***
Уже пять дней к ряду, выверяя направление по солнцу, звездам и прочим природным приметам, хранители ехали по Малым Каменкам, где островерхие голые скалы перемежались с поросшими лесом холмами, сначала по малонаселенной местности, а потом и вовсе безлюдной. Заночевав в развалинах велевой крепости, воины которой в Прошлом охраняли ущелье, тянувшее с востока на запад, они выбрались на равнинную местность.
- Там дальше дорога и камень с письменами, - радостно сообщил Горбуль, вернувшийся из разведки.
- Далеко отсюда? – спросил Светозар.
- Да, туточки, рядышком совсем. Я покажу.
- Вот и славно.
- Огромная такая глыба, - делился впечатлениями вестник. - Прямо как в сказке – росстань и три дороги. «Направо пойдешь – богатым будешь, налево пойдешь – коня потеряешь…»
- «Прямо пойдешь - голову сложишь», - буркнул Горислав.
- Ага! Только дороги - той, что прямо, - нет. Нет дороги на запад!
- А другие? – спросил Светозар.
- Одна там дорога. С полуночи на полдень.
Тянущаяся посреди узкой просеки дорога заросла травой. Похоже, пользовались ею очень редко. Колеи, выбитые колесами повозок, были едва различимы.
Камень стоял на изгибе - огромный, как обрисовал его Горбуль - с вершиной вровень голове всадника. Высеченная надпись находилась на восточной стороне, обращенной к ущелью, поэтому увидеть ее дороги не представлялось возможным.
- Встарь тут находился перекресток, - Горислав изучал высеченные на поверхности валуна знаки древнего письма. - Это дорожный камень-указатель. На полдень, значит, на юг – Середина. Возможно, это название города или селения. На полночь, - он махнул рукой на север. - Новый город. А прямо… Это слово я не могу перевести. «Что-то под низом»? Или «на дне».
- Провал там, - внес ясность Светозар. – Очень глубокое ущелье. Мы обойдем его с севера, через Зеленые Горбы. Горбуль, где ближайшее селение?
- В той стороне, где Середина. Чую запах еды - кто-то курятинку варит. - Горбулю можно было верить: когда дело касалось съестного, он не ошибался.
- Что скажите, братцы, заедем в селение или сразу на Новогород двинемся? – Светозар обвел взглядом спутников.
- Глупый вопрос! Надо ехать в селение, – для Горбуля ответ был очевиден, хотя его никто не спрашивал. – Там же еда!
- Можно и под крышей сегодня переночевать, для разнообразия. – Яробор пожал плечами, он – степняк всю жизнь обходился без удобств оседлого быта.
- Согласен с Ярой, - поддакнул Горислав. - А то уж пять ночей подряд под кустами спим да на голых камнях.
- Значит, решено, - крайницкий вель направил коня по дороге на юг.
Скоро среди деревьев замелькали просветы, лес разредился. За ним показалась проплешина большой поляны или поля. По обочинам все чаще встречались пни деревьев, срубленных совсем недавно.
- Слышите? – Светозар остановил коня. – Будто кто-то плачет.
Яробор кивнул. Горислав же, как не напрягал слух, ничего не услышал, только проехав намного вперед уловил странные звуки - то ли скрипы, то ли завывания, все одно - неприятно для уха. По мере приближения к источнику шума, стала различима человеческая речь, только необычная какая-то.
- Поет, что ли? - удивился книговед.
- А я-то подумал, что кто-то кошку мучает, - усмехнулся Яробор. – Точно как наш Горбуль!
- Я лучше пою! Гораздо лучше, – возмутился вестник. – И вообще, я ж для души… Кому не нравится - пусть не слушает.
Бренча на некоем струнном музыкальном инструменте, обладатель неблагозвучного голоса, подражая бродячим сказителям распевал былину - протяжно, гнусаво, ужасно, но распевал. Уже можно было разобрать слова:
- «Встала девица над пропастью,
Плачет, слезы льет без удержу,
Глядь, идет старик с длинным посохом.
Просит тихо путника красавица:
«Подскажи мне, добрый старче, где мосток,
По которому ушел милый дружок?» – дребезжание голосовых связок чередовалось с повизгиванием, когда бездарный сказитель брал особо высоко. - Отвечает белый старец красной девице:
«Отгадаешь пять загадок моих,
Ни мудреных, ни простых,
Укажу тебе мосток,
С запада да на восток».
- Ха! Если Горбулю медведь на ухо наступил, то этого певуна, похоже, медведь всего потоптал, – веселился вель-степняк. - Чего ж так глотку-то драть.
Показалось голубое льняное поле, клином врезавшееся в лес. На самом краю, на опушке, поросшей высокой травой, на пне сидел дедок, в длинной рубахе и полотняном колпаке, и пощипывал струны гуслей.
- «Молвит девица, на все согласная:
«Коли так, скорей загадывай», - вдохновенно сказывал дед-певун. – И взговаривает старец с посохом,
Хитро щуряся да лыбясь в бороду:
«Что бежит, бормочет без умолку?
Что без корешков, да в земле сырой?
Что гущей да чаще деревов в лесах?
Что есть выше леса высокого?
Что украсно краше света белого?»
Заметив всадников, старичок умолк, гусельки к груди прижал, сгорбился, нахохлился - стал похож на замерзшую птичку. И без того он внешне походил на маленькую шуструю птичку: голову клонил набок по-птичьи, и нос у него был острый как клюв, и глаза совиные. А пальцы - длинные, тонкие, высохшие по старости, узловатые - точно птичьи лапки.
- Приветствуем тебя, уважаемый, - учтиво заговорил Светозар. – Ты, дедушка, нас не бойся. Мы Добру служим и пришли с миром.
- Тогда и вам, странички - тоже здрасти и все такое. – Дедок приподнял колпак, в знак почтения.
- Дедуль, а что ты тут делаешь? Зверье лесное от поля отпугиваешь? – спросил Яробор.
- Ох, молодежь! – Лесной певун недовольно крякнул. - Ты, чернявый, и, впрямь, такой непонятливый иль придуриваешься? Потешаешься над стариком, да? Вот оттого, что у вас нет уважения к старшим - и рушится Порядок на земле.
Вроде, серьезные слова изрекал, а слушать без улыбки было невозможно. Его голос, мало того, что дребезжал, звучал так, словно дедок говорил, зажав нос пальцами. Хотя, на самом деле он, ничего себе не зажимал.
- Уважаем мы твои седины, старче, - заверил его Светозар. – Просто издали нам почудилось, что кто-то на помощь кличет.
- Вот оно что! Нашенские-то все попривыкли, знают, а вам, так может, в самом деле, чего-то не то почудилось. - Обидевшийся поначалу дед поверил, что «чернявый, и, впрямь, непонятливый», и гордо пояснил. - Я пою песни Прошлого!
- О! Так это была песня, - воскликнул Яробор, едва сдерживая смех.
- Ну, да. Эту песню про мосток певал еще мой дед, а до него его дед. Обычай такой у нас в роду. Обычаи предков хранить надобно. Слово-то, оно тоже – наследство.
- Твоя правда. Всё, что предки завещали, надо хранить, будь то вещь или слово. А чего ты здесь, в лесу-то, разоряешься? Пел бы на людях.
- Так это… Меня внучка со двора выперла, - пожаловался он. - Грит, что от воплений моих у коз молоко скисает, а куры пужаются так, что скорлупки пустые несут.
- Ну, дед, ты даешь! Ты волшебник, что ли?
- Брешет она все, почем зря! Пусть я не соловей сладкоголосый, не дадено мне богами дара сего, и ничего тут не поделаешь, но песня-то хорошая - душевная.
Молодые люди спешились и подступили к старику.
- Как тебя звать-величать, хранитель обычаев?
- Дедкой Крапчиком кличут. А вы кто такие будете?
- Мы добрые странники, дедушка, - ответил за всех Светозар.
- Уж, не велиты ли вы, часом?
- Не часом, дедуль, а всегда, - заметил Яробор. - С рождения.
- Ух, ма! Экие вы видные – красавцы да силачи. И глаза у вас добрые. Я, как вас узрел, так сразу и подумал, уж не велиты ли? А что вас к нам, в Серёдку, привело?
- Едем мы в западные края, а к вам случайно забрели.
- В западные? – переспросил дедок, клоня голову, чтобы лучше слышать. – Так, всё! Это он и есть.
- Что значит «он и есть»?
- До западного краю земли вы дошли, касатики. Дальше некуда. Отсюда можно поехать на полночь. Всего пять дней пути, а на шестой прибудете в Новогород. Или на полдень. Обратно на восход тоже можно. А на запад – нет, там Провал глубоченный. От Серёдки до Провала всего день пути. Спозаранок выйти, так днем на его краю окажетесь.
- Но ведь земля там не заканчивается!
- Провал, он и есть провал, однако, - дед Крапчик поднял тонкий, желтый палец, как будто кому-то грозил. - Мне мой дед сказывал, а ему его дед, что в том Провале в Прошлом жили велиты. Крепость внизу стоит ихняя.
- На камне было начертано про какое-то Дно, - вспомнил Горислав.
- Ну, да - на дне, а то где ж еще, - закивал старик. – Стоит там огроменная хоромина, вся из ступеней. Грят, велиты возвели ее за три дня. Так она и есть - крепость.
- Хочешь сказать, что туда уже давно никто не спускался?
- Делать нам больше нечего! – фыркнул он. - Там же чудовища.
- Какие чудовища?
- Коих велиты в Провал посбрасывали. В Темные века! Ей, вы непонятливые! – Старик поморщился от досады. Если уж великаны не помнят о Прошлом, чего от простых смертных требовать? - В Темные века на земле жили чудовища, страшные-престрашные и кровожадные. Много их расплодилось. Одни были многоголовыми, и на каждой голове вот такеные рожищи, раскидистые. – Старик развел руки в стороны, показывая размер рогов. – Другие огнем дышали. А третьи, и вовсе, ни на что непохожие. Вот при виде этих «ни на кого непохожих» люди замертво падали, пужаясь до смерти. В общем, чудовищ разных было полным-полно. Ползали гадины под покровом темноты, народ пожирали. Правда, темнота была, не как в погребе… Да! Темные века-то, ведь почему так называются? Потому что самое большое чудовище проглотило солнце.
Яробор удивлено вскинул брови и вопросительно покосился на Горислава, как на знатока древностей, ожидая подтверждения слов старика.
«Ох, Ярик, ты и легковерный!» - Отрицательно покачав головой, книговед достал из переметной сумы книжицу, куда заносил свои наблюдения и все интересное, что довелось узнать в Пути. Теперь хотел записать предание о Провале.
Дед Крапчик выдавал местное поверье за бывальщину, безо всякого злого умысла, а описание чудовищ было явно заимствовано из Повестей. Хотя, как знать, может в Провале, действительно, обитали чудовища.
- Если бы не чудовища, - продолжал старик, – то жили бы люди не тужили. Хватило бы нам и ночных светил. И ляд с ней, темнотищей, верно? Понарожали бы больше детишек. Ночью-то чем еще заниматься, а?
- И работать не надо, - поддакнул Яробор. Мысль о бесконечной ночи ему понравилась.
- Не. Как же без хлеба насущного? Кушать-то хочется! Работали бы… Как же! Обязательно надо - пахать, сеять, жать.
- Много наработаешь в темноте…
- Я ж говорю, что было не совсем темно. А луны-то, луны! А звезды бесчисленные! Они же ярко светят. Ты выдь в полнолуние, глянь - каждую былинку в поле видать, каждый камушек на земле. Обошлись бы как-нибудь мы без солнца. И всех чудовищ поубивали бы. Только пришла еще большая беда - выбралось на землю самое злобное и вредоносное чудище!
- Быть бы ненастью, да дождь помешал, - проронил Яробор.
- Вы что, не верите мне? – Крапчик заморгал своими круглыми совиными глазами.
- Верим-верим.
- Я ничего от себя не придумываю! Мне мой дед про чудовищ рассказывал, а ему - его дед.
- И что было дальше? – Горислав, оторвавшись от книжицы, устремил пытливый взгляд на нахохлившегося старика.
- Что-что! А то не знаете! – проворчал он.
- Мы-то знаем. А вдруг в твоем сказе всё по-другому?
- В моем сказе? - Дедка Крапчик запустил руку под шапку и почесал затылок. - Много их, что ли, разных сказов-то?
- В каждом краю - свое предание. Суть одна, но подробности отличаются.
- Вот оно как, значит. А чего ты там чиркаешь?
- Сказ твой, дедушка, для верной памяти, - пояснил за книговеда Светозар. – Тебя не будет, а слова твои останутся.
- О! Грамотей. Оно - хорошо, оно - нужно.
- Про чудовище. Продолжай, пожалуйста.
- Мне мой дед говорил так. - Крапчик проникся значимостью роли рассказчика. – Чудовище то было, плоть от плоти, порождение злобного Моркоши. Само оно народилось, без бабьей помощи… из срамных уд. Ведь как дело-то было. Великий Творец – да осияна будет земля его вечным светом, - отсек серпом Моркоше детородной орган, естество его мужеское, значит, чтобы тот не плодил нечисть разную, и выбросил в большое-пребольшое озеро, чтоб никто не нашел. Срамота полежала-полежала на дне, да возьми и выползи на берег в образе чудовища. Оно ж, хозяйство-то это, ни чье-нибудь, а от бессмертного бога. Вот и стало оно, само по себе, жить. Из-за злости беспримерной его прозвали Злюхой. У вас-то как, так же сказывают?
- Да, так же, - хором отозвались слушатели.
- А потом в голову ему пришла мысля…
- В какую голову? – спросил Яробор.
- Чего сбиваешь-то! – Крапчик отмахнулся от него сухонькой ручкой. – В какую надо голову! Отросла у него башка. Вот из чего выросла, такие же и мысли… Вознамерился Злюха захватить всю землю и властвовать на ней. Собрал черное войско и пошел крушить-убивать, сеять смерть да ужас. Много-много он понатворил зла, – дед перешел на шепот. - А питался он человеческой кровью. Всем людям он внушал страх, какого прежде никто не знал, и забыли все о Творце и Ма и стали поклоняться Злюхе. Делали все, что он приказывал. Отдавали ему в жены самых красивых девок. Чтобы умилостивить его, убивали друг друга. И чем дальше, тем хуже! Злюха поганый хотел все больше и больше крови. Но остались на земле люди, что не утратили веры в пресветлых богов, то были истинные праведники. И вот собрались они все вместе и стали думать, как побороть Злюху и его воинство, как спасти народ, как веру вернуть. Тогда один сказал: «Давайте, братья, обратимся за помощью к велитам». И пошли праведники к велитам, просить их, чтоб освободили землю от злобных чудовищ. А велиты в то время жили в Огненной крепости, и были они в большой обиде на людей. Ведь Злюха Окаянный приказал убивать всех божичей, а люди, как дураки, его послушали. Уж не знаю, как праведникам удалось уговорить велитов… В общем, побили велиты чудовищ.
- Они чудовищ уже мертвыми в Провал сбросили? – уточнил Горислав, поскольку рассказчик противоречил сам себе.
Дедка Крапчик призадумался, снова запустил пальцы под колпак и поскреб макушку.
- Может, не всех они побили с первого раза? Чудищ-то разных была тьма тьмущая. Осталось еще несколько гадин ползать по земле. Так вот этих, последних, велиты словили и побросали в Провал. Хватали, вот так, - дед Крапчик поднял над головой гусли, повторяя действия великанов, – …и бросали вниз. - Он положил инструмент себе на колени, подумал, что еще добавить, но больше ничего на ум не шло, поэтому заключил:
- Велиты, после того как избавили землю от всякой нечисти, установили Порядок. В свою хоромину они не вернулись. Да и не хотели жить с чудовищами. Поселились среди людей.
- В твоем селении?
- В Серёдке они, вроде, не жили. В города подались, где народу побольше.
- Значит, перебраться через Провал никак нельзя?
- Вы же не птицы, чтобы взять да перелететь через него.
Хранители переглянулись, вспомнив о Горбуле, но тот уже исчез куда-то. Нетрудно догадаться, куда, даже точно известно за какой надобностью.
- Дедуль, а из твоего селения кто-нибудь бывал в западных землях за Провалом?
- Не, из наших никто дальше Новогорода не ездил, но тамошние купцы далече ходят, во все стороны света.
- И в земли шевий? Ты слышал что-нибудь про Родничковые горы?
- Про змеюк-волшебниц слыхивал, а то как же! А про земли, где они обитают, не ведаю, врать не буду. Дед мой сказывал, что где-то далеко шевьи живут, аж на самом краю света. Может, новогородские купцы вам чего присоветуют.
- Ладно, сами разберемся.
- Вы уезжаете? – обеспокоился старик. – Ночь скоро. Пойдемте ко мне в гости. Покушаете. Я велю Еньке петуха зарубить. Медком вас попотчую. Переночуете. Передохнете немного. Ведь вы, поди, давно в пути?
- Не откажем, братцы, доброму селянину? – Светозар обратился к спутникам, уже зная ответ.
- Как не уважить такого замечательного сказителя! – Яробор широко улыбнулся.
- Хорошее же сказание! – заметил Горислав. – Я бы еще чего-нибудь с удовольствием послушал.
- Садись, дедуль, позади меня, - предложил Светозар, возвращаясь к своему коню. - Прокачу с ветерком
- Нет, боюсь, рассыплюсь. Иль грохнусь с коняки, костей не соберу.
- Тогда мы поедем очень медленно, шагом, - пообещал ему Светозар. – Яра, подсади-ка его.
Яробор, не обращая внимания на протестующее поскрипывание, легко поднял дедка и усадил позади собрата.
- Дедуль, а у тебя семья большая?
- Семья-то большая, считай, полсела из нашенского роду, а другая половина – кумовья да сватьи, но живу я отдельно, своим двором. Хозяйством внучка заправляет.
- Почему тебя старший сын к себе не возьмет?
- А чего мне плохо, что ли? В большом-то доме шумно: детишки плачут, бабы горланят, крики, топот. А старость-то, ведь, шума не любит. Тишины да покоя хочется. У нас с Енькой… Троянкой, значит, свой маленький домик, да не тесно нам вдвоем. И правильно, что ее отец забрал из мужнего дома, а то поубивали бы друг дружку из-за мужика.
- Какого мужика? - спросили вели в один голос. Что за странные дела творятся в Середке?
- Боровика этого, что б ему, пусто было!
- Муж твоей внучки?
- Вот еще! Мережку наша Трояночка любила. За него и выдали… прошлой весной.
- А чего весной?
- Уж пузо заметно было, чего осени-то ждать?
И поведал дедка Крапчик историю о недолгом семейном счастье внучки, с весны до осени. Ведь прошлый год урожайным выдался, на сходе решили отвезти излишки в Новогород. Сказано – сделано. Погрузили на три телеги, по одной от каждого рода: жито, овощи с огородов, яблоки наливные, помолились и отправились на торги. Мережка поехал с родителями и младшим братом, а Троянка дома осталась, на сносях была баба, вдруг растрясет, ни к чему лишние хлопоты в пути. Уехали три семейства, а обернулись два. Как получилось, что не досчитались народу? Так возвращались порознь. Мережка с родичами подзадержался в городе, гостинцев прикупить. Хотели же как лучше… Да пропади они пропадом гостинцы! Сгинул Мережка, и отец его, и мать, и братишка малой. И не слуху, ни духу о них с тех пор. А Трояна с горя-то ребеночка и выкинула.
- Искали их?
- А то как же! Наши в город ездили, чтобы разузнать чего-нибудь о родичах, - дед Крапчик тяжело вздохнул. - Поговаривают, что лесах у Новогорода завелись лиходеи. Должно быть, как раз они поубивали нашенских. И осталась моя Енька - ни жена и ни вдова.
- И кого она убить хочет? – проявил заинтересованность Яробор.
- А! Ну, так, Малку, супружницу Боровика, братана Мережкиного, деверя, значит. Теперь же он - хозяин в отцовском доме. Ему-то, конечно, хорошо, чешет обоих, и Малку, и Троянку. Один же петух на весь курятник. А что? Тело в тело – любезное дело. Я ж понимаю, сам когда-то был молодой да удалой. Еньке ходить бы молчком, так нет же! Что за язык поганый у бабы! – старик покряхтел, похмыкал. - Ко всякой мелочи придирается! Да и Малка хороша… Энтой тоже палец в рот не клади. Каждый божий день грызлись они, как собаки из-за кости. Наша Троянка той грит, я красивше тебя, а ты – страхолюдина. А Малка ей, мол, ты, с красотой своей невозможной, да дитё не уберегла. Тебя, грит, боги наказали за гордыню. А наша ей: ты уж два года замужем, а все без толку, в сухоте своей вообще не прижила. Полаются, изблюют одна другую и, вот, давай, волосы друг дружке рвать. Боровику тоже доставалось, случалось, попадал мужик под горячую руку. Один раз ему скалкой набили на лбу вот такеную шишку, – отмерил пальцами размер шишки старик. - Ей, не вру! Он мне потрогать давал. Я ему тогда говорю, мол, не лез бы ты уж лучше. Двое в драке, а третий… в этой…
- Красивая у тебя внучка, да, дедуль? – вкрадчиво полюбопытствовал Яробор.
- Красавица. Вся в меня! А Малка-то, лицом рябая как кукушкино яйцо, да худющая как жердь. Девчонкой сопливой бегала, ущипнуть не за что. Девичья сухота – хуже зубной боли. Да если бы не приданое, что отец за ней дал, взял бы ее кто замуж? Другая-то, как познает ласки мужнины, так расцветает, а эта – нет, углы ни чуть не скруглились, щепой и осталась, смотреть не на что. Получает свою долю бабьих утех, и радовалась бы. Не понимает, что мужик - не метла, помела - за дверь не поставишь. Бабий-то ум, что коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца. Э-хе-хе… Будто Малка в зеркало на себя не смотрится. Да она - хоть губы медом мажь, хоть другие какие места – Бора все одно будет в сторону глядеть. У всех мужиков потребность имеется, чужих баб пощупать. Так-то, конечно, Бора - ейный муж, перед богами и людьми, никуда от нее денется, а в жизни-то получается, что он и ятровке должен внимание уделять. Брат-то единокровный… был. Ты бы, вот, как поступил, чернявый? – спросил он Яробора.
Едва тот набрал полную грудь воздуха, чтобы ответить, Светозар, оглянувшись, грозно зыркнув на него, предостерегающе покачал головой.
- Не знаю даже. Я не женат, - тихо проронил степняк.
- Эх, дали б мне боги силы мужеской чуток, я бы им… Ух, я бы их! А так, только и остается – глядеть с похотением да вздыхать от тоски. Око видит, да зуб неймет… Немощный совсем стал. Тут, если утром проснулся - уже хорошо. Знать, милостивые, пресветлые боги отпустили еще денек жизни на грешной земле. Радуешься солнышку, пташек слушаешь… Внучка улыбается, спрашивает: «Как почивал, дедуль?» Хорошая у меня внучка! Только, вот, беда - без мужа осталась. А Малка… Что тут поделаешь? Какой бы она ни была - она ж хозяйка-то при муже. Я так мыслю: в доме должна быть одна заправила, если есть еще кто, то пусть на подхвате будет. Иначе, никакого порядка в хозяйстве.
Посмотришь на него, дряхлый, сгорбленный человек, до прозрачности иссушенный старостью, силенок на полвздоха осталось, и говорит, что дребезжит, и говорит, вроде, о чем-то о своем, но речь его исходит от огромной вселенской мудрости. И нет в нем обиды на жизнь. Добра и светла его душа.
Только на исходе земных лет и бывает такое всепрощающее понимание, смирение, принятие житейских обстоятельств, такими, какие они есть. В молодости-то, в начале жизненного пути, все видится иначе, нежели в конце.
***
За колосящимися полями показалась Середка большим фруктовым садом, из которого торчали крыши домов, с дымящими трубами. На холме, в окружении охристо-белых молитвенных столбов, высилась бревенчатая ступенчатая пирамида храма, почерневшая от времени.
Сельцо встречало гостей разноголосицей - собачьим лаем, смехом, стуком молотков, перекликались бабы, громко бранились два соседа.
- Правее бери, - сказал дед Крапчик. - Вон, мой дом виднеется. Его основание еще мой прадед из камней сложил. Потом тот старый, прадедовский дом разрушился, а заново его отстроил мой младший сын, думал, оженится, своим двором заживет. Э-хе-хе. Человек предполагает, а боги располагают. Не дожил сынок до свадьбы, помер от колик в животе. Молодой еще совсем был, только начали расти волосы на бороденке. Чудно как-то… Молодые, здоровые, сильные, да умирают. Сколько их похоронили уже… А я старик все живу, копчу небо. Иногда совсем невмоготу становится. Может, я еще не сделал того, что должен сделать?
Всадников заметили. От ближнего леска наперерез, через овощные грядки к ним бросились ребятишки всех возрастов, нагнав, пошли рядом, чуть в сторонке, рассматривая восторженно и насторожено, как некое чудо - чужаки в Середке появлялись редко.
- Дедка Крапчик, куда тебя везут? – спросил старший из детей, мальчик, несущий на закорках братика или сестричку лет трех.
- «Куды»… Вам забыл доложиться, куды. Много будешь знать, состаришься скоро, – важничая, ответил старик. При звуках его голоса, детишки не удержались от смешков. - Цыц, мелюзга! Никуда меня не везут! Это, ребятки, велиты. Они ко мне в гости едут.
- Ух, ты! Велиты? Настоящие?
- Не сомневайся! – подтвердил Светозар.
Дети остановились, встали тесным кружком и принялись шептаться. Скоро, сорвавшись с места, они обогнали всадников - каждый торопился домой, сообщить родителям удивительную новость.
- Погодь-ка, сынок, приостановись-ка, - попросил дед Крапчик, заметив в саду такого же древнего как он сельчанина, который, опираясь на посох, изучал завязь на яблоне, запрокинув голову так, что его седая борода вздыбилась и распушилась.
- Эй, Репеша, старый хрыч! Жив еще? - крикнул ему Крапчик, будто сам не стоял одной ногой в могиле. - Глянь-ка, ко мне в гости едут велиты.
- Да я еще тебя переживу, тарахтелка, - огрызнулся садовод и прищурился на всадников. - Велиты, говоришь?
- Доброго здравичка, дедушка, - поклонился Светозар старому Репеше, который, прихрамывая, направился в их сторону.
- Поехали-поехали, - пихнул его в бок Крапчик. – Глаза бы мои его не видели, старого ворчуна. Вечно принесет свою рожу недовольную, усядется на скамейку под домом и, вот, давай, на жизнь жаловаться. Его никто не слушает, а он все брюзжит и брюзжит…
От дороги, протоптанной домашним скотом, ответвлялась узкая тропинка, ведущая через сад к маленькому срубу деда Крапчика. Рядом с крыльцом был устроен навес, под ним стоял стол. Возле очага, сложенного из плоских камней хлопотала молодая темноволосая женщина, лет двадцати, не более. Льняная рубаха-поддева, местами изношенная до полупрозрачности, липла к выпуклостям ее влажного от пота, ладного тела. Она напевала уже знакомую, заунывную песню про старика, девицу и мосток, не заметив за кашеварством приближение всадников.
- Не обманул, дед, хороша внучка. – Яробор подбоченился, красуясь, по привычке степняков, закинув ногу на луку седла.
- Внучь! – продребезжал Крапчик из-за плеча Светозара. – Ень, глянь-ка, каких женихов я тебе нашел!
Молодуха повернулась, собираясь отпустить колкость, но, увидев гостей, прижала деревянный черпак к груди и обмерла. Лицо у нее сделалось наиглупейшее, чему дед довольно скрипнул.
- Шучу. Велиты – они. Проездом у нас.
- Ну тя, чудила старый. – Она повела плечиком и поклонилась. - Здравствуйте, гости дорогие.
- Здравствуй, Трояна. Мир твоему дому, - приветствовал ее Светозар. Ему вторили Яробор и Горислав.
Деда Крапчика поставили на землю.
- Далече путь держите, добры молодцы? – улыбнувшись, Трояна заправила за ухо упавшую на щеку, длинную темно-русую прядь и снова принялась помешивать булькающее варево, при этом лукаво поглядывала на молодых мужчин. Личико у нее было живое, глаза дивного разреза, оленьи, а взор, устремленный на хранителей, отнюдь не пугливый, так борец перед схваткой оценивает противника, противника более слабого.
- Едем в западные края, хозяюшка. Хотели напрямки податься, но твой дедушка сказал, что прямой дороги нет.
- Заблудились, значит. То-то, думаю, чего таких разудалых молодцев в нашу глухомань занесло, - она хихикнула, тряхнула головой и, зацепившись взглядом за веля-степняка, смутилась.
- Нам, красавица, для того, чтоб заблудиться, надо очень-очень постараться, - Яробор, всем своим видом расточая обаяние, будто бархатом ее обернул.
Крапчик сунув нос в котел и по-хозяйски распорядился:
- Ень, ты собрала бы на стол, с дороги же люди.
- Тогда сам кашу мешай и смотри, чтобы не пригорела, а я в погреб слазаю, - бросив поварешку в котел, она направилась в дом.
Светозар придержал Яробора, который метнулся за молодухой как охотник за подраненной дичью.
- Темноты дождись, ради приличия.
- Я ж помочь хотел, - шепотом оправдался тот.
- Ты в гостях, не забывай.
Положив гусли на лавочку, старик взял черпак.
- Ой! – воскликнул он. – А ведь я вас обманул. Был же мост в Провал. Мне дед мой сказывал, а ему его дед, а тому еще…
Светозар закатил глаза.
- Про преемственность поколений, понятно. Что сказывал-то?
- Эх, как же я запамятовал-то. Над пропастью был наведен мост, да не простой мост, а волшебный - то появлялся, то исчезал.
- Как исчезал?
- Исчезал - и все! Волшебный же. Сложен он был не из камней и не из бревен.
- Из чего тогда?
- Дед говорил, что названия этому не знает - нет такого слова в людском языке. Только очень прочный был мост - и верховых, и телеги выдерживал. Тепереча один призрак от него остался.
- Брешет, - шепнул Яробор.
- Нет. Есть там что-то, – Светозар вспомнил странные слова горнего про древний мост над Провалом, от которого осталась одна часть. – Дедуль, а можно увидеть призрак моста?
- Запросто! – Крапчик возвел руки к небу, призывая богов в свидетели. – Сам сколько раз ходил в Краенку, в селище старое, значит, поглазеть на него. – Он смотрел на гостей, но не видел их, ибо обратился к своей памяти. - Дорожка как из света сотканная, длинная такая, прозрачная лента, висит прямо в воздухе над пропастью. Блестит, сверкает, искрится… Да! А видно ее только в погожий день, и только в косых лучах солнца. И хоромину велитов можно увидеть, всю из ступеней. Когда тумана нет, когда солнце иссушает мокрядь, Огненная крепость прямо как на ладони. Раньше я частенько туда хаживал. Бывало на охоту соберешься, а ноги сами несут в Краенку. Ведь предки-то мои возле Провала жили, там мои корни, а потом все стали в Середку переселяться, поближе к людям. Как говорится. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. О, когда это было… Еще дед моего деда, привел наш род сюда, – он замолчал и принялся сосредоточенно помешивать кашу, улыбнулся чему-то, покачал головой.
- Погоди! – встрепенулся он. - Я ж не сказал вам! Как же я так…
- Что еще?
- Не дедок, а прям кладезь неожиданностей, - заметил Горислав.
- До вас к нам наезжали два мужика, тоже выспрашивали про дорогу, про велитов, а у нас тут уж тысячу лет велиты не родятся. Вот в Прошлом велитов было много, правда, все они в Провале жили, в хоромине, потом в Новогород перебрались, а в Серёдке их не было никогда. Вы, вот, первые.
- Когда, говоришь, «мужики» наезжали, дедуль? – подступил ближе Светозар.
- Так еще после зимы дело было. Я им сказал, что нет дороги через Провал, они и уехали обратно.
- Как они выглядели?
- Обычно, так же, как вы, верхом, в одеже дорожной. Видать, долго в пути были, - Крапчик почесал голову и, немного подумав, исправился. – Нет, не чета они вам, вы покрасивше будете. А у тех - рожи разбойничьи, глаза воровские. Они мне сразу не понравились. Чуял, что от таких добра не жди. Как в воду глядел! Ночью они у соседей со двора свели теленка, и тихо так - копыта ему тряпицами обмотали, чтобы не стучали и следов не оставляли - и увели.
- Что ж ты раньше молчал?
- Так запамятовал, - невинно произнес старик. – Башка-то худая как решето, ничего в ней не держится. А! Вот когда они уехали, я и вспомнил про мост, и про дорогу. Раньше к Краенке прямехонькая дорога вела, да нынче заросла она, уж два века как. Потом, правда, я опять про дорогу забыл. Вот, снова вспомнил.
- Два века, говоришь? – Светозар стянул с коня переметную суму, в которой возил чертежи земных местностей, найденные в мешке злыденыша. И кромешник что-то говорил про заросшую дорогу… Значит, среди бумаг и пергаментов имелась карта здешних мест.
- Да! – опять воскликнул старик. - Нашенские-то потом в Новогород ездили, а у них там - убили велита-судью.
- Убийцу поймали?
- Ведь никогда такого не было, – размышлял вслух дед Крапчик о своем. - Нам-то, деревенским, конечно, не понять всех дел городских, только про закон и мы, в лесу сидючи, слыхивали. Ой, не о том хотел сказать, о другом совсем. Прикидываю, вот, вы же не ради собственного удовольствия путешествуете, – неожиданно он проявил прозорливость. - Дело у вас, поди, какое-то очень важное, коли вы из родных мест в незнакомые края подались. Так, может, тамошний велит знал, что вам нужно?
- Кто ему наследовал? Вель?
- Куда там! Нынешний судья из простых.
- Тогда он нам не поможет.
«Не передал вель тайну Провала, - мысленно согласился со своими спутниками Горислав. – Даже если знал, не поведал. Великаны, они такие».
Он стоял над котлом, наслаждаясь аппетитным запахом каши. Есть хотелось, аж нутро сводило.
- Давай-ка, разберись с чертежами, – Светозар подтолкнул к столу и положил перед ним в свернутый в трубочку пергамент. - А я пойду, расседлаю коней.
Горислав плюхнулся на скамью, думая о том, как хорошо живется Горбулю, не обремененному обязанностями и вольному поступать, как ему заблагорассудится.
Тем временем к дому деда Крапчика стекался народ. Одним из первых прихромал старый Репеша, следом за ним подтянулись другие обитатели села. Казалось, пришли все, от мала до велика. Любопытно же было. Когда еще доведется на велитов поглазеть? Мужчины подходили, горячо и чистосердечно здоровались, крепко пожимали руки, деловито и озабоченно интересовались, что на свете делается. Сад наполнился громким и торопливым женским шепотом.
Даже не очень наблюдательный человек заметил бы, что все селяне - меж собой родичи, все одного рода-племени - круглоголовые, узколобые, низкорослые; молодежь - чуть выше родителей; мужчины - коренастые, крепко сбитые; женщины – ширококостные, полногрудые, в общем, обладающие особой притягательностью.
- Чего приперлись-то? – ворчал дед Крапчик. – Кто вас звал-то? Что вам здесь смотрины, что ли! Дайте людям с дороги отдохнуть. Расходитесь, ну!
- Я бы хотел поговорить со старейшинами и главами, - сказал Светозар достаточно громко, чтобы услышали те, кого это касалось. – Надо обсудить кое-что, но тайно.
Заявление возымело действие, отцы семейств сразу взялись за наведение порядка, приказали домочадцам, разойтись по дворам. Ведь было же сказано, что дело тайное. Своевольники отошли на дорогу и больше не приближались.
На столе одно за другим появлялись подношения от Крапчикова потомства и его многочисленной родни, всякие нехитрые съестные припасы, заготовленные для длительного хранения: квашеная капуста, тушеное мясо, кислые ягоды, моченые яблоки, орехи. Принарядившаяся Трояна выставила мед и хлеб. Откуда-то принесли еще один стол и лавки, на которых расселись старейшины и главы родов. Явился местный священник, хранитель обычаев, в расшитом золотыми бляшками облачении, надетым по случаю приезда дорогих гостей.
- В кои это веки к нам пожаловали божичи. Знать, случилось что-то.
- Да не иссякнет сила и благодать вашей земли, - ответствовал Светозар. – О том, что случилось, будем держать разговор позже.
Светозара усадили во главу стола. Хотя местным не терпелось узнать, что за дело такое «тайное», его не торопили, ведь с дороги человек, значит, голоден, поэтому мужчины затеяли спор о будущем урожае и приметах, и о тех днях, которые весь год кормят.
Горислав оказался на противоположном, дальнем конце стола, но сие обстоятельство ничуть его не расстроило, скорее наоборот, он не любил находиться в центре внимания. Яробор, сидевший по соседству, налегал на угощения, однако стоило появиться рядом Трояне, переставал жевать и смотрел на молодуху так, словно между ними был заключен некий договор. В общем, ночью его можно было не искать.
Напротив Горислава дед Крапчик радовался пиру, как только может радоваться беззубый съестному изобилию. Он мусолил моченое яблоко, когда на стол вскарабкался Горбуль, со словами:
- А я-то думал, куда все вкусное унесли.
- Не бойся, дедушка. Это наш друг, - поторопился Горислав успокоить хозяина.
- Здорово, дед! – кивнул Горбуль.
Крапчик проморгался и тряхнул бороденкой.
- Здорово, коль не шутишь.
- Горбуль, убедительная просьба, не лазай по столу, - зашипел на вестника книговед. – Не пугай людей. Чего захочешь – попроси, я тебе подам.
- Давай, его к столу гвоздиками прибьем, - предложил Яробор.
***
Стемнело. Женщины прибрали на столах. В щели меж досками воткнули защепы, зажгли лучины.
- Уважаемые мужи, - обратился Светозар к званным гостям, и гомон, не стихавший в течение всего ужина, прекратился. – Заранее прошу у вас прощение за то, что мы не сможем остаться в вашем селении. Долг нас зовет в дорогу. Оттого, как быстро мы пройдем свой Путь, зависит – ни много, ни мало – будущее всех людей. Так что, не уговаривайте нас задержаться и не обижайтесь. Новость, которую я хочу вам сообщить очень, очень плохая. Надеюсь, все то, что вы узнаете от меня, поможет вам сохранить ваши жизни. О душах своих заботьтесь сами, а не можете - путь о них печется уважаемый священнослужитель. Теперь слушайте, и не говорите, что не слышали: на землю пришло большое Зло, Зло во плоти, чудовище, названное в Священном писании - Злыда Окаянный. Уже скоро на земле может начаться война.
Народ немедля приступил к обсуждению дурной вести, причем собравшиеся заговорили все сразу.
- Сначала выслушайте! – вель повысил голос. – Я ведь потому и не стал говорить при общем собрании, чтобы мне не мешали. Потом соберете сход, все обсудите и решите, что делать. У меня и моих спутников времени мало. Завтра с восходом солнца мы покинем ваше селение. Теперь, о главном. Я расскажу вам все, что знаю о Злыдне.
- Знаем мы, про Злюху. Но как давно он явился-то? – спросил священник. Возможно, в этом глухом, забытом богами, селении только он вел счет времени, то есть отвечал за летосчисление, чтобы знать, когда пахать и сеять. – В каком году он пришел-то?
- Примерно два десятка лет назад, – ответил Светозар, ожидая, что раздадутся возгласы возмущения, упреки, однако слушатели сохраняли молчание. - Сначала, Злыда никак не проявлял себя, особо страшных злодеяний не творил, копил силы на будущее. Только с каждым годом зло расползалось по земле, преступлений совершалось все больше и больше. От рук лиходеев разных и душегубов погибло уже очень много людей. Мои родные и близкие, и Яробора, и Горислава были злодейски убиты. Каждый из нас претерпел от Злыды. Знаю, что и вас постигло несчастье – ваши земляки стали жертвами разбойников.
- Да, пропали они, - подтвердил Крапчиков сын, – но это ж близ Новогорода случилось.
- Если вы думаете, что всеобщее бедствие обойдет стороной ваши глухомани, вы ошибаетесь. Мы долго странствуем по свету и везде видим беды, чинимые Злыдой и его слугами. Ныне он осмелел. Со своими приспешниками он бродит по земле без опаски. Он может явиться под любой личиной: отрока, женщины, старика.
- А как же его узнать?
- В Писании сказано: узнаете его по делам, - напомнил жрец.
- Везде, где появляется, он сеет смерть. Но, что еще хуже, посредством колдовства он превращает людей в бездумных чудовищ.
Светозар умышлено опустил одну немаловажную деталь, что, возможно, кому-то из собравшихся придется убить своего же земляка или единокровного родича. Раньше говорил, а теперь перестал. Такое знание убавляет решимость. Пусть же неведение кого-нибудь спасет. Как не назови: «чудовище, которое было человеком» или «человек, который стал чудовищем» - чудовище, оно и есть чудовище. Как говорит Горбуль: «Хрен редьки не слаще, уголь сажи не белей».
- А правда, говорят, что Злыдень кровь пьет у людей?
- Правда. Если найдете мертвеца, бледнее бледного - верный признак того. На шее будет рана, там, где родничок жизни бьется, небольшая, но глубокая.
- О, боги пресветлые и всемилостивейшие, упасите!
- Пойду, проверю коней, - негромко сказал Яробор, поднимаясь из-за стола.
- Слыхали мы в городе про чудовищ, а то. Способ есть какой, защититься от напасти? – почтенные мужи оживились. – Скажи, что делать.
Горислав проводил Яробора взглядом и разложил перед собой Светозаровы чертежи. Хорошо бы успеть изучить их прежде, чем сморит сон. Руки уже не слушались, а ноги, будто в землю вросли, до того тяжело было их переставлять. Пойти умыться, что ль, чтоб сонливость сбить?
- Врет все Ярик. - Горбуль сидел, привалившись к плошке с остатками каши. – Пахать он пошел.
- Как пахать?
- Усердно, всю ночь напролет.
- Ты пошляк невозможный! – книговед погрозил вестнику пальцем, когда догадался, что речь идет не о сельскохозяйственных работах. Поискав глазами Трояну, которая хлопотала возле стола, и не найдя, он виновато покосился на деда Крапчика. Тот, похоже, ничего не слышал и ничего заметил. Подперев щеку кулаком, он увлеченно внимал велевым речам.
Горислав знал, что в некоторых селениях, где они останавливались на ночлег, его спутники проводили ночь с женщинами, но никогда не заставал их вместе потому, что засыпал прежде, чем полюбовницы появлялись, и просыпался, точнее, его будили, после того как молодухи удалялись, а узнавал о велевых блудах только из их разговоров между собой. В основном, делился восторгами Яробор, когда его начинало распирать от воспоминаний, Светозар же по этой части был не словоохотлив.
Беззвучно поругиваясь, он начал раскладывать на столе обрывки бумаги и куски пергаментов с чертежами местностей. От негодования у него дрожали руки. Он был крайне возмущен легкомысленным поведением Яробора, из-за которого все они могли оказаться в дурацком положении. Или хуже того! Вдруг гостеприимный хозяин, прознав про Яриково блудодейство, смертельно оскорбиться? А у него родни полсела, а другие полсела - кумовья да сватьи.
- Не беспокойся, - Горбуль, прочитал его мысли, явственно отразившиеся на его лице. – Дед все равно подложил бы внучку под кого-нибудь из вас, не под Ярика, так под Заряню. Или под тебя.
- Вот еще! – Горислав вспыхнул и склонил голову, скрывая смущение. - Сомнительная почесть.
- Ха! Будто тебе есть, с чем сравнивать, - ехидно заметил вестник.
- Не твоего ума дело! – зашипел на него книговед и, встретившись взглядом с дедом Крапчиком, уткнулся в чертежи
- Чего, сынок, темно? Плохо видно? – заботливо осведомился тот. – Сейчас я тебе еще одну щепку запалю. Ой, я бы ни в жизнь не разобрался в таких закорючках, как ни свети, - признал он, вставляя в защеп запаленную лучину.
- Благодарствую, дедушка, - произнес Горислав, не поднимая глаз.
В своем распоряжении он имел три чертежа. Пожалуй, только самый древний из них, пергамент, вырезанный - какая дикость! – из книги, содержал наиболее полные сведения о дорогах в западном краю. Плохо, что сведения эти устарели. Бережно разгладив тонкую, мятую кожу, исчерченную вдоль и поперек кривыми линиями, которые незнающий принял бы за попытку изобразить бредень, он начал изучать сеть древних дорог. Только дороги и были нарисованы - ни гор тебе, ни рек, ни лесов. Кружочки на перекрестках обозначали города, мелкая, изящная велева вязь в каждой ячейке примечания и пояснения. Карта охватывала большую часть западных земель, от предгорий Каменок и Змеиных гор на востоке до Родничковых гор на западе, и давала представление о расположении всех велевых крепостей, в том числе, Светозаровой Крайнице…
Между делом Горислав думал, что ему редко попадались чертежи поверхности земли. Вероятно, потому что люди, в своем большинстве, не любили путешествовать, жили безвылазно в тех местах, где родились, а если отправлялись в путь, то лишь до ближайшего города, на торги. К чему карта, когда каждый камушек на дороге известен? У купцов поводырем была память. А кто отваживался-таки путешествовать из любопытства, немногие, в ком просыпалось желание увидеть другие страны, брели по чужбине наугад, на свой страх и риск. Их вел язык, добрые люди указывали, куда следовать.
Такая наука, как землеведение, почему-то не получила широкого развития. Даже в главном книгохранилище было очень мало книг, содержавших карты. Очень редко их перерисовывали по заказу какого-нибудь купца. Еще реже в них вносились правки. А на земле, тем временем, все менялось - одни пути исчезали, другие появлялись.
На пергаменте участок с Провалом, ограниченный дорогами, напоминал длинный лепесток, пересеченный одной черточкой.
- От середины… в донные земли, - прочитал Горислав. Он не сразу понял суть примечания, потер виски, стараясь сосредоточиться. Через усилие ему удалось ухватить мысль.
Ну, конечно! Слово, которое на камне-указателе он прочел как «дно», на самом деле, следовало понимать как «долина на дне» или «низинный предел», для обозначения этого места в языке полубогов существовало отдельное слово: «Тибендол». Оно встречалось Гориславу лишь два раза: в первый, как одно из мест, откуда силы Добра и Света отправились на Великую битву; во второй, в «Были», в перечне древних владений велей. На камне-указателе не хватало двух знаков. Резчик, делавший надпись, выполнил работу недобросовестно, что затрудняло толкование, но это был тот случай, когда из-за отсутствия пары знаков общий смысл ничуть не менялся. «Дно» – оно и есть дно.
- Середина – это село Середка, - стал рассуждать он вслух. - Далее. Близ Края… Краешки какие-то. Язык… мост.
- Ну, да! – голос деда Крапчика, заставил его вздрогнуть.
Подавшись вперед, старичок внимательно рассматривал велев пергамент и, пожевывая губу, хмурился с крайне озабоченным видом, будто он увидел нечто важное.
- Что «да»? – Горислав вопросительно поднял брови
- Краёныши - мы. И дед был Краёнышем, и прадед был Краёнышем.
- Про родовое имя, понятно. Что такое Краёныши?
- Место, где жили мои предки! – гордо ответил Крапчик. - Я же говорил, род наш неместный. Дед моего деда привел сюда, в Середку, все свое семейство. Ведь нас почему Краёнышами кличут? Потому что предки наши у самого Провала жили, в Краенке.
- Что там за «язык»?
- А! Так это, верно, Велитов Язык. Скала такая. Издали точно, как язык. С одной стороны - ровная, гладкая, в основании – широкая, и к верху – все тоньше и тоньше… Наклонена слегка.
- В сторону Провала?
- Куда ж еще! А издали кажется, что гора хочет небо лизнуть.
- А мост… то есть, призрак моста… Он рядом с Велевым Языком начинается?
Крапчик поморщился, закрыл один глаз, вроде как прикидывая что-то в уме, и пошлепал губами.
- Рядом-то он рядом, только… нигде не начинается. И никуда не ведет. У радуги, и той, есть начало и конец. А мост ни на что не опирается, висит себе и висит.
Последние слова деда Крапчика потонули в шуме, поднявшимся во время обсуждения способов борьбы с чудовищами. Забыв о степенности, мужики стали расспрашивать веля о том, как в других краях справляются с напастью. Светозар, сохраняя спокойствие, отвечал сдержано и кратко. На все у него имелся заготовленный ответ. Не впервой ему было перед народом выступать. Раньше он запинался, слова нужные подбирал, а теперь говорил будто пел, ровно и складно, и за душу брало.
Горислав знал заранее, как люди откликнутся на сообщение о черном воинстве, ведь подобные заседания стали неотъемлемой частью путешествия, превратились почти в обрядовое действие. Зови – не зови, а народ все равно соберется, по случаю прибытия в селение божичей. Хозяйское благорасположение как не заметить? Никак нельзя обижать! И свою благосклонность проявить тоже надобно.
Первое время Горислав, покидая очередное гостеприимное селение, чувствовал вину, будто бросал людей на произвол судьбы, из-за чего сильно переживал, а потом понял, что не в его силах всем помочь. И чем чаще об этом думал, тем более спокойно стал относиться к расставаниям с дорожными знакомцами. Сердце грубело, что ли?
Он на собственной шкуре испытал, каково это – родиться великаном, что значит, быть постоянно на виду. Подбирать такие слова, которые толкуются однозначно, не двояко, и не иметь права на ошибку. Упаси Ма, сколько ответственности! Прежде, желая принять участие в судьбах простых людей, беззащитных перед настоящим Злом, он старался объяснить им суть явления, горячо спорил, что-то доказывал. Теперь же взирал на происходящее как бы со стороны. Никто ни о чем его не спрашивал, он молчал. Отнюдь не из-за того, что проникся ощущением своей избранности. Просто привык. И очень устал, во-первых, по-человечески, во-вторых, от внимания и почестей, кои повсеместно оказывали ему, как благородному.
Между тем местные принялись обсуждать, как лучше забивать чудовищ. Глаза горят, бороды топорщатся, брызги изо рта во все стороны летят, кулаки сжимаются. Мол, грудью поляжем, а не позволим врагу заклятому топтать родную землю. Правда на нашей стороне! Что, мы с какой-то нечистью не справимся? Чудовища, поди, не страшнее медведя-шатуна или зубра-подранка. Ямы выкопаем, да колья на дно, и будем туда богомерзких тварей загонять. Рогатинами их да дубинками. И надобно будет кузнецу заказать наконечники для копий…
- Словами тудыть-сюдыть, а, станется, что делами - никудыть, - ерничал Горбуль, по свойственному ему обычаю. Хорошо, что мужики не слышали.
Горислав хотел смахнуть вестника со стола, а то ведь начнет мысль развивать: «все люди такие, а мы сякие», в том смысле, что умней других, - но тот ухватившись своими цепкими лапками за его рукав, заверещал:
- Я больше не буду! За правду не казнят!
- Впредь держи свою правду при себе! – книговед ткнул кулаком в его клюв, хотя, в общем, был согласен с ним.
На словах-то все просто, а как до дела дойдет, так опустятся руки. Люди, особенно, охотники или стражи – те, кто умеет обращаться с оружием, - никогда не видевшие чудовищ, почему-то думают, что легко справятся с ними. В действительности же, все будет гораздо сложнее. Действительность убивает…
Что может быть хуже, чем недооценить врага или переоценить свои силы? Убежденность для воина – еще более опасный враг, нежели неуверенность. Загаданное на будущее – самообман, из-за которого в назначенный срок душа окажется ввергнута в смятение.
Горислав встретил вопросительный взгляд Светозара и догадался, чего тот ждет. Кто бы мог подумать, что божич, безупречный и невозмутимый Светозар, нуждается в одобрении! Книговед кивнул велю, мол, все правильно. Мы сделали, все что могли для этих людей.
Лишь бы их праведная ярость не уступила место страху при виде чудовищ. Лишь бы в противостоянии Злу они не утратили веру в Добро…
- Эй, почтенный, когда Злюху-то ждать с его черным воинством?
- Что наметили да задумали делать - делайте сразу, - ответствовал Светозар. - Считайте, что времени в запасе у вас нет.