На форуме с: 01.01.2023 Сообщения: 25 Откуда: Нижний Тагил |
24 Окт 2023 22:14
Конечно, существует универсальный ответ: не стоит сравнивать между собой произведения разных видов искусства. Но на практике этому принципу следовать обычно не получается.
Когда лучше книга? Главным образом тогда, когда кинематографисты замахиваются на заведомо неэкранизируемые вещи. Например, на "Братьев Карамазовых". Фильм Ивана Пырьева я посмотрел до прочтения романа, и он мне в целом понравился. Не шедевр, но хороший, достойный внимания. Приступая к книге, я понимал, что это будет другая история, но чтобы настолько! По мере продвижения по тексту экранизация мне нравилась всё меньше и меньше, а когда дошёл до "Ивана Фёдоровича", вспоминал о фильме уже с идиосинкразией. Понятно, что нереально было перенести на экран всё, но как можно было проигнорировать самые потенциально мощные именно для кино моменты?! Например, главу "Не ты, не ты!"? В общем, шапка оказалась не по Сеньке.
Когда лучше фильм? Тогда, когда из невыдающегося первоисточника берётся лишь фабула. Мой любимый пример — "Письмо незнакомки": сделать из обычной мелодрамы гимн ХIХ веку... Ну а самый известный — "Крёстный отец". Это просто смех и горе. Книжонка Марио Пьюзо, место которой в роспечати, в одной стопке с бестселлерами из серии "обожжённые зоной", благодаря фильму Фрэнсиса Форда Копполы красуется в книжных магазинах в секции зарубежная классика по соседству с Шекспиром, де Бальзаком и т.д.
Случаются очень редко и такие истории, когда один гений вдохновил другого. Тут уж действительно нельзя сравнивать, да и не получится. Пример: фильм Робера Брессона "Деньги", официально (указано в титрах) являющийся экранизацией "Фальшивого купона" Толстого. |