Кейт Уолкер:
22.12.18 17:31
» Историческое кино. Часть XLI. Гусарская баллада-2
Это фильм-праздник. Как жаль, что нет подобных фильмов давным-давно, давным-давно, давным-давно…
На съёмках фильма «Гусарская баллада»
Занимает по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Начало стихотворчества
Как известно, в основу сценария «Гусарской баллады» легла пьеса Гладкова «Давным-давно», шедшая в то время в Театре Советской Армии.
По текстовому объему пьеса примерно в полтора раза превышала метраж сценария.
Причем, написанная стихами, пьеса особенно трудно поддавалась текстовому сокращению. Здесь нужно было сохранить и ритм, и размер стихотворных строф, и не исказить содержания диалогов.
Пробы к фильму «Гусарская баллада»: Лариса Голубкина, Валентина Малявина, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих
Режиссер попытался «объять необъятное»: и содержание не потерять, и текст не исказить. Работа эта была чрезвычайно трудной, но безумно интересной. Это были первые пробы стихотворчества Эльдара Рязанова, который впоследствии сам стал писать стихи.
На роль Шурочки Азаровой пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Валентина Малявина и другие известные актрисы.
Худсовет возражал против Игоря Ильинского в роли Кутузова, считая комедийного артиста негодным для роли полководца. Чтобы отстоять его кандидатуру, Рязанов пошел на хитрость.
Сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней весной. Буквально через пару дней весь снег растаял, и переснять сцену с другим актером было уже невозможно.
Сначала была пьеса Гладкова «Давным-давно». Потом спектакль на сцене Театра Советской Армии. И, наконец, в 1962 г. Эльдар Рязанов поставил героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (ее прообразом была Надежда Дурова).
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Ю. В. Яковлева.
Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Пьесу А. К. Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.
Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы.
После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд.
Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».
Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать!
Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями, исконно русские пейзажи.
Первый кадр – небольшая церквушка на опушке леса – был найден совершенно случайно. Сев в Удино на автобус, мы собирались доехать до Рогачево, но возле Федоровки увидели что-то смутно знакомое и выскочили».
Нафталинные снежинки
Но главной засадой стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали).
И — снег: к съемкам зимы приступили лишь 1 марта. С первым выручила группа циркачей под руководством Михаила Туганова. Но цирковые лошади ведь выступают в тепле, бегают по кругу против часовой стрелки.
А тут мороз, сугробы, ветер… К тому же, жеребцы оказались очень темпераментными: лезли на любую лошадь. Рязанов ходил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову:
— Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные!
Тем временем началась настоящая охота за снегом. Сперва снимали в тени – там, где сугробы таяли медленнее. Потом углубились в леса… Снег подвозили на машинах. Так, эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, когда снега не осталось и в помине…
Весь двор усадьбы засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу покрасили в белый цвет. Хуже всех пришлось Татьяне Шмыге — красавице Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос. Актриса была аллергиком…
«Бутылок многих видел дно…»
А артисты, выехавшие на пленер, тем временем раздобрели на санаторном пяти-разовом питании и свежем воздухе. И расслаблялись, как могли. Когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас. «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи? — орал он, указывая на упитанных «партизан». Среди «партизан» оказался и Юрий Белов, у которого только что закончился медовый месяц. Он снимался, чтобы… отоспаться.
Глядя на него, другие артисты тоже научились спать в седле в ожидании начала съемок. А сытый Белов шутил, ослабляя подпругу спящих в седле товарищей. Когда те просыпались — оказывались на земле… Как-то коллеги отомстили ему, выстрелив из газового пистолета в комнату. Но Белов пулей выскочил в окно — причем в исподнем и со второго этажа…
Поручик Ржевский
На эту роль пробовалось много известных актеров. Яковлев оказался в числе последних. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему любимый вопрос о лошадях… И зря. Когда поручик Ржевский прибыл — то удивил всех вопросами о том, что такое проскок и подпруга.
Общими усилиями его посадили на лошадь — и он тут же свалился. А когда кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками… Его спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду. Уже через несколько дней он уверенно держался в седле...
Юрий Яковлев: Сидеть с радикулитом в седле - задача не из легких…
— Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима, и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: — Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка…
Ну, взяли меня в гусарском костюме, без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и командуют: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Значит, нет упора, нельзя держаться в седле. Я начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!» Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась, как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, самое яркое воспоминание от съемок…
Именно Алисе Бруновне Фрейндлих Рязанов прочил главную роль в своей ленте «Гусарская баллада». Фрейндлих тогда не один раз приезжала на кинопробы в Москву. И даже в съемочной группе уже никто не сомневался, что у Шурочки Азаровой будет лицо Алисы Фрейндлих. Однако в самый последний момент главную роль Рязанов вдруг отдал Ларисе Голубкиной, витиевато извинившись перед своей питерской любимицей: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Лариса Голубкина училась на втором курсе ГИТИСа, когда ей поступило предложение Эльдара Рязанова сняться в «Гусарской балладе».
«Предложение меня просто вдохновило. Я неслась на «Мосфильм» как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпадает с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость. И внешние данные. Шурочка — гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне, будто влитой.
Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку», — вспоминает Лариса Голубкина.
– Я помню, как я стояла в гусарском костюме на Мосфильме, в перерыве смотрела в окно и думала, что завтра я здесь буду стоять, но уже в другом времени, в другом состоянии, в другом моем ощущении, – вспоминает Лариса Голубкина, – и мне так хотелось тогда остановить этот период – он был такой прекрасный.
Совершенно невероятно – 1,5-2 года назад я была в школе, и вдруг через 2 года стою на Мосфильме в гусарском костюме. Ко мне все относились очень трепетно, я даже помню, как на съемочную площадку пришли два молодых человека – Коля Бурляев и Никита Михалков, которого утвердили на Петю Ростова. Они пришли, и на меня смотрели восторженно – девочка в гусарском костюме.
«Гусарская баллада» принесла Ларисе Голубкиной невероятную популярность.
После фильма у нее появился целый отряд фанаток. Девушки изображали из себя гусар, разговаривали басом и покуривали.
Даже отец, не одобрявший профессиональный выбор Ларисы, после выхода фильма «Гусарская баллада» изменил свое отношение к актерской профессии. И, по словам самой актрисы, гордился своей дочерью.
Из воспоминаний Э. Рязанова:
…Мы снимали сцену драки в павильоне. Лариса, наряженная в мундир испанца, должна со шпагой в руке спрыгнуть с антресолей в залу и ввязаться в фехтовальный бой. Командую: «Начали!» Лариса подбежала к краю антресолей, собралась прыгнуть, но вдруг ей стало страшно, и она воскликнула: «Ой, боюсь!» Я начал уговаривать ее.
Снова скомандовал — снимаем второй дубль! Кричу: «Начали!» Лариса с разбегу приблизилась к краю антресолей — и опять включился внутренний тормоз. Тогда я, рассерженный задержкой, в запале закричал: «Посмотри, сейчас я оттуда запросто соскочу!» Когда я подбежал к краю, то сразу же понял испуг Ларисы. Снизу высота не казалась такой большой. Однако, если я струхну, кадр не снимем… Выхода нет… Будь что будет!
И, закрыв глаза, я безрассудно нырнул вниз. Судьба оказалась ко мне милостива, и я приземлился благополучно. Поднимаясь с пола, я проворчал таким тоном, будто для меня подобные соскоки — сущие пустяки: «Вот видишь, Лариса. А я ведь старше тебя, и мой вес значительно больше твоего. Уверяю тебя, это совсем не страшно.
На этот раз Лариса прыгнула без задержки. Правда, на третьем дубле у нее подвернулась лодыжка, и ее на носилках унесли в медпункт. Но кадр был в кармане, а травма у артистки, по счастью, оказалась легкой.
После «Карнавальной ночи» Рязанову было очень трудно «пробить» кандидатуру Игоря Ильинского на роль фельдмаршала Кутузова в другом его фильме «Гусарская баллада». «Как? — возмущались киноначальники. — Огурцова в фельдмаршалы? Ни за что!». И опять на выручку режиссеру пришел Пырьев. Он сказал Рязанову: «Ты — снимай, а если что — всю ответственность беру на себя».
Рязанов так и поступил, а когда отснятый материал показали «кому положено», вопросы об Ильинском отпали сами собой.
Актеры утверждались на роль, только продемонстрировав умение держаться в седле. Но в случае с Юрием Яковлевым об этом как-то забыли… А ведь цирковые жеребцы на воле становятся просто бешеными…
И исход первого же эпизода с участием Яковлева едва не стал летальным. Однако через несколько дней Яковлев уже уверенно держался в седле, а Рязанов перестал причитать: «Какой я дурак, что согласился на это все…»
Эту блестящую костюмную комедию можно по праву отнести к народным фильмам. Об этом говорит не только большое количество разошедшихся на цитаты крылатых фраз, но и множество анекдотов (в основном, правда, неприличных) о поручике Ржевском, ставшем для наших зрителей таким же фольклорным героем, как Чапаев и Штирлиц.
Также запоминаются единственная, но яркая роль в кино Татьяны Шмыги, первая и лучшая роль Ларисы Голубкиной, великолепный Игорь Ильинский в роли Кутузова, не менее великолепный Антоний Ходурский в роли графа. И музыка Тихона Хренникова тоже замечательная.
...
Кейт Уолкер:
23.12.18 12:51
» Историческое кино. Часть XLI. Гусарская баллада-3
Смешались в кучу кони, люди...
Как снимали "Гусарскую балладу"
В 1962 году Эльдар Рязанов снял музыкальную комедию "Гусарская баллада", которая была посвящена 150-летию Бородинского сражения.
В далёком 1940 году Александр Гладков написал пьесу "Давным-давно", рассказывающую о событиях 1812 года. Но это был не героико-исторический рассказ, а весёлая быль с приключениями и дружескими шутками. Как вспоминал автор, пьеса была написана под детскими впечатлениями: когда много лет назад мама ему с братом прочитала за одну зиму "Дети капитана Гранта" и "Войну и мир". В 1941 году в оккупированном Ленинграде состоялась премьера спектакля, поставленного по этой пьесе. Спустя 4 года семнадцатилетний Эльдар сидел в Театре Советской Армии и смотрел постановку "Давным-давно". Молодой человек был просто сражён постановкой пьесы и дал себе обещание снять когда-нибудь по ней фильм.
Прошли годы. Рязанов уже был обласканным автором "Карнавальной ночи" и опальным режиссёром запрещённого фильма "Человек ниоткуда". Чтобы как-то реабилитироваться в чиновничьих глазах, Эльдар Александрович решил осуществить свою давнюю мечту и экранизировать симпатичную ему пьесу "Давным-давно". Тем более и повод был самый что ни на есть подходящий: 150 лет со дня Бородинского сражения. Но Рязанову снимать не разрешили. И тогда в дело вмешался Иван Александрович Пырьев, тогдашний председатель Союза кинематографистов и негласный наставник молодого режиссёра. До сих пор остаётся загадкой, каких усилий и слов стоило Пырьеру убедить начальство разрешить работать над комедией.
Рязанову пришлось самому писать сценарий, так как автор "Давным-давно" от сотрудничества отказался. Эльдар Александрович сократил пьесу в несколько раз, поскольку без купюр она шла 5,5 часа. Дописал сцены, диалоги, историю попадания главной героини Шурочки Азаровой на фронт. И всё в стихах! После утверждения худсоветом сценария Рязанов принялся искать актрису на главную роль. По воспоминаниям режиссёра, его просто замучили советами и рекомендациями своих жён, дочерей, подруг и любовниц, поскольку пьеса была известной и многие видели спектакль по ней. Эльдар Александрович приглашал на пробы Людмилу Гурченко, Алису Фрейндлих, Валентину Малявину и Светлану Немоляеву. Но все были либо чересчур женственны, либо чересчур субтильны, чтобы правдоподобно вести бой верхом на коне. В результате режиссёр забраковал 12 актрис и потом случайно узнал о третьекурснице ГИТИСа Ларисе Голубкиной.
Не менее проблематично было найти актёра на роль поручика Ржевского. Рязанов хотел пригласить Сергея Юрского, с которым работал на предыдущей картине "Человек ниоткуда". Но киноначальство было против: как герой войны может быть таким некрасивым? Тогда позвали Юрия Яковлева, который тоже снимался в предыдущем фильме Рязанова. Но в случае с этим актёром возникла другая проблема: он ни разу не видел вблизи лошади. Пришлось воспользоваться "методом котёнка", который выплывает как сумеет. Позднее Яковлев вспоминал об этом "методе". Актёра как раз разбил радикулит. И его, аккуратно вынув из машины, облачили в костюм и посадили на лошадь. Репетировали сцену атаки. По заверениям дрессировщиков, лошадка была смирная, но оказавшись на воле и со своими собратьями, она помчалась сломя голову. Вдогонку Яковлеву только успели крикнуть: "Ты смотри, не упади! А то раздавят". К тому же, правой ногой будущий поручик Ржевский никак не мог найти стремя, поэтому, плюнув на атаку, Яковлев схватился обеими руками за шею лошади и таким образом попытался удержаться в седле. К его чести, он свалился, только когда лошадь остановилась, как вкопанная. Зато через пару дней артист уже гарцевал, словно заправский гусар.
Проблемы были и с ролью Кутузова. Режиссёр звал без проб Игоря Ильинского (знаменитого Огурцова из "Карнавальной ночи"). Но актёр всячески отказывался от этой работы, ссылаясь на молодой возраст (Ильинскому было 60 лет, а Кутузову - 67) и на небольшой объём материала. Эльдар Александрович пустил в ход всё своё красноречие, чтобы убедить артиста сниматься в картине, но воспротивился ещё и худсовет. Они ни в какую не хотели видеть в роли фельдмаршала комедийного актёра. И тогда Рязанов пошёл на хитрость: он начал работать с неутверждённым Ильинским. Все сцены сняли зимой, весь фильм был готов к августу, поэтому переснимать их с другим актёром не было никакой возможности. Но тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева встала в позу и потребовала Ильинского из картины убрать, иначе "Гусарская баллада" к 150-летнему юбилею Бородинского сражения не выйдет. Помог счастливый случай. Раньше было принято: какая-нибудь центральная газета просила фильм ещё до премьеры для просмотра в стенах своей редакции. Попросили и "Гусарскую балладу". В результате вышла небольшая заметка о том, какая хорошая получилась комедия и как блистательно сыграл Ильинский. Картина была спасена и до сих пор радует зрителей своим оптимизмом, прекрасной музыкой и дивной красоты пейзажами. А о поручике Ржевском уже более 50 лет слагают анекдоты и всевозможные небылицы.
Кстати
Найти усадьбу небогатого помещика оказалось непросто. Такие дома в большинстве своём разорили ещё во время Гражданской войны, оставив в сохранности только дворцы аристократов. В далёком Подмосковье была найдена полуразвалившаяся церквушка. Её и перестроили под дом, где выросла главная героиня Шурочка Азарова.
Во время съёмок Лариса Голубкина должна была спрыгнуть с балкона в центр комнаты. Актриса сорвала несколько дублей, подбегая к краю антресолей и в ужасе останавливаясь. Тогда, чтобы подбодрить актрису, решился на прыжок сам Рязанов. После этого Ларисе тоже пришлось прыгнуть. Она подвернула лодыжку. Нога болит до сих пор.
В "Гусарской балладе" дебютировала звезда оперетты, красавица и всесоюзная знаменитость Татьяна Шмыга, сыгравшая Луизу Жермон. По воспоминаниям певицы, они с Голубкиной вместе тряслись от страха, а окружавшие мужчины всячески их подбадривали и успокаивали.
МК-бульвар, рубрика "Легенды на бульваре" с Тамарой Гуровой
...
Кейт Уолкер:
24.12.18 13:23
» Историческое кино. Часть XLII. Тайны госпожи Кирсановой
Год выхода: 2018
Жанр: Детектив, Исторический
Режиссёр: Сергей Мезенцев, Виталий Бордачёв, Алексей Колмогоров
Автор сценария: Алексей Колмогоров, Андрей Томашевский, Виталий Бордачёв
Роли сыграли: Ольга Лерман, Антон Батырев, Евгений Шириков, Ольга Плешкова, Евгения Симонова, Иван Шабалтас, Николай Денисов, Максим Битюков, Юрий Шлыков, Сергей Савлук, Елена Радевич, Александра Никифорова, Иван Рыжиков, Анна Соловейчик, Александр Бобров, Михаил Гаврилов, Марина Мезенцева, Арсений Сергеев, Илья Ильиных, Аделина Коблова, Софья Зайка, Игорь Кулачко, Андрей Евдокимов, Александр Городиский, Дмитрий Белоцерковский.
"Тайны госпожи Кирсановой" - новый детективный сериал российского производства, события которого разворачиваются в 1878 году в небольшом городке Богородске. Это был период правления Александра II, которого все запомнили как реформатора и освободителя. Это был действительно непростой, но насыщенный для страны период. Он ознаменовался большими переменами - активно строились железные дороги, росли революционные движения, присоединилась часть Средней Азии. Участники Русско-Турецкой войны вернулись домой. Город ликовал. Одновременно с этим рассказывается история молодой учительницы, у которой прямо в день свадьбы пропал жених.
1878 год. В небольшой уездный город Богородск приезжает молодая учительница математики Лариса Дмитриевна Кирсанова.
Госпожу Кирсанову привело сюда желание разыскать своего жениха – молодого дворянина Павла Бестужева, который таинственно исчез в день венчания, не попрощавшись и не оставив даже письма. Павел родом из Богородска, в котором из родных осталась только старушка-мать. Здесь же проживает и любимая тётка Ларисы – Лизавета Прокофьевна.
Тем временем, после окончания русско-турецкой войны с Балкан возвращаются участники боевых сражений. Город ликует, встречая героев!
Приехав в провинцию, Лариса Дмитриевна даже не догадывается о том, что её ожидает совсем другая жизнь, в которой в полной мере раскроются её удивительные способности, ум и характер. Отныне её жизнь наполнена загадками, риском и раскрытием громких преступлений!..
Главной героиней этого фильма является госпожа Кирсанова, девушка из небольшого уездного городка. Которая была воспитана одним отцом, так как мама ушла из жизни сразу после родов. Поскольку отец был очень занят наукой, он являлся доцентом Санкт Петербургского университета. Всё воспитание девочки взяла на себя гувернантка. Маленькой Ларисе очень не хватало любви и ласковых слов, от отца можно было слышать только упрёки, что это из-за неё он лишился любимой жены. Вот так она и жила всё детство и юность.
Жизнь девушки раз и навсегда изменилась после того, как она повстречала молодого статного дворянина Павла Бестужева. Он ей сразу понравился, и даже больше того - она влюбляется в него, и он тоже со временем признаётся ей в любви. Молодые люди просят благословение отца, который разрешает им повенчаться, но непонятное и не объяснимое ничем исчезновение Павла всё меняет. Лариса пытается найти его в городке Богородске, откуда был родом жених. Она просит свою тётку Лизавету Прокофьевну узнать, появлялся ли он у своей старушки-матери. Но когда приходит ответ, что господина Бестужева там не было, она опускает руки, девушка не понимает, то ли он жив, а то ли просто сбежал от неё.
Не выдержав одиночества и очень сильной тоски по любимому, Лариса записывается на обучение в сёстры милосердия на начавшуюся русско-турецкую войну, этим поступком она разозлила отца. Не послушав своего отца, Кирсанова уезжает на Балканы. Со своим отцом она больше не видится, так как тот не хочет ничего знать о ней. По окончании войны девушка, не желая возвращаться к отцу, уезжает в Богородск к своей любимой тётке, с надеждой узнать хоть что-то о Павле.
Главная героиня приняла предложение Павла Бестужева. Но в день свадьбы несостоявшийся жених исчез странным образом. Он не предупредил невесту о своих намерениях. Никому из общих знакомых Ларисы и Павла ничего не известно о дальнейшей судьбе Бестужева. Не сумев совладать с непреодолимым волнением, Кирсанова приняла неожиданное решение. Она отправилась на Балканы, где в ту пору продолжались военные действия. Лариса служила медицинской сестрой в одной из воинских частей. После окончания войны молодая женщина вернулась в Россию.
Даже пребывание вдали от родины, ужас войны, смертельный риск не избавили Кирсанову от сильнейших душевных терзаний. Она слишком сильно любила Павла, чтобы успеть забыть о нём, даже по истечении столь внушительного времени. Кирсанова предпочла обосноваться в Богородске. Выбор был не случайным: в этом городе проживала тётя Ларисы. Кроме того, отсюда родом был Бестужев. Кирсанова надеется с помощью горожан узнать обстоятельства таинственного исчезновения жениха. Работая преподавателем математики в местной гимназии, Лариса невольно оказалась вынужденной расследовать преступление. Кирсанова достигла успеха. Это обстоятельство добавило уверенности женщине. Теперь Лариса активно занимается детективной деятельностью.
Приезд в 1878 году в Богородск учительницы математики не стал значимым событием для города. Местные жители не догадывались об истинных причинах, вынудивших 28-летнюю Ларису Кирсанову появиться здесь и устроиться педагогом в гимназии. Женщина длительное время пытается узнать судьбу загадочно исчезнувшего жениха Павла Бестужева. Возлюбленный пропал буквально в день свадьбы. Лариса появилась в Борогодске потому, что Павел был родом из этих мест. Вполне вероятно, благодаря горожанам ей удастся получить важную информацию о судьбе любимого человека. Осторожно расспрашивая местных обитателей, узнавая отдельные моменты из жизни города, Кирсанова невольно оказалась втянутой в расследование необычных преступлений.
Санкт-Петербург, 1878 год. Здесь живёт и работает учителем математики Лариса Дмитриевна Кирсанова. Она познакомилась с дворянином Павлом Бестужевым, который сделал ей предложение. Но прямо перед самым венчанием он таинственным образом пропадает. Чтобы отыскать своего суженого, девушка едет в его родной городок Богородск. Здесь живёт его пожилая мать, а также родная тётка героини. Оказавшись на месте, Лариса и не предполагала, что ей предстоит заниматься не математикой, а расследованием жестоких преступлений.
После окончания русско-турецкой войны с фронта возвращаются солдаты. Некоторые из них приезжают в Богородск, что накаляет криминальную обстановку в этом тихом месте. Лариса сталкивается с преступным миром, но благодаря своим особым способностям всегда находит выход из любой ситуации и с лёгкостью распутывает сложные дела. Теперь к ней обращаются и сотрудники полиции, и простые люди, которым нужна помощь. Кирсанова должна найти своего жениха, но попутно ввязывается в водоворот загадок и секретов, что порой происходит с риском для жизни. Она превращается в местного сыщика, готового решить любую головоломку.
Съёмки сериала «Тайны госпожи Кирсановой» начались в феврале 2018 года и проходили на натурной площадке концерна «Мосфильм», Крутицком подворье, в Государственном музее-заповеднике «Горки Ленинские». С помощью этих площадок был создан образ города Богородска конца XIX века, в котором разворачивается действие сериала. Созданию достоверного образа провинциального города XIX века и персонажей фильма в значительной мере помогли и уникальные характерные костюмы героев. По словам художника по костюмам Светланы Литвиновой, например, Лариса Кирсанова отличается от остальных героев по цвету. «Художники по костюмам создали для неё платья в сдержанной цветовой гамме, с минимумом декора: рюшей, бантов, воланов. Лариса Дмитриевна – «дама в себе», прошедшая войну, с крепким внутренним стержнем», – отметила Светлана Литвинова, художник по костюмам. Более того, у костюмов всех героев многосерийного фильма исторический крой. Это значит, что именно по таким лекалам портные кроили одежду два века назад. На каждый костюм ушло до семи метров ткани. Достоверности придаёт и фурнитура: кружева, воротнички, булавки. Аксессуары художники по костюмам искали на барахолках, вещевых развалах. А если не находили, то использовали современные материалы и профессиональные секреты. Например, пуговицы «гасили» лаком. На производство одного только костюма требовалось до одной недели при одновременной работе десяти человек.
...
Кейт Уолкер:
25.12.18 13:14
» Историческое кино. Часть XLIII. Счастье ты моё
В главных ролях: Марина Александрова, Николай Караченцов
Начало XX века. Россия. Он — старый князь, благородный воин, убелённый сединами, разведчик. Она — юная красавица, окружённая поклонниками, талантливая певица, подающая большие надежды. Между ними — 40 лет разницы, предубеждения, осуждение общества…
И всё же, несмотря ни на что, они будут вместе — князь Печерский и певица Полина Гайворонская. Их соединила истинная любовь, а эту силу не сломить ни сплетням, ни войнам, ни восстаниям. Тайно обвенчавшись, они будут счастливы вместе, но недолго: революция внесёт свои коррективы в их судьбу…
История красивой и трагичной любви. Россия. Первая четверть 20 века.
Красавица Полина мечтает стать певицей с мировым именем. Один из поклонников готов ей всячески в этом помогать, но цена за такую "помощь" - брак без любви. В момент тяжёлых раздумий девушка знакомится с князем Печёрским. Мужественный, благородный князь с первого взгляда покоряет сердце Полины. Влюблённых не пугает даже большая разница в возрасте, они верят в свою счастливую звезду! Но война и революция способны сломить даже самых твёрдых людей. Смогут ли князь и Полина отвоевать у истории своё право на счастье?
...
Кейт Уолкер:
26.12.18 14:04
» Историческое кино. Часть XLIV. Шекспиру и не снилось
Анастасия Заворотнюк, Сергей Жигунов, Борис Смолкин, Ольга Прокофьева, Юрий Стоянов, Татьяна Кравченко, Гарик Харламов
Такого фильма-праздника не было со времён "Гусарской баллады"!
В уездном городке уже давно ждут труппу известных актёров. Однако приехавшие знаменитости ведут себя странно, и уже в ходе подготовки спектакля у директора театра закрадываются сомнения в «подлинности» приехавших…
В стане «актёров» свои неприятности — единственная «Прима», ради которой на спектакль приезжает губернатор города, неожиданно сбегает с юным гусаром в табор к цыганам. Вечером спектакль, билеты проданы, а играть некому. Гастролёры срочно вынуждены искать «актрисе» замену…
Уморительный фильм "Шекспиру и не снилось" - это водевиль о закулисных играх театра... В главных ролях - актёры "Моей прекрасной няни". Однажды банда воров (юная леди, её кавалер и их общий знакомый) ограбили в очередной раз богатую даму, но на этот раз им не повезло - она рано вернулась домой и подняла крик... Пытаясь скрыться от вездесущей полиции, незадачливые воры выдают себя за актёров... А между тем настоящих актёров ждёт арест и тюрьма... Есть ещё в этой комедии очаровательная в своей наивной глупости буфетчица и билетёрша Серафима... Скоро спектакль, но такой сюжет даже Шекспиру бы не привиделся и в кошмарном сне! Чего здесь только нет: песни, пляски, цыгане, любовь, юмористические зарисовки... Конечно, в конце концов всё встанет на свои места: настоящих актёров освободят, а бывшие воры станут звёздами театра...
...
Кейт Уолкер:
27.12.18 13:44
» Историческое кино. Часть XLV. Саломея
Юная красавица живёт в имении с отцом, матерью и младшей сестрой. Внезапно она узнаёт, что отец продал её за вексель в 50 тысяч. Теперь Саломее предстоит выйти замуж за богатого старика. Но не такова она, чтобы подчиняться чужой воле! Девушка сбегает с влюблённым в неё мужчиной, они тайно венчаются… Но не такова она, чтобы кому-то принадлежать! Практически сразу после свадьбы Саломея сбегает с лучшим другом мужа…
Конечно, Саломея - натура свободолюбивая и гордая, поэтому управлять ей решительно невозможно! И в деревне не запрёшь на замок, всё равно убежит! И её не интересует, что она обрекает родных на позор, что её младшей сестре Кате теперь будет очень непросто выйти замуж...
В ролях: Ольга Будина, Дарья Мороз, Александр Домогаров, Евгения Симонова, Николай Караченцов, Ирина Розанова, Наталья Гундарева
Режиссёры: Леонид Пчёлкин, Дмитрий Брусникин
...
Кейт Уолкер:
28.12.18 15:06
» Историческое кино. Часть XLVI. Роксолана - пленница султана
Три части: Настуня, Жена халифа, Владычица империи
Красавица Настя готовится к свадьбе со Степаном. Накануне торжества гадалка сообщает ей, что её ждет великая судьба и она на все времена останется в памяти людей. Во время пожара в деревне её похищают турки. Она оказывается в школе благородных девиц, где её обучают танцам, искусству чаепития, Корану, беседе; арабскому, греческому и латыни. Потом она попадает к матери султана и становится служанкой, а впоследствии - любимой женой султана. Настя получает новое имя - Роксолана, или Хюррем. Правда, однажды в её жизни вновь появляется бывший жених Степан, а также подруга Оксана, с которой барышня познакомилась в школе благородных девиц. У неё появляется шанс вернуться на родину, но она его отвергает, хотя мать и любимый учитель приезжают к ней по просьбе султана. Теперь она вполне счастлива: любимый муж и двое прекрасных детей - Баязет и Селим. Но она не подозревает о страшном, бесчеловечном законе Фатиха, который грозит смертельной опасностью её сыновьям...
...
Кейт Уолкер:
29.12.18 12:43
» Историческое кино. Часть XLVII. Великолепный век
В этом турецком сериале говорится о Великой Османской империи. Здесь говорится о том, что татары привозили наложниц из разных стран, и одна из них стала любимицей Султана Сулеймана. А произошло это так: Дочь сельского священника из Рогатина, которую крымские татары похитили из родного села, убив в церкви всю её семью, сначала попала в Крым, а оттуда — в султанский дворец Топкапы в Стамбул. В гареме девушка ведёт себя неразумно — постоянно закатывает истерики, чем настраивает окружающих против себя. Но встретив султана Сулеймана I Великолепного, она сразу влюбляется в него, решает стать его любимицей и родить сына. Против сообразительной Александры (Анастасии) восстают мать султана — Айше Султан Хафса и третья жена султана — Махидевран.
Борясь с интригами и кознями, Александра (Анастасия) нередко сама начинает действовать подобными методами. Сулейман влюбляется в девушку. Она принимает ислам, и султан даёт ей новое имя — Хюррем, означающее «смешливая госпожа». Султан узнаёт, что Махидевран беременна. Но та вскоре теряет ребёнка. Махидевран пытается любыми способами наладить отношения с султаном и убрать со своего пути Хюррем. В гареме она натыкается на Хюррем, идущую к себе после ночи с султаном. Махидевран избивает Хюррем. О происшествии узнает султан. Отношения Махидевран и Сулеймана окончательно портятся. Хюррем переселяют
на этаж для фавориток.
Параллельно разворачивается сюжетная линия Ибрагима — подданного и верного друга султана Сулеймана. Султан назначает Ибрагима Хранителем покоев султана. Ибрагим влюблён в Хатидже — овдовевшую сестру правителя, но понимает, что не имеет права претендовать на её руку, так как он обычный раб, грек по происхождению. Ибрагим и Хюррем сразу чувствуют неприязнь друг к другу, которая со временем перерастает в настоящую вражду, несмотря на то, что в чём-то их судьбы похожи — они оба достигли значительных статусов в султанате. Хатидже также влюблена в Ибрагима, но понимает, что эта любовь запрещена для неё, представительницы Османской династии. К тому же, Валиде-султан хочет поскорее выдать дочь замуж.
Во дворец попадает венгерка по имени Виктория, жениха которой убил сам султан Сулейман после нападения на дворец короля Лайоша в Будапеште. Во время пожара Виктория спасает шехзаде Мустафу и шехзаде Мехмеда, чем заслуживает доверие не только Хюррем, но и самого султана и Валиде, которая даёт ей имя «Садыка». Однако единственное желание Садыки — отомстить Сулейману за смерть любимого. Айше-хатун (наложница Сулеймана) начинает что-то подозревать. Садыка убивает её. Хюррем обвиняют в убийстве Айше. Султан высылает Хюррем вместе с маленькой Михримах в старый дворец. Мехмед остаётся с отцом. Ибрагим узнаёт от одной из наложниц, что Хюррем невиновна, однако он не спешит сообщить об этом повелителю. Он предлагает Хюррем сделку. Хюррем соглашается и возвращается во дворец.
Судьба направляет в султанский дворец бывшего жениха Хюррем — художника Луку, которого Хюррем считала погибшим. Он берётся рисовать портрет Сулеймана и Хюррем. Лука предлагает Александре бежать вместе с ним, но та отказывается покинуть Сулеймана и своих детей. Хюррем снова беременна. Ибрагим женится на Хатидже-султан. Сулейман дарит молодожёнам дворец. Ибрагим предлагает Луке расписать своды во дворце. Лука заканчивает портрет и собирается бежать. Ибрагим узнаёт о совместном прошлом Хюррем и Луки. Он сводит их у себя дома и предлагает одному из них смерть — отравленный лукум. Лука съедает его на глазах у любимой и умирает. Однако его дневник попадает в руки Ибрагима, затем в руки Махидевран, и, в конце концов, в руки Валиде. Валиде считает Хюррем изменницей и предлагает ей в отсутствие Сулеймана бежать из дворца, иначе её саму и всех её детей казнят. Валиде намерена доказать сыну, что Хюррем виновата. Но дневник Луки уже в руках у Хюррем. Хюррем уверена, что сможет преодолеть обвинения Валиде. Она сжигает дневник.
Во дворце Ибрагима Сулейман чудом спасается от смерти — Садыка нападает на него с ножом. Сулейман обвиняет Ибрагима в том, что тот допустил к нему так близко убийцу. Ибрагим обвиняет во всем художника-миниатюриста Матракчи, который по случайному стечению обстоятельств привёл Садыку в гарем и даже намеревался жениться на девушке. Ибрагим решает наказать Матракчи и велит ему самому избавиться от Садыки. Под предлогом побега Матракчи вывозит Садыку в море и топит её там.
Ибрагима преследуют неудачи. Первого ребёнка супруга потеряла, когда на дворец Ибрагима напали разъярённые янычары. Хатидже упала на лестнице, из-за этого у неё случился выкидыш.
Когда позже родился второй ребеёок, счастью молодожёнов не было предела, но горе постигло их, когда Хатидже кормила сына грудью в постели и заснула, задушив весом своего тела мальчика. Крупнейшим потрясением это становится для самой Хатидже, которая не верит, что стала причиной гибели младенца. Она вместе с матерью уезжает в Эдирне. Ибрагим в это время изменяет ей с Нигяр-калфой. Нигяр влюбляется в него, однако Ибрагим даёт ей понять, что между ними ничего не будет. Хатидже возвращается домой и находит там платок Нигяр. Она отдает его хозяйке и говорит, что забудет всё.
У Хюррем появляется соперница — испанская принцесса Изабелла Фортуна, которая попала в плен к турецкому пирату Барбароссе. Он отвозит её в Стамбул, где султан Сулейман принимает её как многоуважаемую гостью. Однако Сулейман отказывается отпустить её домой. Он поселил её в охотничьем домике. Впоследствии он влюбляется в молодую испанку, и Хюррем, ревнуя, устраивает против Изабеллы настоящую войну — не на жизнь, а на смерть. В итоге Хюррем побеждает — Изабелла якобы отбывает в монастырь замаливать грехи.
Хюррем становится матерью ещё двух шехзаде — Селима и Баязида. Однако она намерена и впредь бороться с Махидевран и Валиде, которые всеми правдами и неправдами готовы избавиться от неё. Но эта вражда превращается в опасную игру. Валиде пытается убить Хюррем. Ей помогает в этом Ибрагим — он приказывает наёмным убийцам напасть на карету Хюррем, когда та возвращается ночью из старого дворца в Топкапы. Сулейман чувствует неладное и отправляется на поиски Хюррем. Валиде устраивает мятеж в гареме против Хюррем. Несколько наложниц обжигают лицо девушки огнем. Но Сулейман словно околдован. Он совершает обряд никях. Впервые султан заключает официальный брак. Он дарует Хюррем титул Хасеки-султан.
Хатидже снова беременна. Но этот факт не приносит радости Ибрагиму — он не может забыть обиду на слова супруги. Ибрагим продолжает изменять Хатидже с Нигяр-калфой, в которую он влюблён. Он заставляет Матракчи жениться на ней, но затем разорвать этот брак, а Ибрагим сможет и дальше её навещать. Хатидже рожает двойню — дочь Хуриджихан и сына Османа. Ибрагим об этом радостном событии узнаёт только утром, так как ночь он провел с Нигяр. Матракчи признается, что не может жить так дальше. Он находит на своей двери рога, а значит, о том, что Нигяр ему изменяет, в городе начинают ходить слухи. Они разводятся официально по причине бесплодия Нигяр. Однако от связи с Ибрагимом Нигяр беременеет. Об этом случайно узнает Дайе, которая пытается вразумить Нигяр. Но Нигяр ослеплена любовью и ничего не хочет слышать. Валиде узнаёт об изменах Ибрагима. Она собирается избавиться от Нигяр, но та признаётся, что беременна. У Валиде случается инсульт, надолго приковавший её к постели.
Махидевран временно исполняет обязанности Валиде, пока та больна. Хюррем узнаёт о Нигяр и Ибрагиме. Хюррем приходит к Валиде и говорит ей об этом. Валиде становится хуже. Валиде умирает. После смерти матери султан назначает Махидевран управлять гаремом. Махидевран тратит очень много средств гарема, и вскоре ей приходится брать в долг. Но расплатиться она не может, и торговка устраивает скандал в гареме. Гюльфем, назначенная хазнедар, узнаёт об этом. Она говорит с Махидевран, но та выгоняет её. Гюльфем грозится рассказать обо всём султану. В этот же вечер на неё совершено нападение. Хюррем подставляет Махидевран. Все, кто раньше был близок Махидевран, отворачиваются от неё. Сулейман назначает Хюррем старшей по гарему.
У Хюррем и Сулеймана рождается четвёртый сын Джихангир. Хатидже решает развестись с Ибрагимом, когда узнаёт о любовной связи с Нигяр и о том, что Нигяр вскоре родит ребенка от него. Между тем, во дворец попадает персидская пленница — Фирузе, которую привёз в Стамбул турецкий пират и капудан-паша Барбаросса. В султанский дворец её приводит Хюррем, выкупившая Фирузе из рабства. Но Хюррем даже не подозревает, что пленница станет её соперницей в борьбе за любовь Сулеймана. Покровительницами персидской рабыни становятся Махидевран, Хатидже и Афифе-хатун — кормилица Сулеймана, которую пригласили в гарем на должность хазнедар. Они защищают и оберегают новую любимицу султана от Хюррем, и при случае делают всё, чтобы насолить последней. Но никто не подозревает, что Фирузе не просто рабыня, а представительница персидской династии Сефевидов — заклятых врагов турецкой династии Османов, спасшаяся после кораблекрушения.
Нигяр пытается сбежать из дворца Хатидже, но в это время у неё начинаются роды. Гюльфем говорит ей, что её дочь родилась мёртвой. Нигяр должны казнить, но вовремя подоспевший Рустем спасает её. Нигяр возвращается во дворец. Хатидже в бешенстве. Она велит Хюррем выгнать изменницу из дворца, но Хюррем говорит, что виновата не только Нигяр. Хатидже говорит султану, что она прощает Ибрагима и развода не будет. Ибрагим и Хатидже решают женить Рустема на Нигяр. Ибрагим узнает, что его дочь Кадер жива и находится у Хюррем. Они заключают сделку: Ибрагим получит дочь, если избавится от Фирузе. Фирузе отправляют на корабль, Хюррем отправляет Кадер во дворец Хатидже. Фирузе возвращается в гарем. Матракчи отводит Нигяр в дом, где живёт её дочь. Ибрагим даёт дочери новое имя — Эсманур.
С помощью Рустема-аги Хюррем узнаёт о тайне Фирузе, и наконец султан Сулейман решает отправить Фирузе подальше от себя, в провинцию. Хюррем празднует победу, но не заставляет Фирузе выполнить условие их сделки, по которой та, кто проиграет в борьбе за сердце Сулеймана, покончит с собой. А чтобы Фирузе больше никогда не увидела Сулеймана, Хюррем через тайного агента сообщает персидской династии, где находится Фирузе, и её забирают в Персию. У Сулеймана и Хюррем всё налаживается. Во дворец приезжает Шах султан — сестра Сулеймана, Хатидже и Бейхан. Она хорошо относится к Хюррем, но за её спиной планирует сделать своего мужа Лютфи-пашу членом Дивана. Сулейман принимает тяжёлое решение: казнить Ибрагима. Султан приглашает Ибрагима переночевать в дворце, а ночью Ибрагима убивают немые палачи, пока Сулейман находится в соседней комнате. Хатидже узнаёт о новости, после чего у неё начинается истерика, она приезжает в дворец, обвиняет Султана и объявляет Хюррем войну. Айяса-пашу назначают Великим визирем. Хатидже пытается убить Хюррем, но у неё ничего не получается, и Сулейман принимает решение отправить Хатидже в ссылку в Манису. Шах Султан переезжает во дворец сестры.
Прошёл год. Сулейман вновь отправляется в поход. Спустя некоторое время Хюррем Султан приходят плохие вести. Мустафа-паша сообщает Хасеки, что Повелитель был ранен в походе, и Шехзаде Мустафа, воспользовавшись отсутствием отца, направляется в столицу. Хюррем ничего не остаётся, как спрятать своих сыновей (Шехзаде Баязида и Шехзаде Джихангира). Но оказалось, что это была игра Шах Султан, которая хотела заманить султаншу в ловушку, рассчитывая на то, что Хюррем объявит султаном Шехзаде Баязида, опередив «предателя» Шехзаде Мустафу. Однако Хюррем до конца остаётся преданной своему любимому султану, не веря в его смерть. В очередной раз от неверного шага её спасает любовь, а не расчёт. Хатидже узнаёт, что Шах-ы-Хубан поселилась в её дворце, и принимает решение вернуться в столицу. Хюррем мстит Шах, подкидывая ей в спальню письмо, которое Шах Султан якобы написала Ибрагиму (в молодости). Хатидже султан, прибыв в свой дворец, находит это письмо и ссорится с сестрой. Она со своей калфой отравляет Хюррем. Хюррем тяжело больна, у неё начинаются галлюцинации, и она теряет сознание. Когда Хюррем узнала, что за этим стоит Хатидже, она её избивает и приказывает выкинуть в лес. Хатидже вся в крови приходит в себя в лесу и еле-еле доходит до дворца, где рассказывает, что с ней произошло. Но Сулейман ей не верит. Султан выбирает Хатидже нового мужа.
Хюррем не может выплатить жалованье рабыням. Шах крадёт деньги, которые Хюррем взяла в долг на выплату жалования для рабынь, и сам раздаёт эти деньги девушкам. Хюррем приказывает напасть на карету Шах Султан и забрать документ, который та хотела отдать Повелителю, в котором сказано, что Хюррем Султан брала в долг у венецианцев, врагов Османской Империии. Но Шах Султан обманывает Хюррем, и в итоге Сулейман получает этот документ. После увиденного Султан отправляет Хюррем в ссылку. Хатидже Султан выходит замуж за Хюсрева-пашу. Тем временем, Шах Султан приказывает Рустему-паше убить Хюррем, но Рустем выбирает решение, которое даёт ему и Хюррем такую силу, которой уже никто не сможет помешать. Рустем собирается жениться на Михримах. Он просит Великого визиря поговорить с повелителем. Повелитель даёт своё согласие. Хюррем нарушает слово, когда-то данное дочери (о том, что жениха выберет сама Михримах). Семнадцатилетняя Михримах должна выйти замуж за тридцатидевятилетнего Рустема-пашу.
Эпидемия чумы, бушующая в стране, добирается до Эдирне, и Повелитель решает вернуть Хюррем в Топкапы. Шах Султан пытается расстроить свадьбу Михримах и Рустема. Хюррем узнаёт о том, что Айяс-паша умер, и на его место Повелитель поставил мужа Шах Султан — Лютфи-пашу. Новость шокирует Хюррем. Тем временем, Михримах принимает решение по поводу свадьбы с Рустемом, которое меняет не только её судьбу, но и судьбу всего государства.
...
Кейт Уолкер:
30.12.18 12:14
» Историческое кино. Часть XLVII. Великолепный век-2
Мыльная опера о жизни во дворце султана изжила себя к концу второго сезона.
Сериал об османском султане Сулеймане I и его украинской наложнице и впоследствии жене Александре вызвал бурю протестов, касающихся правдоподобности и исторической достоверности сюжета. Турецкое телевидение получило десятки тысяч жалоб на «фактические ошибки», у здания ответственной студии протестовали толпы туристов, возмущённых искажением истории, а премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что сериал внушает молодежи неправильное представление о предках. На самом же деле создатели сериала ни на какую достоверность не претендовали и на все вопросы упорно отвечают, что с самого начала всех предупреждали: сериал только вдохновлён историческими событиями.
Не видевших сериал все эти разговоры об истории могут сбить с толку, но первые серии расставляют всё на свои места: «Великолепный век» — классическая мыльная опера и написана по законам жанра, а не истории, которая только время от времени вторгается в мир гаремных интриг — всегда в самый неподходящий момент. Тем не менее, с выбором гарема Сулеймана в качестве места действия авторов сериала можно только поздравить: миллионы зрителей проигнорировали искажение фактов, сделав выбор в пользу вымышленной истории семейных интриг в роскошных интерьерах. Великолепный синий с золотым узором халат султана Сулеймана — вот ответ на вопрос, почему сам Сулейман I из просвещённого, но жёсткого тирана в несоразмерном головном уборе превратился в добросердечного отца семейства с грустным взглядом и красиво уложенной бородой.
Великолепный халат, как и утратившие всякую связь с историческими прототипами платья и короны наложниц, с первых кадров заявляет о сказочности происходящего на экране: мать султана — злая королева из «Белоснежки», а его сестра и наложницы, конкурентки Александры, — завистливые Золушкины сёстры. Все наложницы невероятно красивы, дети трогательны, а мистические сновидения сняты с грандиозными для мыльной оперы спецэффектами. К сожалению, авторы не нашли в себе смелости до конца придерживаться заявленного курса и полностью отказаться от привязки к истории. В результате, когда к концу второго сезона все правдоподобные варианты развития событий в гареме заканчиваются, остаётся только повторять пройденное с минимальными изменениями. Все герои по нескольку раз отравлены, взаимные угрозы предсказуемы, диалоги повторяются от серии к серии («да кто ты такая, чтобы мне указывать?»). К третьему сезону даже самая невнимательная зрительница знает, как, будучи простой наложницей, навсегда завладеть сердцем вымышленного султана: алгоритм действий очень простой, но раз за разом действует, так что стал рутиной. В принципе, в этом есть какая-то ирония.
Чем закончится «Великолепный век»?
Полюбившийся многим сериал «Великолепный век» близок к своему завершению. Телеканал «Домашний» приступил к показу последних серий. Чем же закончится турецкая сага?
Ни 70 000 жалоб от знатоков истории, ни осуждение премьер-министра Турции (опять же по причине искажения исторических фактов), ни уход главной звезды Мерьем Узерли, ни даже звуки пролетающих самолётов в нескольких сериях не помешали «Великолепному веку» завоевать мир и дойти до большого финала. Что же осталось за кадром популярнейшего телесериала?
2 миллиона долларов
Невиданный по турецким меркам бюджет был вложен не в огромные гонорары звезд (хотя Халит Эргенч, сыгравший султана, и стал самым высокооплачиваемым актёром Турции), а в волшебные декорации, потрясающие костюмы и спецэффекты, достойные Голливуда.
5000 кв. метров
Приблизительно такая площадь у построенного специально для съёмок дворца Топкапы в Турции. Съёмочный павильон стал настоящей турецкой достопримечательностью. Почувствовать себя Хюррем теперь может каждая. Не упустила такой возможности телеведущая и певица Анна Семенович - её турецкая фотосессия проходила как раз во «дворце султана».
50 стран
И эта цифра не предел для «Великолепного века». За перипетиями жизни Сулеймана и Хюррем, забросив домашние заботы, наблюдают зрительницы в 50 странах. А по слухам, даже США и Китай не устояли перед всеобщим интересом к сериалу и ведут переговоры о покупке прав на трансляцию.
16 часов
Сериал создавался долго и сложно. Актёры порой работали по 16 часов в день и падали прямо на съёмочной площадке, правда, не в обморок. Исполнитель роли Бали Бея, красавчик Бурак Озчивит, однажды на съёмках упал с лошади. А экранные соперницы Мерьем Узерли и Нур Айсан (Махидевран) неоднократно запутывались в своих роскошных нарядах и падали прямо перед камерами.
Что же будет дальше?
Хюррем продолжит свою борьбу. Но уже не за сердце Сулеймана, а... за трон Османской империи. В заключительном сезоне страсти закипят с новой силой. Однако события «Великолепного века» связаны с исторической действительностью весьма условно, а значит, вопрос финала остаётся открытым. Зрителям приходится лишь гадать: кто доживёт до последней серии и станет следующим султаном?
КСТАТИ
В Турции осенью открывается выставка костюмов «Великолепного века». Это уникальная возможность увидеть единственные в своем роде платья жён Сулеймана, кафтаны султана стоимостью по 20 000 долларов, эксклюзивные головные уборы с драгоценными камнями и самые блистательные украшения «Османской империи». Сокровищница сериала занимает целых 4000 кв. метров!
...
Кейт Уолкер:
31.12.18 19:28
» Историческое кино. Часть XLVII. Великолепный век-3
Все тайны сериала «Великолепный век»
Таких рейтингов, как у сериала «Великолепный век», который идёт на канале «Домашний», не имел в России ни один зарубежный телефильм со времён «Просто Марии». Миллионы россиян по субботам следят за развитием истории любви султана Сулеймана к славянской наложнице...
Турецкий сериал «Великолепный век» смотрят в мире уже третий год. Поначалу телевизионные начальники к проекту отнеслись с прохладцей: сомневались, будет ли зрителям интересна история любви рабыни Александры Лисовской, принявшей мусульманство под именем Хюррем (именно так её называли в Турции, на Западе она была известна под именем Роксолана), и турецкого султана Сулеймана Великолепного. Но сомнения длились недолго. По обе стороны океана, в Старом и Новом Свете, люди, затаив дыхание, следят за судьбой дерзкой и смелой Хюррем, готовой ради своих целей на всё. Этой рыжеволосой бестии, которую сыграла немецкая актриса турецкого происхождения Мерьем Узерли, всё сходит с рук: она подсыпает яд в чашу своему врагу, запускает гадюку в комнату соперницы... А зрительницы ликуют: «Молодец, правильно, вот как надо бороться за любовь!» Мало того! Поклонницы перекрашивают волосы в рыжий цвет, разучивают танец живота и перешивают гардероб, чтобы стать похожими на Хюррем. А переполох, который учинил «Великолепный век» на ювелирном рынке, сравним разве что с ажиотажем после выхода «Титаника»!
Тогда женщины мечтали носить на пальце кольцо с камнем, похожим на бриллиант «Сердце океана», которое всю жизнь хранила героиня Кейт Уинслет. Теперь же в моде «кольцо Хюррем-султан» с изумрудом, что так подходит к волосам и зелёным миндалевидным глазам героини! Социологи утверждают, что о таком подарке мечтает каждая десятая женщина в мире. Ювелиры быстро сориентировались, и теперь во всех странах продаются не только подобные кольца, но и целые комплекты — серьги, подвески, браслеты, которые так и называются: «украшения из сериала «Великолепный век».
Мировой успех сериала оказался полной неожиданностью для его создателей Мераль Окай и Тимура Савджи. Ведь три года назад у них был лишь сценарий, написанный Мераль, и сумасбродная идея — снять роскошный исторический фильм. Позже Мераль вспоминала: «Название «Великолепный век» у меня родилось сразу. Будто лампочка зажглась. Я разбудила Тимура звонком посреди ночи и выдала: «Он должен называться только «Великолепный век». Тимур согласился, наверное, чтобы поскорее вернуться обратно в кровать». Все, кому Тимур поначалу предлагал работать над сериалом, отказывались. Виданное ли дело, чтобы для проекта, у которого нет стабильного финансирования, строить гигантский павильон — точную копию знаменитого дворца султана Топкапы в Стамбуле. Ведь в Турции никогда не строили специальных павильонов для сериалов! Вот что говорила об этом Мераль: «Когда мы подсчитали смету, ужаснулись. Бюджет первого сезона, по самым скромным подсчётам, составил два миллиона турецких лир (около сорока миллионов рублей)! Это запредельные деньги для Турции».
Работа предстояла сложная: материалов о повседневной жизни той эпохи осталось не так много. Целый год создатели сериала еженедельно по несколько часов советовались с историческими консультантами. Информация собиралась по крупицам. «Помню, пристала к историкам:
апельсины подавали к столу султана? — рассказывала Мераль. — В документах написано «подали фрукты», а какие — неизвестно. Мои бесценные помощники через неделю нашли ответ: апельсинов не было, уж больно дорого они стоили. Ещё пример: мы долго не могли решить, как наложницам и визирю нужно входить в покои султана. В одних документах пишут, что к нему подползали на четвереньках, устремив глаза в землю, в других — что вошедшие делали лишь глубокий поклон. Мы выбрали второй вариант». Иногда приходилось сознательно идти на компромисс с исторической правдой: так в сериале появились балконы, хотя известно, что их не было и не могло быть: показываться простым смертным семье султана не полагалось. Но сценаристу понадобились балконы. В остальном построенный художником-постановщиком Зафером Канйылмазом дворец почти идентичен оригиналу.
Декорации занимают около пяти тысяч квадратных метров крытого пространства. Для съёмок был воссоздан целый район Стамбула — с базаром, площадями и улицами. Кстати, Зафер Канйылмаз оказал сериалу неоценимую услугу. Именно он рассказал режиссёрам братьям Тайлан о подготовке грандиозного проекта. Ягмур и Дурул Тайланы считаются одними из самых талантливых режиссёров Турции. За их плечами — больше десятка фильмов и сериалов. «Великолепный век» очень заинтересовал братьев, они попросили прислать пилотный сценарий. Прочитав его за ночь, утром позвонили продюсеру Тимуру Савджи и сказали, что им не терпится взяться за работу. Именно они подвигли автора ещё на одну авантюру — придумать костюм для каждого персонажа, чтобы поразить нарядами воображение зрителей. «Это дорого, — сказали они продюсеру, — но необходимо». В итоге над созданием нарядов для Хюррем, султана и остальных героев, коих более ста, трудились несколько пошивочных мастерских. Для сериала были сотканы специальные ткани с османскими орнаментами, оттиснутыми на бархате, которые комбинировались с обычными материалами.
Исполнителя роли Сулеймана Великолепного нашли почти сразу. Им стал давний друг Мераль Окай, популярный в Турции актёр Халит Эргенч. «Халит одним из первых прочитал сценарий и согласился ждать больше года, отказываясь от других предложений, чтобы роль султана была его», — вспоминала Мераль. А вот поиски актрисы на роль Хюррем, как в Турции, так и за её пределами, напоминали масштабную операцию спецслужб. Тимур Савджи подключил всех своих знакомых в разных странах, которые искали турчанку, живущую за границей, либо иностранку, владеющую турецким языком. В кастинге приняли участие несколько тысяч актрис. И ни одна из них не понравилась Тимуру и Мераль. Проект был под угрозой, до съёмок оставалось всего десять дней. «Находясь на грани отчаяния, я попросил о помощи свою знакомую в Берлине, — вспоминает Тимур. — Она рассказала, что есть актриса Мерьем Узерли — её отец турок, а мать —немка. Мы немедленно с ней связались и попросили приехать в Стамбул. Сами того не желая, обманули Мерьем: «Это будут только пробы — возьми самое необходимое». Так она и приехала — с рюкзачком. И осталась в Турции на четыре года, потому что едва мы увидели её зеленые глаза, рыжие волосы (кстати, это натуральный цвет!), поняли, что перед нами Хюррем». Поначалу девушку съёмки в сериале, ещё и вдали от родины, не воодушевили. «Она пыталась улизнуть от нас, как могла, — рассказывает Мераль Окай. — Говорила, что у неё плохой турецкий. Мы отвечали: «Отлично, твоя героиня — пленная рабыня, она тоже не знает языка!» Лишь после долгих уговоров Мерьем согласилась». Зато теперь Мерьем Узерли в Турции — кинозвезда. Любой её шаг описывается в прессе, а изменению веса — актриса резко похудела — были посвящены несколько новостных программ. «Я теперь Хюррем, мне даже за продуктами не выйти — поклонники окружают», — говорит Мерьем.
Несмотря на запредельные рейтинги, у «Великолепного века» нашлись противники. В адрес премьер-министра Турции приходит много писем с просьбой сериал закрыть. Причин несколько. «Великолепный век» невероятно откровенен для турецкого телевидения — всплеск негодования вызвала серия, где сестра султана бегала по дворцу в одной ночной сорочке, подчёркивающей её фигуру. Также создателям сериала ставят в упрёк, что они не придерживаются исторических фактов. Например, в сериале Сулейман вытирает руки салфеткой, а в те времена их не было — руки вытирали скатертью. Серьёзная ошибка, что говорить.
А недавно головную боль создателям сериала добавила их любимица Мерьем Узерли, заявившая, что покидает проект! Рассказывая о причинах, актриса напустила такого тумана, что сама запуталась в версиях. То говорит про нервный срыв от переутомления, то намекает, что ждёт ребёнка. После ухода Мерьем рейтинги сериала резко упали. Новую Хюррем — турецкую актрису Вахиде Гёрдюм — зрители невзлюбили так, что однажды закидали помидорами при входе в студию. Ведутся переговоры о возвращении Мерьем, но та готова вновь стать наложницей лишь за удвоенный гонорар. Недавно поклонники актрисы собрались у офиса продюсеров и скандировали: «Мерьем, вернись!» Будем надеяться, она вернётся!
...
Margot Valois:
31.12.18 19:38
Катюша, спасибо за увлекательный экскурс в исторические киноленты и сериалы и от души поздравляю с зимними праздниками и желаю всех благ!
...
Кейт Уолкер:
31.12.18 19:48
Рита, привет!
Спасибо за поздравление!
Рада, что тебе всё это интересно.
В новом году наконец-то покажут сериал "Султан моего сердца" с Александрой Никифоровой, сыгравшей главную роль в сериале "Анна-детективъ". Я же пока очарована-околдована сериалом "Тайны госпожи Кирсановой", в восторге от Ольги Лерманн (она играет главную роль), и ещё мой фаворит - актёр, играющий следователя Порфирия Петровича. И конечно, неувядающая Евгения Симонова, как всегда, необыкновенно хороша! Кстати, Александру Никифорову там тоже можно увидеть - в роли шпионки. Очень понравилась "Вольная грамота", все актёры молодые, новые, неизвестные! Одно удовольствие на них смотреть! Очень жду "Крепостную" в новом году. "Рабыню Изауру" смотрела с огромным интересом, нашла в интернете полную 100-серийную версию, каждая серия длится ровно 25 минут с титрами. А вот "Рабыня-мать" всё чаще разочаровывает, всё превратилось, к сожалению, в "мыло мыльное".
...
Margot Valois:
31.12.18 20:03
Как раз собираюсь в следующем году посмотреть сериалы "Султан моего сердца" и "Тайны госпожи Кирсановой"
По твоему совету смотрела "Анна-детективъ", и мне очень понравилось
...
Кейт Уолкер:
31.12.18 20:57
Рита, я рада, что сериал "Анна-детективъ" понравился. На мой взгляд, убийство князя было явно лишним, к тому же, ничего толком нам так и не объяснили. Анну Миронову было откровенно жаль, и очень обидно, что её искромётный дядя в последних сериях не появляется. "Тайны госпожи Кирсановой" - сериал как раз от создателей "Анны-детективъ". Главная героиня, Лариса Кирсанова, меня буквально очаровала! В чём-то даже вижу наше с ней сходство характера. Кстати, доктора играет тот же актёр, который играл в "Анне-детективъ" полицмейстера. Юмора много, и сюжеты довольно интересные. Но не хочу я, чтобы Лариса осталась с Павлом Бестужевым. Эта жемчужина ему не по зубам! Даже Порфирий Петрович, мне кажется, гораздо больше её достоин...
...