Наверное, все приключения начинаются со «скучно и...» дальше путь развития у каждого свой. Мой же продолжился вопросом «куда бы пойти?». Читая о проходящих мероприятиях, увидела информацию о ночной экскурсии по следам романа «Мастер и Маргарита». То, что экскурсия начинается в час ночи, а заканчивается в шесть утра, еще больше подогрело интерес, но на улице была зима и идею отложила до лучших времен.
Наступила весна, потом лето и вот, наконец, время и желание совпали. В означенный день мы, три дамы (не Бальзаковского возраста) встретились в вестибюле станции метро «Маяковская», чтобы, углубившись в ночную жизнь города, пройтись по описанным в романе местам.
Дом № 10 по Большой Садовой. Арка с чугунными воротами, пройдя сквозь которую, попадаешь в двор-колодец. Посредине двора стоит красный автобус с надписью «302-БИС», вокруг него небольшой ажиотаж. Пришедшие на экскурсию находятся в радостном возбуждении и ожидании чего-то мистического. Возле входа нас встречают фигуры Коровьева и Бегемота, сфотографироваться с которыми хотели почти все. Но вот экскурсовод зовет всех подняться по скрипучей, старинной лестнице в «Булгаковский дом». И во втором часу ночи экскурсия начинается.
На самом деле помещение, в которое мы попали, во времена Булгакова принадлежало жилконторе, а «нехорошая квартира» находится в соседнем подъезде, но об этом чуть позже.
Пять комнат, высокие потолки, скрипучий паркет и приглушенный свет бронзовых, украшенных упитанными ангелочками люстр. На стенах – зарисовки к романам Булгакова, фотографии его и его жен (которых за всю жизнь у него было три). Стоит заметить, что «Булгаковский дом» появился исключительно благодаря меценатам и поклонникам Михаила Афанасьевича, им удалось получить помещение под экспозицию и придать ей официальный статус. Когда энтузиасты получили помещение в свое ведение и начали ремонт, оказалось, что под ним – огромный подвал. Среди сложенного там хлама, были найдены многие вещи, из которых и сложился интерьер. И даже чугунная голова Берлиоза, сейчас лежащая под макетом тра
мвая, была взята именно там. Сейчас в помещении подвала театр.
(Макет будущего памятника Булгакову)
Переходя из комнаты в комнату, мы слушаем историю жизни писателя. Булгаков был старшим из семерых детей и с детства участвовал в театральных постановках. Он видел себя артистом, но ранняя смерть отца перевернула планы, и Михаил Афанасьевич стал врачом. Это было обусловлено тем, что два его дяди по материнской линии – медики –имели стабильный доход. В то же время на выбор профессии могла повлиять еще и смерть отца от болезни почек. Юный Миша догадывался о том, что и сам может заболеть в будущем, и полагал, что, будучи близким к медицине, сможет избежать участи отца. Забегая вперед, следует упомянуть, что писатель все-таки умрет от того же заболевания, что и его отец. Булгаков вообще очень часто оказывался прав в отношении своего будущего, словно знал его наперед.
Учась в университете (учеба растянулась на семь лет из-за проблем со
здоровьем), набирался врачебного опыта в прифронтовых госпиталях (в то время шла Первая мировая война), безмерно желая попасть на работу в морское ведомство, в чем ему было отказано по состоянию здоровья. Окончив университет, Михаил Афанасьевич отправляется в Смоленскую губернию. Работа земским врачом отбирает все силы, но при этом он находит время, чтобы писать. Тогда же проявляется его пристрастие к морфию, побороть которое получается далеко не сразу.
Помотавшись по фронтовым госпиталям, в итоге решает оставить медицину окончательно и серьезно заняться литературной деятельностью.
Осенью 1921 года Булгаков прибывает в Москву, чтобы осесть в ней. Работу находит на второй день, а вот решить жилищный вопрос человеку, приехавшему без денег, было куда сложнее. «И тут в безобразнейшей наготе передо мной стал вопрос... о комнате» – вспоминал писатель. В жилотделе ему сказали, что комнату предоставить могут только через два месяца...
«В двух месяцах приблизительно 60 дней, и меня очень интересовал вопрос, где я их проведу. Пять из этих ночей, впрочем, можно было отбросить: у меня было пять знакомых семейств в Москве» – писал Булгаков, и действительно несколько раз ему удалось перекантоваться у знакомых, но неизбежно настал момент, когда писателю некуда было пойти. От безнадеги одну ночь он провел на Пречистинском бульваре: «Он очень красив, этот бульвар, в ноябре месяце, но ночевать на нем нельзя больше одной ночи в это время. Каждый, кто желает, может в этом убедиться». И кажется, что это конец – Булгаков не нужен Москве, этот город выгоняет его, вынуждая вернуться в Киев. Но судьба, а быть может, злой рок, решает иначе, и Михаилу Афанасьевичу чудом достается комната, принадлежащая его сестре Надежде и ее мужу Андрею. Проблемы на этом не закончились, необходимо было получить прописку на так называемое «совместное жительство (квартира была коммунальной), в чем Булгакову постоянно отказывали и даже угрожали расправой, если он не съедет. Тогда он, исполненный отчаяния, пишет письмо самому Ленину, и судьба поворачивается к нему снова, на этот раз имея лик Надежды Константиновны Крупской. Ордер на совместное жительство был получен, и семья Булгаковых поселилась в комнате квартиры № 50 на вполне законных основаниях. Позже упоминания о ней появятся во многих произведениях писателя...
Михаил Афанасьевич сотрудничает с газетами «Гудок», «Рабочий», «Медицинский вестник», работает секретарем в Лито (Литературный отдел Главполитпросвета Наркомпроса), пишет фельетоны и очерки.
Первые годы жизни в Москве были тяжелыми, экскурсовод вдохновенно и трогательно рассказывала обо всех злоключениях, что выпали тогда на долю Булгаковых, настолько проникновенно , что не сопереживать писателю и его жене невозможно.
Обойдя все комнаты и рассмотрев выставленные рисунки, выходим в московскую ночь. Рядом не затихающее ни днем, ни ночью Садовое кольцо, а во дворе тишина. Идем за экскурсоводом в соседний подъезд, на пятом этаже которого находится «нехорошая квартира». Все стены подъезда расписаны творчески одаренными, но не имеющими бумаги гражданами. Поклонники писателя так достали местных жителей, что в подъезде не осталось жилых квартир, а может, это действует аура «нехорошей квартиры», и люди исчезли.
Время около трех, и мы выходим на Большую Садовую, чтобы пройдя метров десять, оказаться в парке «Аквариум» (в котором Бегемот и Коровьев напали на Варенуху), что рядом с театром «Сатиры». Для меня стало откровением, что он является прототипом театра «Варьете», в котором Воланд давал сеанс черной магии. В 20-е годы прошлого века там находился цирк братьев Никитиных, а после мюзик-холл. Никогда не замечала, что крыша театра действительно имеет форму купола. Сейчас он почти полностью скрыт бетонным фасадом.
Следующей остановкой на пути был Тверской бульвар, в тихом особняке которого сейчас находится литературный институт им. Горького, а в романе Булгакова именно там находился дом Грибоедова и в нем – известный МОССОЛИТ, где состояли Берлиоз, Бездомный и критик Латунский, в пух и прах разнесший роман мастера. Там, по очень меткому описанию Булгакова, никто не занимался литературой, а только решением насущных вопросов.
– Я вчера два часа протолкался у Грибоедова
– Ну и как?
– В Ялту на месяц добился
– Молодец!
(цитата из романа «Мастер и Маргарита»)
До следующего места, описанного в романе, можно было дойти пешком. В Гнездиковском переулке стоит дом, в котором Булгаков познакомился со своей третьей женой Еленой Шиловской, этот же переулок считается местом, где впервые встретились Мастер и Маргарита.
«Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее...» – так описывала свои чувства Елена Сергеевна.
Это здание входит в комплекс доходных домов, и так как в Москве всегда была проблема свободного места, то при нем не было дворовой территории, так что под прогулки оборудовали крышу. Там гуляли мамы с колясками, играли дети, зимой заливали каток.
Но вот уже начинает светать, и наш автобус едет дальше по переулкам не засыпающего города. Под мерный рассказ экскурсовода открывались страницы путешествия героев романа. Так мы оказались на смотровой площадке Воробьевых гор. На улице четыре часа утра, над Москвой восходит солнце, а мы, глядя красными от недосыпа глазами, слушаем, как Мастер прощался с городом, прежде чем сесть на коня и отправиться вслед за Воландом и его свитой.
Время полпятого. Арбатская площадь, в круглосуточных кафе уже продают завтраки, и у нас небольшая передышка, чтобы попить кофе на старом Арбате. Культовое, почти не меняющееся место, где, если повернуть в любой из переулков, идущих в сторону Гоголевского бульвара покажется, что шагнул в прошлое. Предполагала, что мы непременно должны были поплутать в арбатских переулках и посмотреть дворики, но в программе этого нет, а значит, снова садимся в автобус, чтобы подъехать к дому, в подвале которого жил Мастер. Автобус поворачивает в Мансуровский переулок. Это похоже на чудо – в центре Москвы, между каменными особняками, стоит деревянный дом с печной трубой на крыше. Он жилой, топится печка, но опасаясь паломничества поклонников писателя, нынешние владельцы закрылись глухим забором. Булгаков часто бывал в этом доме у своего друга, снимавшего там подвальное помещение, вот оно-то и стало прототипом комнаты Мастера.
На часах – начало шестого, автобус, выехав на Большую Садовую, поворачивает на Спиридоновку, где располагается дом, ставший прототипом особняка Маргариты. Особняк на самом деле принадлежал Савве Морозову и был построен для любимой жены предпринимателя – Зинаиды Зиминой. Женщина блистала в обществе, и ходили слухи о ее романах на стороне, в итоге Зинаида бросила богатого и не жалевшего для жены ничего Савву, ради бедного писателя. Морозов уехал за границу и вскоре умер. По Москве поползли сплетни, что его то ли убили, то ли он покончил жизнь самоубийством. Во всяком случае все средства, которые покойный мог получить по страховке, он завещал ушедшей от него женщине. Скандал вышел громкий, тем более что на полученные деньги Зинаида Григорьевна издала книгу своего возлюбленного. Возможно, именно эта история была вплетена Булгаковым в роман.
Дальше пешком со Спиридоновки поворачиваем в Ермолаевский переулок, и вот Патриаршие пруды. Когда-то давно их было три, но потом два осушили, и остался один. Именно здесь в тени деревьев произошла ставшая судьбоносной и давшая начало роману встреча Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом. На этом месте хотели установить скульптурный ансамбль, состоящий из нескольких скульптур – Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, кота Бегемота и Азазелло, Коровьева и Понтия Пилата, Мастера и Маргариту, а также 12-метровый бронзовый примус-фонтан. Но из-за возражений местных жителей, церковников и некоторых деятелей культуры, воздвижение ансамбля было приостановлено, а потом и вовсе отменено. Отлитый макет скульптуры Булгакова, сидящего на поломанной скамейке, был передан «Булгаковскому дому» скульптором Рукавишниковым, который и должен был бы стать автором сего масштабного произведения.
Роман «Мастер и Маргарита» писался с 1926 по1940 год. Булгаков пять раз вносил редакторские правки, переписывая целые главы романа и постепенно меняя сюжет. Уже будучи смертельно больным, надиктовывал свои мысли, которые за ним записывала его жена Елена Сергеевна.
Последняя правка романа была прекращена 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до смерти Булгакова, на фразе: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» на середине девятнадцатой главы романа... Это, как будто последнее мистическое событие в жизни Булгакова, роковой намек на скорый конец.
По Малой Бронной мы выходим снова на Большую Садовую. На часах шесть утра, и это окончание путешествия длиною в ночь. Усталые, сонные, но довольные и полные впечатлений дем ко входу в метро.
Экскурсия закончена, но история, услышанная и в какие-то моменты даже мысленно представленная, благодаря живому рассказу экскурсовода, до сих пор не отпускает. Захотелось узнать как можно больше фактов из жизни Михаила Афанасьевича, проследить мистический след, красной нитью проходивший через всю жизнь писателя и приведший к скорой смерти. «Рукописи не горят» – так звучит знаменитая цитата из романа, а вот люди творческие и безмерно талантливые, зачастую очень быстро выгорают. Так случилось и с Булгаковым, он ушел непринятым, искренне желавшим одного: чтобы роман его жизни увидел свет.
«Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы и начала слов, – вспоминала Е.С. Булгакова. – Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он что-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье – лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: “Твои вещи?” Он кивнул с таким видом, что и “да” и “нет”. Я сказала: “Мастер и Маргарита?” Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что “да, это”. И выдавил из себя два слова: “Чтобы знали, чтобы знали...” »
|