МЕТЛА (broom)
В фольклоре метла считалась основным средством передвижения ведьм; сидя
верхом на метле, ведьма взлетает в воздух с невероятной скоростью. Этот
образ стал широко распространенным культурным стереотипом. Существуют
разные теории того, почему метла ассоциируется с ведьмой. Согласно
наиболее правдоподобной из них, метла является символом женского
домашнего хозяйства, "рабочим инструментом" каждой женщины, а ведьмы,
по большей части, — именно женщины. В прежние времена женщина обычно
подпирала метлой дверь снаружи или втыкала ее в дымоход, как знак
соседям и гостям, что ее нет дома. Отсюда всего один шаг до
представления, что ведьмы, которые якобы могут летать, используют свое
наиболее привычное орудие и, сидя на нем, вылетают через трубу.
Другая теория утверждает, что связь между ведьмой и метлой
восходит к древности, когда язычники исполняли ритуалы, связанные с
плодородием, чтобы посевы дали богатый урожай. Они садились на метлы,
жерди и вилы и скакали на них по полям как на игрушечных лошадках,
танцуя и подпрыгивая высоко в воздух.
В средние века и в эпоху Возрождения убеждение, что ведьмы летают на
метле, было больше распространено на континенте, чем на Британских
островах. Английские законы о колдовстве никогда специально не
преследовали полеты, а в протоколах английских процессов над ведьмами
метла упоминается всего один раз. На суде обвиняемые в колдовстве
говорили, что они могли летать благодаря волшебным МАЗЯМ, которыми они
натирались, а также на стульях или метлах. Если они хотели, то могли
летать, оставаясь невидимыми. Однако не все специалисты соглашались с
тем, что это возможно. ЖАН БОДЕН, французский Демонолог XVI века,
утверждал, что способностью летать обладает только дух ведьмы, а не ее
физическое тело. Метла не всегда была "конем дьявола". На немецких
гравюрах XVI века ведьмы изображаются верхом на рогатинах, палках,
лопатах и ДЕМОНАХ в образе животных. К концу XVI — началу XVII веков
ведьм чаще рисуют верхом на метлах или животных-демонах. Расположение
прутьев на метле со временем менялось. Сначала прутья находились сзади
так, чтобы ведьма могла заметать свои следы на небе; в XX веке этот
образ вновь преобладает. Но в конце XVII века ведьм чаще изображают
сидящими на метле, прутья которой направлены вперед и вверх. В прутьях
закреплена свеча, чтобы освещать дорогу. Иногда считалось, что дьявол
вручает каждой новопосвященной ведьме метлу и специальную мазь; по
другим преданиям, он наделял ими только слабых ведьм, нуждающихся в
помощи. Прежде чем оседлать помело, ведьма должна была натереться сама
или натереть помело специальной мазью — отвратительным варевом, в
состав которого обычно входили галлюциногенные и/или ядовитые
препараты. Если ведьма находилась в доме, то она, как считали, вылетала
через трубу; несколько ведьм, привлеченных к суду, действительно
признались в том, что делали это. Колдуны, как и ведьмы, тоже летали на
метлах, хотя на рисунках мужчины чаще изображены верхом на вилах. По
рассказам, ведьмы летали на метлах на ШАБАШИ, иногда перевозя с собой
демонов или своих спутников в виде животных. Также верхом на метлах они
летали к морю, чтобы вызвать бурю. Легенды
рассказывают, что новички иногда падали. Во время ночных слетов ведьм,
таких как ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ, горожане выставляли серпы и косы, чтобы
убивать ведьм, которые падали со своих метел. Кроме того, они звонили в
церковные КОЛОКОЛА, которые обладали силой сбрасывать на землю метлы и
сидящих на них ведьм. ИСБЕЛЬ ГОУДИ, известная шотландская ведьма XVII
века, заявляла, что использовала метлу не для полетов, а чтобы
обманывать своего мужа. Прежде чем отправиться на шабаш, она клала в
постель вместо себя метлу. По словам Исбель, муж ни разу не заметил
подмены, что, скорее, может послужить комментарием к их браку, нежели
признанием в колдовстве. Метла используется в некоторых неоязыческих
ритуалах колдовства. Ее кладут на алтарь вместе с другими орудиями и
предметами. Высшая жрица общины ведьм или незамужняя
девица символически выметает метлой зло; так делают при очищении
пространства для
МАГИЧЕСКОГО КРУГА или при отметании несчастья от только что
обручившейся пары. По традиции, во время обручения
невеста и жених перепрыгивают через метлу, что похоже на старый
валлийский обычай, согласно которому новобрачные должны войти в свой
новый дом, перешагнув через метлу. В некоторых обрядах шабаша метлой
проходятся по кругу в СВЯЩЕННОМ КРУГОВРАЩЕНИИ, чтобы вымести старое и
изношенное.
Источник:http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=5327