натаниэлла:
15.09.20 17:54
» Загадка Петра Могилы
Начну рассказ со слов священника Георгия Флоровского (Пути русского богословия):
«Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы». По-моему, в этой фразе заключена самая суть. Работая над «Гипнотизером-2», я искала сведения об этом человеке, о его деятельности, служении, биографии – и натыкалась на бездну противоречивых фактов и мнений. Мне же хотелось понять, как получилось, что образ митрополита, причисленного в конце двадцатого века Украинской церковью к лику святых, сопрягается с богомерзкими «чертовыми библиями», заклинаниями и черной магией. Как такое вообще могло произойти? Или это два разных человека?
Но нет. Петр Могила был единственным и уникальным в своем роде. Впрочем, судите сами.
Он родился в 1596 году в знатной молдавской семье бояр Мовилэ (Movilă),, которая вела свою родословную от легендарного римлянина Муция Сцеволы, потомки которого переселились на земли современной Румынии. Его отец был князем Валахии, господарем Молдавии. Когда он погиб в борьбе за власть, вся его семья бежала в Речь Посполитую под защиту влиятельных родственников.
Точных данных о полученном в молодости образовании нет. Предполагается, Петр получил его дома, однако, будучи способным и пытливым юношей, легко овладел несколькими европейскими языками (включая латинский и греческий), а также ратным искусством. Карьеру Петр вначале стал делать на военном поприще, служил в польских войсках и отличился в легендарном сражении под Хотином (для Речи Посполитой имеет примерно такое же значение, как Бородинская битва для России). Однако встреча с влиятельным родственником, имевшим церковный сан, повлияла на мировоззрение молодого человека. Возможно, Петр смекнул, что добиться успеха в лоне церкви будет быстрей и проще, чем на полях сражений. При покровительстве тогдашнего Киевского митрополита Иова (Борецкого), он принимает сан в 28 лет, поселятся в Киево-Печерской лавре, где в то время собралось немало высокообразованных монахов, и развивает бурную деятельность.
Петра очень интересуют книги, археология (такого слова еще в те годы не существовало, но смысл, думаю, вам понятен), исторические изыскания. Он ездит по старинным «местам силы» и под предлогом собирания «истинно православных ценностей», ведет раскопки, добывает свитки, беседует с людьми. Его поиски не ограничиваются Киевом, он едет в Европу, путешествует по городам. Посещает антикварные и книжные лавки.
Кстати, это его неожиданное увлечение принесет немало пользы как Церкви, так и для истории. По его приказу будут восстановлены или отстроены заново Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Он отремонтировал храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей — последний отдал Братскому монастырю. В 1635 году на его средства были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, где (как пишет его биограф Голубев, 19 век) «
митрополит Петр в том же году посадил у стены липу». Среди несомненных достижений следует отметить и создание Братско-Богоявленской школы, позже переименованной в академию, а затем и Могилянскую (в его честь) коллегию. Там преподавали не только богословие, но и языки, философию, риторику и проч. Некоторых талантливых учеников Петр посылал учиться за границу.
Могила собрал обширнейшую для Средних веков библиотеку, которую после своей смерти завещал монастырю, он скупал в больших количествах дорогие рукописные и печатные книги где только можно.
Впрочем, без ложки дегтя не обойдется, поскольку, как уже отмечала выше, Петр был весьма противоречивой личностью.
Прежде всего, характер у Могилы был взрывной и буйный. Он не гнушался работать кулаками, «огнем и мечом» держал в страхе подчиненную братию, что плохо вяжется с образом смиренного служителя Божия. Вот, к примеру, что пишет о нем его биограф (Голубев), весьма лояльный к своему герою. Пополняя казну вверенной ему обители и возвращая то, что было отнято прежде, Могила
«употреблял те же способы, которые практиковались и при их отнятии». Выражаясь проще,
«его наезды приравнивались к разбойничьим нападениям», что для бывшего военного, не прошедшего полностью путь послушания простого монаха, не являлось чем-то из ряда вон. В одной жалобе сказано, будто Могила сам участвовал в захвате, угрожая слугам хозяина
(«Кажу вас на рынку повешать, зрайцы нецнотливые»). По рассказу православного шляхтича Иерлича архимандрит избивал больных и старых троицких монахов (монастырь назывался больничным и шпитальным), не желавших выехать из обители, которую он присмотрел для своей школы. «
Арсения, игумена слепого, так били, что чрез несколько недель умер» (Все цитируется по: С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. 5 тт. 9 -10. М., 1961, с. 456 - 457).
Отец Георгий Флоровский пишет: «
Могила был вряд ли не самым сильным и властным из западно-русских церковных деятелей XVII века. У него был подлинный державный пафос, умение и охота властвовать и побеждать. Сын молдавского государя, «воеводич земель молдавских», он и в звании Киевского митрополита оказался всего скорее господарем, правителем скорее, чем пастырем...» (Пути русского Богословия. Вильнюс, 1991, с. 44).
Как было сказано, Могила уделял большое внимание книгам и книгопечатанию. Он требовал, чтобы никакие книги не печатались без его личного участия и без сличения их с греческими оригиналами. Те места, которые казались ему сомнительными (неверно переведенными), он решительно вычеркивал или переписывал. Таким образом, русские православные тексты были приведены в соответствие с требованиями иезуитов (именно иезуиты в те годы отвечали за книгопечатание в Европе). Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде новые-старые молитвы, в том числе вносил правки в рукописи под римско-католическим влиянием. Некоторые историки считают, что Могила начал реформы перед Никоном, а Никон лишь продолжил их, что окончательно привело страну к Расколу.
Еще один странный (и скользкий момент) касается повышенного интереса Могилы к оккультизму, экзорцизму и «бытовой магии». По непроверенным данным, в его библиотеке копились тексты молитв деревенских колдунов, еврейские, египетские и греческие талмуды, астрологические и алхимические трактаты. Сам Петр якобы написал книгу под названием «Черная магия» (причем, издал ее в двух томах), где содержались описания ритуалов призыва духов и отчитки для избавления от них.
Про «чертову библию» я, конечно, не знаю,ничего говорить не буду (это всего лишь часть сюжета
художественного романа), но вот «Требник Петра Могилы» скажу пару слов.
Требник дошел до наших дней, он доступен для изучения (язык, правда, старый, с ходу не прочтешь), и в нем есть полнее описания ритуала изгнания бесов, а также Правил, которые следует читать при обрядах экзорцизма ("
Воследование молебное о избавлении недугующаго от обуревания и насилия духов нечистых, и молитвы заклинательные техжде лукавых духов"). Утверждается, что в этот сборник Могила включил собственноручно собранные молитвы 6 века в чине экзорцизма, которые нашел и записал в своих странствиях по Европе. Требник предназначен только для специально обученных священнослужителей, тексты молитв об изгнании бесов и псалмов отчитки мирянам читать нельзя.
Не подлежит сомнению и то, что Могила собирал сведения о всех чудесах и исцелениях, произошедших в Киево-Печерской обители и других «святых местах». Целью его было доказать, что все пришедшие с чистыми помыслами и молитвой люди получали желаемое исцеление. Список православных чудес (под его редакцией) также сохранился.
Весьма интересна посмертная биография митрополита. Петр скончался в полночь с 31 декабря 1646 года на 1 января 1647 года. Согласно завещанию был погребен в склепе Успенской церкви в Киево-Печерской Лавре. Надо отметить, что до ноября 1941 его саркофаг действительно лежал там под левым клиросом в средней части храма, но после того, как фашисты заминировали и взорвали Успенскую церковь, он оказался полностью уничтожен. Дело в том, что взрывчатку заложили прямо под саркофагом Могилы. В 1982 году при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова были найдены лишь две серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией.
Но это лишь одна, земная часть посмертных приключений митрополита. Вторая часть лежит в области церковной магии. Утверждается, что Петр, восстав на один день из мертвых, создал так называемый «Наказ Петра Могилы», где подробно описывается, что происходит с людскими душами после смерти, их страдания и мытарства. Петр Могила писал в своем наказе, что молитвами и милосердием живые могут спасти души своих усопших родных. За умерших надо отслужить 40 литургий, тогда душа спасется от вечных мук ада. Вот эта история (быличка), приведенная на портале «живое Евангелие».
«
Святой Петр Могила, после смерти, когда пришел на тот свет и увидел, что там творится, как души усопших страдают, попросил Господа воскресить его и вернуть на короткое время на землю, чтобы он написал это поучение – наказ еще живущим на земле. И чтобы мы, живущие здесь, торопились и знали, как спасать своих родителей и сродников. Священникам приснился сон, чтобы откопали они гроб с телом Петра. Они, собрались и, помолившись, решили так и сделать. Петр, встав из гроба, как живой, написал этот наказ-поучение и, вернувшись в гроб, снова ушел в Царство Небесное».
Хочется еще отметить, что колдуны и ведьмы до сих пор поминают Петра Могилу, почитая его как одно из великих Мастеров, всегда, по первому зову, приходящего на помощь своим коллегам. Если взять любой сборник заговоров (выходивших в 90е годы), там обязательно обнаружится какой-нибудь стишок с упоминанием «Петра Могилы, мертводержца». Причем речь идет не только об изгнании бесов, но и об исцелении от недугов или любовных приворотах.
В качестве иллюстрации красноречивый отрывок:
В церкви стоит стол дубовый,
На столе гроб еловый.
Вокруг того гроба ходит поп с кадилом.
Говорит такие речи:
«Как по этому покойнику плакали, страдали,
На руки брали, в церкви отпевали,
Так бы и раб Божий плакал бы по мне,
По Божьей рабе».
А ты, Петр Могила, мертводержец,
Осени мои слова своим перстом,
Благослови своим крестом.
Чтобы то, что я сказала,
То, что я недосказала,
сбылось, слюбилось и срослось.
Примеров подобного у меня много, но цитировать их не хочется. Думаю, вы и так поняли, что митрополит пользуется большим уважением в оккультной среде.
В завершение своего рассказа приведу еще одну быличку, художественно оформленную, где главное действующее лицо все тот же митрополит Могила – и на этом закончу. (О таких быличках в духе похождений Стеньки Разина в романе рассказывал Николаич). Как по мне, это самая безобидная история.
«Однажды к мастеру Петру Могиле пришёл человек из соседнего города и упал ему в ноги. Он просил защитить его от врага, который изводит его и хочет его смерти.
Он рассказал историю, что в семье их было два сына. Отец был купцом и жил достаточно богато. Его младший брат умер ещё в отрочестве, когда ему еще не исполнилось и 20 лет и по завещанию отца все его купеческое ремесло и дело перешло ему.
Он был очень добрым человеком и милостивым, всегда подавал милостыню и когда кто обращался к нему занять денег или еды, то никогда не отказывал. Этим стали пользоваться все, кому не лень и стали у него занимать денег и не отдавать. Дошло до того, что даже начали угрожать ему и всячески вымогать деньги. Особенно рьяным был Гришка - сын местной колдуньи, которому всё сходило с рук, да и мать, наверное, старалась колдовством оградить его от всякого лиха. Вот сынок и распоясался. Когда очередной раз Гришка пришёл к Степану, а именно так звали того человека, старшего сына купца, он начал издевательски требовать деньги у Степана. А когда тот отказал ему, то решил полезть в драку. Степан был здоровым мужиком и в порыве мужицкой борьбы ударил Гришу так, что тот ударился головой о камень и получил серьезную рану. На крик и шум столпился народ, пришла и мать Гришки - старая колдунья. Узнав, в чем дело, она сказала Степану такие слова: " сына своего я подниму, а тебя в могилу уложу." С этими словами она повелела перенести своего избитого сына к себе домой, где за несколько дней она его полностью восстановила.
А Степану с этого дня становилось все хуже и хуже. По ночам его мучили кошмары, начало болеть все тело, ему казалось, что в доме кто-то постоянно ходит, ему часто стали мерещиться темные тени. Понял тогда Степан, что слова колдуньи начинают сбываться и он уже не жилец на этом свете. Пробовал он обращаться к ведающим людям, но все как один говорили ему, что не совладают они с такой колдовской порчей, себе дороже и не хотят они раньше времени ложиться в домовину.
Когда Степан обратился к следующей ведающей старушке, которая слыла хорошей знахаркой, но и та отказала ему. Тогда Степан сказал той бабке: " Неужели ради Христа нету никого, кто мог бы мне пособить?". Тогда Знахарка ему ответила: "Пособить тебе может только мастер - мертводержец, а таких только двое на всю Русь-Матушку. Об одном ничего не ведаю, а второй мастер - Петр. К нему тебе надобно, если жить хочешь." И сказала, как найти мастера Петра Могилу. После всего пережитого Степан по совету знахарки нашёл мастера Петра Могилу и упав ему в ноги, попросил о помощи.
Выслушав Степана, мастер Петр повелел ему: "Ступай к себе в город и целую неделю держи строгий пост. Потом ступай ночью на погост и встав посреди него прочти псалом 48. Как прочтёшь его трижды, ступай до своего дома и на обратном пути не пророни ни слова, не смотри по сторонам и назад не оглядывайся. Будут тебя по имени звать, будут тебя мертвые и бесы пугать, но ты иди, как глухой, покуда не дойдёшь до своего порога. В доме своем упади на колени перед красным углом и всю ночь до утра, до первых петухов читай непрестанно "Живый в помощи Вышняго". Если продержишься до утра, жив будешь и дела твои в рост пойдут, поможет тебе Господь и славен будешь."
С этими словами отправил мастер Петр Степана домой. Уже через несколько лет Степан рассказывал, какие страсти с ним приключились, когда он выполнял указание мастера. На кладбище, когда он псалом в третий раз прочитал, ветер поднялся и слышалось ему, как брат его умерший его зовёт оглянуться, также голос отца своего слышал и других своих знакомых, которые умерли давно. И звериный лай и вой прям под ногами его слышались. Так что он чуть ли не бегом домой поспешил и упав перед образами, стал читать "Живый в помощи Вышняго". Всю ночь он читал, и в дом к нему ломились, и в окна его стучались и слышал он, как колдунья к нему в дверь и окно кричала, что простит его и снимет с него порчу лютую смертную лишь бы он дверь открыл да пустил ее на пару слов. Но выдержал Степан, читал молитву непрестанно и не открывал двери. Утром уже после первых петухов стала ведомо всем в городе, что умерла та колдунья ночью пред рассветом и все лежа в постели причитала: " Не впустил меня Степан, значит отойду сегодня."
Степан после того хоть и поседел на голову, но жить стал исправно, дела его наладились и здоровье его окрепло».
Спасибо, что ознакомились!
...