Жили-были. Тур 6Автор статьи: Кукла наследника Тутти

Из рассказов старого моряка

Обновлено: 17.02.20 14:24 Убрать стили оформления

 

 

 

 

В августе сорок шестого мы вышли на лесовозе «Стрельна» из Вентспилса, чтобы доставить его в питерский док на ремонт, правда, «попутно» надо было прихватить в Киле лес. А уже из Питера мы же должны были взять сухогруз «Смоленск» и перегнать его в один из латвийских портов.

«Стрельна» – пароход очень старый. Его машина еле-еле «вытягивала» четыре-пять узлов, так что из Вентспилса в Киль мы предполагали идти не менее недели. Чтобы сократить путь, капитан решил идти между островами Готландом и Эландом. Обычно там не ходят из-за малых глубин, но осадка нашего судна это позволяла.

Я уже говорил, что «Стрельна» была калоша старая, все время на ней что-нибудь ломалось. В том числе и в электрооборудовании. На юте в подпалубном пространстве была небольшая каюта-каморка, где палубная команда держала швабры, старые спасательные круги и прочий хлам. Я пристроил там небольшой верстак, на котором ремонтировал всякие электроприбамбасы. Вот и в этот раз сидел в каморке и искал «пробой» в якоре запасного мотора грузовой стрелы.

Вообще-то лебедки стрел имели, как правило, паровой привод. Но на люке третьего трюма у двух лебедок был привод электрический. По тому времени – очень продвинуто! Вот только все время где-то что-то искрило. Сидел я в каморке и искал, что искрило. Уже стемнело, зажгли ходовые огни. Вдруг раздался страшный грохот, все куда-то полетело. Верстак мой сорвало с креплений. Свет погас, раздались крики. Судно резко наклонилось на правый борт. Потом послышался голос капитана Сиполса.

– Внимание! Пароход налетел на мину! Шлюпки за борт! Старпом, за вами шлюпка левого борта. Пурманис (второй штурман)! Ваша шлюпка на правом борту! (Радиотрансляции тогда еще не было даже на новых немецких судах, что уж говорить о такой развалине, как «Стрельна»).

Он, по-видимому, говорил через рупор, так как все это я слышал, находясь внутри каморки, из которой никак не мог выбраться. Сначала в темноте не мог найти дверь, потом, когда нашел, оказалось, что ее заклинило. Стал шарить по полу, по верстаку, искать подручный инструмент. Наткнулся на надувной спасательный жилет, что висел на каком-то крючке. Вспомнил, что над ящиком с песком был стенд с лопатой и багром. Надо было только в темноте разыскать этот ящик. Нашел! Нащупал багор, стал с его помощью открывать дверь. Вдруг услышал, что кто-то пытается мне помочь снаружи.

– Кого черт занес в этот отсек?

По голосу я узнал Казимираса Ляшкевича, нашего главного механика.

– Это я, судовой электрик.

– Сашка, как тебя угодило туда забраться? Сейчас, погоди, здесь где-то был топор.

Под нашими общими усилиями дверь все-таки немного поддалась, и в образовавшуюся щель мне удалось выбраться на палубу. Здесь было немного светлей, чем в каморке, но все равно почти ничего не видно. По палубе беспорядочно бегали люди. Кто-то пытался светить карманным фонариком, кто-то чиркал спичками. Крики, гвалт, полная неразбериха. Я натянул на себя спасательный жилет, Ляшкевич помог, завязал тесемки и потащил меня в шлюпку, приговаривая:

– Торопись, сынок, торопись. Надо быстро отвалить, а то вместе со шлюпкой затянет нас в воронку. Это потом уже мы все узнали, что никуда бы нас не затянуло, потому что были мы гружены лесом, и он поддерживал судно наплаву. Но это потом, из рассказов шведских рыбаков, что через много часов разыскали нас в тумане и на своей моторке доставили в небольшой рыбачий поселок, откуда меня, Ляшкевича и еще пятерых моряков, спасенных вместе с нами, прямым ходом увезли в больницу... Боялись пневмонии: ведь более суток провели мы в воде. Вроде бы и лето, и пляжный сезон в разгаре. Но Балтика – есть Балтика! Но все это было потом. А пока...

Когда добрались до шлюпки, палубу уже накрыла вода. Шкивы подъемных талей не проворачивались. К тому же нас было всего шесть или семь человек, просто сил не хватало. И шлюпбалки, на которых висела шлюпка, не проворачивались. Видно, их не проверяли года два, не меньше. Стали искать спасательные жилеты, что должны быть на шлюпке по положению. Нашли три или четыре, пробковых. Кто-то притащил пару спасательных кругов. У меня, как я уже сказал, был надувной жилет, которые нашим морякам во время войны достались или от немцев, или от американцев. Потом выяснилось, что не хватает весел: всего три, вместо четырех. Но все же, с грехом пополам, откинули шлюпбалки и сняли шлюпку с талей. И сами забрались в нее. Конечно, ни мачты, ни паруса на шлюпке не было и в помине. Только неполный комплект весел. Главмех сел за руль, машинист Вася Хромов и еще один рослый матрос – на весла, и мы стали удаляться от «Стрельны».

В воде оказались, потому что шлюпка наша была под стать пароходу, которому принадлежала. Не прошло и часа, как она отправилась на дно. Значительно раньше самого судна, которое держалось на воде из-за своего груза. Ночь, туман. К тому же мы старались грести, что было силы, чтобы уйти подальше от терпящего бедствие корабля. Оказавшись в воде, я открыл вентиль специального баллончика с воздухом, чтобы надуть жилет. На жилете таких баллончиков два: один, побольше, надувает спину и грудь, второй – воротниковый круг. Но на моем жилете был только один баллончик. Большой. А второй был оторван.

Видимо, из-за этого жилет и оказался в каморке с хламом. Воротник мне помогли надуть ребята. Благо, что стеклянные пробки для шлангов, которые предусмотрительные изготовители жилета разместили в специальном карманчике на передней плоскости плеча, оказались на месте. Очутившись в воде, мы старались не потерять из виду друг друга, держась за ободранный спасательный круг, оказавшийся рядом. Второй круг мы потеряли. И вторую шлюпку, где народу было побольше, да и моряки поопытнее, потеряли из виду тоже. Но, видимо, и они со своим опытом о нас не вспомнили, думали только о себе, и нас искать не пытались. А у них была ракетница, шлюпка оказалась не дырявой, и их довольно быстро, часа через три, подобрали шведские пограничники. Позже выяснилось, что капитан повел себя, мягко говоря, не корректно. Он «забыл» предупредить пограничников, что шлюпок было две. И шведы основное внимание обратили на тонущий пароход, а нас никто не искал. Тем более что туман не только затруднял видимость, но и поглощал звуки, и крики наши услышаны не были. Море было безлюдным. В такой туман никто из рыбаков на промысел не выходил. И нашли нас совершенно случайно. Когда туман стал рассасываться, кто-то из рыбаков решил воспользоваться штилем, чтобы поискать сорванные недавним штормом сети. А наткнулся на нас: довольно далеко от берега и столь же не близко от обычных маршрутов, рекомендованных для следования торговых судов.

Как только нас вытащили на моторную лодку, рыбаки сообщили о своей находке, и к приходу нашему в поселок на берегу уже были пограничники и несколько санитарных машин. Еще в лодке наши спасители дали нам приложиться к фляжке с чем-то очень крепким и пахучим. Так что мы уже были вполне бодренькие. Но все равно нас после очень короткого разговора с пограничниками на смеси шведского, немецкого, русского, латышского и еще какого-то языков отправили в больницу. Опасались, как я уже говорил, пневмонии. Но, к счастью, обошлось. Только Вася Хромов, на вид самый большой и крепкий, несколько дней температурил, ну а я теперь не могу долго находиться в воде – даже летом, в сильную жару искупаюсь и тут же на берег, потому что моментально замерзаю.

 

                                                      

 

 


Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 7 в т.ч. с оценками: 5 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Нефер Митанни [18.02.2020 09:28] Нефер Митанни 5 5
Жизненная история, явно написано со слов участника событий. Верю!

NIKITTA [18.02.2020 14:00] NIKITTA 5 5
Написано красиво, чувствуется, что автор знаком с морской тематикой не понаслышке или хорошо подготовился к написанию. Даже, если исключить кое-какие нюансы, возникло ощущение об авторстве.
И да, как показалось, присутствуют в рассказе некоторые неточности, но о них чуть-чуть позже, может быть даже на страничке конкурса.
Автор, спс. Вполне законченная история старого(?) моряка, соответствующая теме конкурса.

Монк [18.02.2020 14:33] Монк
Жизненно, но без конца и без начала.
Понятно, что "из рассказов", но логического начала/завершения хотелось.
А так претензий нет, реально жизненный рассказ.

Dione [18.02.2020 18:54] Dione
Уф, я прочитала, но мне было сложно). Автор все время перескакивает, возвращается к тому, что уже говорил. Опять же, Питера в 46 не было, давно уже забыли такое слово.
Понравилось, что автор очень грамотна в том, о чем пишет. Спасибо. Наверно мне не хватило динамики.

ayrin [19.02.2020 23:59] ayrin 5 5
Жизненно получилось. Возможно, эту историю автору рассказал кто-то из старших родственников? Ну или что-то похожее.

Людмилочка [20.02.2020 10:22] Людмилочка 5 5
Впечатлили детали, описания, куча терминов. Это круто! Автор молодец!

Elen-Mert [21.02.2020 08:23] Elen-Mert 5 5
Как я поняла, автор рассказал нам реальную произошедшую когда-то историю. И здорово рассказал, между прочим. Я с большим интересом прочла. Всё получилось очень живо. Подумаю над голосом.

Список статей в рубрике:
21.02.20 13:27  О капитане пиратов и прекрасной деве   Комментариев: 7
21.02.20 13:25  Молчаливая вода   Комментариев: 8
21.02.20 13:24  Невеста моряка   Комментариев: 7
21.02.20 13:23  Про Ефима, жизнь и озеро   Комментариев: 7
17.02.20 14:26  Диалог на мосту   Комментариев: 8
17.02.20 14:25  Два одиноких сердца   Комментариев: 7
17.02.20 14:24  Из рассказов старого моряка   Комментариев: 7
17.02.20 14:22  Ну как на море без пирата?   Комментариев: 9
11.02.20 12:16  Когда море не зовет   Комментариев: 9
11.02.20 12:13  Место силы   Комментариев: 9
11.02.20 12:08  Поверить в магию   Комментариев: 6
11.02.20 12:04  Капитан   Комментариев: 9
06.02.20 13:02  Про «Мерную милю» и «Интеллигентный стол»   Комментариев: 7
05.02.20 15:22  Приключение на реке   Комментариев: 5
05.02.20 15:19  Любовь русалки   Комментариев: 7
02.02.20 14:55  Сквозь туманы   Комментариев: 8
01.02.20 15:12  Цунами местного значения   Комментариев: 6
01.02.20 14:56  Добыча пирата   Комментариев: 11
31.01.20 14:21  Жертва   Комментариев: 9
29.01.20 15:08  Между морем и сушей   Комментариев: 10
Добавить статью | Совсем другие Сказки | Форум | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение