пока на каком-нибудь десятом километре загородной трассы с полутора полосами в каждую сторону вы не догоняете хвост огромной пробки. Сзади вас тут же подпирает какой-нибудь КамАЗ, ЗИЛ или хотя бы «газель». Водитель вы в меру дисциплинированный, так что разворачиваться через двойную сплошную линию разметки не будете. До ближайшего разрыва ещё километра три. Сначала вы в недоумении гадаете, с чего взялся этот затор, потом начинаете нервничать, от нечего делать вылезаете из авто и идёте к сборищу таких же бедолаг, которые недовольно гудят на манер растревоженного осиного улья. Вот там и выясняется, что дорогу начали ремонтировать, закрыв одну из сторон движения и пропуская транспорт по очереди в оставшейся полосе.
Последствия: потерянное время. До дачи вы доберётесь гораздо позже запланированного.
Минусы: скопление машин и возможные мелкие аварии типа «поцелуй меня в бампер» или «давай я тебя поцелую». Жара, холод или дождь в зависимости от времени года. Общая нервозность водителей, и, как следствие, увеличение случаев дорожного хамства и нарушений ПДД.
Плюсы: возможность познакомится с симпатичным парнем/девушкой из «мерседеса» перед вами, протереть стёкла, разобрать завал в «бардачке», поиграть в бадминтон на обочине. Ещё можно поймать ту же радиостанцию, которую слушают в машине в двух авто позади тебя, и устроить open-air прямо на дороге. А что, тоже вариант! Кстати, это шоссе давно пора было привести в порядок...
4. Ремонт дачных дорог.
Примерная ситуация: поздравляю, вы наконец-то доехали до родного дачного посёлка. Даже ещё не совсем стемнело. Друзья на втором экипаже продолжают торчать в пробке, зато вы успеете разжечь мангал и нарубить салатик. И дачка ваша в свете всех событий ну такая родная...
Изрядно покуролесив ночь напролёт, наевшись до отвала, напевшись до хрипоты песен под душевные гитарные переборы, вы отправляетесь спать. В планах – не открывать глаза раньше обеда.
Не тут-то было. Одновременно с чахоточным соседским петухом под вашими окнами раздаётся рёв движка какого-то грузовика. Вы сонно материтесь, поворачиваетесь на другой бок и пытаетесь спать дальше. Но тут начинает работать компрессор. Или отбойный молоток. Или ручная машина для утрамбовки грунта. Не важно – звук одинаково громкий и раздражающий. Вы скатываетесь с койки с твёрдым намерением задушить того, кто нарушил ваш покой, выходите на крыльцо и наблюдаете группу гастарбайтеров, которые укладывают гравий, а сверху – резиновую крошку. На вопросы типа «чёзанах?» и «с какого перепоя?» вам отвечают, что правление посёлка взялось-таки за ремонт вверенных их заботе дорог. Вы не рады?
Минусы: новое покрытие хорошо закрепится только при условии устойчивой высокой температуры, которая по идее подплавит верхний слой и свяжет его с гравием внизу. Но даже в этом случае радоваться отсутствию выбоин придётся не больше двух сезонов. Такие дороги моментально расползаются под колёсами большегрузных машин, а летом на солнцепёке ещё и воняют...
Плюсы: можно договориться и утащить себе на участок пару тачек гравия. Дорожки обновить и всё такое. Не забудьте подбить соседей на поход в дачную управу, чтобы высказать своё «фи» председателю. Кстати, ранний подъём тоже не так уж плох, ведь кто рано встаёт, тому... нет, не весь день спать хочется! Хотя и это тоже...
Продолжать этот список можно долго, благо разновидностей дорожных работ - неисчислимое множество. В заключении хочу сказать вам, дорогие водители и пешеходы: давайте в любой ситуации будем вежливы по отношению друг к другу! Приключений и опасности на дорогах предостаточно, а вот человечности – мало.
Сохраняйте спокойствие в любой ситуации и будьте взаимовежливы!
P.S.: Все рассмотренные выше ситуации основаны на личным опыте путешествий по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и не являются попыткой оценить чью-то работу.
Арабеска