Ингеборг:
16.11.12 15:48
» Ранди "О двух рыцарях и драконе"
Ранди "О двух рыцарях и драконе"
Как-то утром у дороги,
Мирно погрузившись в сон,
И не ведая тревоги,
Отдыхал один дракон.
Мирно солнышко светило,
Согревая горный склон.
Все вокруг прекрасно было:
И погода, и дракон.
По дороге с песней дружной
(С бодуна скорей всего)
Шли два рыцаря на службу
(Кстати, оба ничего)
Так вот шли, куда не знали,
Закадычные друзья,
Но дракона увидали,
Тут-то спор и начался.
Порешить дракона! Браво!
Это подвиг хоть куда.
Только ведь придется славу
На двоих делить тогда.
Каждый криком надрывался
И не слушал ничего.
Доказать вовсю старался,
Что дракон здесь для него.
Громко так они вопили
(Каждый ж выиграть хотел),
Что дракона разбудили,
И спросонья он их съел.
И сказал он в назиданье,
Собираясь улетать:
"Коль на подвиг вы решились,
Надо шепотом орать!"
...
Sokrovishe:
19.11.12 14:17
» Бесовские огни
Бесовские огни
О блуждающих, или бесовских, огнях сложена масса легенд, многие видели их своими глазами, но о них по-прежнему известно слишком мало, чтобы сделать определенные выводы. Блуждающие огни наблюдали в разное время на разных континентах, но, согласно русским сказаниям, чаще всего их можно увидеть после 24 августа на болотах и вблизи кладбищ.
Обещание святого Давида
Наиболее часто блуждающие огоньки считают душами утопленников и людей. погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании им отводится также скорбная. но благородная роль: здесь блуждающие огоньки выполняют функцию предвестников смерти. По старинной легенде, святой Давид, покровитель Уэльса, пообещал, что каждый житель этой части Великобритании будет извещен о своей смерти заранее и успеет подготовиться к путешествию в иной мир. Предвестник гибели в виде блуждающего огонька может не только показать место гибели, но и место упокоения. пройдя целиком путь похоронной процессии.
Эти суеверия неоднократно подтверждаются рассказами очевидцев. В книге «Ночные тени природы» приводится свидетельство некого церковного сановника о его родственнице, которой довелось путешествовать в сопровождении своего слуги и столкнуться с огоньком-предсказателем. Поездка пришлась на вечернее время и по незнакомой местности, поэтому даму должен был встретить провожатый из владений, куда она направлялась. Но она не только не встретила слугу, который должен был выехать ей навстречу. но и потеряла своего. Оставшись одна в темноте, она увидела огонек, который двигался к ней. Женщина в страхе замерла, огонек тоже остановился, и в таком оцепенении она простояла около получаса. По истечении этого времени позади раздался стук копыт — это ее слуга наконец догнал ее. огонек же свернул в сторону и исчез. Благополучно добравшись до места назначения, женщина рассказала об увиденном, а через несколько дней ее слуга умер. Похоронная процессия двигалась как раз по этой дороге, и именно на том месте. где появился блуждающий огонек, катафалк остановился на тридцать минут.
Проводник в иной мир
Верования. подобные уэльсским. существовали и в других частях королевства и пользовались большим доверием,что подтверждает рассказ одного шотландского священника. Однажды. выйдя из своего дома, который находился рядом с погостом около церкви. он заметил светящуюся точку за оградой церковного кладбища. Решив, что это кто-то ходит с фонарем. он последовал за огоньком. но ни одного человека так и не увидел. Огонек же вылетел за пределы кладбища и через небольшой лесок направился к дому одного фермера, а затем в сопровождении другого огонька повернул в обратную сторону. Все это время священник следовал за загадочными огнями и заметил, что они скрылись в склепе. На следующий день он узнал у сторожа, чей это склеп. Оказалось, что этот склеп принадлежит семейству как раз того фермера, что живет за лесом. А ещё через день священника пригласили в эту семью отпевать ребенка. умершего от скарлатины. Видимо, суеверие, что огоньки являются только тем. чьи родственники уже похоронены на местном кладбище, имеет под собой некоторые основания.
Загадка для скептиков
Куда более скептично к таким явлениям относятся ученые, считая, что каждое загадочное явление имеет вполне научное объяснение. Так. болотные или блуждающие огни являются следствием разложения органических веществ, которое особенно активно идет в заболоченных почвах и в местах захоронения. В процессе гниения растительных и животных остатков среди прочих соединений образуется фтористый водород, который способен самовоспламеняться. Этот газ пахнет тухлой рыбой, вспыхивает, попадая в воздух, и горит светлым пламенем.
Также феномен блуждающих огней пытаются объяснить появлением шаровых молний, о природе которых тоже не очень много известно, их отождествляют с шарами плазмы или даже крошечными метеоритами. Но если посмотреть правде в глаза, то ни одна из этих версий не объясняет связи между блуждающими огнями и скорой смертью человека, видевшего их, или кого-либо из его окружения. Также остается загадкой, почему подобные явления были замечены и в домах, где вроде бы гнить ничего не должно, а также строго определенные сроки появления подобных шаров — загадочные шары, вылетающие прямо из-под воды на озере Нонг-Кай в Таиланде, появляются только в первое полнолуние одиннадцатого лунного месяца. Дать вразумительное объяснение этому явлению пока так и не удалось.
Убийцы и спасители
Также загадкой остается, почему одни огни настроены к людям довольно агрессивно или. по крайней мере, несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту. С негативно настроенными болотными огнями довелось столкнуться туристам, путешествовавшим по Сегежскому району Карелии. Вопреки предупреждениям местных жителей группа туристов разбила лагерь вблизи болота. В течение вечера ничего подозрительного замечено не было, но сразу после полуночи началась -чертовщина». Сначала несколько человек заметили загадочное мерцание в соседнем болоте: огни. появившиеся там. словно манили за собой. Трое путешественников как во сне последовали этому зову, остальными тоже постепенно овладело странное состояние неспособности отвечать за свои действия. Все больше людей вставали и двигались за огоньками к болоту. Все могло бы закончиться весьма плачевно, если бы один из «зомби» не влез в костер, оказавшийся у него на пути. Боль от ожога привела мужчину в чувство, и он своим криком вывел товарищей из странной дремы, в которой они двигались навстречу своей гибели. Потерпев фиаско, огни исчезли.
Совсем по-другому ведут себя известные огни Марфа, часто появляющиеся неподалеку от одноименного населенного пункта в горах Чинати. недалеко от мексиканской границы. По словам местных жителей, вреда от них не видели никакого, если не считать чувства страха, которое вызывает любое необъяснимое явление. А по рассказу миссис Эллен Диккенс, эти загадочные огни даже спасли ее отца, когда он в метель сбился с пути. Каким-то образом огни сумели передать ему. что он идет в неверном направлении, и привели его в небольшую пещеру, где он смог переждать непогоду. Утром он обнаружил. что огни оказались абсолютно правы, указав на его ошибку, и благодаря этому он целым и невредимым вернулся домой.
О происхождении огней Марфа ходит множество противоречивых легенд. По одной из них. это духи индейцев. которых обманули и убили в местных горах. Спастись удалось только их проводнику, который до сих пор ходит и пытается найти своих людей. По другой версии, в 1850-х годах мексиканские бандиты напали на ранчо одного фермера, пока хозяина не было дома. Оставшиеся в живых члены семьи направили фермера по следу бандитов, которых он сумел нагнать и даже расправиться о несколькими из них. Но награбленное добро так и осталось не найденным, поэтому считают, что огни — это бандиты или хозяин, пытающийся отыскать деньги.
Духи-кладовики
В русской традиции блуждающие огни также иногда связывают с похищенными сокровищами. Говорят, что это духи-кладовики зажигают огоньки над спрятанными ценностями, чтобы указать дорогу к кладу. Огоньки кладовиков могут принимать разную форму — от шара или огонька свечи до золотого петуха. При охоте на такие сокровища надо помнить несколько правил. Во-первых увидев в лесу огонек, надо как можно скорее произнести «Чур, чур, свято место, чур. Божье да мое», иначе «незачурованный» клад уйдет в землю на большую глубину и станет недоступным. Во-вторых, следует понимать, что, скорее всего, добра от такого сокровища не будет: либо сопьешься, либо завистники ограбят, либо просто погибнешь. Сокровища, спрятанные нечистой силой. с самого начала прокляты, и позариться на них — значит погубить свою бессмертную душу. Так что на всякий случай, от разного рода блуждающих огоньков лучше держаться подальше. Жаль только, что если следовать этой рекомендации, тайна этого явления так и не будет раскрыта... ...
Ингеборг:
19.11.12 15:33
» Innelda «Монолог дракона»
Даша, спасибо за статью о бесовских огнях. Очень интересно.
Innelda «Монолог дракона»
Копьё застряло под ребром,
И хвост отдавленный немеет…
Ей богу, он вот-вот сумеет
Смахнуть башку мне топором!
Топор сломался? - Не беда!
Вон у него двуручник в ножнах.
Ну, право слово, как же можно
Младенцев присылать сюда?
А всё король, ядрёна вошь!
Без исполнения закона -
То бишь похода на дракона -
Мол, дочку хрен мою возьмёшь!
И очень зря: ведь ей уже
Десятый годик как не двадцать.
Но он - король, куда ж деваться,
Хоть пусто у него в башке!
Малец меч поднял - и упал.
Полегче надо бы оружье…
Ещё раз поднял, взвыв натужно,
Но, вот досада, - не попал.
И так мы с ним четвёртый час
Тут развлекаемся усердно:
То солнце жгло немилосердно,
То дождиком полило нас…
Свалился и уснул герой,
Не завершив свой труд ударный.
Накрою одеяльцем парня -
Уж больно ветерок сырой!
И сам пойду посплю часок,
А то потом ведь снова драться:
Принцесса человек в двенадцать
Мне список принесла особ,
Что норовят ей в женихи
Набиться и полцарства схапать.
Но у меня - четыре лапы, -
А это всё же не хи-хи! -
И их не сдвинешь просто так
Ни с полуцарства, ни с принцессы.
Короче, рыцари - балбесы,
Король, естественно, - дурак,
Принцесса - умница, а я,
Наверное, четвероногий
Камин летающий убогий
И преданный её слуга.
(А всё Амур, племянник мой:
Мол, надо новый лук освоить. -
Пальнул в меня своей стрелою,
Да так пальнул - хоть волком вой!)
Вот вечером она придёт -
Мне раны нежно перевяжет,
И сказку страшную расскажет,
И колыбельную споёт…
И если кто-то вдруг решит,
Что он меня счастливей в чём-то -
К пещере пусть моей с мечом да
С конём и латами спешит!
...
Ингеборг:
20.11.12 15:51
» tarlini
tarlini
***
Шелест крыльев на оконной раме,
Тень затмила звезд небесный глянец.
Я крадусь босая и в пижаме...
Цап тебя за шею, мой красавец!
Что же ты не навещал давненько?
Не болтал драконьи небылицы?
Признавайся: в дальней деревеньке
Присмотрел какую-то девицу?!
Или снова рыцарей по полю
Принуждал сдавать до речки кроссы?
Нет! Молчи. Конечно же ты волен
Не давать ответы на вопросы.
Лучше влейся в образ человека,
Подхвати и прикоснись губами.
И сожми в объятьях крепко-крепко
Этой ночью, первой между нами.
Преступлю все глупые законы,
Погружаясь в темноту, как в лаву,
Ради глаз насмешливых драконьих,
Ради рук, ласкающих так плавно.
Завтра моя свадьба. И напевы
Менестрелей смоют мое счастье.
Этот мир меня узнает королевой...
Улетай, дракон! Не возвращайся...
...
Sokrovishe:
20.11.12 18:57
» Чаша Грааля
ЧАША ГРААЛЯ
Если верить библейскому преданию, Грааль — это чаша, которой пользовался Христос на Тайной Вечере. Позже Иосиф Аримафейский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата, и переправил её в Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери — первого центра христианства в Британии, — чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль — к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Вскоре Грааль исчез так же загадочно, как и был найден — с тех пор идут его поиски.
Насколько достоверна история о существовании Грааля и его перемещении в Британию? Поначалу свидетельства производили весьма обнадёживающее впечатление. В евангелии отражён доказанный исторический факт: Иосиф и Никодим похоронили тело Христа. Предположение относительно того, что Иосиф — дядя Христа (в Библии об этом ничего не говорится) выглядит правдоподобно хотя бы потому, что Пилат распорядился отдать тело именно ему: поскольку Христос считался преступником, его должны были похоронить в особой могиле — по римским и иудейским законам, требование на иное захоронение тела могли предъявлять только родственники покойного.
Святой Матфей рассказывает, что Иосиф был человеком состоятельным, и у нас нет никаких оснований подвергать его слова сомнению: если Иосиф мог себе позволить установить на могиле Христа надгробие, значит он был действительно богат. По купеческой традиции тех лет, он зарабатывал деньги на добыче олова, а маршрут легендарного путешествия Иосифа с Граалем в Британию в точности совпадает с классической схемой перемещения судов с оловом, которую незадолго до рождения Христа описал греческий автор Диодор Сицилийский. С отливом, писал он, олово перевозят на остров Иктис (по-видимому, речь идёт об острове Сент-Мишель в заливе Маунтс-Бей, Северный Корнуэлл). «Отсюда купцы перевозят купленное у местных жителей олово в Галлию: лошади с мешками олова тридцать дней идут через Галлию к устью реки Рейн».
Традиции ремесла очень сильны в Северной Франции, западной Ирландии, северном Лондоне и в оловодобывающем регионе Корнуэлла — все они свидетельствуют об участие Иосифа в оловянном бизнесе. Особо ревностно он вёл свои дела в Корнуэлле. В начале XX в. были записаны слова одного из кузнецов по олову: «Братство рабочих по металлу одно из самых старых — как и все мастеровые, мы бережно храним наши традиции. В частности, жива легенда, что Иосиф приводил в Корнуэлл свои корабли — однажды он привёз сюда младенца Христа и Деву Марию; они сошли на берег острова Сент-Мишель».
Визит юного Христа в Британию в сопровождении дяди Иосифа исторически возможен, что подтверждается некоторыми местными легендами. Нет никаких данных о жизни Иисуса, когда он был в возрасте от 12 до 30 лет (до возникновения веры в Него) — распространено мнение, что в то время Он находился за границей. В устье реки Кэмел, Корнуэлл, вдоль дороги на Гластонбери находится так называемая «стена Иисуса». В маленькой деревне Придди, что в 12 км севернее Гластонбери, сохранилась легенда (каким-то образом связанная с историей о странной энергии, исходящей из каверны под церковью), что ещё мальчиком Христос был здесь. А у местных жителей распространена присказка: «Это так же верно, как то, что Спаситель наш был в Придди». В Галилее версия о том, что Иисус был плотником, подкрепляется убедительным рассказом: он отправился в Британию на торговом судне в качестве корабельного плотника — судно вышло из Тира, однако сильные штормы на всю зиму привязали его к берегам Западной Британии.
Таким образом имеется немало исторических и археологических свидетельств о старых связях Святой земли и Британии — в пользу этого говорит и тот факт, что в Британии христианство распространилось почти сразу же после смерти Христа. Живший в VI в. писатель Гилдас утверждал, что идеи Христа начали овладевать умами британцев в последний год царствования Тиберия, т. е. всего через четыре года после распятия Иисуса. На металлическом винном кубке I в. н. э., который был найден у стены Гадриана, обнаружены символы раннего христианства. Местность Гластонбери, в древности называвшаяся Гластония, особо отмечена в религиозных текстах — в частности, говорится о том, что храм здесь был ещё до того, как в VI в. н. э. сюда прибыли миссионеры католической церкви.
И наконец, ещё один факт: сам Иосиф представляется фигурой весьма заметной и значительной — вряд ли он оказался бы своего рода связующим центром этой легенды, не будь она в достаточной мере подлинной. Как отметил писатель Джефри Эш, «разговоры о том, что святой Иосиф посещал Британию, ведутся слишком давно, поэтому, даже учитывая исторические обстоятельства, это не может быть просто вымыслом». Но кто был Иосиф? Просто богатый купец, обратившийся в христианство? Или же он действительно приходился Христу дядей и путешествовал с юным племянником? А если так, возвращался ли он в Британию после его распятия? И привёз ли с собой Святой Грааль?
Здесь мы ступаем на зыбкую почву, и главной опасностью является то обстоятельство, что католическая церковь Британии не причисляет Иосифа к лику своих святых. В биографии Сент-Данстена, написанной примерно в 1000 г., и в книге «Античность» Уильяма Малмсберийского, датированной 1125 г., говорится о религиозных традициях Гластонбери периода раннего христианства, но ни в одной из них Иосиф даже не упоминается — упущение весьма серьёзное, особенно если учесть, что, по легенде, именно Иосиф основал там первую церковь. Значительным представляется и то, что в более позднем переиздании книги Уильяма Малмсберийского, уже после того как легенды о рыцарях Круглого стола и об их находке Святого Грааля стали популярны и во Франции, в тексте есть ссылки на Иосифа — создаётся впечатление, что именно в тот период и родилась легенда о связи Иосифа с Христом и Святым Граалем.
В английский фольклор история о Святом Граале попала в XV в., когда была опубликована книга Томаса Мэлори о короле Артуре и его рыцарях. Автор работал с французскими источниками и назвал свою теорию о поисках Святого Грааля «История чаши Грааля, наскоро переведённая с французского, описывающая приключения и странствия правдивейшего и святейшего человека в мире».
Конкретный французский источник Томасу Мэлори неизвестен, однако не исключено, что он пользовался древними манускриптами, в частности, трудом бургундца Робера де Борона. Эта книга — ключ к разгадке тайны Святого Грааля. Здесь легенда пересказана таким образом, что не остаётся ни малейших сомнений: в романтической христианской саге заложен скрытый оккультный смысл. Грааль был дохристианским кельтским символом, которому удалось уцелеть благодаря тому, что чашу замаскировали под христианскую святыню. Как намекает автор, истинным хранителем Грааля был вовсе не Иосиф, а всесильный языческий бог Бран — согласно древнему кельтскому мифу, Бран обладал магическим котелком, питьё из которого воскрешало мёртвых.
В книге Робера де Борона бог Бран выведен в качестве Брона, шурина Иосифа. У этого персонажа, появляющегося во всех более поздних книгах о Граале, нет прообраза в Библии — вполне возможно, что он был придуман с самыми благими намерениями, которые становятся понятны к концу повествования, когда Брон, также именующийся Богатым Рыбаком, принимает эстафету хранителя Святой Чаши у Иосифа и таким образом превращается в более важную фигуру, чем сам Иосиф. Грааль остаётся в руках сподвижников Богатого Рыбака до тех пор, пока поиски рыцарей короля Артура не увенчиваются успехом. Аналогии между Броном (Богатым Рыбаком) и Браном (кельтским богом) уловил учёный Роджер Шерман Лумис — эти аналогии настолько очевидны, что речь может идти только об одном человеке. Согласно различным источникам, Богатый Рыбак был ранен во время битвы копьём в бедро или ногу — это произошло как раз в тот момент, когда Бран напал на Ирландию. Оба были щедры к своим гостям, оба вели своих сторонников на запад, в то место, где жизнь проходит в тихой идиллии, неподвластная стремительно бегущему времени. Даже прозвище «Богатый Рыбак» можно объяснить исходя из того, что когда-то Бран был морским богом.
Окутан тайной и сам Святой Грааль. В ранних христианских документах он обычно описывается как большая миска, внутри которой находится гостия, предназначенная для некоего странника. Считалось, что Грааль содержит в себе ключ ко многим тайнам, и молодой рыцарь короля Артура сэр Персиваль потратил немало сил, чтобы открыть секрет чаши. Лишь позже (но до того, как начали упоминать Иосифа) возникла легенда, что именно этой чашей пользовался Христос на Тайной Вечере.
Такое представление о магической сути Грааля имеет очень много общего с сосудами и кубками кельтского мифа. Бран (снова это имя!) какое-то время владел одним из таких сосудов, суть которого, по утверждению, сводилась к следующему: «заколотый в битве воин поливается жидкостью из котелка (помещается в котелок!), и к утру он будет здоров, однако лишится дара речи». По легенде, тот же самый котелок обладал способностью отличать трусливых и слабых воинов от храбрецов: «если в него положить пищу трусливого, котелок никогда не закипит, но с едой для отважного воина котелок закипает мгновенно». Среди другой кельтской волшебной посуды было блюдо, принадлежавшее королю Риддерку — оно имело свойство «мгновенно давать ту пищу, которую пожелаешь». Похожая сказка связана с «рогом Брана Ниггардского с Севера» и с «кувшином и блюдом Ригенидда Набожного». Все эти кельтские истории в точности повторяют то, что описывал Мэлори: когда Грааль внесли в покои короля Артура, «все рыцари получили ту еду и напитки, которые они больше всего любили».
Похоже, можно с определённой долей уверенности говорить о том, что известные сегодня легенды о Святом Граале были выдуманы между XII и XIII вв. духовенством и бродячими менестрелями, которые использовали для своих песен-поэм кельтские темы, «обрамлённые» в христианскую эстетику Однако возникает ещё один вопрос: что именно хотели донести до слушателя барды и почему для этого они прибегали к иносказаниям-«маскировке»? В своей книге «Белая богиня» Роберт Грейвз говорит, что именно в период романтизации Грааля в Уэльсе наблюдалось возрождение друидизма — эта языческая религия выстояла вначале под натиском армий Цезаря, а потом пережила террор первых христианских миссионеров. Бран, волшебный котелок и история о необыкновенном младенце, обладавшем тайным знанием, — все эти атрибуты были неотъемлемой частью возрождения друидизма.
В тот период, когда начали звучать первые произведения бардов о Святом Граале, в Европе возникла и развилась серьёзная оккультная организация, также связывавшая свою деятельность со Святой Чашей: орден тамплиеров. В «Парзифале» — немецкой версии романса о Граале, написанной между 1200 и 1220 гг. — особо отмечается, что Грааль охраняли рыцари, подобные тамплиерам — это вообще одно из самых таинственных произведений, посвящённых Граалю. В «Парзифале» говорится о духовном стремлении овладеть ключом к познанию и просветлению. Рыцарский орден рисуется строгим и целомудренным, он размещён в «Мунзалваеше» (Замок Грааля), «под сенью девственно чистого камня… Насколько бы ни был болен человек, если он посмотрит на Грааль, через несколько недель он исцелится и смерть обойдёт его стороной. Облик его никогда больше не изменится, он всегда будет таким, как в тот день, когда впервые увидел этот камень. Будь то дева или муж, если они владеют камнем двести лет, они останутся такими же молодыми, только волосы их станут седыми… Также зовётся этот камень Граалем».
Орден тамплиеров возник в 1118 или 1119 г. — это была своего рода военизированная полиция, защищавшая пилигримов по дороге в недавно освобождённый от неверных турков Иерусалим. Рыцари давали ту же клятву, что и монахи — никакого личного имущества, целомудрие, послушание — и таким образом представляли собой одновременно религиозный и военный орден. Они называли себя «бедными рыцарями Христа» — символом тамплиеров было изображение двух рыцарей, скачущих на одном коне.
Этот орден всегда был независимым и окружён таинственным ореолом. Несмотря на то что орден теоретически подчинялся папе, тот никогда не применял к нему свою власть, как, например, к иезуитам, и фактически тамплиерами управлял великий магистр, выполнявший распоряжения великого капитула. Влияние тамплиеров росло с поразительной быстротой, в свои ряды они привлекали не только людей благородного происхождения, но и «воров, нечестивцев, грабителей, святотатцев, убийц, клятвопреступников и распутников» (при условии, что все грешники раскаялись). Два столетия спустя, когда турки вновь захватили Иерусалим, тамплиеры были уже неслыханно богаты — в одной только Франции им принадлежало 9 тысяч поместных владений.
В связи со Святым Граалем необходимо отметить ещё одну форму ереси, напрямую с ним связанную: культ идола по имени Бафомет, который обычно описывают, как череп, человеческую голову или три головы. Этот культ глубоко уходит корнями именно в кельтскую религию, о возрождении которой в Европе шла речь выше — весьма вероятно, что тамплиеры, якобы ревностно служившие папе, тайно поддерживали иную форму религии.
Поскольку суть тайных культов и заключается в их таинственном характере, о доскональной природе этой религии говорить не приходится. Но мы можем предположить, что она представляет собой прямую линию, ведущую из глубины веков к друидам-кельтам, которых обнаружил Юлий Цезарь и которых так и не сумели подавить во времена наступления христианства. Другими словами, возможно, тамплиеры защищали или пропагандировали запрещённый элемент истинного католицизма, который Джефри Эш описывает как «Нечто Иное, неизвестное или забытое даже в Риме». Он же подчёркивает, что в Средние века не было чёткой грани между «белой» магией и колдовством, между колдовством и дохристианскими культами или между самими культами и мрачной христианской ересью: «Итальянцы честно называют колдовство Старой Религией. Таким образом Святой Грааль с небывалой лёгкостью претерпел самые немыслимые трансформации».
Интерпретация вышеизложенного лучше всего поддаётся с позиций мистического и туманного символизма баллад о Граале. Для кельтских бардов, которые, маскируя скрытый смысл послания, распевали свои песни при всех королевских и аристократических дворах Европы, Святой Грааль олицетворял волшебную силу вечной молодости и жизни. По их мнению, эту тайну знали древние боги и их жрецы — каменные изображения этих богов до сих пор прячутся на покрытых зеленью склонах гор Западной Европы, и новая религия оказалась в их отношении бессильной. Возможно, это более чем совпадение, что линия летнего солнцестояния проходит через Южную Британию — сегодня многие убеждены, что ещё в доисторические времена так было обозначено место, где Христос впервые ступил на землю Британии в Маунтс-Бее и вне всяких сомнений проследовал далее в древний святой центр Гластонбери. В этом мифе, как и в легенде о Святом Граале, до сих пор слышны отголоски глубокой старины.
Однако сегодня легенды о Гластонбери выглядят в несколько ином свете. Историю о том, что, как только Иосиф воткнул свой посох в землю, корявая колючая палка мгновенно пустила ветви и зацвела, придумал в XVIII в. хозяин постоялого двора. Кустарник, который растёт в тех местах сегодня — говорят, он происходит от того самого, «иосифовского», — это чахлая разновидность боярышника (Crataegus oxycantha), который размножается почкованием. Ягод у этого растения не бывает, но цветёт оно в мае и иногда в январе, т. е. примерно в Рождество по юлианскому летоисчислению. Несмотря на многочисленные попытки, разыскать могилу Иосифа так и не удалось. А так называемый Кубковый Колодец — это ещё одна местная легенда, родившаяся, по всей видимости, в викторианские времена.
Сам же Грааль поистине святой — но он был Святым задолго до Христа…
...
Irchic:
20.11.12 20:36
Натали,
Даша, спасибо)
Натали, ваши стихи великолепны! Спасибо, порадовали.
Даша, ты как всегда кладезь полезной информации, благодарю.
Народ, но вы хоть общайтесь, обсуждайте что-нить, а то у нас одни статьи, скоро первая страница лопнет от обилия заголовков.
...
Sokrovishe:
21.11.12 23:14
» СВИТКИ МЁРТВОГО МОРЯ
Irchic писал(а):Даша, ты как всегда кладезь полезной информации, благодарю.
Народ, но вы хоть общайтесь, обсуждайте что-нить, а то у нас одни статьи, скоро первая страница лопнет от обилия заголовков. Laughing
Я стараюсь, Ирочка.
А коль все в бункерах сидят и молчат. Я буду дальше инфу выбрасывать.
СВИТКИ МЁРТВОГО МОРЯ
В июне 1883 г. Моисей Шапиро, крещёный еврей, торговавший предметами старины в Иерусалиме, приехал в Лондон с довольно необычной находкой. Шапиро привёз пятнадцать пергаментных свитков с письменами, которые, по его словам, были обнаружены арабскими пастухами в пещере в холмах Палестины. Письмена представляли собой варианты фрагментов из библейской книги Второзакония, включая десять заповедей. Судя по начертанию букв еврейского алфавита, манускрипт был создан в VI в. до н. э. или даже раньше. Возраст находки — если, конечно, она была подлинной — превосходил самые ранние тексты Ветхого Завета (IX в. н. э.) почти на полторы тысячи лет. Вполне понятно, что Шапиро хотел получить за них огромные деньги.
Однако этот торговец пользовался дурной репутацией в мире знатоков и любителей древностей. Десятью годами раньше его имя «засветилось» в скандале с фальшивыми находками из Дибана (Иордания). Обнаруженная там в 1868 г. надпись на большой базальтовой плите казалась одним из самых сенсационных открытий в археологии того времени, и поиски были продолжены. Арабы нашли несколько горшков, покрытых похожими письменами. Шапиро купил у них эти горшки и перепродал в Германии. Он выплатил арабам часть полученных денег для дальнейших поисков. Однако горшки оказались поддельными, обман был раскрыт доктором Шарлем Клермоном-Ганно, автором первой академической публикации о «библейском камне». Возможно, сам Шапиро и не был виноват, но его репутация торговца была «подмочена».
Поэтому неудивительно, что когда в 1878 г. Шапиро рассказал о манускриптах немецким чиновникам, то столкнулся с недоверием с их стороны. Несколько лет спустя он прочитал о последнем открытии в области библейской археологии. Новый аналитический метод позволял определить авторов текстов Ветхого Завета. К примеру, в некоторых фрагментах упоминалось имя Яхве (Иегова), в других же — Элохим. Немецкие учёные утверждали, что по этим словам можно разделить источники на несколько групп.
Внимательно посмотрев свои свитки, Шапиро в изумлении обнаружил, что там упоминалось только имя Элохим. Выходит, он был обладателем одного из источников Библии. В воображении замаячили золотые горы…
К 1883 г. Шапиро завершил новый перевод текстов и с благословения профессора Шрёдера, немецкого консула в Бейруте, отвёз находки в Берлин, чтобы представить экспертам. Но после полуторачасовых дебатов члены комиссии объявили манускрипты… «хитроумной и бесстыдной подделкой», и инцидент с «моавитянскими горшками» был предан забвению.
Но Шапиро не сдался. Он срочно переехал в Лондон, где к манускриптам отнеслись с большим доверием, по крайней мере сначала. Британский музей отрядил своего лучшего эксперта по палестинским древностями, Кристиана Гинзбурга, чтобы снять копии и изучить тексты. Серия его переводов была опубликована в газете «Таймс» в августе 1883 г. Два пергамента были выставлены в Британском музее и вызвали оживлённые дебаты среди учёных и общественности. Премьер-министр Великобритании У. Гладстон, знаток древней истории, долго беседовал с Шапиро о пергаментах. Прошёл слух, что казначейство уже согласилось финансировать их покупку для музея…
Однако фортуна вновь отвернулась от торговца. Несколько учёных, в том числе директор музея, объявили, что никакие пергаменты не могут так хорошо сохраниться в течение двух тысяч лет в дождливом климате Палестины. Затем всё тот же Клермон-Ганно, безжалостный гонитель Шапиро, после поверхностного осмотра пергаментов, лежавших под стеклом на витрине, объявил их подделкой. Гинзбург же внезапно изменил своё мнение и завершил серию публикаций в «Таймс» статьёй, изобличающей находку Шапиро как фальсификацию. Он даже заявил, что может определить почерк нескольких переписчиков, работавших под общим руководством учёного-еврея. Стиль рукописи, по его мнению, просто скопирован с «Библейского камня»!
Даже у сторонников подлинности находки сомнений не оставалось. Манускрипты — подделка, а Шапиро — либо мошенник, либо невежда. 23 августа он написал письмо Гинзбургу из лондонского отеля, в котором обвинял последнего в предательстве: «Вы сделали из меня дурака, опубликовав и выставив на обозрение рукописи, которые, оказывается, фальшивые. Не думаю, что смогу пережить этот позор». В марте 1884 г. Шапиро покончил жизнь самоубийством в роттердамском отеле. Его семья, успевшая влезть в большие долги в связи с предполагаемой продажей манускриптов, распродала имущество в Иерусалиме и переехала в Германию.
Тем временем пергаменты были выставлены на аукционе «Сотби» и приобретены каким-то книготорговцем за ничтожную сумму — 10 фунтов 5 шиллингов. Последнее упоминание о них встречается в книжном каталоге 1887 г., где указана их приблизительная датировка — от XVI до XIX в. и цена 25 фунтов стерлингов. Никто не знает, где эти манускрипты сегодня…
История могла бы на этом и закончиться, если бы не открытие, сделанное в 1947 г.
Весной 1947 г. в Хирбет-Кумране бедуины из племени таамире обнаружили в пещере, в горной гряде, два глиняных сосуда с древними рукописями. Место это находится в 25 км к востоку от Иерусалима и в 3 км к северу от источника Айн-Фешха, на северо-западном берегу Мёртвого моря. Надписи были нанесены на кожу, свёрнутую в свитки. Некоторые из них были упакованы в ткань, но все были ветхими и по большей части представляли собой отдельные фрагменты некогда цельных рукописей.
Некоторое время эти свитки не вызывали интереса у антикваров Вифлеема и Иерусалима. Тогда в поисках покупателей бедуины зашли в православный монастырь Св. Марка в Иерусалиме, где и продали часть найденных рукописей. Оставшуюся часть приобрёл позже Еврейский университет.
Тамошние консультанты, помня историю с Шапиро, сначала объявили найденные свитки подделкой. Однако другие исследователи не спешили с выводами и отправили фотокопии нескольких рукописей известному в США семитологу У. Олбрайту. Скоро из Штатов пришла телеграмма: «Примите мои самые сердечные поздравления с величайшим открытием нашего времени — находкой доисторических текстов. Я отношу их к I в. до н. э.!»
Весной 1948 г. сообщение о свитках вызвало в Европе сенсацию, ибо, как оказалось, это были священные тексты, проливающие новый свет на происхождение христианства. Неудивительно, что в Хирбет-Кумран зачастили экспедиции, которые за несколько лет обнаружили в горной гряде протяжённостью 6–8 км около сорока пещер. За 10 лет в одиннадцати из них исследователи обнаружили свитки. Четыре рукописи, купленные у бедуинов за бесценок монастырём Св. Марка, «ушли» в США за 250 тысяч долларов.
Первая обобщающая работа о найденных свитках была издана в Западной Европе в 1957 г., а в 1994 г. и в Петербурге появилась книга библеиста И. Тантлевского «История и идеология Кумранской общины».
Неутихающий ажиотаж вокруг этих рукописей на протяжении полувека объясняется тем, что в них описываются события, хорошо известные всем из священных христианских книг. «Ну и что — спросите вы, — ведь в этом нет ничего особенного!» Так-то оно так, если бы ни одно обстоятельство, а именно — кумранские мудрецы записали всё это за полтора века до возникновения христианства!
Особое место в свитках уделяется личности руководителя общины, называемого Учителем праведности. Петербургский учёный Тантлевский считает, что этот человек возглавлял общину в 176–136 гг. до н. э. Его жизненный путь удивительно напоминает биографию Иисуса Христа. Например, глава кумранитов выступал как пророк, получивший откровение от бога, и происходил из священнического рода. Учитель праведности, подобно Иисусу, имел своего «предтечу» — предшественника по управлению общиной. Так же как Иоанн Креститель, кумранский предтеча призывал израильтян выйти в Иудейскую пустыню, чтобы очиститься от грехов, и ожидал в ближайшем будущем прихода истинного пророка. Учитель праведности и явился как ожидаемый Мессия, помазанник божий.
Последователи Учителя обосновались в Иерусалиме и действовали вместе с другими сектами. В одном из свитков говорится: «И Человека, который силой Всевышнего обновит закон, вы назовёте обманщиком, и, наконец, замыслите убить его, не распознав его величия». Столкновение Учителя, претендовавшего на роль Мессии, со жречеством было неизбежным. И последовало наказание. Какое же? Ответ Тантлевского иначе как сенсационным не назовёшь. В одной из рукописей говорится, как враги «наложат руки» на Мессию и распнут его. По Тантлевскому, это было констатацией свершившегося факта.
В другом фрагменте рукописей упоминаются даже гвозди, которыми прибивали распятого. Оказывается, ещё декрет персидского царя Дария грозил преступникам распятием. Так что казнь через распятие применялась в Иудеи задолго до римлян…
Этими фактами не исчерпывается удивительное сходство с жизнеописанием Христа. Как их толковать? Можно отнести на счёт случайных совпадений. Высказывается и другое мнение. Как известно, Иисус в начале своей эпопеи провёл некоторое время в Иудейской пустыне, где обитали ессеи-кумраниты. Не исключено, что их учение оказало влияние на формирование христианской доктрины. Повсеместно рос интерес к идеям монотеизма. Идея мессианства витала в воздухе…
Но давайте вернёмся в XIX в. и спросим себя ещё раз: «А что если манускрипты Шапиро всё-таки были подлинными и он стал жертвой узкого академического мышления?» Такого мнения придерживается Джон Аллегро, признанный специалист по свиткам Мёртвого моря. Задним числом можно сказать, что сам Шапиро оказался более прозорливым, чем эксперты, разоблачавшие его. Он не спешил с выводами об их древности; допускал, что они могли быть созданы какой-то сектой, жившей в окрестностях Мёртвого моря — замечательно точное предсказание о Кумранской общине.
Что касается его манускриптов, то они скорее всего действительно являются древнейшими фрагментами Ветхого Завета. К сожалению, эти свитки потеряны, и пока их не найдут снова, загадка не будет решена.
...
Irchic:
21.11.12 23:16
Даша, спасибо конечно, но только и читать здесь похоже не кому...
Но за активность и инициативность благодарю!
...
DarkAngel:
22.11.12 05:29
Читать есть кому.Писать не кому)).Я тут все читаю .
...
Cascata:
22.11.12 07:30
DarkAngel писал(а):Читать есть кому.Писать не кому))
аха!
не все успеваю, но стараюсь читать, правда с экрана сложновато в последнее время читать
Sokrovishe писал(а):Чаша Грааля
одна из загадок, будоражащие умы
недавно по телевизору Код да Винчи смотрела...там интересная версия про грааль
Даша ,
Натали , спасибо
...
Ленця:
24.11.12 18:08
ПОДТВЕРЖДАЮ - читают многие, и очень интересные статьи. А вот писать ленятся или времени нет на писанину. Кто своим творчеством занят, то конкурсы разные. А сюда заскочил на минутку - засел за чтение, разинув рот, а потом бегом догонять упущенное время. А я так поняла, что многие читают и заходят на форум с рабочих мест, пока начальство их не застукало, читают украдкой - легко закрыть вкладку, а вот если пишешь - так быстро не выходит. Вот такие дела....
...
Ингеборг:
25.11.12 08:45
» С. Нерис "Эгле - королева ужей" (глава 1)
С. Нерис "Эгле - королева ужей"
Эгле дает слово (глава 1)
На песках безмолвных
Шорох сонных вод.
Три сестрички в волнах
Водят хоровод.
Как легки и зыбки
В море облака!
Вьются, словно рыбки,
Дочки рыбака.
"Гляньте-ка, сестрицы,
Догорел закат.
Девы-водяницы
Воду закружат!
За косы ундины
Увлекут на дно.
В глубине пучины
Страшно и темно!"
Старшая, бледнея,
Вышла из воды,
И вторая с нею...
Долго ль до беды!
Лишь одна меньшая
На берег нейдет,
Рыбка золотая
Плещется — поет.
"Эгле ждать не станем,
Бросим здесь одну!
Злой дракон дыханьем
Всколыхнул волну!"
Эгле выбегает
В холодок ночной,
Косы отжимает,
Облита луной.
Взяв рубашку, громко
Вскрикнула она.
Волки, что ль, в потемках?
Чем поражена?
Девушки-бедняжки
Обнялись дрожа,
У меньшой в рубашке
Увидав ужа.
Старшая с камнями
На него, но змей
С кроткими речами
Обратился к ней:
"Подобру уйду я,
Но прошу, любя,
Эгле молодую
Замуж за себя.
С Эгле нежной, милой,
Под венец пойдем.
Нам судьба судила
Вековать вдвоем".
Сестрам стало жутко
От таких речей.
Видят, что не в шутку
Сватается змей.
Дали потемнели,
Тишину храня,
Лишь на волнах рдели
Отблески огня.
Сестры шепчут Эгле:
"Надо обмануть.
Что он — человек ли!
Скажешь — и забудь".
Но волна мятется,
Трепетно дыша, —
Девушка клянется
Стать женой ужа.
Сестрам смех-забава:
"Пара не плоха,
И невеста, право,
Стоит жениха!
Выйди ж из рубашки
Да пришли, зятек,
В золотой упряжке
Свадебный возок".
Ускользнул безногий,
И средь темных гор
Слышен на дороге
Звонкий смех сестер.
Жить, как прежде, будет
Эгле не тужа.
Кто ж ее принудит
Выйти за ужа!
...
Irchic:
25.11.12 09:57
Натали, спасибо за новые, интересные стихи!
Лена,
Светик,
Саша спасибо за подтверждение!)
...
Ингеборг:
25.11.12 10:05
Ирина, рада, что тебе понравилось. Но в оглавлении я сейчас указала, что это - только первая глава.
Поэма длинная - 8 глав - и будет продолжение. В один пост она целиком не войдет.
...
Irchic:
25.11.12 10:07
Ингеборг писал(а):Но в оглавлении лучше указать, что это первая глава.
Поэма длинная - 8 глав - и будет продолжение. В один пост она целиком не войдет.
Исправила!
...