2

Залесская Мария



упорядочить книги:

Людвиг II 1/5.00
Рихард Вагнер. Запрещенный композитор
Ференц Лист 1/5.00

Обложек книг: 5

Добавить книгу Добавить книгу

Рихард Вагнер. Запрещенный композитор

Рихард Вагнер. Запрещенный композитор. Залесская Мария
Где купить?
В подборки
 Загрузить обложку
Отзывов: 1
· в т.ч. с оценками: 1
· средний балл: 5


Рихард Вагнер, пожалуй, самый неординарный и неоднозначный композитор. До сих пор не утихают споры вокруг его творчества, которое у одних вызывает фанатичный восторг, а у других стойкое неприятие. Несомненно одно - гений Вагнера стоит в списке мирового музыкального наследия на одном из первых мест, а его творчество составило целую эпоху в истории музыки. И в то же время в адрес Вагнера-человека раздаются довольно серьезные обвинения. Он - ярый революционер и одновременно патологический должник из-за своей неуемной любви к роскоши. Он - чуть ли не идеолог Третьего рейха и любимый композитор А. Гитлера. Он - олицетворение "черной неблагодарности", "разнузданности нравов", "разрушения чужих семейных очагов". Судьба сыграла с ним злую шутку: после его смерти сама его жизнь превратилась в миф.
ISBN: 978-5-4444-0140-8

Читали? Оцените и выскажите своё мнение о книге
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход. Ваша оценка: 


Всего комментариев: 1, в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Отзывы читателей о книге Мария Залесская "Рихард Вагнер. Запрещенный композитор":

[05.07.20 14:38] Consuelo 5 5
Чуть более года назад я прочитала биографию Ференца Листа в замечательном изложении Марии Залесской. В той книге автор, конечно же, обращалась к личности Рихарда Вагнера, который был не только ровесником и коллегой Листа, но и его зятем. Разбору их сложных отношений автор уделила внимание в обеих биографических работах. Но, кроме того, в фокусе оказались и личные отношения Вагнера с другими коллегами, соратниками, правителями, родственниками, друзьями, женщинами, врагами и гонителями. Сам по себе Рихард Вагнер был очень сложным человеком, с довольно тяжёлым характером, с некоторой манией величия, безусловным чувствованием своего превосходства как композитора-новатора, зачастую говорившего и писавшего резкие и осуждаемые и поныне идеи. Рихард Вагнер, безусловно, революционер и новатор, и его не зря сравнивают с Людвигом ван Бетховеном, в музыке которого отчётливо слышны мотивы бурных страстей и неистовости. Оба композитора сильнейшим образом повлияли на развитие классической музыки.

«Я убеждён, что есть универсальные потоки Божественной мысли, вибрирующей эфир всюду и что любой, кто может чувствовать эти колебания, вдохновлён…»

Рихард Вагнер значительно переосмыслил жанр оперы, по сути, реформировал данное направление искусства. Облик современной оперы базируется на нововведениях Вагнера, среди которых: привнесение речитативного исполнения, использование лейтмотивов, единение музыки и драмы, серьёзное погружение в мифологию и сонм эпосов, изменение роли оркестра, синхронизация оперы, замена традиционных форм «дуэты» и «ария» на «диалоги» и «рассказы», соответственно. Вагнер стремился к универсализации искусства. Вся жизнь композитора отличалась бурной деятельностью. Вагнер желал жить творчеством, однако, не умел жить по средствам, а посему постоянно находился в долгах и попытках заработать. Вагнер считал, что творческие люди должны жить только искусством, а остальные, занимаясь каждый своим дело, должны обеспечивать творцам безбедное и спокойное существование, иначе искусством заниматься сложно. Кроме непосредственной композиторской деятельности, Вагнер ещё и дирижировал и занимался теорией музыки, писал публицистические статьи.

Страницы личной жизни: Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года, в Лейпциге (Саксония), в семье чиновника полицейского ведомства, Карла Фридриха Вагнера, и его супруги Йоханны Розины. Девятый ребёнок в семье довольно скоро, не достигнув годовалого возраста, осиротел, лишился отца. Мать вышла замуж во второй раз за актёра Людвига Гейера, который стал настоящим отцом маленькому Рихарду. Более того, первое время жизни Рихард носил фамилию отчима, которого почитал всю жизнь. Надо отметить, что музыка и театр не были чужды семье Вагнер-Гейер, к примеру, сестра Рихарда Вагнера, Розалия, была актрисой и поддерживала стремление младшего брата пойти по пути музыканта. Первый успех к молодому композитору пришёл после постановки Дрезденского оперы «Риенци, последний из трибунов» на сцене Дрезденской придворной оперы, 20 октября 1842 года. Однако же дальнейшие карьерные шаги не всегда были устланы розами. Оперы Вагнера, непривычные для своего времени, казались некоторой части публики довольно шумными, долгими и тяжёлыми для восприятия. К примеру, Ивлин Во считал немецкую оперу, а, значит, и вагнеровскую оперу, «слишком долгой и слишком громкой». В общем-то, такое мнение бытует и в наше время среди тех, кто не приемлет наследия Вагнера именно с эстетической, скажем так, точки зрения.

Вагнера всегда упрекали в разнузданности в отношении морали. Его первой супругой стала актриса Вильгельмина Планнер, и откровенно говоря, брак не задался, но продолжался долгое время до смерти Минны, сопровождаясь супружескими изменами с обеих сторон, расставаниями и разлуками, временами затишья и чередой скандалов. В жизни Вагнера были и другие женщины, но самой большой любовью стала Козима Лист, дочь Ференца Листа. При этом Козима уже состояла в браке с пианистом и учеником своего отца, Гансом фон Бюловым. И, конечно, эта любовная связь нельзя назвать романтической и красивой, поскольку речь идёт об измене и предательстве дружбы. Ганс фон Бюлов был другом и почитателем Вагнера, и ему удалось простить супругу и композитору, поставив их счастье и гений Вагнера превыше всего. Так же поступил и Ференц Лист, долгое время не признававший второго брака своей дочери и того, как именно он был совершён. Однако в конце концов отходчивый Лист простил и Козиме, и Вагнеру. И здесь стоит отметить, что в отличие от того же Ференца Листа, по-человечески очень приятного, Вагнер не мог похвастаться умением быть благодарным, чувствовать чужую беду и уметь ей сопереживать. Вагнер отличался эгоизмом и вниманием только к своим проблемам, и это невозможно отрицать.

Вообще же, стоит отметить, что в жизни Вагнера выделяются два главных друга и покровителя: Ференц Лист и баварский король Людвиг II. С именем последнего образ Вагнера неразрывно связан. «Сказочный король», покорённый гением композитора, оказывал ему огромную поддержку, что повлекло к трагическому развитию событий для Людвига. Ибо ближайшее окружение баварского монарха было радикально против влиянию Вагнера и, что более важно, выступало против финансовых трат, которые осуществлял король для поддержания композитора. К примеру, Людвиг финансировал строительство Дворца фестивалей в Байрёйте, где в наше проводятся знаменитый Вагнеровский фестиваль. Кстати говоря, Вагнер умер от сердечного приступа, 13 февраля 1883 года, в Венеции, а после был отправлен на родину, в Германию, и похоронен в Байрёйте.

Рихард Вагнер – фигура очень неоднозначная, в какой-то мере зловещая. А, почему, собственно? Прежде всего всплывают две мысли, связанные между собой: первая заключается в том, что Вагнер был откровенным антисемитом, а вторая - в том, что воззрения Вагнера оказали влияние на формирование идеи немецкого национализма, да и более того, Адольф Гитлер называл Вагнера своим любимым композитором. Последнее, конечно, легко парировать: ну не виноват Вагнер, умерший за шесть лет до рождения фюрера, в его симпатии к своей музыке. И это вообще, на мой взгляд, в корне некорректный подход. А вот что касается антисемитизма, то вот тут замазать ничем нельзя. Только прибавить, что подобные воззрения не были чем-то удивительным в историческом периоде и в среде, в которой вырос и жил Вагнер. При этом, зачастую Вагнер в отношении к евреем основывался на личных обидах к тому или иному человеку. И, кстати говоря, Вагнер чуть ли не более евреев ненавидел французов, называя их чуть ли не никчёмной нацией, пустой и поверхностной. И на такое отношение подвигли Вагнера неудачи в Париже! В связи с этим возникает извечная дилемма гения и злодейства. Хотя назвать Вагнера злодеем не особо получается. Просто вот таким он был человеком, слишком следовал сиюминутным впечатлениям.

В целом, мои ожидания от работы Марии Залесской полностью оправдались. Книга замечательно написано, хорошим языком, не простым перечислением фактов, но глубоким анализом. Автор не пытается обелить или очернить Вагнера, но ставит своей целью понять, кем он был, и ответить на главный вопрос: кто Вы, Рихард Вагнер?
Есть отзывы о книге на форуме: 1  Сред.балл: 5.00  Смотреть


Посетители, поставившие высокую оценку данной книге, также положительно отзывались о следующих:
Поменяй воду цветам Поменяй воду цветам
Перрен Валери
Голосов: 9
Ср.балл: 4.67


 


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение