LuSt писал(а):автор специально задавалась целью сломать стереотипы, подвергнуть их переоценке
"Сердечная лавочка закрыта в связи с тотальной переоценкой ценностей"
К сожалению или к счастью, автор ничего во мне не сломала и практически ничего на переоценку не отправила. Это не значит, что книга не вызвала эмоций. Наоборот. Детство Вэйви и Донала, их будни, окружающие их взрослые ощутимо так перетряхнули мою собственную душевную лавочку. Оказывается, чтобы ощутить негодование, непонимание, жалость, злость, чужую боль, необязательно продираться через километры однообразных "Мое сердце кровоточило, душа рвалась, а натянутые канаты нервов, казалось, вот-вот лопнут от натуги, настолько все было плохо". Нет, автору хватало нескольких скупых деталей и как бы вскользь оброненных мыслей-фраз, чтобы убедить читателя: все действительно плохо, так не должно быть, это
ненормально. Детство Вэйви, которое и детством-то назвать язык не повернется, появление в ее жизни Келлена, те краски, которые они оба изначально привнесли в безрадостные жизни друг друга, - все это буквально прилепило меня к книге, заставляло с нетерпением ждать продолжения... Ровно до того момента, как случилось оно. То самое злосчастное "изнасилование". История как бы разделилась на "до" и "после", и вот часть "после" читалась уже спокойно. Понимание, что впереди нас всех ждет торжество любви, не мешало искренне переживать разве что за Донала - в бонусных главах. Эта не вошедшая в "официальный" перевод сюжетная линия лично меня зацепила гораздо больше, чем страдания милашки Рене или "нетрадиционное" самоопределение Эми.
Падка на острые ощущения, что поделать. История, конечно, не о Донале, Рене или Эми. Она о Вэйви и Келлене. Но
ощущение сухости текста, недосказанности, нарочитой небрежности в подаче фактов, мыслей и чувств в части "после" меня, ждущую поломки своих стереотипов яжмать, так и не покинуло. Возможно, так было задумано: краски вначале - серые будни ожидания потом, чтобы в конце концов прийти к чудесному воссоединению влюбленных, но... Что-то пошло не по сценарию. Хотя... не исключено, что здесь и задумывалась определенная ломка стереотипа, кто знает))
История Вэйви, Келлена и всей компании только утвердила во мнении: к каждому случаю (особенно такому, который выходит за привычные рамки) нужен индивидуальный подход. И Вэйви, и Келлен, с точки зрения своего окружения, дефективны и в рамки не вписываются. Они оба ненормальны и для простого обывателя, и по мнению тех, кто зарабатывает на жизнь, варя "зелья", а в свободное время дружат организмами в произвольных комбинациях. Грубо говоря, и для тех, и для других Келлен - педофил. Но варить мет, продавать, убивать и пр. - это просто работа такая. Не, ну нормально. Хотя если этичность/неэтичность происходящего между маленькой девочкой и взрослым мужчиной еще можно поставить под сомнение, доказать или опровергнуть, то наркотики ради наркотиков - зло. Без вариантов. Разве нет?
Беда в том, что для индивидуального подхода нужно тратить лишнее время и немалые силы. Автор делает все, чтобы подробно, с предысторией, показать нам, насколько индивидуален (уникален) конкретный случай Вэйви и Келлена. Автор не скупится на объяснения, почему с Келленом девочке будет лучше, чем с кем-либо другим. Но закон, порядок и "нормальность" (в лице тетушки Бренды) считают иначе. И я не хочу ассоциировать себя с данным персонажем, примером "типичного обывателя". Не потому, что автору удалось-таки сделать Бренду монстрой в обличье трафаретной нормальности.
Не удалось.
Даже вопрос о
педофилии допустимости таких ранних браков, в контексте: "А если твою бы племянницу взрослый мужик того-этого, ты бы тоже была такая умная, нестандартная, нетрафаретная" - считаю некорректным. Потому что моя племянница, к счастью, не Вэйви. Ее не воспитывала такая шибанутая мамаша, как Вэл. Законы писались не чернилами и не на пустом месте, не спорю. Больных людей хватало и хватает - под этим только подпишусь. Но всегда ли закон справедлив? Мало ли "попавших под статью"? О том, что Келлен не педофил (т.е. его привлекают не маленькие девочки вообще, а только конкретная Вэйви) прямо говорится в тексте. Да и можно ли считать Вэйви ребенком? Можно ли вернуть то детство? Тут невольно вспоминается момент с "технической девственностью". Невинность, ага. И мастурбация - это не секс. Технически.
Растление малолетней? Формально, да. А что такого Келлен продемонстрировал Вэйви, чего она раньше не знала или не видела? Вместе с этим он первый и единственный человек, разубедивший ее в собственной "грязности". Тот, кто ее просто любит, заботится о ней, хочет жениться, чтобы все как у людей (к слову, здесь мне видится обратный пример: в каждом исключении найдется свой кусочек правила, той нормы, к которой все мы так или иначе стремимся). Оба принимают друг друга такими, какие они есть.
Возможно, это и есть та самая любовь, которую не выбирают? "Обычная" и "благополучная" Бренда вон свой брак сохранить так и не смогла.
LuSt писал(а):а также дать понять, что главное в мире - любовь
Omnia vincit amor et nos cedamus amori?
Ох, любовь, любовь... Хотелось порассуждать о важности любви родителя к ребенку (все мы помним, кто наградил Вэйви ее фобиями), о любви благополучной, а не больной. В итоге вспомнила, что у самых "благополучных" романа сего судьба-любовь получилась тоже своеобразная, и как-то расхотелось. Тут как бы и правильное воспитание ничего не гарантирует, и из хороших деток порой вырастают маньяки, сколько бы их родители ни любили и на правильный путь ни ставили. Любовь между мужчиной и женщиной? Так и от любящих уходят, когда, казалось бы, ничто не предвещало беды. И никто не знает, как сложились и сложатся судьбы тех безымянных женщин, которые вереницей приходили к судье Мэбер. Тут просто не угадаешь. Но... разве это должно помешать людям любить? Надеяться? Верить и ждать? Спасать того, кого можешь спасти, даже если весь остальной мир считает тебя никчемным куском какашки?
Это я так "плавно" перехожу к теме персонажей)
Все они по-своему интересны, каждый выполняет свою функцию и откровенно пустых (ненужных) действующих лиц я не увидела. Жаль только, что во имя сюжета автор не стесняется "подогнать" персонажа под ситуацию, закрыв глаза на одну черту характера или нарочно раздув другую. Та же Бренда в определенные моменты выглядела неоправданно истеричной, упертой, зацикленной - в общем, далеко не нормальной и не типичной. Просто так было надо - натянуть птичку на наглядное пособие "злая тетушка". И это объяснимо, это понятно, но... персонаж переставал быть живым человеком и становился функцией "не пущать, не допущать". Перегибала автор временами, имхо.
Не всегда понятные/объяснимые реакции Вэйви я тоже списывала на допущение, потому что в противном случае торжество любви могло и не наступить.
Келлен - такой нетипичный-типичный герой романа о любви, вроде бы и не похожий на ожившую девичью мечту, но вместе с тем - любящий и на все готовый ради своей половинки. Для него она самая-самая, прекрасная-прекрасная, единственная, неповторимая (что не так далеко от правды романа). Из всех главных рассказчиков Келлен мне показался наиболее естественным и наименее подверженным приступам "художественных допущений". Присущие ему качества не возводились в абсолют, и, вероятно, поэтому он воспринимался как живой человек, который боится, ошибается, испытывает чувство вины, но, когда это надо, может взять волю в кулак и совершить поступок. Не в угоду сюжету, а из каких-то внутренних побуждений. Так или иначе, но такой неидеальный Келлен мне намного понятнее Бренды и тем более Вэйви. Последняя во многом так и осталась тайной за семью печатями. Что, учитывая принцип
"твоего ничего нет", перешедший во
все свое держу при себе и лишний раз не показываю, тоже, имхо, вполне объяснимо.
По сути, роман не о торжестве любви как таковой, а о том, как два одиночества сделали жизни друг друга лучше и нормальнее - вопреки всем преградам со стороны "типичности" и "нормальности"
(не буду считать, сколько раз за сегодня употребила слова на "норма-")) Про пюрешку уже шутили, однако превращение самых обычных (обыденных) вещей в по-настоящему удивительные и прекрасные - на фоне той жути, которая может происходить, - на мой взгляд, показано очень здорово.