3

Моравиа Альберто



упорядочить книги:

Аморальные рассказы 
Конформист 
Презрение 1/5.00 
Равнодушные 1/4.00 
Римлянка 2/2.00 
Скука 
Чочара 
Я и Он 

Обложек книг: 130

Добавить книгу Добавить книгу

Конформист

 / Il Conformista  1947г
Конформист. Моравиа Альберто
Где купить?
В подборки
 Загрузить обложку
Отзывов: 1
· в т.ч. с оценками: 1
· средний балл: 5


Законопослушным человеком хочет быть каждый, но если государство, в котором ты живешь, является преступным, то поневоле оборачивается преступлением и твое послушание. Такова цена конформизма, которую вынужден заплатить доктор Марчелло Клеричи, получающий от фашистских властей приказ отправиться во Францию, с тем, чтобы организовать и осуществить ликвидацию итальянского профессора-антифашиста. Выполняя задание, Марчелло понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным, жертвой которого он пал в детстве. Знаменитый роман, по которому снят не менее знаменитый фильм Бернардо Бертолуччи "Конформист".
ISBN: 5-8370-0096-8

Читали? Оцените и выскажите своё мнение о книге
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход. Ваша оценка: 


Всего комментариев: 1, в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Отзывы читателей о книге Альберто Моравиа "Конформист":

[11.11.22 13:08] Consuelo 5 5
В 1970 г. вышел фильм тогда ещё совсем молодого итальянского режиссёра, Бернардо Бертолуччи, под названием «Конформист» и с основанием на одноимённом романе Альберто Моравиа, который в свою очередь был впервые опубликован в 1951 г. Фильм, в котором образ главного героя воплотил замечательный французский актёр (в этом году нас покинувший) Жан-Луи Трентиньян, стал по-настоящему культовым, не только смысловым наполнением, перекочевавшем из оригинального материала, но и операторскими находками. Однако, надо сразу отметить, что сюжет фильма не полностью, слово в слово, передаёт сюжетные переходы книги, но, конечно, вся основная идея и главные повороты сохранены.

Итак, погружаемся во времена правления Бенито Муссолини. Марчелло Клеричи, аристократ, привлекательный молодой мужчина, в возрасте чуть за тридцать, государственный чиновник, собирается жениться. Вместе с молоденькой женой он отправляется в Париж, провести медовый месяц, а заодно выполнить данное фашистской разведкой задание, – устранить профессора Квадри, который входит в антифашистскую группу.

Это активная часть сюжета романа, которая становится частью и обрамлением сердца романа – попытка человека обрести формальную «нормальность» бытия в условиях подобного тоталитарного режима. По сути, стремление убедить себя в правильности выбора – быть на стороне тех, у кого сейчас в руках власть, быть с большинством, быть «нормальным», как все. Для большинства, пожалуй, быть конформистом, соглашателем с власть имеющими, гораздо проще: «Тогда он подумал, что если и ошибся, то его первой и самой главной ошибкой было желание избавиться от своей ненормальности и обрести любую нормальность, чтобы можно было общаться с окружающими. Эта ошибка была порождена мощным инстинктом, но, к сожалению, нормальность, в которую этот инстинкт воплотился, оказалась всего лишь пустой формой, внутри нее все было ненормально и несостоятельно. При первом же ударе форма рассыпалась на куски, а инстинкт, такой оправданный, такой человечный, превратил Марчелло из жертвы, которой он был, в палача. В общем, его ошибка была не столько в убийстве Квадри, сколько в том, что он пытался избавиться от первородного греха в своей жизни неподходящими средствами. Но он, не переставая, спрашивал себя: могло ли все сложиться иначе? Нет, не могло, подумал он, отвечая самому себе…чтобы избавиться от порожденного случившимся чувства ненормальности, должен был искать нормальность тем способом, каким он ее искал. И чтобы добиться нормальности, он должен был заплатить цену, соответствующую грузу ненормальности, от которой хотел освободиться. Этой ценой и была смерть Квадри. Таким образом, все было предопределено, хотя и принято им без принуждения, точно так же все было одновременно справедливо и несправедливо».

Характер Марчелло психологически сложный, постоянно ищущий, борющийся сам с собой. Это конформизм многогранный, неоднозначный. А есть более бытовой и понятный – попытка отгородиться от внешнего мира, от политических событий, закрыться в своём коконе, – это позиция Джулии, жены Марчелло: «Все думают о войне, о политике, о самолетах… а ведь можно было бы быть просто счастливыми…» Равнодушие, недалёкость и трусость – тоже грани конформизма.

Возвращаясь к Марчелло, его характер сформирован психологически травмированным детством: разваливающийся брак родителей, равнодушие матери, душевная болезнь отца, домогательства взрослого мужчины, убийство. Иначе говоря, всё изначально в жизни героя было неправильно, изуродовано, деформировано и ненормально. Отсюда попытка эту нормальность всё-таки достичь, добиться, заслужить своим безупречным, «правильным» поведением: хорошая работа, хорошая репутация, жена и ребёнок. Как у всех. Правильно. Нет покоя в душе Марчелло и его он ищет внешним, поверхностным. В этом тоже есть малодушие. И попытка себя оправдать: «— Ничего они со мной не сделают. Улик нет. И потом, я только выполнял приказ.
Он поколебался немного, испытывая стыд и вместе с тем отвращение к банальностям, но затем с усилием произнес: — Я только выполнил свой долг как солдат.
Джулия тут же ухватилась за эту избитую фразу, которая не смогла успокоить даже агента Орландо.
— Да, я тоже так думала, — сказала она, поднимая голову, схватив его за руку и судорожно ее целуя, — и я все время говорила себе: в сущности, Марчелло — только солдат. Солдаты тоже убивают, потому что им приказывают. Он не виноват, что его заставили сделать некоторые вещи. Но ты не думаешь, что тебя могут схватить?.. Я уверена, что те, кто отдавал тебе приказы, удерут… а ты, хотя здесь и ни при чем и только выполнял свой долг, — поплатишься.
Она перевернула его руку и с той же страстью стала целовать теперь ладонь.
Успокойся, — сказал Марчелло, лаская ее, — у них сейчас хватает других дел, они не станут искать меня.
— Но люди такие злые. Достаточно, чтобы кто-то один пожелал тебе зла. Они донесут на тебя. И потом, всегда так получается: воротилы, те, кто командует и наживает миллионы, уносят ноги, а мелкая сошка вроде тебя, те, кто выполнял свой долг и не скопил ни гроша, будут расплачиваться… ах, Марчелло, я так боюсь!»

Марчелло себя не обманывал, прекрасно понимал, что он делал. А вот многим так трудно признать себя неправыми, обманутыми, ошибавшимися во всём. Хотя есть и те, кто просто не хочет знать правды, кому легче жить в сладостном обмане и переложении ответственности со своих плеч на чужие…«я только выполнял приказ».

Роман не большого объёма, но глубокого содержания. Очень непростая, морально давящая история. Финала счастливого не получилось, что ожидаемо. Марчелло, так долго бежавший от своих страхов, не сумел их преодолеть. И они его настигли. Ширма «нормальности» оказалась обманчивой завесой из лжи и самообмана. А могло быть по-другому? «Теперь он с абсолютной ясностью отдавал себе отчет в том, что поставил, как говорится, не на ту лошадь, но почему он сделал именно эту ставку и почему лошадь проиграла — это ему было непонятно, если не считать фактов, очевидных для всех. Но он хотел быть уверен, что все, что случилось, должно было случиться, то есть он не мог сделать ни другую ставку, ни добиться иного результата: эта уверенность была ему куда нужнее, чем освобождение от мук совести, которых он не испытывал. Действительно, единственное, чего он не мог себе простить, — это то, что он ошибся, а значит, в том, что он делал, не было безусловной, фатальной необходимости. В общем, он сознательно или неосознанно проигнорировал возможность поступить иначе. Но если бы у него появилась уверенность, что это не так, тогда он смог бы обрести согласие с самим собой. Иными словами, он должен был быть уверен, что признает собственную судьбу и принимает ее такой, какая она есть, полезной для себя и других, возможно, в отрицательном плане, но все же полезной. В сомнении его утешала мысль о том, что, если он и совершил ошибку, чего нельзя было исключить, его ставка была выше, чем у других, чем у тех, кто находился в одинаковом с ним положении. Это было утешение в гордыне, единственное, которое ему оставалось. Другие смогли бы завтра сменить убеждения, партию, жизнь, даже характер; для него, напротив, это было невозможно, и не только по отношению к другим, но и к самому себе. Он сделал то, что сделал, руководствуясь только личными мотивами, вне всякой общности с другими. Измениться, даже если бы это было ему позволено, значило бы отказаться от самого себя. Среди всех возможных способов самоуничтожения именно этого он хотел бы избежать».

Огромного мужества требует честность с самим собой, моральная чистота и смелость не поддаться навязываемому мнению обманутого и обманывающегося большинства, всегда думать своей головой. «Конформиста» тяжело читать, он давит своей актуальностью и остротой. Но в этом и ценность литературы – её правдивость, честность и способность не утерять резонанса. Оценка – 5, безусловно.
Есть отзывы о книге на форуме: 1  Сред.балл: 5.00  Смотреть


Посетители, поставившие высокую оценку данной книге, также положительно отзывались о следующих:
Поменяй воду цветам Поменяй воду цветам
Перрен Валери
Голосов: 9
Ср.балл: 4.67
Цирцея Цирцея
Миллер Мадлен
Голосов: 4
Ср.балл: 4.50


 


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение