Elenochka:
03.02.11 14:15
» История моды
Девочки привет! Учитывая, что наш клуб называется "Ledy's Club", я подумала, что интересно будет создать данную тему...
Добавить тему в подборки Модераторы: Дата последней модерации: -Поделитесь ссылкой с друзьями:
...
XeniyaVelichko:
10.02.12 11:35
Ой, спасибо за тему. Я еще не так давно видела передачу Саши Васильева об истории моды. Он тоже рассказывал об особенностях женского и мужского гардероба прошедших веков. Всем советую)))
...
Провинция:
27.04.12 11:54
Вообще очень интересно когда замечаешь как исторические тенденции возвращаются все вновь и вновь.)
...
XeniyaVelichko:
30.04.12 13:39
Провинция писал(а):Вообще очень интересно когда замечаешь как исторические тенденции возвращаются все вновь и вновь.)
Да, согласна. Видимо, человеческая фантазия имеет какие-то границы, раз постоянно возвращаемся в прошлое. Не удивлюсь, если в будущем войдут в моду комзолы а-ля Слава Зайцев ))) Или какие-нибудь новые корсетные элементы для женщин
...
Tikkirei:
02.12.15 00:06
Какая интересная тема! Раньше с удовольствием смотрела модные показы, сейчас нет таких передач, жаль, классные были.
...
эля-заинька:
18.03.22 11:45
Наша соотечественница, ставшая одной из первых манекенщиц с мировой славой:
Княжна Наталья Палей
Наталья родилась 05.12.1905 года в Париже, в семье великого князя Павла Александровича и Ольги Валериановны. Наталья приходилась внучкой императору Александру II.
Родители Натальи поженились 10.10.1902 года, им был запрещен въезд на территорию России. Великий князь Павел Александрович проигнорировал отсутствие разрешения на брак с неравнородной и разведенной женщиной. Пара поженилась, и жила счастливо. Наталья была их младшим ребенком. Вскоре семье позволили вернуться в Россию, и их «закрутил» вихрь светской жизни.
Ольга Валериановна была красавицей, транжирой, избалованной вниманием женщиной. Она с удовольствием участвовала во всех дворцовых празднествах, балах, что давали знатные аристократы, щеголяла дорогими нарядами и украшениями. Её немного раздражала активность младшей дочери, бесконечные вопросы. Ольга Валериановна часто выговаривала гувернантке, что у Натальи "слишком много игры и беготни, режим, плохой сон". Наталья и, правда, росла подвижным ребенком, всеобщей любимицей, избалованной родителями, старшим братом Владимиром и сестрой Ириной.
Но всё изменилось, когда грянула Октябрьская революция: Павел Александрович и Владимир были арестованы. Летом 1918 года был убит Владимир, вскоре – 30.01.1919 года Павел Александрович был расстрелян.
Ольга Валериановна с дочерьми продолжала жить в своем дворце вплоть до января 1919 года, но после расстрела мужа ей пришлось покинуть дворец.
Цитата:"Ольга Валериановна - изнеженная, капризная, избалованная роскошной жизнью женщина, по мановению мизинца которой оплачивались огромные счета в Швейцарском и Французском национальном банке и таяли твердокаменные сердца мужчин, бесстрашно добивалась приема у видных членов ЧК, но жуткий конец мужа и сына подсказал ей, что та же участь ждет и ее с дочерьми подростками." (Светлана Макаренко. Палей Натали. Топ - модель "романовской крови". Силуэт Судьбы." Очерк из цикла:"Царский альбом".)
В 1920 году Ольга Валериановна с Ириной и Натальей покинули Россию, сначала они отправились в Финляндию, затем во Францию.
Во Франции у семьи был счет в банке, на котором имелись средства. Когда-то покидая Париж, Павел Александрович не стал вывозить в Россию все деньги. Это дало возможность Ольге Валериановне и девочкам достойно жить за рубежом. Вскоре женщина заболела раком и была срочно прооперирована.
Наталья и Ирина получили домашнее образование, и во Франции не стали поступать в какое-то учебное заведение. Их единокровная сестра Мария Павловна, дочь Павла Александровича от первого брака, вспоминала, что на лицах девушек была какая-то озабоченность, затаившаяся печаль. Они были замкнуты, им было тяжело общаться со своими знакомыми.
В Париже было много представителей рода Романовых, все они старались поддерживать отношения друг с другом и не терять связи. Ольга Валериановна устраивала благотворительные вечера в пользу беженцев из советской России. Часто мать с дочерями приглашали на вечера, организованные домом вышивки «Китмир», который основала Мария Павловна (дочь Павла Александровича от первого брака), модным домом «ИРФЕ» - детищем Ирины и Феликса Юсуповых.
Именно в «ИРФЕ» впервые обратили внимание на удивительную внешность Натальи – она была грациозная, красивая «холодной» изысканной красотой – настоящая дива, которую совершенно преображал макияж, делавший её старше, изысканнее и величественнее. Наталья и сама мечтала о подиуме, ей хотелось зарабатывать деньги для своей семьи, а это был легкий труд – знай, ходи себе в красивых платьях туда – сюда.
Мать Натальи во Франции продолжала жить «на широкую ногу», покупая изысканные туалеты, финансы семьи стремительно таяли. Но Ольга Валериановна была категорически против карьеры модели для своей дочери, внучка императора работает «манекеном», это неслыханно!
Но Наталья все-таки начала карьеру модели, сначала она дефилировала в модном доме Ирины и Феликса Юсуповых, затем познакомилась с Коко Шанель. Коко была очарована русской аристократкой и рекомендовала ее манекенщицей в модный дом Люсьена Лелонга.
В августе 1927 года, в возрасте 21 года, Наталья вышла замуж за модельера Люсьена Лелонга. Люсьен был на шесть лет старше Натальи, и для него это был второй брак (с первой супругой он развелся, влюбившись в Наталью). К моменту свадьбы Люсьен уже имел свой модный дом в «Люсьен Лелонг». Коллекции, выпущенные его домом в 1921, 1922 и 1923 годах имели большой успех. Лелонг первым из парижских кутюрье создал линию «прет-а-порте». В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Люсьен Лелонг был удостоен высшей награды — Гран При. В 1924 году Люсьен начал производство духов, ароматы, выпущенные его модным домом, имели огромный успех.
Этот брак был явным мезальянсом для дочери великого князя, русская аристократия шепталась за спиной Натальи, Ольга Валериановна горевала, газеты иронизировали: «Ножницы подравняли королевскую корону».
Люсьен посвящал супруге коллекции и духи, активно снимал для рекламы платьев. Фотографии Натальи появлялись в журналах, газетах, на рекламных плакатах. Казалось бы, идеальная семейная жизнь: кутюрье и его муза.
На самом деле, Наталья находила мужа скучным, ей нравились яркие мужчины, люди искусства. Среди её поклонников были художник Павел Челищев, танцовщик Серж Лифарь, и даже сам Сальвадор Дали восхищался красотой Натальи.
В большинстве своем, романы Натальи были платоническими, но Люсьена этот факт не успокаивал.
В 1932 году Наталья встретила поэта Жана Кокто. Вспыхнул роман, который продолжался несколько месяцев, но закончился трагически: Наталья забеременела и сделала аборт. Кокто не смог простить такой поступок, он очень хотел, чтобы Наталья родила ему ребенка. Жан расстался с Натальей и возненавидел женщин.
В 1933 году Наталья переехала в США. В этом же году Наталья начала свою кинокарьеру. Её фильмография не очень обширна, но Наталья снималась в лентах с Кэтрин Хепберн, Кэри Грант, Морисом Шевалье, Шарлем Буайе. Во Франции Наталья появилась в киноленте 1936 года «Новые мужчины» вместе с Жаном Марэ. Наталья даже пробовала свои силы на Бродвее.
В 1937 году Наталья и Люсьен получили развод. Под впечатлением печального факта развода Лелонг, создаёт духи «Le N», о которых восторженно отзывались модницы 30-40-х годов. В том же году Люсьен возглавил журнала «Elle».
В 1942 году в США у Натальи начался роман с французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. Он был непродолжительным, но в одном из писем Антуан признался ей в любви, добавив, что третий раз в жизни произносит это слово. Наталья и Антуан переписывались до конца жизни писателя.
Вторым супругом Натальи стал американский режиссер и театральный продюсер Джон Чепмен Уилсон. Он был всем хорош, кроме одного – предпочитал мужчин. Не могу сказать, что этот факт печалил супругу.
Наталья начала сотрудничать с американской фирмой «Линчбойчер», где вскоре стала одной из самых успешных моделей.
05.02.1941 года Наталья приняла американское гражданство. В Америке она оказывала поддержку русским эмигрантам: устраивала на работу, писала рекомендательные письма, приглашала к себе на чаепития. У Натальи появился свой салон, где проводили много времени Марлен Дитрих, Эрих Мария Ремарк, известные актеры, художники, музыканты, видные европейские аристократы.
Эрих Мария Ремарк написал о Наталье после одной из первых встреч:
Цитата:«Наташа П., прелестное лицо, серые глаза, стройна, как подросток. Плавное начало, какие-то слова, легкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные...
Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело — египетская кошка. Впервые ощущение, что можно влюбиться и после Пумы (Марлен Дитрих)...».
В начале 1940-х годов Наталья и Эрих Мария начали встречаться, их роман был бурным, состоящим их встреч, расставаний, возвращений. Они были вместе 10 лет.
Ремарк вывел Наталью под именем "Наташа" в романе "Тени в раю".
В 1947 году Ремарк принимает решение вернуться в Европу, Наталья отправляется вместе с ним. Но сказки из серии «жили они долго и счастливо» не вышло, Наталья покинула Ремарка в 1950 году, а через год Ремарк встречает Полетт Годдар.
После расставания с Ремарком Наталья вернулась в Америку к Джону Чепмену Уилсону. Муж пил, становился буйным, в 1961 году умер от цирроза печени.
Наталья впала в депрессию, из которой уже не вышла. Она заперлась дома, и почти 20 лет никуда не выходила. В конце 1981 года полуослепшая Наталья сломала шейку бедра. Врачи поставили неутешительный прогноз: до конца жизни оставаться неподвижной. Наталья решила, что такая жизнь не для неё – 27.12.1981 года она приняла большую дозу снотворного, и умерла в возрасте 76 лет. В предсмертной записке Наталья написала: «Хочу умереть с честью». Была похоронена на кладбище Первой пресвитерианской церкви в Эвинге, Нью-Джерси.
...
эля-заинька:
08.09.22 10:45
Русские топ – модели прошлого: Варвара Борисовна Раппонет
Варвара Борисовна Раппонет - одна из самых востребованных моделей 40- х годов ХХ века. Варвару Борисовну на французский манер называли Барбарой или Барбаритой, позже она взяла себе фамилию Скиап, в честь дома моды Эльзы Скиапарелли, который сделал модель настоящей звездой.
Варвара Борисовна родилась 10.07.1911 года, в Киеве, в семье полковника инженерных войск. Родители Варвары Борисовны не стали поддерживать революционное движение, и сначала переехали в Феодосию, а через год - в 1920, эмигрировали в Югославию.
Варвара Борисовна вспоминала:
«На маме была шуба, на пальце - бриллиантовое кольцо, а в руках - икона. Это все, с чем мы приехали. Все имущество осталось в Киеве, так как мы думали, что скоро вернемся. Заложили все вещи - ковры, мебель и серебро, а за ними-то большевики сразу и пришли»
Как семья оказалась в Париже не ясно, видимо, решили присоединиться к большой русской общине во Франции. Ведь среди соотечественников всегда жить проще и легче, поскольку людей связывают родственные узы, давнее знакомство, воспоминания о прожитых годах, общие друзья… Известно, что Варвара Борисовна в 1933 году оказалась в Париже, о том как она прожила 4 года информации нет.
В 1937 году Кристобаль Баленсиага открыл в Париже дом высокой моды. В то время русских женщин с удовольствием брали в модели, после революции многие знатные женщины работали «манекенами». Делали они это от безысходности и трудом своим не гордились. К 30-м годам ХХ века, к модельному труду стали относиться более лояльно, уже не так часто проводили параллели с женщинами легкого поведения.
Что привело Варвару Борисовну к работе манекенщицей не ясно: было ли это желанной стезей или необходимостью. Работа модели тогда была иной, не такой как сейчас. Модные дома держали штат девушек, которые демонстрировали клиенткам модели платьев. Если заказчице нравилась модель, то модные дом изготовлял такой наряд по меркам клиентки, идеально подгоняя по фигуре.
Варвара Борисовна проработала моделью у Кристобаля Баленсиаги примерно до оккупации Парижа немцами.
В июне 1940 года немецкие войска вступили в Париж, модные дома закрывались один за другим, ведь француженкам уже было не до нарядов. Когда Варвара Борисовна точно потеряла работу неясно, но найти новое место она не могла достаточно долго. Женщина голодала, но надежды не теряла. Варвара Борисовна обходила ателье, магазины в поисках работы.
В один из дней 1941 года она зашла модный дом «Скиапарелли», принадлежавший Эльзе Скиапарелли, которую называли главной соперницей Коко Шанель. Модный дом «Скиапарелли» не закрылся из-за оккупации, он работал, но объемы продаж были ничтожны по сравнению с довоенными.
Из-за недоедания Варвара Борисовна выглядела изможденной, поэтому управляющая модного дома Ирен Дана отказала ей в месте, бросив на ходу: «Кожа да кости». Эту фразу услышала сама Эльза Скиапарелли и вмешалась:
«Мадам Дана, кто вам дал право выбирать моих моделей? Мадемуазель, вы ангажированы!»
Так Варвара Борисовна стала работать в модном доме «Скиапарелли», где со временем стала звездой первой величины. А благодарность к мадам Скиапарелли, которая в трудную минуту помогла ей выжить, Варвара Борисовна пронесла через всю жизнь. Она всегда говорила об Эльзе как о чуткой и доброй женщине.
В модном доме «Скиапарелли» работало много русских манекенщиц, в том числе: баронесса фон Мёдем, Лидия Ротванд (ур. Зеленская) и княжна Мещерская, поэтому Варваре Борисовне было легко «влиться» в коллектив.
После завершения войны мир ожил, всем хотелось красоты, веселья, праздника. Это было одной из причин «модного бума» конца 40-х годов – начала 50 – х ХХ века.
Варвара Борисовна в то время была настоящей звездой, модные дома «Ланвен» и «Магги Руфф» приглашали её для рекламных компаний. Она стала желанной гостьей на светских мероприятиях, модные дома предлагали ей платья для выходов в свет.
После завершения модельной карьеры Варвара Борисовна руководила бутиком Schiaparelli вплоть до закрытия дома моды в 1968 году.
О семье и дате смерти Варвары Борисовны Раппонет данных нет.
...
эля-заинька:
30.09.22 11:39
Русские топ-модели прошлого: Екатерина Николаевна Бобрикова
Екатерина Николаевна родилась 19.10.1909 года, её отцом был полковник лейб-гвардии Николай Николаевич Бобриков. Крестным отцом Екатерины был Николай II. С детства Екатерина любила рисовать эскизы платьев, она перерисовывала наряды матери, добавляя их другую отделку, меняя цвет, или фасон.
После революции семья оказалась в Париже, можно сказать, без средств к существованию. Семье нужно было на что-то жить, и Екатерина Николаевна решила найти себе работу. Поиск работы девушка начала через дядю Алексея Николаевича Фролова, бывшего в России губернатором. Дядя отправил родственницу к своему бывшему гувернеру, который был в Париже директором магазина. Именно он посоветовал Екатерине поискать работу в домах моды.
Екатерина Николаевна вспоминала:
Цитата:«Когда я пришла в «Ланвен», то думала, что получу место приказчицы за 400 франков в месяц. Но одна из работниц спросила меня: «Почему бы Вам не попробовать стать манекеном?». Мне было тогда 17 лет, и я не знала, что это такое... В «Ланвен» мне сказали, что надо надеть платья в примерочной кабине и показать их на себе. А когда мне сказали, что зарплата у «манекенов» до 2000 франков в месяц, то я сразу решила примерить платье. Какая-то старушка, которая и была мадам Ланвен, посмотрела на меня и сказала: «Я Вас ангажирую с четверга». Я вернулась домой и сказала родителям, что меня приняли в «Ланвен». Они сначала были рады, что я нашла место и начну работать, но когда узнали, что меня взяли «манекеном», то мама страшно разволновалась: «Тебе только 17 лет, как ты можешь? Ведь это неприлично!». И с этими словами она заперла меня в комнате на ключ. Но так как дома было нечего есть, она меня выпустила. Мой первый контракт с «Ланвен» от 6 мая 1927 года подписывал мой папа Николай Николаевич Бобриков, бывший полковник лейб-гвардии»
Действительно, работы манекенщицы в то время считалась постыдной и позорной.
В то время в модном доме «Ланвен» работало 24 манекенщицы, одной из них стала Екатерина (или Тея, как звали её заказчицы). Со временем Екатерина Николаевна станет одной из ведущих моделей «Ланвен», её заработок будет постоянно расти. Екатерина Николаевна прослужила в модном доме «Ланвен» до 1934 года.
Работа манекенщицы представляется легкой, по сравнению с тяжелым физическим трудом она такой и является. Но модные дома выдвигали массу требований к своим работницам: ежедневно устраивалось три показа, есть или пить в платьях запрещалось, как и сидеть (если наряд был сшит из мнущейся материи), за разговоры с посетителями мужского пола и вовсе могли уволить.
Во время работы на «Ланвен» Тея вышла замуж за Николая Александровича Порецкого. Николай Александрович подписывал контракты с «Ланвен» за жену.
После окончания модельной карьеры вместе с супругом Тея открыла собственный модный дом «Катрин Парель». Слово «парель» в названии от французского «par elle», что означает «сделанное ею самой». Официальная дата открытия – 06.01.1936 года.
Предприятие было довольно успешным, об этом говорит его штат – 69 сотрудников. Модный дом выпускал две небольшие коллекции в год, массового производства не было. Каждое платье шилось на клиентку, которая выбрала модель. Каждый наряд был ручной работы.
Модный дом «Катрин Парель» нанимал на работу русских манекенщиц, в нём среди малоизвестных моделей, сведения о которых не сохранились, работали Тамара Лонжина, княгиня Мария Мещерская, Люд Федосеева.
Во время Второй мировой войны модный дом продолжал свою работу. Екатерина Николаевна одевала жен немецких офицеров, присылая им платья, сшитые по сообщенным меркам.
Катрин Парель» создавал костюмы для кино, например, платья для фильма «Пасторальная симфония» (1946 год) режиссера Жана Деланнуа, который был отмечен на Каннском кинофестивале.
Об этой работе Екатерина Николаевна говорила:
Цитата:«Я всячески поддерживаю тесное содружество между кино и модой. Париж всегда будет арбитром элегантности, а кино для нас является единственной возможностью показать всему миру французскую моду, которой мы вправе гордиться»
В 1948 году модный дом «Катрин Парель» был закрыт из-за конфликта с профсоюзами.
Вторым мужем Екатерины стал испанец Боннэ (Боне). В обоих браках детей не было.
26.12.2003 года Екатерина Николаевна скончалась.
...
эля-заинька:
27.10.22 11:22
Русские топ-модели прошлого: Людмила Леонидовна Федосеева
Людмила Леонидовна или, как её звали на французский манер, Люд Федосеева была одной из самых востребованных фотомоделей Франции 30-х годов. Её фото украшало такие журналы как Vogue и Harper’s Bazar, модные дома буквально выстраивались в очередь, чтобы заполучить Люд для своих рекламных компаний.
Людмила Леонидовна родилась 21.04.1915 года в Петрограде. Её родителями были Леонид Алексеевич Федосеев и Анастасия Матвеевна. Леонид Алексеевич был чиновником, а Анастасия Матвеевна работала стоматологом (выпускница Санкт-Петербургского женского медицинского института, открывшего своего двери в 1897 году).
После революции семья перебралась в Крым, а оттуда в Константинополь. Леонид Алексеевич и Анастасия Матвеевна решили попытать счастья во Франции, где многие русские эмигранты нашли прибежище. По дороге во Францию дети пары – Людмила и Алексей - потерялись. Как это произошло не ясно, но дети были спасены сотрудниками Красного Креста и помещены в приюты.
После потери детей Леонид Алексеевич и Анастасия Матвеевна сосредоточили все свои усилия на их поиске. Они обратились в Красный Крест и чудом нашли Людмилу и Алексея. После чего в 1922 году прибыли все вместе во Францию.
Революция, расставание с Россией, скитания, пропажа детей и их поиски подкосили здоровье Леонида Алексеевича, он скончался в марте 1923 года. Анастасия Матвеевна осталась одна с детьми в чужой стране. О том чтобы работать по специальности не было и речи, женщину не принимали в больницы без обучения во французском учебном заведении. Анастасия Матвеевна пошла по пути, проторенному сотнями других русских эмигранток – стала швеей, изготавливала шляпы. Параллельно Анастасия Матвеевна училась, чтобы продолжить свою врачебную деятельность. Со временем ей это удалось, но найти работу во Франции Анастасия Матвеевна всё равно не смогла, она уехала во французскую колонию в Африке, где 7 лет проработала врачом.
Людмила и Алексей получали образование во французских школах – интернатах. После окончания школы Людмила училась в университете на литературном факультете и подрабатывала рассыльной и статисткой.
В октябре 1933 года Людмила подписала свой первый контракт с домом моды Vera Borea. Так началась её модельная карьера, которая продлится почти 20 лет. Считается, что «открыл» Людмилу фотограф Пауль Хорст, эти фото сначала не впечатлили владельца журнала Vogue Конде Насту. Конде посчитал Людмилу несимпатичной, но стоило ему разглядеть фото лучше, и владелец журнала был очарован. По легенде он даже какое-то время ухаживал за Людмилой.
Люд Федосеева работала с такими домами моды как Chanel, Schiaparelli, Balenciaga, Lanvin, Molyneux, Marcel Rochas… Она часто ездила на съемки в США, Италию, Англию, став одной из лучших фотомоделей 30-х годов.
Камера любила Людмилу, а фотографы обожали работать с моделью. Пауль Хорст сделал снимок Людмилы в платье от Alix, которое считается самым красивым образцом французской моды 1930-х годов.
В начале 40-х годов фотографии Людмилы украшали самые известные журналы, в том числе Vogue и Harper’s Bazar. Она стала одной из первых красавиц Франции, женщиной, которая была желанной гостьей на всех светских мероприятиях. Каждый выход Людмилы был событием, модные дома присылали ей наряды в рекламных целях.
Людмилу приглашали играть в кино и театре, она соглашалась и выходила на сцену под псевдонимом Гедда Грейн, а в фильмах снималась как Ирина Люд. Её можно увидеть в фильме Марселя Л’Эрбье «Достопочтенная Екатерина» и в кинокартине Луи Дакена «Мадам и мертвые». Но у Людмилы не было актерского таланта, красота не всегда идет рука об руку с актерским дарованием.
Во время Второй мировой войны Франция была оккупирована немецкими войсками, это было тяжелое время для французов. Но на карьере Людмилы это не сказалось, нацистам нравилась внешность модели: светлые волосы и глаза, высокие скулы, царственная осанка. Людмила продолжала работать моделью, только теперь демонстрировала платья для жен нацистов. Собственно, Людмила была не одна такая, сама Коко Шанель не раз была обвинена в сотрудничестве с фашистами.
Перед самым освобождением Парижа она уехала в Аргентину, и прожила там некоторое время. Видимо, Людмила боялась преследований из-за своего лояльного отношения к фашистам.
Вернувшись во Францию, Людмила поняла, что работать с ней дома моды и журналы больше не хотят. Так женщине пришлось искать другую работу.
В 1958-1963 годах Людмила работала специалистом по связям с общественностью в аэропорту Ле-Туке. После увольнения около пяти лет она не могла найти новое место работы.
В 1968-1971 годах бывшая модель работала воспитателем в школе Suger de Vaucresson, а по вечерам пела в хоре Парижской оперы.
В 1972 году дом престарелых Гани предложил Людмиле должность директора по персоналу, Людмила проработала в нём до 1981 года.
С 1981 года Людмила вместе с супругом проживала в небольшой савойской деревне. О супруге ничего неизвестно, даже имени, видимо, человеком он был не публичным. Впрочем, как и первые два мужа. В каком из трех браков Людмила родила дочь Александру тоже остается загадкой.
15.12.1990 года Людмила Леонидовна скончалась.
...
эля-заинька:
29.11.22 11:28
Княгиня Мэри Эристави
Русские аристократки после эмиграции вынуждены были думать о пропитании. Женщины, которые воспитывались в богатых семьях, которых баловали, холили и лелеяли, после революции оказались в стесненных финансовых обстоятельствах. Многие из них стали работать «манекенами» - женщинами, демонстрирующими одежду потенциальным покупателям, - эта профессия считалась постыдной.
В 1920-х годах во Франции в модной индустрии ценились русские аристократки за их королевскую осанку и умение величественно ходить. Такие навыки позволяли выгодно демонстрировать роскошные платья, которые эти женщины теперь уже не могли себе позволить.
Одной из самых известных русских манекенщиц была княгиня Мэри Эристави.
Мэри родилась 17.10.1888 года в семье грузинского генерал-майора Прокофа Левановича Шервашидзе-Чачба и его супруги Нины Георгиевны. С самого детства она поражала красотой и утонченностью, впрочем, как и сестры Мэри – Анна (по некоторым данным – Лена) и Тамара.
После того, как отец стал депутатом Государственной Думы, семья переехала в Петербург. Мэри заняла должность придворной дамы при императрице Александре Федоровне. При дворе Мэри славилась красотой, девушкой восхищались, поклонники ходили по пятам за грузинской красавицей.
Сохранилась легенда (не думаю, что она правдива, но делюсь ею): Мэри постоянно опаздывала, и однажды пришла после императора. За что должна была быть наказана, но Николай II лишь посмотрел на девушку и сказал: «Грешно, княжна, быть такой красивой».
Историк Георгий Дзидзария в работе «Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции» указывает, что в начале ХХ века при царском дворе в Санкт-Петербурге была целая группа представителей абхазских княжеских фамилий:
Цитата:«Состояли здесь и некоторые особы женского пола, среди них была и княжна Мария (Мери) Прокофьевна Шервашидзе-Чачба… В 1914 году вместе с Марией Шервашидзе видим ее отца, отставного генерала Прокофия Шервашидзе, мать Нину Георгиевну, сестер Тамару и Анну Шервашидзе»
.
В Петербурге Шервашидзе жили недолго, отец вскоре умер, и семья вернулась в Грузию.
В 1917 году в Тбилиси Мэри познакомилась с художником Савелием Сориным. Сорин написал портрет Мэри, над которым работал 23 дня.
Историк моды Александр Васильев так его описывает:
Цитата:«В подпоясанном под грудью светлом шелковом платье, с накинутой на левое плечо «ложноклассической шалью» и нитью крупного жемчуга, сверкающего меж хрупких пальцев, - такой запечатлел ее талантливый живописец на портрете, оставшемся в России».
Есть мнение, что портрет в России не остался, Сорин увез его в эмиграцию. А после он оказался в Монако, где висел в спальне Грейс Келли.
В Грузии 20.05.1918 года состоялась свадьба Мэри и князя Георгия Николаевича Эристави (бывшего адъютанта Николая II, праправнука грузинского царя Ираклия II). Молодые люди познакомились при дворе Николая II, и, несмотря на долгую разлуку, не смогли забыть друг друга.
Иногда пишут, что свадьба Мэри разбила сердце грузинского поэта Галактиона Табидзе. Якобы он влюбился в Мэри, когда она проходила мимо него в парке, поэт посвящал поэмы и циклы стихов таинственной «Мэри». Сама княгиня была удивлена этой легенде, ведь поэмы выходили в 1915 году, а замуж она вышла в 1918 году. Кроме того, некоторые считают, что встреча Мэри и поэта произошла только в 1935 году в Париже. Также забавно, что Мэри не знала грузинский язык, а стихи Табидзе писал именно на грузинском.
В марте 1921 года Мэри и Георгий покинули Грузию навсегда, и переехали в Париж. Мать и сестры Мэри уехали с ними, первое время они все жили вместе, так как были стеснены в средствах.
Именно финансовые проблемы заставили мать Мэри открыть ателье, где Анна и Тамара ей помогали. Мэри же решила стать манекенщицей. Женщина была поразительно красива, поэтому смогла найти место в доме моды Коко Шанель. Помог Мэри устроиться в дом Шанель – возлюбленный модельера – князь Дмитрий Павлович.
Модельная карьера Мэри сложилась очень удачно: она стала звездой, первой красавицей дома моды Шанель, светской львицей, желанной гостьей на званных вечерах. Княгиня блистала на открытии Русского корпус-лицея имени Николая II в Версале и на освещении Русской гимназии. Парижские фотографы считали за честь поработать с ней, её аристократичная внешность поражала французов.
Именно Мэри впервые вышла на подиум в жемчужном ожерелье Шанель.
Художник по костюму Эльвира Арсалия писала:
Цитата:«Вместе с Мэри в Доме Шанель работала еще одна красавица, представительница древнего кабардинского рода Гали Хагундокова-Баженова. Обе девушки, эмигрантки с Кавказа, стали лицом всемирно известного бренда в период его расцвета. Сегодня снимки двух красавиц, сделанные неизвестным фотографом, стали самой настоящей классикой черно-белой фотографии»
Историк моды Александр Васильев в своей книге «Красота в изгнании» пишет:
Цитата:«Хрупкая брюнетка Мэри олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Ее лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают настоящие княгини. Париж в те годы ценил больше всего титулованных дам. В высшее общество были приняты великая княгиня Мария Павловна, княгини Мария Юсупова, Мэри Шервашидзе, Гали Баженова. Из огромного количества русских красавиц в Париже тех лет избранными становились немногие»
Несмотря на свой успех в качестве манекенщицы, Мэри воспринимала работу на этом поприще как унижение. Она завершила карьеру рано, и не любила вспоминать о своей работе.
Георгий умер в 1946 году, Мэри осталась одна, детей в браке не было. Она больше не вышла замуж.
Она жила очень уединенно, редко появляясь в обществе. Единственным местом, куда Мэри ходила регулярно – была грузинская церковь.
Модельное прошлое помогло стать Мэри финансово независимой, поэтому в преклонном возрасте она переехала в хороший дом престарелых. Там княгиня занимала три комнаты, за ней ухаживала личная сиделка. При этом квартиру свою Мэри не продала, а устраивала в ней иногда вечера с картами.
Мэри всегда окружали поклонники, но она не отвечала им взаимностью. Даже в доме престарелых у княгини был кавалер, который каждый день встречал ее с букетом цветов.
21.01.1986 года в возрасте 97 лет, Мэри скончалась. Она похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
...
эля-заинька:
21.02.23 11:25
Русские топ-модели прошлого: Ия Григорьевна Ге, леди Абди
По меркам нынешних стандартов красоты внешность у Ии Григорьевны весьма своеобразная. Однако, в 30-х годах ХХ века Ия Григорьевна была эталоном женской красоты: статная блондинка с тяжелым взглядом голубых глаз. Она стала одной из самых модных и элегантных женщин Парижа.
После революции в эмиграции оказалось много российских подданных, и большинству из них нужно было как-то зарабатывать себе на жизнь. Русские женщины часто выбирали работу манекенщицы или «манекена», как тогда говорили. Эта работа была далеко не престижной, а иногда даже считалась постыдной. Якобы манекенщицами работали только женщины легких нравов. Но эмигрантки нуждались в деньгах больше, чем в общественном одобрении. В 30-х годах ХХ века во Франции была целая группа русских манекенщиц, ставших настоящими звёздами. Их портреты печатались в журналах мод, фото с показов украшали передовицы газет. Имена этих женщин были на слуху, одной из таких манекенщиц была Ия Григорьевна Ге.
Ия Григорьевна Ге родилась в Славянске 08.08.1903 года в семье актеров Григория Григорьевича Ге и Анны Ивановны Новиковой. Родители расстались, когда Ия было пять лет, при разводе было решено, что сын остается с отцом, а дочь с матерью.
Вскоре мать вышла замуж во второй раз за Георгия Ивановича Вуича. Отчим служил в конном полку, а когда вышел в отставку, работал секретарем Теляковского в дирекции Императорских театров.
Ия воспитывалась в Павловском институте, нельзя сказать, что она проявляла какое-то рвение к наукам.
Первая мировая война застала Ию с матерью на отдыхе в Германии. Им пришлось спешно покинуть Германию и найти пристанище в Швейцарии, где Ия поступила в школу для девочек в лозаннском замке Монтшуазьен.
Цитата:«Мама отправила меня туда учиться языкам и музыке, так как я хотела стать музыкантшей. У меня были способности к музыке. Я любила также рисовать, и многие думали, что я стану художником или артисткой. У меня было много способностей»
В 1921 году Ия переехала в Париж (скорее всего, вместе с матерью, так как девушке было всего 18 лет сомнительно, чтобы она путешествовала в одиночестве). Ия пыталась вернуться в Россию, она решила, что легче всего это сделать через Финляндию. Оказавшись в Финляндии, Ия познакомилась с голландским бизнесменом Герритом Йонгеянсом, консулом Голландии в Петербурге, вскоре пара поженилась. В браке родилось двое детей, но это супругов не сплотило. Муж разорился, и Ия покинула его, оставив с ним сына (видимо, супруги «поделили» детей после развода, и девочка осталась с отцом).
Женщина пыталась устроить свою жизнь в Голландии, она посещала курсы стенографисток, но эта наука ей не покорилась.
Ия переехала в Париж, где благодаря брату отчима устроилась к купцу Второву, но дело купца в столице моды быстро прогорело. Оставшись без работы, Ия нашла место аккомпаниатора на рояле в кинозале. Но на этой работе она снова не задержалась, женщину выгнали.
Тем временем бывший муж слал Ие угрожающие письма, с требованием забрать сына Георгия. Ия никак не могла забрать ребенка, так как не имела дохода. Женщина обратилась к матери за помощью, но та желанием решать проблемы дочери не горела.
В этот период Ия познакомилась в Париже с Алексеем Николаевичем Толстым. Она стала музой писателя, видимо, он испытывал к Ие сильные чувства, героини «Гиперболоид инженера Гарина» и «Аэлиты» имели много общего с Ией.
В один прекрасный день 1922 года Ие подсказали идею попробовать себя в роли «манекена». Женщина ухватилась за эту мысль и отправилась к Жаку Дусе, а затем на Елисейские поля к сестрам Калло. Сестры Калло предложили Ие работу с оплатой в 450 франков, дополнительно манекенщицу кормили завтраком. Ия была очень рада, она смогла забрать сына у бывшего мужа. Ия отвезла Георгия в деревню, где за плату мальчик жил в одной семье.
Ия работала в «Калло» несколько месяцев, когда однажды один из посетителей обратил внимание на статную блондинку. Им оказался пятый баронет, сэр Роберт Генри Эдвард Абди. Роберт влюбился в манекенщицу с первого взгляда, но руководство модного дома запрещало манекенщицам заводить разговоры, а уж тем более романы с посетителями. Несмотря на настойчивые просьбы сэра Роберта, руководство модного дома отказалось сообщать ему информацию об Ие.
Два дня спустя после первой встречи, Роберт увидел Ию в ресторане, где женщина обедала с соотечественником. Так начался роман сэра Роберта и Ии.
23.06.1923 года сэр Роберт и Ия поженились, жених был на 7 лет старше невесты.
Цитата:«Я была вынуждена по его просьбе оставить дом „Сестры Калло“. У нас началась бурная светская жизнь. Мужу было 27 лет, и он только что получил наследство. Его большой страстью была французская старина. Он обожал бронзу, мебель, гобелены и версальскую скульптуру. Он совсем ушел в эту жизнь, любил тратить деньги, любил красивые вещи. В конце концов, это его так заинтересовало, что он решил заниматься этим профессионально и открыл антикварный магазин. Я же хотела жить в Англии, но муж обожал Париж, Версаль, бывший для него храмом красоты и идеалом его жизни».
Брак с сэром Робертом открыл для Ии двери всех светских салонов Парижа и Лондона. Но сэр Роберт быстро потерял интерес к жене, он мог отправить супругу в кругосветное путешествие одну, и совершенно не скучал по Ие.
В 1928 году Сэр Роберт и Ия развелись.
Цитата:« Мне снова нужно было устраивать свою жизнь. У меня была репутация элегантной и довольно оригинальной женщины, я умела хорошо носить самые особенные платья»
Больше Ия замуж не вышла:
Цитата:«После развода с Абди я могла выйти замуж много раз, но все сомневалась, а потом прошло время. Свободной быть тоже хорошо!»
Став финансово независимой, Ия старалась помочь соотечественникам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации. Леди Абди устраивала благотворительные вечера в помощь русским беженцам.
В то время в Париже проживала мать Ии – Анна Ивановна, она основала небольшой дом белья и моды «Анек», для которого леди Абди делала эскизы сумок-мешков. Эти сумки попались на глаза Коко Шанель и заинтересовали её.
Мадемуазель Шанель предложила Ие работу в своем модном доме. Леди Абди согласилась, но проработала там недолго, около года. Ия не смогла сработаться с Коко Шанель, считая модельера слишком властной, подавляющей окружающих.
Ия стала законодательницей мод, иконой стиля, её наряды копировались, фотографии публиковались в «Вог». Модельеры присылали женщине платья для выходов, Ия выбирала наряды от разных модных домов, что породило слухи о сотрудничестве с ними.
Цитата:«В „Молинё“ я не работала, а только носила его платья, которые он предлагал для моих выходов. Тогда многие дома давали свои красивые модели известным женщинам. То же случилось и с „Мейнбочером“, но, кроме домов „Сестры Калло“ и „Шанель“, я нигде не работала»
.
В 1936 году леди Абди дебютировала на сцене, она играла в спектаклях «Царь Эдип» и «Сенсо».
В 1937 году Ия посетила Россию, вот как она сама это описывала:
Цитата:«Я в детстве жила в Петербурге и никогда до революции в Москве не бывала. В 1937 году, незадолго до начала войны, поехала в Россию. Отец был разбит параличом и вдруг вспомнил, что у него в Париже есть дочь. Тогда я впервые увидела Москву — очень грустное зрелище! Была зима, все покрыто снегом, и мой отель „Метрополь“ находился недалеко от Кремля. По улицам ходила черная толпа, а я смотрела в окно и видела Кремль весь в снегу. Мне было очень грустно»
В конце 30-х годов Ия ответила благосклонностью одному итальянцу, представителю правительства Муссолини. Это привело к тому, что во время Второй мировой войны женщина была арестована по подозрению в шпионаже. Из Парижа леди Абди выслали в Виши, откуда она переехала в Англию. Поклонник же был отозван в Рим.
В Англии Ия была мобилизована, так как по паспорту считалась англичанкой (брак с сэром Робертом сделал её гражданкой Великобритании), и служила переводчицей в английской армии. В конце войны тесно сотрудничала с советской миссией по репатриации русских пленных.
После окончания войны, Ия вернулась в Париж, где работала переводчицей в Институте Пастера. Но из-за давнего скандала с арестом, женщину попросили покинуть Францию. Ия переехала в Нью-Йорк, а оттуда перебралась в Мексику.
Цитата:«Мексика мне „испортила“ вкус — после нее даже Париж показался не тем»
Во Францию Ия вернулась только в 70-е годы, она поселилась в городок Рокебрюне. Осенью 1992 года Ия Григорьевна умерла в больнице дома для престарелых в Канно, близ Ниццы.
...