Хороших фильмов ужасов много, а порошка бесстрашия у меня мало, поэтому я расскажу вам о пяти рейтинговых ужастиках, просмотренных мною в рамках темы нашего выпуска.
Вам будет страшно и интересно... может быть...
Сайлент Хилл.
2006
Описание фильма: Молодая мать, отчаявшись найти лекарство от таинственного заболевания своей дочери Шэрон, отказывается отдать ее в психиатрическую лечебницу. Вместе с Шэрон она отправляется в Сайлент Хилл, город, название которого ее дочь постоянно твердит во сне.
Несмотря на сопротивление мужа, Роуз убеждена, что найдет там ответы, в которых так нуждается. Но когда они подъезжают к заброшенному городу, на дороге появляется таинственная фигура, Роуз резко тормозит, и машина попадает в аварию... Придя в себя, женщина обнаруживает, что Шэрон исчезла...
В компании упрямой женщины-полицейской из городка неподалеку Роуз отправляется на поиски своего ребенка в Сайлент Хилл, место, непохожее ни на одно другое: город покрыт туманом, его населяют странные, проклятые создания, и время от времени он погружается во Мрак, который буквально меняет все, к чему прикасается...
В поисках дочери Роуз узнает об истории Сайлент Хилла, его пуританском прошлом, полном насилия, и причинах проклятия, висящего над городом. Она понимает, ее ребенок – лишь часть большой, ужасающей головоломки...
Мнение после просмотра: Скажу сразу, основанный на компьютерной игре фильм «Сайлент Хилл» смотреть нужно. И можно даже не один раз, чтобы уловить все детали и собрать их в единую картину.
Отделенный от реального мира пеленой тумана Сайлент Хилл находится в другом измерении, представляя собой островок воспоминаний. Жизнь здесь замерла, время навсегда остановилось в 1974 году, когда все вокруг вследствие пожара находилось в разрухе. Независимо от времени суток без каких-либо причин на город наползает тьма, превращая его в мир, сотканный из страхов и ненависти главной героини Алессы. Немудрено, что в такой обстановке жители, еще в хорошие времена повернутые на своем весьма необычном религиозном движении, окончательно стали фанатиками.
В центре фильма, на мой взгляд, два основных понятия. Первое – это сила веры, пусть достаточно извращенной, но помогающей людям, защищая их церковь от тьмы. И даже Алесса, чья ненависть поглотила город, не может проникнуть внутрь. Второе – наличие цели. Для Алессы это жажда мести, что позволило ей выжить в пожаре. Для Роуз – поиски своей приемной дочери Шэрон, которой она всем сердцем хочет помочь. И это желание даже сильнее веры скрывающихся в церкви фанатиков.
Мне очень нравится то, что даже мелочи несут смысловую нагрузку. Не бывает света без тьмы, и нет тьмы без света, поэтому душа девочки раскалывается на две половины: терроризирующего горожан демона темную Алессу и светлую малышку Шэрон. В глазах ребенка мать – святое божество, поэтому только Далия (мать Алессы) может находиться за границами церкви в объятом тьмой Сайлент Хилле. Или, к примеру, монстры. Все эти создания на самом деле люди, наказанные за свои грехи.
Лишь собрав по кусочкам картину, я пришел к самому страшному моменту фильма – концовке. Изначально дорога заканчивалась обрывом, потому что Алесса не знала мира за пределом города. Но встретившись с Шэрон, она дополнила свою реальность воспоминаниями светлой стороны, тем самым расширив ее. Да, Шэрон и Роуз возвращаются в свой дом, но не находят там никого, вокруг только туман. Из туманного измерения нет выхода.
Вывод: «Сайлент Хилл» мрачный и пугающий, не лишенный смысла и логики фильм, который я охарактеризовал бы как достаточно запутанный и атмосферный психологический триллер, приправленный перчинкой ужаса.
Спуск.
2005
Описание фильма: Компания смелых очаровательных девушек привыкла проводить свой отпуск в экстремальных путешествиях. На этот раз принято решение исследовать отдаленные горные хребты. Все идет неплохо до тех пор, пока они не находят загадочный грот. Какие тайны он хранит? Женское любопытство одерживает верх над осторожностью, и вот подруги уже глубоко под землей.
Внезапный камнепад замуровывает выход наверх, и герои вынуждены отправиться вглубь бесконечных темных катакомб в поисках спасения. Вскоре они выясняют, что мрак, холод, голод, отчаянье и страх – не единственные их попутчики в этом подземном путешествии. Грот оказывается населенным неизвестными кошмарными созданиями, которые не прочь познакомиться поближе... Долгожданный отпуск оборачивается леденящим душу ужасом, а загадочная пещера — склепом. Темнота и тишина...только слышно, как быстро бьется твое собственное сердце, охваченное первобытным страхом...
Мнение после просмотра: Самая важная философия фильма: странные существа – девушки. По-другому и не скажешь. Все у них в жизнях не идеально и не гладко, что казалось бы, повод завалиться в Майами и полежать на пляже, сходить в клуб или на свидание, но они не ищут легких путей, предпочитая экстрим в горах. Ладно, спишем на ПМС. Но зачем, зачем впятером лезть в пещеру, которой нет не только в маршруте, но на картах? На что списать? К концу ленты ответа на вопрос так и не находится.
Фильм держится на минимализме: подземные пещеры, голые камни, темнота, грязь, странные шорохи, природа которых скрывается в непроглядном мраке. Конечно, сразу понятно, что «подружки», после обвала оказавшиеся в ловушке, идут на верную смерть, но как-то уныло, хочется чего-то большего. Катастрофически не хватает живости. И живности тоже. Я уже подумывал выключить кино, как вдруг в кадр попали пещерные жители. Что примечательно, они не особо-то и уродливые, напоминают братьев Голума из трилогии «Властелин колец». Нет ни суперсил, ни интеллекта. Из всех чувств остался только слух, да и тот эволюция обошла стороной. Но страшно, мне реально было страшно благодаря режиссерской работе, резко выпрыгивающим из мрака на камеру тварям и так же резко исчезающим в ней.
Сюжет во многом предсказуем. Вместо того чтобы действовать в команде, девушки подтверждают то, что они девушки, разбредаясь в разные стороны и разбегаясь при виде монстров. Ко всему еще всплывают их тайны и обиды друг на друга. И уже не понятно: опаснее тварь из пещеры или подруга с лопатой.
Вывод: «Спуск» достаточно незамысловатое, не обремененное смыслом и логикой кино, в котором, несмотря на минусы, присутствуют качественная, держащая в напряжении атмосфера ужаса и убийственная концовка. Вполне сойдет на один раз.
1408.
2007
Описание фильма: Известный писатель Майк Энслин, сочиняющий свои романы в жанре «ужасы», пишет очередную книгу о необычных явлениях и полтергейсте в отелях. Не верящий в существование загробной жизни, Энслин решает поселиться в печально известном номере 1408 гостиницы «Дельфин», который пустует многие годы: по слухам, там обитают привидения. Невзирая на предупреждения старшего менеджера мистера Джеральда Олина о грозящей опасности, упрямец настаивает на своем, даже не предполагая, каким кошмаром обернется предстоящая ночь...
Мнение после просмотра: Фильм является экранизацией одноименного рассказа Стивена Кинга, который, как мне казалось, сложно качественно растянуть на полтора часа экранного времени. Нет ни монстров, ни апокалипсиса, только писатель, скептически относящийся к мистике, и доказывающий обратное номер в отеле. Жуткий, зловещий, словно живой номер, который проникает в душу, вытягивает спрятанное глубоко внутри и причиняет боль.
В фильме мало диалогов и слов. Упор сделан на звуки: плачь, скрип, шорохи. В кадре множество выгодно подчеркнутых мелких деталей, которые, объединяясь, создают таинственную, мистическую атмосферу. Визуальный ряд продуман до мелочей. Конфетки на кровати удается пережить, а после чудовищного радио, зеркала и удавки становится и правда жутко. И это далеко не весь арсенал номера. Доходит до того, что хочется нажать на паузу и нервно покурить, потому что ужас все нагнетается.
Отмечу также эмоции, мастерски переданные игрой Джона Кьюсака, что по-настоящему вызывает чувство страха, трепета. Безумно жаль героя, увидевшего свою жену, вновь испытавшего сильнейшую эмоциональную боль и пережившего смерть дочери.
В конце я так и не понял, что это было. Всего лишь страшный сон, который не выветрится из памяти? Галлюцинации? Или реальность, в которой все же есть место таинственности и мистике? Скорее всего создатель фильма хотел показать, что в привычном мире есть место необъяснимым явлениям, способным вытаскивать из нас внутренних демонов. Тогда в конце остается всего один вопрос: «А выдержал бы я?».
Вывод: При всей насыщенности, загадочности, атмосфере безысходности и жутковатых сценах фильм «1408» сложно назвать ужасами. Это триллер, достаточно оригинальный, эмоциональный и захватывающий.
28 дней спустя.
2002
Описание фильма: Группа «зеленых» экстремистов вторгается в центр исследования приматов и выпускает из секретной научной лаборатории обезьяну, зараженную вирусом неудержимой агрессии. Смертельный вирус, передающийся через кровь за считанные секунды, приводит к мгновенному заражению и, соприкасаясь с любым живым существом, превращает его в кровожадного монстра.
Через четыре недели вся Англия охвачена страшной эпидемией: многие люди эвакуируются, другие ищут безопасные места, в надежде спастись. Те, кому посчастливилось не заразиться, вместе с группой военных прячутся в заброшенном доме. Им предстоит разобраться в ситуации и попытаться ее исправить...
Мнение после просмотра: Ознакомившись с трейлером, я решил, что этот фильм похож на уже попахивающую сериалом «Обитель зла» и «Я – легенда», если вообще не слизан местами подчистую. И в первых же кадрах я увидел отсылку к ним – больницу, в которой вышел из комы герой, пустые коридоры, брошенные на дорогах машины, безлюдный Лондон. Узнаваемо, правда? Разве что, в «28 дней спустя» это не просто эффектные декорации, а в первую очередь атмосфера. И она действительно жутковатая.
А вот присутствующие в кадре зомби напротив совсем не пугают. Ну да, они невменяемые, подверженные вирусу ярости, который моментально убивает мозг, но это такая мелочь в сравнении со зловещими, не убиваемыми мутантами и замахом на мировое господство корпорации «Амбрелла».
Я разделил бы фильм на две части. Первая – это чуть затянутая предыстория. Создатели знакомят с главными героями и зомби; нагнетают атмосферу; вкратце для справки обрисовывают ситуацию с экстремистами в секретной лаборатории и выпущенным ими вирусом, что, на мой взгляд, самый бредовый момент картины. Вторая часть – это основной сюжет, так сказать, идея и разумное зерно всего этого бреда, чем я, кстати, приятно удивлен. Это не просто ужасы, а ужасы со смыслом.
Спасаясь от зомби, группа героев находит базу военных, которые, проживая в чопорной и правильной Англии, вдруг от страха подались в эсэсовцы (утрирую, но сравнение фактов не искажает). И вот здесь для зрителя в моем лице, начитается самая жуть – мое золото трепета на пьедестале двух часов просмотра. Казалось бы, катастрофа должна сплотить людей, но нет. Все по-прежнему, у каждого своя сторона. Запомнилась фраза капитана военных: «Как раньше люди убивали людей, то же происходит и сейчас. Ничего не изменилось».
С одной стороны зомби, утратившие разум и подчиненные низменным инстинктам, с другой стороны люди, осознанно готовые на любую жестокость. Невольно приходишь к выводу, что человек превращается в живого мертвеца, когда умирает не телом, а душой.
Вывод: По мнению вашего покорного полосатого слуги «28 дней спустя» – это сочетание мейнстрима, жестокого и местами даже динамичного, с хорошим намеком на ужасы и участием зомби (хотя фильм в принципе не про зомби), и философской драмы, которую еще нужно разглядеть.
Другие.
2001
Описание: Красавица Грейс увозит своих больных детей в особняк на одном из островов у побережья Англии, чтобы дождаться окончания Второй мировой войны. Войны, с которой вернется ее муж.
Ее дочь и сын страдают странным заболеванием: они не выносят прямого дневного света. Когда в доме появляются трое новых слуг, они должны выучить жизненно важное правило: все комнаты всегда должны быть в полумраке, нельзя открывать дверь, пока не заперта предыдущая. Строгому порядку, установленному Грейс, будет брошен вызов. Грейс, дети и те, кто их окружает, сделают решающий, роковой шаг.
Мнение после просмотра: С первого кадра я попал в умело созданную атмосферу мистики: такой привычный непроглядный туман, особняк в готическом стиле, множество комнат и закрытых дверей, не пропускающие свет занавески на окнах и красное пианино. Ожидание жути зашкаливает. И сразу же возникает множество вопросов. Например, все ли в порядке с головой у Грейс Стюарт? Что за странная болезнь у ее детей? Какую страшную тайну они хранят? И только ли они, о чем-то же шепчутся странные слуги? А может, им всем нужно предоставить места в психотделении? Отказаться от просмотра фильма, вызвавшего столько вопросов, невозможно. Хотя, признаться, за отсутствием динамики некоторые сцены кажутся затянутыми, а вечное изучение пусть и качественной мимики героев надоедает.
Скажу сразу, в этой ленте нет рек крови, кишок в разные стороны и прочей расчлененки, из тумана не будут выходить все, кому не лень по списку монстров и стучать в двери. Однако это не помешало мне медленно съезжать с катушек вместе с героями. Шучу, конечно.
В этом фильме показано вполне реалистичное переплетение мира живых и мертвых, что объясняет многое, но не все, оставляя место для бредовых догадок. Уже убедившись, что имею дело с призраками, я стал видеть их везде, недоверчиво косясь на всех героев. И что удивительно – в своих предположениях я ушел недалеко от истины. И Грейс, и ее дети, и муж, и даже прислуга оказываются кем?... Людьми, которых из-за проблем с психикой ссылают на туманный остров. Снова шучу, ответ в конце фильма. А финал истории можно сравнить с сальто. В какой-то момент действительно замирает сердце, поджимаются ушки, лапки и полосатый хвостик. И после уже на титрах, выдохнув, хочется прошептать: «Восхитительно...».
Вывод: «Другие» – это достаточно красивый в своей мрачности, полный мистики и пугающий без единой капли крови фильм, в котором есть место философии, что так или иначе заставляет задуматься о жизни и смерти. К просмотру обязателен.
|