Mylene:
20.06.11 21:02
lanes писал(а):Девочки,а эта новая книга-Рыцарь света- одиночная? Или это продолжение какой-то книги?
Леди-послушница-я так поняла-это продолжение Поединка соперниц.
Не совсем
Поединок - это, можно сказать, предыстория, книга рассказывает о любви Эдгара и Гиты - родителей Милдрэд, героини Леди-послушницы и Рыцаря света. Поединок идет отдельно, а вот Леди-послушница и Рыцарь света - связаны между собой, это дилогия.
...
La comtesse:
21.06.11 02:49
«Ведьма княгини»
Странную закономерность я обнаружила — каждая последующая книга серии «Ведьма» приобретает какое-то свое новое качество. Так, самая первая представляла собой сказку, не всегда добрую, но волшебную, которую можно (опуская некоторые отрывки) читать детям на ночь, приобщая к истории и культуре славян. Вторая книга — это уже история одного человека, женщины, которая в силу двойственности своей натуры мечется между двух огней — двух миров, а в итоге оказывается не принятой ни в одном из них... И вот, наконец, третья на данный момент книга серии - «Ведьма княгини». С первых страниц понимаешь, что это не будет сказка, а в центре не будет стоять одна личность, как ранее. Здесь роман приобрел совершенно новое для себя звучание, здесь движущей силой сюжета выступает уже не главная героиня Малфрида, не ее отношение с миром и со своим мужем Свенельдом, здесь движет сюжетом сама история, причем настолько явственно, что ты ее словно осязаешь. Более того, первая треть романа даже чем-то напоминала хроники, которые пишут очевидцы событий для того, чтобы то или иное действо осталось в памяти потомков. На фоне масштабности происходящих событий даже самый главные, центральные герои романа становились менее значительными. Ощущалось, будто история управляет всем, будто это не Малфрида сама выбрала свой путь и пришла к Ольге, а историческая предопределенность двигала Малфридой, что уже все работало на пророчество, которое должно было исполнится, и женщина должна была погубить древлянское племя, хотела она того или нет...
Вот так сложно я начинаю свой отзыв. Роман же начинается просто... и страшно. Да, как бы я не любила Игоря, каким бы взбалмошным взрослым ребенком я его не считала, даже я не смогла остаться равнодушной в сцене его казни. Это не правосудие, это убийство, жестокое и расчетливое. И Игорь повел себя как взрослый (хех, а ведь я по-прежнему со времен «Светорады» продолжала считать его ребенком, который использует свое положение и свою власть по любой прихоти
). Стоит вспомнить его последние слова — не попытка откупиться, а искренний испуг за судьбу целого племени, которые отказались от светлых богов и начали поклоняться темным.
Хочется отметить, как сильно показаны последствия этого решения. Стоит только войти в древлянский дикий лес, населенный нечистью (
), как тебя тут же схватят и утащат в чащу, а попутчики только потратят время в поисках, ибо ты уже не принадлежишь этому миру. Нечисть осмелела, она стала чуть ли не открыто выступать против человека. Но самое страшное открывается, когда ты приходишь в древлянское селение. Автору так точно удалось изобразить нагнетение страха, обеспокоенности, причем обеспокоенности какой-то настороженной, словно ждешь чего-то худшего. Наиболее сильное впечатление производят беременные женщины... да и беременные ли они? Род отказался от них, как и они сами отвернулись от Рода в пользу Чернобога и Морены, и дети умирают, так и не успев родиться, унося вслед за собой и мать.
И одновременно всю эту нежить ты воспринимаешь как что-то родное, вероятно, оттого, что она, как бы пародоксально это не звучало, живая. Она сроднилась с этим миром, она ее часть. Конечно, не стоит давать ей много свободы действия, но и жить без нее ни один человек не сможет. Испокон веков люди жили вместе с домовыми и мылись с банниками, ходили на берег, завлекаемые русалками и берегинями, плутали в чаще леса, ругая лесовика-лешего, который шутя указывает им неверный путь... Красной нитью по всему роману проходит тема набирающего силу христианства, и однажды во мне случайно возникла мысль, что мне жалко расставаться с язычеством, ведь оно по-прежнему живет в нас, хотя прошло уже более 1000 лет. Нет, конечно, умом я понимаю необходимость принятия единой веры (
), но...
Но помимо сверхъестественных, ведущую роль в романе играют и простые, но и такие сложные человеческие отношения. Перед нами уже четырехугольник, углы которого сближаются и рано или поздно соприкоснутся. Поразительно, но на протяжении всей книги героям удается сохранить приятельские отношения (у кого-то более тесные), только вот между Свенельдом и Малфрилой все больше разрастается пропасть.
И это не оттого, что Свен видел, какой бывает Малфрида на вершине своего могущества (
), это оттого, что он не в силах (может быть, пока, может, совсем) понять ее, она остается для него загадкой, он чувствует, что в ней что-то скрыто, и это пугает его, отталкивает, одновременно притягивая своей тайной еще больше. Поэтому-то он, любя другую, не в силах забыть свою Малфутку. Потому-то он рад, что она с Малком остается прежней, сохраняет и использует (
) свою силу (видимо, отношения с Малком у нее не переходят определенных границ
), хоть и боится ее внутренней сущности, да вот только без нее-то Малфрида перестанет быть собой.
Изменились отношения Ольги и Свенельда. Теперь они стали более открытыми, и не могу сказать, что меня это радует (я с самого начала выступала за пару Свенельд-Малфрида), но не смогла меня оставить равнодушной сцена, когда Ольга пришла утешать Свенельда, горевавшего по погибшему Стоюну. Никакой страсти не было в их объятиях, только нежность и утешение...
И какой все-таки живой получается Свенельд у Симоны! Переживающий, думающий, сомневающийся... А как он шутил в лицо Кощею, хотя сам трясся от страха в глубине души? А сам его поступок — выйти на бой с воплощенным Злом ради спасения какого-то глуздыря? Но в этом весь Свенельд — неважно, чей это ребенок и кто его отец, но продавать его, выменивать на кого-то невинного малыша... такого Свен позволить не мог.
Ну и нельзя пройти мимо отношений двух соперников (если их так можно назвать) — Малка и Свенельда. Неприятели, враги, чужие друг другу... как сблизило их общее дело! Стоит только вспомнить их обмен высказываниями на поле боя, когда и тот, и другой говорят, что понимают теперь, за что любит его Малфрида, и при этом никакой ревности, никакой зависти, злобы! Два человека, которых сдружила битва, два человека, которых свела любовь к одной женщине... Я уверена, что дружба, основанная на столь сильных узах, должна быть вечной!
А любовь... я продолжаю считать, что любит-таки Свенельд Малфриду. Любовь, она ведь разная бывает, но при этом она все же остается любовью. А Малфутка ошиблась лишь в одном — она слишком сильно любила, она слишком сильно зависела, она никогда не давала повода сомневаться в себе, она ясно дала понять, что простит Свенельду все, лишь бы он возвращался к ней... ох, не давайте мужчинам свободу...
Зашел разговор о битвах: батальные сцены в романе потрясающие!
Ты читаешь — и не в силах оторваться от текста! Что сражения с древлянским войском, что нападения погибших воинов, что налет Змея Горыныча... только резня выбегавших их горящего Искоростеня людей вызывает отторжение. Да и не только у меня — даже сама Малфрида не вынесла этой картины.
Конец романа все равно неопределенен. Да, вроде бы, четырехугольник разбился на пары, но Ольга и Свенельд — какая-то неполноценная получилась пара... да и получилась ли? А Малк и Малфрида — все же мне их отношения больше напоминают отношения брата и сестры, чем мужа и жены. Да и остались вопросы, которые так и не осветили в романе. Я пропустила, или нам на самом деле не рассказали, куда же пропал Никлот?
Значит, быть новой книге. «Ведьма и крест» наводит на определенные мысли. Третий роман закончился в 946 году, а в 955 Ольга примет православие. Не в это ли время и развернутся основные события четвертой книги? Спустя десять, двенадцать лет? Святославу и Малуше к этому времени исполнится 15, 16 или около того лет... интересно было бы посмотреть, как Симона представит их историю любви. Интересно посмотреть на первые подвиги богатыря Добрыни. Ну и не случайно в названии фигурирует слово КРЕСТ — это первый шаг к осуществлению второй части пророчества, и этого тоже не избежать, несмотря на то, что успела я уже привыкнуть к нежити, как доброй, так и не очень.
Оценка: 5.
Разошлась я чего-то под утро... а завтра еще свою музыкальную подборку под "Ведьму" покажу, как компенсацию за задержание отзыва.
...
Инет:
21.06.11 06:17
Кудряшечка , с хрусталиком тебя!
La comtesse писал(а):«Ведьма княгини»
Очень захватывающий отзыв, спасибо!!!
...
Кудряшка Сью:
21.06.11 09:26
Девчонки, спасибо за подарочки!!!
всех лю!
Ириш, ждем ответ..
глядишь, и Конти наконец-то решит взяться за "Анну"...
ayrin писал(а): А "Анна Невиль" у меня вообще немножко разных изданий.
и у меня
по 2 одинаковых!
...
фьора:
21.06.11 09:57
Итак,
Лена, посмотрела, что ты распрощалась с Нормандской Легендой
Цитата: Ну почему С.Вилар не ограничилась первым групповым износилованием? Тогда действительно это было к месту,и мне было очень жаль ГГню. И я поражалась ее стойкостью и свободолюбием! Но когда в 4й книге все повторилось...
Лена, я не знаю как ты подойдешь к прочтению Светорады
.... в этой серии с количеством недозированного и неоправданного с точки зрения сюжета насилия - даже мое терпение лопнуло
и с тех пор оно ко мне не возвращается
Так что ее оставляй напоследок, если духом соберешься
Цитата:Это не считая тех ,от кого ей пришлось отбиваться на протяжения всей серии. Кто ее хотел,а хотели многие...
Арденский лес - это вообще сплошной променад брутальных мужиков
и некоторых и сама Эмма тоже хотела
Цитата: Она несла в себе огонь,который привлекал к ней мужчин.Это была и слабость,и сила.Однако мужчины не приносили ей ничего,кроме зла,унижения и безысходности.
Цитата: Когда я читала о лесах Арденна,то радовалась за Эмму. За ее силу воли, за гордость,за то,что она не опустилась и нашла в себе силы возродиться.В Арденнах Эмма обрела дом,стала сильной и независимой женщиной.Даже в глуши она осталась госпожой,поднялась над дикостью местных жителей,заставила себя уважать
Цитата: Мне не хватило описания как Ролло жил без Эммы.Так,вскольз упомянули,что он не жил с Гизеллой,которая его предала. Потом он остался вдовцом и,как-бы,стал разыскивать свою Птичку.Почему не нашел? Плохо искал? Не убедительно как-то.
и мне не хватило справедливости
Цитата:Радует,что Ролло одумался и вернул себе жену.Но,как-то все это вскользь,как-будто так и надо. Ни борьбы,ни слез-сразу прощение.Ну постояла она немного,но простила его. А то сколько горя ей принесло безразличие мужа сразу забылось что-ли? В конце книги автор сразу решила все проблемы.Все натянуто за уши.
и мне оконцовка очень не понравилась, все спонтанно, наивно, нереально и не соответствует накалу страстей всей серии
Говорю сразу - я в этой серии проголосовала бы за драматический финал
Леночка, спасибо огромное за отзыв, очень эмоциональный
Конти дорогая, и до тебя добралась
La comtesse писал(а):Здесь роман приобрел совершенно новое для себя звучание, здесь движущей силой сюжета выступает уже не главная героиня Малфрида, не ее отношение с миром и со своим мужем Свенельдом, здесь движет сюжетом сама история, причем настолько явственно, что ты ее словно осязаешь.
да, очень точно подмечено - почти как в Чужаке - ИСТОРИЯ правит балом
La comtesse писал(а):Наиболее сильное впечатление производят беременные женщины..
это уж точно, беременнушек жалко было
La comtesse писал(а):Перед нами уже четырехугольник, углы которого сближаются и рано или поздно соприкоснутся.
ага, а ты сидишь как кролик перед удавом и боишься когда начнут соприкасаться и ждешь этого с тихим восторгом
La comtesse писал(а):Поэтому-то он, любя другую, не в силах забыть свою Малфутку.
Конти а лично я восприняла Свенельда, как увлеченного только ОЛьгой, особенно в последней книге, отсюда и боль его, что избранница жестче ведьмы по факту оказалась
La comtesse писал(а):Да, вроде бы, четырехугольник разбился на пары, но Ольга и Свенельд — какая-то неполноценная получилась пара..
думаю, это временно...дай Свенельду переварить все это в себя
La comtesse писал(а):А Малк и Малфрида — все же мне их отношения больше напоминают отношения брата и сестры, чем мужа и жены.
пока да.....если Симона чего-то еще не накрути дальше...а ведь накрутит
La comtesse писал(а):Значит, быть новой книге. «Ведьма и крест» наводит на определенные мысли. Третий роман закончился в 946 году, а в 955 Ольга примет православие. Не в это ли время и развернутся основные события четвертой книги?
не знаю, когда они там начнут разворачиваться, но кончится все явно принятием христианства
Конти - очень развернутый, мощный, аргументированный отзыв, написанный прекрасным художественным языком
...
ayrin:
21.06.11 11:50
Вика, спасибо за отзыв. Молодец!!!
La comtesse писал(а):Значит, быть новой книге. «Ведьма и крест» наводит на определенные мысли. Третий роман закончился в 946 году, а в 955 Ольга примет православие.
Христианство Ольга примет в 957 году. Эта дата считается общепринятой. Хотя и 955 год тоже фигурирует... Кстати, есть сомнения в том, что Ольга приняла именно православие, некоторые источники говорят о том, что это был католицизм. Хотя раскол церквей официально произошел в 1054 году. Поэтому до раскола было просто христианство.
А, по-моему роман заканчивается 947 годом. Ольга отправляется собирать оброки в своих землях. Но может быть я и ошибаюсь, ведь точно в романе ничего не указывается. В эпилоге пишется вроде бы только, что прошло полгода после мести древлянам.
Не смогла удержаться от небольшой исторической справки...
...
JuLyasha:
21.06.11 12:19
La comtesse писал(а):«Ведьма княгини»
Вика, молодец, написала таки отзыв!
La comtesse писал(а):Странную закономерность я обнаружила — каждая последующая книга серии «Ведьма» приобретает какое-то свое новое качество. Так, самая первая представляла собой сказку, не всегда добрую, но волшебную, которую можно (опуская некоторые отрывки) читать детям на ночь, приобщая к истории и культуре славян. Вторая книга — это уже история одного человека, женщины, которая в силу двойственности своей натуры мечется между двух огней — двух миров, а в итоге оказывается не принятой ни в одном из них... И вот, наконец, третья на данный момент книга серии - «Ведьма княгини». С первых страниц понимаешь, что это не будет сказка, а в центре не будет стоять одна личность, как ранее. Здесь роман приобрел совершенно новое для себя звучание, здесь движущей силой сюжета выступает уже не главная героиня Малфрида, не ее отношение с миром и со своим мужем Свенельдом, здесь движет сюжетом сама история, причем настолько явственно, что ты ее словно осязаешь.
La comtesse писал(а):Роман же начинается просто... и страшно. Да, как бы я не любила Игоря, каким бы взбалмошным взрослым ребенком я его не считала, даже я не смогла остаться равнодушной в сцене его казни. Это не правосудие, это убийство, жестокое и расчетливое. И Игорь повел себя как взрослый (хех, а ведь я по-прежнему со времен «Светорады» продолжала считать его ребенком, который использует свое положение и свою власть по любой прихоти Laughing ). Стоит вспомнить его последние слова — не попытка откупиться, а искренний испуг за судьбу целого племени, которые отказались от светлых богов и начали поклоняться темным.
Да, у меня были такие же мысли и впечатления
La comtesse писал(а):Красной нитью по всему роману проходит тема набирающего силу христианства, и однажды во мне случайно возникла мысль, что мне жалко расставаться с язычеством, ведь оно по-прежнему живет в нас, хотя прошло уже более 1000 лет. Нет, конечно, умом я понимаю необходимость принятия единой веры ( ), но...
А как мне было жаль всю эту первобытную магию, волшебство, эту милую и родную нечисть...
Да, вроде современные все люди, знаем множество религий, верим (кто в какой степени) в Бога... но ведь остались некоторые обряды - Масленица, Купала, Крещение и гадание.. Даже христианские некоторые праздники имеют в себе традиции и обряды, отголоски древних обрядов со времен язычества. И несмотря на то, что люди крещеные, верим в домовых и прочее... и жаль думать, что не только злые силы, но и добрые первобытные "нечистюшки"
отступили, ослабли и погибли под натиском христианства.
La comtesse писал(а):И какой все-таки живой получается Свенельд у Симоны! Переживающий, думающий, сомневающийся... А как он шутил в лицо Кощею, хотя сам трясся от страха в глубине души? А сам его поступок — выйти на бой с воплощенным Злом ради спасения какого-то глуздыря? Но в этом весь Свенельд — неважно, чей это ребенок и кто его отец, но продавать его, выменивать на кого-то невинного малыша... такого Свен позволить не мог.
Какое у тебя хорошее описание Свенельда получилось
La comtesse писал(а):А любовь... я продолжаю считать, что любит-таки Свенельд Малфриду. Любовь, она ведь разная бывает, но при этом она все же остается любовью.
Конти,
ну вот, еще один мой единомышленник - и я говорю, что любит он Малфриду... только любовь ведь разной бывает, и если к Ольге это была любовь-поклонение, слепая страсть и страстное желание быть рядом, заслужить одобрение, ласковый взгляд и поцелй, то к Малфутке/Малфриде он испытывает более сложные чувства. И думаю, что сам не осознаёт их, не понимает. Возможно, Симона позволит этим чувствам разрастись, раскрыться, показать свой потенциал, определиться, а быть может, и нет...
La comtesse писал(а):Зашел разговор о битвах: батальные сцены в романе потрясающие! pirat duel Gun Ты читаешь — и не в силах оторваться от текста! Что сражения с древлянским войском, что нападения погибших воинов, что налет Змея Горыныча...
Да уж, будто сам там присутствуешь...
La comtesse писал(а):Конец романа все равно неопределенен. Да, вроде бы, четырехугольник разбился на пары, но Ольга и Свенельд — какая-то неполноценная получилась пара... да и получилась ли? А Малк и Малфрида — все же мне их отношения больше напоминают отношения брата и сестры, чем мужа и жены.
Согласна. Нет в Малке того, что удержит Малфриду рядом. Хотя, скорее всего, автор добавит ему того, что не хватает, в дальнейшем. Ведь если следовать истории (что Вилар старается делать чётко), то останется Свенельд с Ольгой, а Малфрида с Малком. Но это неинтересно, честно говоря, для меня. Я бы или покрутила еще отношения со Свенельдом, или явила бы нового претендента на роль её возлюбленного
Конти, я уже задавала
вопрос девочкам, задам и тебе.
Вот как ты думаешь, чем закончится последняя книга "Ведьмы"? Что случится с Малфридой? Может ли она жить жизнью обычной женщины, несмотря на свои ведьмовские силы? Или она их лишится? Или превратится в ведьму, в нежить, в конце концов? Как думаешь? Интересно узнать твою версию - какие варианты есть у Вилар, чтобы окончить серию?
Викуля, замечательный литературный отзыв! Читать - одно удовольствие!
...
JuLyasha:
21.06.11 13:31
lanes писал(а):Отзыв на книгу "Лесная герцогиня"
Добралась я и до твоего отзыва,
Ленчик.
lanes писал(а):Ну почему С.Вилар не ограничилась первым групповым износилованием? Тогда действительно это было к месту,и мне было очень жаль ГГню. И я поражалась ее стойкостью и свободолюбием! Но когда в 4й книге все повторилось...
Ну, это ведь тоже надо было... чтобы её пасынок мог потом заявить, что Эмма ш**ха и всё такое... Хотя я понимаю, вопрос твой относится к "почему снова? зачем?" - очевидно, для остроты сюжета и наших бессонных ночей и пролитых слёз над несчастной героиней
lanes писал(а):Бедная Птичка. Сначала люди Роллона,потом сам Ролло накануне крещения,потом садист Леонтий. И как-будто этого мало,автор добавила еще одно групповое насилие в Арденнском лесу. Это не считая тех ,от кого ей пришлось отбиваться на протяжения всей серии. Кто ее хотел,а хотели многие... Все это не добавляет сочувствия к Эмме. Как будто автор хочет показать,что она это заслужила
Мммм...да? Слава Богу, у меня не было такого впечатления - что она заслужила это. Просто быть такой красивой - это непозволительная роскошь, особенно если у тебя нет каменной стены и ты живешь в времена, когда мужчины считают, что их желания - это главное, и они могут взять всё, что хотят. Нет, я ей явно сочувствовала и сопереживала.
lanes писал(а):Да,это мужской мир! Я сидела и плакала,когда Карл Простоватый,чтобы защитить свою корону унизил и отрекся от Эммы.Обозвал ее норманнской шлюхой.Что значит женщина в те времена-пыль под ногами. Не угодна-в монастырь или смерть. И никто не осудит,ведь мужчина-это все. Власть,сила,безразличие.
Согласна
Я была просто в шоке, когда её выставили вот в таком свете, и вообще, получается, что сама во всём виновата. К сожалению, оболгать и унизить могут и в наше время - и если там было "женщина-мужчина", то есть мужчина, да еще облаченный властью, значит всё, а женщина - ничего, то сейчас это, условно говоря, "бедный-богатый", когда правда и справедливость оказываются на стороне тех, кто хорошо за них платит
Но это меня уже в степь понесло
lanes писал(а):Эмма. Она несла в себе огонь,который привлекал к ней мужчин.Это была и слабость,и сила.Однако мужчины не приносили ей ничего,кроме зла,унижения и безысходности.
Очень радует,что у Эммы остался Эврар Меченый.Единственный друг поневоле.Если бы не он,то сгинула бы наша Птичка и никто не вспомнил бы о ней.Хороший персонаж.Верный пес для своего хозяина,но в то же время и гордый,и мягкий по-своему.
Ну да, здесь он душка
Хотя я всё равно помню, что он внёс немалый вклад в беды Эммы ранее
lanes писал(а):Когда я читала о лесах Арденна,то радовалась за Эмму. За ее силу воли, за гордость,за то,что она не опустилась и нашла в себе силы возродиться.В Арденнах Эмма обрела дом,стала сильной и независимой женщиной.Даже в глуши она осталась госпожой,поднялась над дикостью местных жителей,заставила себя уважать.
Да... кажется, здесь она наконец-то превратилась в женщину, хозяйку, госпожу. Я имею в виду, окончательно повзрослела, созрела. Не было больше озорной девочки, или легкомысленной девушки... Симона показала прекрасную эволюцию образа
lanes писал(а):Ролло. Единственный человек,который любил Эмму,а не просто хотел ее.
Ну... А как же Ги? Не знаю ,как он насчет "хотел", но любил по-своему, это точно
lanes писал(а):Мне не хватило описания как Ролло жил без Эммы.Так,вскольз упомянули,что он не жил с Гизеллой,которая его предала. Потом он остался вдовцом и,как-бы,стал разыскивать свою Птичку.Почему не нашел? Плохо искал? Не убедительно как-то.
Упс! О предательстве Гизеллы не помню.. Помню, тронуло, что упорно искал Эмму. Но после того, что он раньше натворил, думала "Ага, поищи теперь, дорогой, поищи ветра в поле
" И таки да, мало было описания его жизни "без неё".
lanes писал(а):Радует,что Ролло одумался и вернул себе жену.Но,как-то все это вскользь,как-будто так и надо.
Ох,
Ленчик... проблема в том, что женщины склонны очень многое прощать своим возлюбленным, причём моментально - чтобы те не натворили
(ох, вспомнилась Катрин Бенцони
), а те, в свою очередь, принимают это как должное. Ну вот такая она женская любовь
Когда мы смотрим на эту ситуацию "умом", мы возмущаемся тем, как легко простила Эмма. Если включить фантазию и попробовать представить себя на месте Эммы, я понимаю её чувства и эмоции - она безумно любит Ролло и даже время и разлука не силах изменить это. И вот они вместе - неужели она будет мелочой и думать о маленькой но приятной Мести типа помучить его угрызениями совести? Наша эмоциональная и страстная Эмма будет счастлива от одного присутствия любимого, от того, что он теперь принадлежит ей, что они воссоединились и вместе!!! А мы тут, жестокосердные, сидим и размышляем - ах, как же легко всё ему сошло с рук!
lanes писал(а):Даже женитьба Ролло на Эмме прошла где-то в маленькой церкви по дороге. Да,он уже считал ее своей женой,но все же хотелось праздника! Чтобы Эмму признали как герцогиню Нормандскую,а не как жену Ролло. Ведь последние две книги ее называли его норманнской шлюхой. Где же справедливость?Единственно,что радует-это то,что они вместе.Любовь все победит. Это непоколебимо!
Вот и для неё любовь было главной. А пышная свадьба, признания герцогиней... Возможно, это было бы надо юной и немного эгоистичной Эмме, которая уговаривала Ролло креститься, которая слушалась своих венценосных родственничков. Новой, "зрелой" Эмме именно любовь была нужна, и Ролло рядом
Ленчик, прекрасный, эмоциональный и душевный отзыв!
...
Nissa:
21.06.11 14:25
Всем привет! Поздравляю
Сью с новым званием! А
Конти с получением божьей коровки!!! Помню, специально отложила чтение Ведьмы. Девчонки как-то разболелись, читая её. А мне нельзя было даже простудой болеть, не вовремя. Ан нет, всё-таки болезнь меня на месяц из жизни выбила. Мораль - ничего не бойся, страхи притягивают то, чего боишься.
А я смотрю, тут снова
Нормандскую легенду обсуждают...
JuLyasha писал(а):lanes писал(а):
Бедная Птичка. Сначала люди Роллона,потом сам Ролло накануне крещения,потом садист Леонтий. И как-будто этого мало,автор добавила еще одно групповое насилие в Арденнском лесу. Это не считая тех ,от кого ей пришлось отбиваться на протяжения всей серии. Кто ее хотел,а хотели многие... Все это не добавляет сочувствия к Эмме. Как будто автор хочет показать,что она это заслужила
Мммм...да? Слава Богу, у меня не было такого впечатления - что она заслужила это. Просто быть такой красивой - это непозволительная роскошь, особенно если у тебя нет каменной стены и ты живешь в времена, когда мужчины считают, что их желания - это главное, и они могут взять всё, что хотят. Нет, я ей явно сочувствовала и сопереживала.
Как хорошо сказала! Я тоже сочувствовала, сопереживала Эмме. Она мне за время прочтения романа совсем родная стала.
...
La comtesse:
21.06.11 14:31
» Песни-ассоциации к серии "Ведьма"
Обещанный музыкальный мини-презент от "Мельницы" всем, кто знаком с заключительной на данный момент книгой серии "Ведьма". Подбирала композиции по ассоциациям, никаких более прочных связей тут нет. Но все творчество "Мельницы" само по себе основано на ассоциациях.
1. Нет у меня вводной песни, так что начну с этой. Очень уж мне она напоминает первый шабаш молодой ведьмы, почувствовавшей свою силу. То же лихое, бесбашенное настроение.
- клип с песней мало связан, не смотрите, представьте себе шабаш нечисти, такой, какой в самом начале 3 книги описан.
2. Эту песню я уже выкладывала, но не могу не повторить тут. Автор текста - Николай Гумилев, а название говорит само за себя.
Честно говоря, долго думала, от чьего лица могла быть исполнена эта песня. Свенельд - то какие же тогда христианские имена, что помнил ранее ЯЗЫЧНИК, он мог забыть? Если это византийский правитель, который, кажется, сватался к Ольге, то каких же "сумасшедших сводов Валгаллы, Славных битв и пиров" он ждет, этот "древних ратей воин отсталый"?
3. Эта песня ну уж совсем никак напрямую не связана с "Ведьмой", но герой песни на некоторое время появляется в книге, а песня сама атмосферу передает.
Взять хотя бы первые строки:
Ах, иначе в былые года
Колдовала земля с небесами,
Дива дивные зрелись тогда,
Чуда чудные деялись сами… - ну просто наш случай!
Стихи опять же Николая Гумилева.
4. А это, пожалой, моя самая любимая у "Мельницы" "Мора". Я изначально интерпретировала текст по-своему (на самом же деле тут диалог Моры и верховного бога, названного конь-солнце). По мне - это история человека, который изменил верховным богам (Стрибогу, Перуну, Даждьбогу и, само собой, "коню коней - корона на небе") и призвал себе на поклонение Мору с просьбой спрясти ему нить, т.е. жизнь, а за это он ее впустит в мир людей. Ну, заканчивается все плачевно - от героя отворачиваются Светлые боги ("Прощай, Перун, помяни лихо, Прости, Стрибог, такова доля, Пройдет, пройдет, Даждьбог, пролетит мукой; Жесток мой бог - конь коней, конь Солнце.") На "Ведьму" очень хорошо наложилось.
...
lanes:
21.06.11 16:24
Сью с хрусталиком тебя!!!
Девочки у Вас каждый день новые авочки,не успеваю похвалить!
Оччень красиво!
ф.
aolchik писал(а):И я поняла и приняла, поверила без слов автора в то, что Ролло дошел "до точки", что он действительно страдал без своей Птички и сделал все возможное и от него зависящее чтобы найти ее. А Эмма... не могу ее осудить за скорое прощение, ведь она все это время жила только Ролло, не смотря на то, что его рядом не было, она жила воспоминаниями и раскаянием, потому что понимала, что не во всем вела себя правильно. И ее прощение быстро было естесственным, потому что она просто не захотела страдать и дальше. Она знала как без него и как с ним.
Да,согласна. Но очччень хотелось бы,чтобы она немного его помучила.
Ведь она столько выстрадала! Должна же была как-то отомстить за пренебрежение.
goldann писал(а):Тоже за нее гордость испытывала, все - таки есть в ней королевская кровь, достоинство, память, понятие и образ, какому должна соответствовать несмотря на обстоятельства.
Да, она молодец!
фьора писал(а):Арденский лес - это вообще сплошной променад брутальных мужиков и некоторых и сама Эмма тоже хотела
Хи-хи! Точно. А какие все классные по-своему!И все нарасхват.
ayrin писал(а):Ну, это ведь тоже надо было... чтобы её пасынок мог потом заявить, что Эмма ш**ха и всё такое... Хотя я понимаю, вопрос твой относится к "почему снова? зачем?" - очевидно, для остроты сюжета и наших бессонных ночей и пролитых слёз над несчастной героиней
Согласна! Только для остроты ощущений. А пасынок-это дерьмо(фу),к тому же слабое если пошел на поводу у всех
JuLyasha писал(а):Ну... А как же Ги? Не знаю ,как он насчет "хотел", но любил по-своему, это точно
Мне,кажется,для Ги она была просто первой незабываемой любовью. Как дымка. То,что мы не имеем-очень хочем,а то что нам дано- не ценим! Парадокс!
JuLyasha писал(а): проблема в том, что женщины склонны очень многое прощать своим возлюбленным, причём моментально - чтобы те не натворили
Это если сильно любишь! Но когда это повторяется снова и снова...Не хочу убеждать,все-таки это книга,но я бы заставила его поплясать!
JuLyasha писал(а): Наша эмоциональная и страстная Эмма будет счастлива от одного присутствия любимого, от того, что он теперь принадлежит ей, что они воссоединились и вместе!!! А мы тут, жестокосердные, сидим и размышляем - ах, как же легко всё ему сошло с рук!
Да,тут ты права! Вроде так и должно быть.А хотелось бы немного ругани и примерения. Ведь в третьей книге они так себя вели.
А тут сразу и все на белом блюдечке с голубой каемочкой!
JuLyasha писал(а):. А пышная свадьба, признания герцогиней... Возможно, это было бы надо юной и немного эгоистичной Эмме, которая уговаривала Ролло креститься, которая слушалась своих венценосных родственничков. Новой, "зрелой" Эмме именно любовь была нужна, и Ролло рядом
Ну,не скажи. Ведь вопрос о признании остался открытым.Все восхваляли Ролло,а ее даже и не вспоминали.И после того,что она пережила разве ей не хотелось признания? Да,Карл Простоватый объявил ее своей племянницей,но только опасаясь,что Лотарингия достанется немцам. А где справедливость? За те унижения,грубость и низость которые Эмме пришлось пережить от того же дядюшки?Нет,тут я не согласна. Мне просто обидно за ГГню. Хотя,это мир мужчин и женщина в нем средство достижения цели. Хоть на это мы способны!
Не считая того,что муж-голова,а жена-шея! Куда хочу-туда верчу!
фьора писал(а):мне оконцовка очень не понравилась, все спонтанно, наивно, нереально и не соответствует накалу страстей всей серии Говорю сразу - я в этой серии проголосовала бы за драматический финал
Согласна. Все к этому шло целых две книги. А потом в конце 4й началась другая история. Неправдоподобно.
Да,мне хотелось,чтобы они остались вместе,но после всех этих ужасов...
фьора писал(а): И все же я так и не поняла, что у тебя на очереди из списка?
Фьора,я сегодня начала
Чужака читать!
Незнаю как дальше,но сегодня меня еле оттащили от книжки. Мои на рынок собрались,я только на минутку присела почитать
И все забыла... Очень интересное начало.
Думаю потом начну Поединок. А светораду оставлю на последок.
...
La comtesse:
21.06.11 17:28
фьора писал(а):Конти - очень развернутый, мощный, аргументированный отзыв, написанный прекрасным художественным языком
Спасибо!
фьора писал(а):Конти а лично я восприняла Свенельда, как увлеченного только ОЛьгой, особенно в последней книге, отсюда и боль его, что избранница жестче ведьмы по факту оказалась
JuLyasha писал(а):к Ольге это была любовь-поклонение, слепая страсть и страстное желание быть рядом, заслужить одобрение, ласковый взгляд и поцелй
Ох, любовь вообще штука сложная, запутанная, а тут она еще усложняется обстоятельствами: и замужеством, и положением избранницы... Не помню, в какой-то книге была описана любовь-восхищение, и что любить так - все равно, что воспылать страстью к звезде. Вот она, такая яркая, такая манящая и недосягаемая, что делает ее еще более пленительной... А еще - такая забытая, пренебрегаемая, покинутая.
"Ах, она такая прекрасная и такая несчастная! Будь я на месте Игоря - разве оставил бы я ее одну, разве отправился бы шляться черт-те где, лишь бы самоутвердиться и возвыситься?" Мы не знаем, как зародилась любовь Свенельда, что лежало в ее основе... может быть, жалость, сочувствие, но определенно точно - зародилась она не от близкого общения, а из наблюдения за Ольгой издалека, со стороны. Он ведь даже не знал Ольгу, не знал ее истинного характера! А как можно любить человека, которого ты не знаешь? Свенельд и предположить не мог, на что способна оказалась Ольга ради мести/самоутверждения/обеспечения сыну крепкого сильного государства (кто ее знает, что ею двигало?). Она представлялась ему светлым образом, сияющим и озаряющим ему путь... это не любовь к живой женщине, это любовь к ореолу, созданному в воображении самим Свенельдом...
Малфутку он изначально тоже не знал, но постепенно ему открылась ее внутренняя суть, он увидел и ее силу, и ее жестокость, и ее бесбашенность, и ее нечеловеческое начало, но при этом она продолжала его притягивать. Если это и не любовь, то чувство гораздо более близкое к ней, чем то, что чувствовап Свенельд к Ольге...
фьора писал(а):но кончится все явно принятием христианства
Ну этим все кончилось на самом деле, а Симона очень четко следует истории.
Блин, так говорю, будто принятие христианства - это конец света.
JuLyasha писал(а):Вот как ты думаешь, чем закончится последняя книга "Ведьмы"? Что случится с Малфридой? Может ли она жить жизнью обычной женщины, несмотря на свои ведьмовские силы? Или она их лишится? Или превратится в ведьму, в нежить, в конце концов? Как думаешь? Интересно узнать твою версию - какие варианты есть у Вилар, чтобы окончить серию?
Сложный и закономерный вопрос. Честно, я и сама не единожды в процессе чтения задавалась этими вопросами. Исторический роман - это такой жанр, который закован в жесткие рамки реальной истории, и отойти от нее в сторону нельзя. А поскольку доказывать не нужно, что Ольга и Владимир примут христианство, значит, и в книге это неизбежно. Как и неизбежна гибель чародейства на Руси. А поскольку Малфрида - это часть чародейства, то дальше и предположить страшно... Конечно, можно представить, что она откажется от своей силы, но, во-первых, пока что я не могу поверить в то, что Малфрида без сожаления отдаст эту часть себя, а во-вторых, все-таки это важная ее часть, и без ведовской силы Малфрида - не Малфрида, она перестанет быть собой.
Так что даже представить сложно, что и как будет дальше... да и рано пока об этом думать, впереди половина серии, предположения впору строить после книги пятой...
...
aolchik:
21.06.11 17:28
La comtesse писал(а):«Ведьма княгини»
Ой,
Конти, наконец-то дождались твоего отзыва
!!! Такого стоило ждать! Как всегда сам по себе маленький шедевр
. Такой просто не может не заинтересовать сторонних наблюдателей нашей темки. Очередная рассылка - твоя. И пусть опять немного возмущенно шушукаются "старушки" форума, что Вилар с подробным отзывом опять в рассылке
, но только так и надо! Конти - отзыв супер!!!!
La comtesse писал(а):Странную закономерность я обнаружила — каждая последующая книга серии «Ведьма» приобретает какое-то свое новое качество. Так, самая первая представляла собой сказку, не всегда добрую, но волшебную, которую можно (опуская некоторые отрывки) читать детям на ночь, приобщая к истории и культуре славян. Вторая книга — это уже история одного человека, женщины, которая в силу двойственности своей натуры мечется между двух огней — двух миров, а в итоге оказывается не принятой ни в одном из них... И вот, наконец, третья на данный момент книга серии - «Ведьма княгини». С первых страниц понимаешь, что это не будет сказка, а в центре не будет стоять одна личность, как ранее. Здесь роман приобрел совершенно новое для себя звучание, здесь движущей силой сюжета выступает уже не главная героиня Малфрида, не ее отношение с миром и со своим мужем Свенельдом, здесь движет сюжетом сама история,
Какое интересное замечание ты сделала Конти. А ведь если вдуматься, то на самом деле так и есть
La comtesse писал(а): Да, как бы я не любила Игоря, каким бы взбалмошным взрослым ребенком я его не считала, даже я не смогла остаться равнодушной в сцене его казни. Это не правосудие, это убийство, жестокое и расчетливое. И Игорь повел себя как взрослый (хех, а ведь я по-прежнему со времен «Светорады» продолжала считать его ребенком, который использует свое положение и свою власть по любой прихоти ). Стоит вспомнить его последние слова — не попытка откупиться, а искренний испуг за судьбу целого племени, которые отказались от светлых богов и начали поклоняться темным.
Аналогично. Я даже не ожидала такого от него.
La comtesse писал(а):Автору так точно удалось изобразить нагнетение страха, обеспокоенности, причем обеспокоенности какой-то настороженной, словно ждешь чего-то худшего.
Это точно, читаешь и сам "на стороже", в напряге
La comtesse писал(а): и однажды во мне случайно возникла мысль, что мне жалко расставаться с язычеством, ведь оно по-прежнему живет в нас, хотя прошло уже более 1000 лет. Нет, конечно, умом я понимаю необходимость принятия единой веры (
), но...
Я тоже об этом думала. Ведь язычество живет в нас до сих пор. Какими бы христианами мы ни были, но корни предков в нас все равно чувствуются. И к примеру, Масленницу лично я жду с большим нетерпением и люблю этот праздник
. Да и много других примеров... Так что Русь языческая думаю будет "говорить" и в наших потомках через энное количество столетий
La comtesse писал(а):И это не оттого, что Свен видел, какой бывает Малфрида на вершине своего могущества (
), это оттого, что он не в силах (может быть, пока, может, совсем) понять ее, она остается для него загадкой, он чувствует, что в ней что-то скрыто, и это пугает его, отталкивает, одновременно притягивая своей тайной еще больше.
Вика, и от этого тоже. Не сможет он любить Малфриду, Малфутку да, возможно, и то если Ольги не будет рядом. Не сможет он принять ведьмовскую сущность своей жены, она его пугает своей мощью и своей непонятностью.
La comtesse писал(а): хоть и боится ее внутренней сущности, да вот только без нее-то Малфрида перестанет быть собой.
А ему не нужна жена-ведьма, ему нужна "понятная" подруга.
La comtesse писал(а):Изменились отношения Ольги и Свенельда. Теперь они стали более открытыми, и не могу сказать, что меня это радует (я с самого начала выступала за пару Свенельд-Малфрида),
Ой, а я радовалась их сближению. Уходя к Ольге, он давал возможность Малку завоевать Малфриду. А я "болею" за эту пару
La comtesse писал(а):А любовь... я продолжаю считать, что любит-таки Свенельд Малфриду.
А Ольгу? Нет? Или ты тоже думаешь, что можно любить двоих?
La comtesse писал(а):А Малфутка ошиблась лишь в одном — она слишком сильно любила, она слишком сильно зависела, она никогда не давала повода сомневаться в себе, она ясно дала понять, что простит Свенельду все, лишь бы он возвращался к ней... ох, не давайте мужчинам свободу...
Будучи Малфуткой - да. Но мне кажется такая и нужна была Малфутка Свенельду. А став Малфридой - уже нет.
La comtesse писал(а):Зашел разговор о битвах: батальные сцены в романе потрясающие!
Ты читаешь — и не в силах оторваться от текста! Что сражения с древлянским войском, что нападения погибших воинов, что налет Змея Горыныча... только резня выбегавших их горящего Искоростеня людей вызывает отторжение. Да и не только у меня — даже сама Малфрида не вынесла этой картины.
А мне было эти битвы тяжеловато читать. Как то страшно, морально тяжело и ощущуение опустошения по прочтении осталось.
La comtesse писал(а): А Малк и Малфрида — все же мне их отношения больше напоминают отношения брата и сестры, чем мужа и жены.
Ну не знаю... Я не думала об этом, мне так не показалось. Конечно нет такой страсти между ними, как это принято между героями Вилар, все гораздо спокойнее, но все же мне кажется, что это зарождение чувств. И правильно ты сказала, что любовь она может быть разной - может быть как горный ручей, а может быть как лесной родничок
La comtesse писал(а):Не в это ли время и развернутся основные события четвертой книги? Спустя десять, двенадцать лет?
Вика, ты что такой перерыв большой!!!! Нет, мне кажется что Симона так не поступит. Она должна нам постепенно рассказать о проникновении христианства, а то получается трах-бах и все...
...
La comtesse:
21.06.11 18:57
» Славянская мифология
JuLyasha писал(а):Ведь если следовать истории (что Вилар старается делать чётко), то останется Свенельд с Ольгой, а Малфрида с Малком.
Если честно, то я даже не знаю, как в истории сложились отношения этих пар. Знаю только, что Малуша и Добрыня по истории - дети Малка, да вот в романе это только номинально, а в реальности...
Может быть, Симона что-то придумает свое?
Кстати, тут приводились исторические справки по героям (надо почитать!), а мне захотелось поделиться инфой по другим персонажам серии, не менее важным...
Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода – непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего Громовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян по индоевропейской семье народов. Надо ли говорить, что огненно-золотой цвет бороды Бога Грозы отнюдь не случаен!
Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавские сказания отмечают, что разгневанный Тор «потрясал волосами». Какого цвета были волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна они действительно как грозовая туча – чёрно-серебряные. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Славяне видели своего Бога
мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну, именно из-за своей чёрно-белой окраски.
Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает
«Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Некоторые учёные усматривают связь имени Бога Грозы с такими словами, как «первый» и «правый». Что касается «первого», то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеоне Киевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла и сближение его имени с «правым». Перуна считали наши предки учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.
Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница – вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам. Впрочем, на сей счёт бытовали разные мнения. Ещё говорили, что гром и молния – эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и людей – похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А в отдалённой древности полагали, что на самом деле гром – это «клич любви» на празднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо всё растёт после грозы…
Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мёртвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.
Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники и этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет высунуться наружу!
Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать было нельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок, оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев
(по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба) – беда разразилась: поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалось отмолить обратно, но «стоколосым» (по сотне колосьев на каждом стебле) хлеб никогда уже больше не родился…
С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатлённой в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы…
Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем – каменные топоры и наконец – золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору – оружию Громовержца – с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, – не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого Бога Грозы…
Другой символ Перуна –
так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу – на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений – в качестве громоотвода…
Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна
стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун – исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза – не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.
Перуну было посвящено животное –
дикий тур, огромный, могучий лесной бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году и до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров – домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке почти двух метров – и ещё цветом: быки были чёрными, с белым «ремнём» – полосой вдоль хребта, а коровы-«турицы» – гнедыми (тёмно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка. А 20 июля (мы помним, что это праздник Перуна) туры якобы сами выбегали из леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда люди прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням специально откармливали жертвенных быков. Эта традиция ещё в прошлом веке неукоснительно соблюдалась во многих местах. Только теперь языческий пир устраивали возле церкви, и христианский батюшка его освящал.
Есть у Перуна своё дерево –
дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовём его
ирисом – по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета. Научное, латинское название перуники – Iris Germanica.
После принятия христианства Перун отнюдь не был забыт. Здесь рассказано лишь о немногих обычаях, доживших до наших дней; на самом деле их великое множество. Правда, Православная Церковь запретила молиться прежним Богам, и святилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустя почти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. Однако учёные говорят, что христианство не только «громило» язычество, но и пыталось мирно ужиться с ним, подчинив своей иерархии ценностей. Не случайно особо острые конфликты происходили всё-таки редко, ибо со временем возникал своего рода симбиоз. В частности, приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых Богов, только под новыми именами. Вот и Перун «передал» многие свои качества
Илье Пророку, одному из самых почитаемых христианских святых. Другой «наследник» Бога Грозы –
святой Георгий, змееборец, что так гордо скачет на белом коне по гербу Москвы. Прерывать традиции слишком опасно. Умные люди понимали это во все времена, в том числе и тысячу лет назад.
- Огненное восхождение Ильи Пророка. С иконы XVI века. Здесь Илья Пророк удивительным образом напоминает громовержца Перуна
Существует множество сказок про Змея Горыныча, который похищает (или ему отдают в дань) девиц-красавиц и с которым борются богатыри и герои – от былинного Добрыни Никитича до Иванушки-дурачка. А ведь это тоже доживший до наших дней отголосок древнего языческого мифа. Мифа о борьбе громовержца Перуна со своим извечным врагом – чудовищным Змеем.
Похожие легенды существуют у многих народов. Все они рассказывают о том, как жадный Змей похитил жену (или невесту) Бога Грозы, а заодно Солнце, земные и небесные воды, стада скота. Самого Бога Грозы, побеждённого в неравном бою, злые силы заточают в мрачное подземелье, лишают божественной мощи, отнимают у него глаза и сердце, заковывают в тяжёлые цепи… Долгие годы длится его плен, между тем как на Земле гибнут люди, а на Небе приходится плохо Богам. Но наконец выросший сын возвращает отцу глаза и сердце, помогает вырваться из неволи. Есть у Бога Грозы и смертные помощники – кузнецы. Следует новый поединок со Змеем, и теперь чудовище бежит, пытается прятаться то в дереве, то под камнем, то за спиной человека. И вот Змей повержен, Солнце водворено на небеса, воды проливаются дождём, стада отправляются на пастбища, а спасённая жена Бога Грозы возвращается к любимому мужу. Учёные называют этот миф «основным», потому что он является как бы стержнем в мифологии многих народов. При этом некоторые полагают, что так отразился в памяти человечества какой-то крупный природный катаклизм, вызвавший неблагоприятное изменение климата.
Но что же это за Змей, с которым сражается Громовержец?
В славянской языческой мифологии известен «скотий Бог» Волос (или Велес), отчётливо противопоставляемый Перуну. Его связь со «скотьим» (то есть животным) царством вытекает уже из его имени:
Волос – волосатый – волохатый – мохнатый. Возможно, что и слово «волхв» происходит от имени этого Бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу, «волохатые» шубы для подражания своему Божеству. Между тем имя «Волос» столь же определённо выводит нас в мир змей и червей. Кто хоть раз был летом в деревне, наверняка слыхал леденящие душу истории о «живом волосе», который водится в речке у берега и может, укусив, всосаться под кожу. (На самом деле этот червячок «волосатик» абсолютно безобиден и убивать его – бессмысленная жестокость.) А ещё есть поверье, что волосок – звериный или человеческий, особенно от плохого человека, – оброненный в воду или опутавший яйцо, оживает и начинает творить злые дела. Вообще, волосы считались важным вместилищем жизненной силы. И не оберёшься беды, если состриженный и брошенный волос подберёт недобрый колдун…
Одним словом, много веских причин заставляет некоторых учёных отождествлять Волоса с легендарным Змеем – противником Бога Грозы. Согласно преданиям, Змей Волос каким-то образом сочетает в своём облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огонь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко. Поэтому другое имя Волоса – Смок или Цмок, то есть Сосун.
Славяне-язычники поклонялись обоим божественным противникам – и Перуну, и Змею. Только святилища Перуна устраивались, как уже говорилось, по высоким местам, а святилища Волоса – в низинах. Есть основания думать, что укрощённый, загнанный в подземелье Волос стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он отчасти утратил своё чудовищное обличье, сделался более похожим на человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку»! Кроме того, прослеживается связь Волоса-Велеса с музыкой и поэзией, недаром в «Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым внуком»…
В 1848 году в реке Збруч был найден каменный идол, чётко отражающий деление языческой Вселенной на Мир Богов, Мир Людей и Нижний Мир. Так вот, Мир Людей поддерживает снизу коленопреклонённое усатое человекоподобное существо. Вид у него недовольный. На древнем изваянии, конечно, нет пояснительных надписей, но учёные полагают, что это и есть Волос, поселившийся в глубинах Земли…
Это бог
Воли, волшебства, бог мудрости и искусств, покровитель магических искусств, восходящих к охотницкой магии и оборотничеству, повелитель животного мира, в его власти все
пути и Перекрестки. Он
Страж на дороге из мира явного в мир сакрального - навий мир.
Традиционно Велеса изображают
Высоким Седобородым Стариком, слепым или темным на взор, бывает, хромым. Явление Велеса предвещают змеи, скот и вороны. Звери Велеса с древних времен -
лесная корова и бер (медведь). Ему служат вещие птицы да кот Баюн. Его день - Среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - орех или ясень. Его, Велесовы, дни празднуют 2 и 6 января, а также в дни чествования Ярилы-Тура, тоже скотьего бога.
В православии соотнесен со
св.Власием и Николаем Угодником (Рождественским Дедом). Ряд исследователей, а за ними и литераторов, принижают роль Велеса как бога Творчества и Магии, и представляют его только лишь как “скотьего бога”, в крайнем случае еще как змееобразного противника Перуна.
Жизнь древнего человека далеко не всегда была лёгкой. Случались и горести, и несчастья, наводившие на мысль о злых сверхъестественных существах, стоящих за ними. Ведь и сегодня подобные мысли нас не минуют! У западных славян таким воплощением зла был
Чернобог: это имя поистине говорит само за себя. Известно, что его изваяния были
чёрного цвета, с серебряными усами. Веровали в него или нет восточные славяне (предки белорусов, украинцев и русских), определённо сказать нельзя. Быть может, и веровали, вряд ли у них было для этого меньше причин, чем у западных собратьев.
А вот злая Богиня по имени
Морана (Морена, Марана) совершенно точно была известна и на Западе, и на славянском Востоке. Её связывают с темнотой, морозом и смертью. Действительно, её имя родственно таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и ещё многим столь же недобрым. От Индии до Исландии известны мифические персонажи, причиняющие всяческое зло: буддийский Мара, искушавший праведных отшельников, скандинавская «мара» – злой дух, способный замучить спящего, «затоптать» его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная с разрушениями и войной; наконец, французское слово «кошмар».
Отзвуки сказаний о Моране прослеживаются в былинах о Добрыне и «Маринке», которая всячески старается погубить богатыря, в частности, превращает его своим колдовством в тура-золотые рога. В тех же былинах рассказывается о нечестивой связи «Маринки» со Змеем. Есть основания видеть древнюю Морану и в болгарской легенде о «злой бабе», «погубившей много людей» и набросившей грязную пелену на серебряный Месяц: с тех-то пор он покрылся тёмными пятнами и, напуганный, стал ходить над Землёй куда выше прежнего (между прочим, учёные-астрономы пишут о вековых изменениях орбиты Луны…). Другие легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Наконец, соломенное чучело, которое и посейчас кое-где ещё жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия, принадлежит несомненно Моране, Богине смерти и холода.
Каждую зиму она ненадолго берёт власть, но навек утвердиться ей не дано: вновь и вновь торжествуют Солнце, Жизнь и Весна…
Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе. Соответственно, огромное значение придавалось выбору времени для начала работ, выбору места для новой избы и, конечно, выбору строительных материалов. В начале строительства на месте будущего дома могли даже совершаться жертвоприношения. Так вот, по некоторым представлениям,
из души жертвенного животного и возникал Домовой. По другим легендам,
Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно народным верованиям, у Домовых бывали и жёны, и ребятишки: стало быть, Домовой для нового жилища мог появиться на свет и «естественным путём».
Впрочем, в некоторых случаях – например, если заново строились после пожара – на новое место брали с собой прежнего Домового. Не оставлять же его на развалинах, чтобы он плакал там ночами, пугая прохожих. Домового с угощением и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы.
Домовой устраивался
жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он
облюбовал ещё и чердак). Домового обычно представляли себе в виде
маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к «дедушке-суседушке» с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье – скажем, мог разбудить ночью: «Вставай, хозяин, пожар!..» – и точно, тлеют рассыпанные угли, вот-вот полыхнёт…
И прежде чем войти в заброшенный дом или в лесную избу-зимовье, выстроенную нарочно для прохожих гостей, надо хотя бы мысленно попросить разрешения у её Домового: «Хозяин, хозяин, пусти переночевать!»
И тогда Домовой, обрадованный вниманием, защитит гостя от любой нечисти, промышляющей в ночи. Если же не уважить, обидеть чем-нибудь душу избы, сварливый маленький «хозяин» будет строить всякие пакости, покуда не повинишься, не помиришься с ним. Впрочем, он и сам иногда, расшалившись, переходит границы дозволенного. Скажем, принимается мучить какое-нибудь животное. В этом случае его можно усовестить – «оговорить»: «Что же ты, дедушка-суседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство?»
Говорят, помогает. Кстати, точно так же порой реагирует на увещевания и современный «барабашка», или, по-немецки, «шумный дух» – «полтергейст». А что, если это заблудившийся, обиженный кем-нибудь Домовой?..
Центра этого мира для человека – дом и его хозян Домовой. Домовой, живущий бок о бок с человеком, в наиболее обжитом месте, является потому и самым «добрым» среди многих маленьких Божеств. А уже непосредственно за порогом избы «свой» мир становится всё более «чужим» и враждебным. Выйди дождливой ночью из тёплого и освещённого дома во двор – сразу поймёшь, о чём я говорю.
Дворовый (хозяин двора) был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой.
Овинник, хозяин овина, – ещё менее, а
Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на самом краю двора, а то и за его пределами, на границе «дикого», неосвоенного пространства, – попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню – символ, казалось бы, чистоты – «нечистой», хотя истинная причина нередко оказывается позабыта. Точно так же забыт и первоначальный смысл прилагательного «нечистый». В древности оно обозначало вовсе не что-то греховное, скверное или злое, а просто «менее чистое» – в смысле «менее священное», то есть более доступное для воздействия злых сил…
О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Иногда его представляют себе в виде
крохотного (но, как и Домового, очень сильного) старичка с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, порою происходящие в бане. Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи-каменке и «стрелять» ими в людей. Может он сделать и кое-что похуже: затащить за горячую печку, содрать клок кожи с живого. А впрочем, и с ним нетрудно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда не подгоняют друг друга – этого Банник не выносит, сердится.
Но если не повезло, если всё же попал Баннику под недобрую руку, – надо выбежать из бани вон и позвать на подмогу Овинника или Домового: «Батюшка! Выручи!..»
Овинник и Домовой тотчас примчатся на помощь и сцепятся с Банником, обороняя хозяина. Бывало, Домовой при этом советовал хозяину-христианину: «Сними крестик-то да крестиком его и хлещи…»
Кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Охотник, вернувшийся с промысла, входил в дом и садился за общий стол только после очистительных обрядов. Эти обряды должны были подтвердить, что он в самом деле человек, а не злой дух, похитивший человеческое обличье. А собираясь в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином –
Лешим…
«Леший» буквально значит «лесной». Внешность Лешего переменчива. Он то представал
великаном выше самых высоких деревьев, то
съёживался, прячась за низкорослым кустом. В разных местах о Лешем рассказывают по-разному. Однако чаще всего он
похож всё же на человека, но одежда на нём запахнута «наоборот», не так, как обычно носят мужчины (иногда, впрочем,
вместо одежды на нём лишь собственный мех). Волосы у Лешего
длинные, серо-зеленоватые, зато на лице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесных потёмках зелёным огнём. Всего чаще Леший ходит неподпоясанным. А если присаживается на пенёк, то всегда кладёт левую ногу на правую.
Вообще, противопоставление в мифах левой и правой сторон – отдельная тема. Вспомним хотя бы выражение «встать с левой ноги» – неудачно начать день, и ещё «надеть одежду на левую сторону» – то бишь наизнанку. В славянском мировоззрении «левое» всегда означало что-то нехорошее, неправильное, в лучшем случае – странное и непривычное. Зато правая сторона в любой ситуации оказывается права, и это не игра слов. Учёные полагают – причина здесь коренится в определённом «разделении обязанностей» между полушариями нашего мозга – правым и левым. А древние мифы и эту особенность подметили очень давно. Ещё в те времена, когда современной науке лишь предстояло родиться…
Леший может «обойти» неосторожного человека, и тот будет долго метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Этот замкнутый круг снова заставляет нас вспомнить о магической силе границ, а также о застёгнутых поясах и даже кольцах, которыми именно в силу их формы всегда приписывались чудесные свойства. Впрочем, волшебный круг накладывает определённые обязательства и на Лешего: тот берёт «обойдённого» человека под своё покровительство и не позволяет дикому зверю тронуть его. А может Леший принять облик кого-нибудь из наших знакомых, отвлечь разговором и завести в самую чащу. Ещё любит он пугать тех, кто, ночуя в лесу, устроится спать на тропинке, не попросив на то разрешения. Такой человек заработает пинок под рёбра, и уж во всяком случае спокойно поспать ему не дадут. И никогда не следует в сердцах посылать кого-либо «к Лешему» – не ровен час, Леший как раз случится поблизости и впрямь уведёт с собой…
Как же отделаться от Лешего, если тот всё-таки встретился на пути и принялся морочить? До наших дней дожило поверье, что нужно вывернуть наизнанку одежду, переменить обувь – левый сапожок на правую ногу, правый на левую. Хорошо сгрызть зубок чесноку, а если его нет при себе – хотя бы произнести слово «чеснок». Жгучая пряность за свой вкус и за форму головки считалась связанной с Огнём, которого Леший, конечно, не любит и боится. А ещё один способ прогнать его рекомендует… выругаться покрепче.
Некоторые учёные полагают, что ругань и возникла первоначально как своего рода «антимолитва», призванная пугать, отгонять нечистую силу… Годится ли произносить её всуе, без особого повода?
Лешего можно встретить в лесу во всякое время года, кроме зимы.
Поздней осенью Лешие впадают в спячку, а перед этим неистовствуют и плачут, досадуя, что кончилось весёлое лето. Так преломились в мифологическом мышлении осенние ветры и бури.
Старинные рассказы про Лешего, как правило, страшноваты. Оно и понятно: могучая лесная стихия, кормившая древнего (да и не очень древнего) человека, в то же время держала его в постоянном напряжении – как бы не пропасть в дремучей тайге, не угодить в зубы хищнику, не стать жертвой злых духов. В наши дни многое изменилось: теперь, того и гляди, человек кого-нибудь «съест»… Для нас сейчас более актуально не «покорять» природу, а жить с нею в ладу. Вот тут и оказывается, что Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро.
А нужно ему лишь одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы. Не губил никого без нужды, не ломал зелёных ветвей, не обижал муравьёв, птиц и зверей, не оставлял горящих костров… И очень обрадуется Леший, если вслух сказать ему спасибо за ягоды и грибы, если оставить где-нибудь на пеньке лакомство, какое в лесу не растёт: пирожок, пряник, подсоленный блин…
Народная память сохранила немало легенд о благодарном Лешем, избавленном от беды человеком и сполна отплатившем за это. Одного Лешего охотник нашёл в лесу связанным и спас, пожалев. Леший в мгновение ока доставил его с добычей домой, а потом ещё и вызвался отбывать вместо избавителя трудную военную службу: в ту пору, когда был записан рассказ, эта служба длилась двадцать пять лет…
Говорят, у Леших есть жёны –
лешачихи, или лисунки. Есть дети –
маленькие лешачата. И напоследок надо сказать: недавно появились некоторые основания думать, что Леший – не просто плод народной фантазии, как прежде считалось. Все слышали про «снежного человека», который, оказывается, обитает не только на Памире и в Гималаях: встречи с ним происходят повсюду, где есть густые леса. Можно смело предположить, что в прежние времена таких «снежных людей» было значительно больше и видели их куда чаще теперешнего. Недаром Лешего кое-где представляют в виде рослого мохнатого «человека»… А что, если действительно?..
Вода – как и другие природные сути – была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, подобно всем стихиям, заставляла обращаться с нею на «вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть весенним разливом деревню, поставленную «без спросу» – мы сказали бы теперь, «без знания местности». Вот почему
Водяной, мифический обитатель рек, озёр и ручьёв, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо, опытные жители леса заблудиться боялись всё-таки меньше, чем утонуть. Поэтому и Водяной в сказаниях выглядит в общем опаснее Лешего.
Иногда Водяного представляли себе в виде
голого обрюзглого старика, пучеглазого и «ластоногого». В других случаях он был вполне
похож на человека и от обычного «доброго молодца» отличался в основном тем, что с левой полы его одежды постоянно стекала вода…
«Страшных» историй про Водяного я здесь пересказывать не стану. И не потому, что боюсь кого-нибудь испугать. Просто, как и в случае с Лешим, для нас, живущих в эпоху могущества Человека, важнее рассказы, где люди и Водяной умеют поладить, выручить друг друга из беды. Таких, по счастью, народная память сохранила тоже немало. Например, о том, как жене Водяного,
Русалке, наступил срок разрешиться от бремени и взволнованный муж кинулся на берег – звать прохожую пожилую женщину на помощь жене. Или о том, как Водяной из запруженного ручья попросил человека передать его жалобу своему дядьке –
Морскому Хозяину. Или ещё о том, как пришлые Водяные пытались выдворить из омута его исконного обитателя и как опять-таки люди помогли отстоять справедливость…
Эти рассказы хранят для нас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании и мире с природой.
За предоставленную информацию спасибо
Марии Семеновой и интернет-словарь "Дом Сварога" ...
goldann:
21.06.11 22:15
La comtesse писал(а):«Ведьма княгини»
Конти, прям вдохновилась ты не на шутку!
La comtesse писал(а):Да, как бы я не любила Игоря, каким бы взбалмошным взрослым ребенком я его не считала, даже я не смогла остаться равнодушной в сцене его казни. Это не правосудие, это убийство,
Жутко, жутко все это читать... Но Игорь мне тоже в "Ведьме" понравился, но именно в отношении Малфриды, к Ольге же он так же пренебрежительно относится и ревнует ее к власти своей.
La comtesse писал(а):Автору так точно удалось изобразить нагнетение страха, обеспокоенности, причем обеспокоенности какой-то настороженной, словно ждешь чего-то худшего. Наиболее сильное впечатление производят беременные женщины... д
а эти беременные женщины и вовсе на зомби походят, и страшно, что знаешь - они уже обречены.
La comtesse писал(а):только вот между Свенельдом и Малфрилой все больше разрастается пропасть.
Думаю, также и сократиться вновь, стоит только силу потерять.
La comtesse писал(а):отношения с Малком у нее не переходят определенных границ
В этих отношениях любит только один, другая только позволяет
La comtesse писал(а):икакой страсти не было в их объятиях, только нежность и утешение..
Думаю, перегорел Свенельд своей любовью к Ольге, любил одну, а сейчас она в другом свете предстала, но она все же не обычная женщина, должен это понимать.
La comtesse писал(а):Я уверена, что дружба, основанная на столь сильных узах, должна быть вечной!
Дружба говоришь
, думаю до этого не дошло, просто уважать друг друга стали.
La comtesse писал(а): А любовь... я продолжаю считать, что любит-таки Свенельд Малфриду.
А я думаю, что пока не очень, но в будущем думаю, не сможет без нее жить
La comtesse писал(а):Не в это ли время и развернутся основные события четвертой книги? Спустя десять, двенадцать лет?
Ой, не хочу такого большого промежутка, хочется еще о молодых Малфриде и Свенельде узнать
...