3

Тойбин Колм



упорядочить книги:

Бруклин 6/4.80 
Волшебник 2/4.00
Дом имен 
Мастер 1/3.00
Нора Вебстер 2/4.00 

Обложек книг: 60

Добавить книгу Добавить книгу

Дом имен

 / House of Names  2017г
Дом имен. Тойбин Колм
Где купить?
В подборки
 Загрузить обложку
Отзывов: 3
· в т.ч. с оценками: 3
· средний балл: 4.33


«Я привыкла к запаху смерти». Так начинается рассказ Клитемнестры о ее жизни после того, как ее покинул муж — Агамемнон, отправившийся завоевывать Трою. Бессмертный древнегреческий миф о троянском герое Агамемноне, о его неверной жене Клитемнестре, об их детях, чью судьбу определили необратимые поступки родителей, запечатлели две с лишним тысячи лет назад Эсхил, Софокл, Еврипид, и всю дальнейшую историю человечество пересказывало и переосмысляло эти судьбы и сюжеты. В романе «Дом имён» Колму Тойбину удалось и открыть совершенно новое звучание античной трагедии об Агамемноне, Клитемнестре, Ифигении, Электре и Оресте, и заполнить пробелы в классических жизнеописаниях этих героев, и придать их нерешаемым нравственным дилеммам современные оттенки и глубину, и написать захватывающий и жуткий детектив в древнегреческих декорациях. Тойбин ведет по коварным лабиринтам памяти, то лживой, то устрашающе честной, по тропам слов, которые можно трактовать пятью разными способами — а от выбора трактовки будет всякий раз зависеть чья-то жизнь, — и по следам всегда судьбоносных решений. Это история о том, как одно предательство влечет другое, как одно убийство обращается в цепь убийств, как осуждение и оправдание идут рука об руку.
ISBN: 978-5-86471-802-5

Читали? Оцените и выскажите своё мнение о книге
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход. Ваша оценка: 


Всего комментариев: 3, в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 4.33

Отзывы читателей о книге Колм Тойбин "Дом имен":

[01.04.19 20:20] Consuelo 5 5
Не позорною смерть его кажется мне;
Вероломство ж мое —
Не коварней удара, что милым нанес
Семьянин — властелин,
Мне из сердца исторгнув, отец-душегуб,
Наш весенний побег, Ифигению-дочь!
Коль добро то убийство, и это — добро.
И в Аиде ему на живых не роптать:
Что посеял — пожал;
Претерпел, что содеял, — не боле.
(Эсхил, «Орестея»)

В основу сюжета романа «Дом имён» ирландского писателя Колма Тойбина положены события известного древнегреческого мифа, повествующего о трагической истории семьи микенского царя Агамемнона. Оригинальные версии, почерпнутые автором, много веков назад рассказали Еврипид, Софокл и Эсхил, иными словами, титаны античной драматургии. Трагедия Агамемнона, Клитемнестры, Ифигении, Электры и Ореста неоднократно привлекла внимание не только гениев от мира литературы, но и вдохновляла великих классиков от мира музыки. Таким образом, Колм Тойбин поставил перед собой амбициозную задачу прикоснуться и пересказать античный шедевр.

Сюжетная канва: царь Микен Агамемнон отправляется во главе огромной армии, составленной из сил различных независимых греческих государств, покорять зарвавшихся троянцев. Формальным поводом, согласно мифу, стал побег троянского царевича Париса вместе с прекрасной Еленой, супругой спартанского царя Минелая. Этому предшествовал спор богинь – Афродиты, Геры и Афины – за право считаться первой по красоте, который рассудил Парис, самый красивый мужчина, отдав предпочтение Афродите, а та, взамен, отплатила, зародив любовь к троянцу в душе смертной красавицы Елены. Не стерпев унижения, Менелай обратился к брату Агамемнону, супруга которого, Клитемнестра, приходилась родной сестрой Елене. Греки собрали огромное войско и направились на тяжелейшую войну, которая длилась целых десять лет. Однако по пути возникло существенное препятствие: не было попутного ветра, соответственно, греческие корабли не могли отплыть в Малую Азию, дабы осадить Трою. И вот именно здесь и начинается тот эпизод мифа, который и рассказан в романе «Дом имён».

Итак, царь Агамемнон пытается отплыть от берегов Авлиды, а в это время в Микенах у власти остаётся его супруга. Трагедия начинается с совета прорицателя Калханта, который убеждает Агамемнона принести страшную жертву богине Артемиде, тем самым умилостив её, а она за это даст необходимый попутный ветер. Здесь тоже есть предшествующая история, важная для последующих событий, а также для сознания участвующих в трагедии персонажей. Дело в том, что накануне Агамемнон убил запретную лань, оскорбив этим Артемиду, богиню охоты и владычицу животных. В наказание богиня наслала на греков безветрие. Смилостивить её, по мнению прорицателя, можно только принеся человеческую жертву, и не кого-то там, любого попавшегося, а одну из дочерей Агамемнона. Выбор пал на старшую и самую красивую царевну, т.е. Ифигению. Агамемнон отправляет в Микены послов с ложным известием о якобы принятом решении отдать руку Ифигении самому прославленному воину среди греков, Ахиллу. И теперь Клитемнестра должна вместе с Ифигенией и маленьким сыном Орестом, оставив в Микенах наместницей Электру, другую дочь, прибыть к месту расположения армии своего мужа. Ничего не подозревающая царица радуется хорошей участи своей дочери, привозит её к отцу, но вскоре понимает, что привезла дочь в ловушку, а не на брачное пиршество. К тому же, Ахилл, ничего не знавший об обмане, тоже пытается отговорить Агамемнона от столь ужасного поступка. Если в оригинальных версиях Агамемнона часто изображают сомневающимся, жалеющим свою дочь, но не имеющим возможности противостоять злой судьбе дочери, то в «Доме имён» царь одержим идеей войны, а, следовательно, никакие преграды ему не важны. Далее история развивается по известному сюжету: Ифигению всё-таки приносят в жертву (в романе её не спасает Артемида, богов здесь нет вообще), её мать Клитемнестра не сможет понять и простить мужа (что вообще-то, разумно), подготовит вместе с двоюродным братом супруга, его же пленником Эгисфом (или Эгистом, у которого тоже есть страшная предыстория взаимоотношения с роднёй), заговор, собственноручно убьёт мужа (и его наложницу, троянскую предсказательницу Кассандру), захватит власть, а далее будет убита собственным сыном Орестом, сговорившимся с Электрой.

Колм Тойбин изначально соблюдает основные моменты из оригинальных версий мифа, но далее даёт собственное видение, а также несколько меняет события мифа. Главная задача, насколько я поняла, стоявшая перед автором, заключалась в анализе побудительных мотивов, чувств и эмоций, которыми руководствовались персонажи античной трагедии. Примечательно, что практически все персонажи неоднозначны (даже в Эгисфе при большом желании можно откопать что-то светлое, наверное, очень-очень маленькое положительное начало). Наиболее интересным и сложным персонажем выведена царица Клитемнестра. Так, её преступление не основано на банальном властолюбии или подчинением воли любовника Эгисфа, нет, здесь она мстит за дочь. Клитемнестра не верит в богов, поэтому приношение в жертву Ифигении для неё только жестокое убийство, которое невозможно оправдать никакими высокими религиозными побуждениями. Но вот дальше Клитемнестра попадает в омут соблазнов власти, страха, тёмной силы Эгисфа, и уже невозможно остановить поток новых кровавых жертв. Её дочь Электра показана довольно неуравновешенной личностью. Она слепо боготворит отца (это понятно, комплекс Электры), но, что удивительно, не обвиняет отца в убийстве сестры, не понимает мотивов матери. По сути, Клитемнестра несколько раз повторяет, что мать убила отца без одобрения жрецов и воли богов, т.е. если бы Клитемнестра получила одобрение высших сил, то такое убийство Электра не подвергла бы осуждению. Единственный сын Агамемнона, царевич Орест, в романе был выслан из дворца по приказу Эгисфа, и чуть было не убит. В истории Ореста и самое большое отклонение от оригинального мифа. Орест в романе чудом избегает гибели, благодаря другому юноше, Леандру, с которым (и ещё одним мальчиком, Митром) он долгое время прячется от наёмников любовника матери. Леандр автором выдуман, но скорее всего, в его образе отражены черты Пилада, фокидского царевича, друга Ореста и будущего мужа Электры. Вообще Орест выведен довольно слабым, подчиняющимся воле Леандра, потом матери, потом сестры, а задолго до этого мечтавшим стать копией отца. К тому же, Ореста связывает с Леандром не просто дружба, но и любовные отношения (что в целом, конечно, не является чем-то инородным для античного понимания). К образу Ореста стоит ещё добавить три таких характерных момента: 1) текст романа разделён на главы, которые ведутся от лица Клитемнестры, Электры и Ореста, но только об Оресте – в третьем лице; 2) первый удар ножа Ореста приходится в спину матери; 3) согласно мифу, Орест после убийства матери подался в скитания, преследуемый эриниями, богинями мести и возмездия, однако, в романе сверхъестественный мотив заменён на практически полное отстранение Ореста от власти, несмотря на то, что он является законным наследником. Орест вообще фигура, мягко скажем, неоднозначная, а убийство матери (именно матери, а не отца) наиболее осуждалось и имело только одно последствие – казнь. Примечательно, что Электра, подговорившая брата, избежала преследования, или даже порицания. В этой связи, автор очень точно подмечает, в том числе глазами Ореста, насколько похожа Электра на мать, которую она так ненавидит. И это сходство усиливается с возрастанием объёма власти, попадающей в руки Электре. Что касается Эгисфа (или Эгиста), то это очень тёмная фигура, квинтэссенция зла, коварства и беспринципности. Однако, несмотря на миф, в романе Эгисф не умирает от руки Ореста. Более того, роман как бы обрывается на моменте рождения новой жизни, что важно подчеркнуть, зародившейся в результате насилия.

Итого: тяжёлый для чтения роман, потому как он очень тёмный, в нём много насилия, крови, смертей и трупов, чувствуется смрад и загробный холод, а также тягучий, зыбкий мрак. Это история о любви (как ни странно), о разной любви, о власти, о морали, о дружбе, о том, что злом добро не создаётся. Это роман о роке, о пороках, о бесконечной цепочке событий, в которые затягиваются всё новые и новые жертвы. Это роман о том, что зло и насилие порождают только зло и насилие. И это роман о том, что человек не вправе прикрывать свои неблаговидные поступки нуждами богов или любых сверхъестественных сил. Здесь нет вообще божественного участия, но есть психология античного человека, определяющего свою жизнь вмешательством сверхъестественного. Однако есть и такие персонажи, как Клитемнестра, отрицающие силу богов, более того, говорящие, что богам до человека нет дела, не будет вмешательства. Электра говорит Оресту о том, что они живут в эпоху отмирания старого образа отношения к богам. Единственным моментом потустороннего является присутствие призраков убиенных (Агамемнона, Ифигении и Клитемнестры). Атмосферности прибавляют и постоянные шёпоты не только участников бесконечных заговоров, но и насильственно убитых за многие годы, слышимые в тёмных коридорах царского дворца, обладателей имён, стёртых кровью и пылью времён. Все персонажи – идеальные объекты для препарирования психологов. Здесь нет односложных, простых образов. Пожалуй, единственным светлым образом стала фигура Митра, ещё одного друга Ореста, мальчика с очень слабым здоровьем, заменившего внука старушке (тоже положительный персонаж), оставленной родными, а также подружившегося с собакой. В целом, роман мне очень понравился, возможно, потому что мне всегда были интересны греко-римская мифология и античная драматургия, а может, потому что автор довольно уважительно отнёсся к первоисточнику, но привнёс свои краски, своё видение и некоторое художественное отступление, но при этом не скатился к откровенной отсебятине. Конечно же, сам древний сюжет очень многослоен, в нём громадное поле для анализа. Однако, безусловно, весьма на любителя. Кроме того, очевидна необходимость знания мифологии, не только истории Агамемнона и его семейства, но и предшествовавших событий, потому как к ним в романе есть не только постоянные отсылки, но и без них нельзя понять мотивы и психологию героев.

Они познали, как разит Зевс,
И явен гнев его очам всех.
Свершился вышних правый суд. Кто скажет,
Что до земли
Дела нет небесам,
До попранных дела нет
Святынь богам, — дерзкий, лжет!
С потомков взыщет мзду
За святотатство бог,
За буйство жадных вожделений,
За пресыщенное надменье.
(Эсхил, «Орестея»)
[25.12.20 19:23] LuSt 4 4
С легкой руки Стивена Фрая на Западе началось прямо-таки поветрие - маститые авторы бросились перелицовывать греческие мифы и осмыслять их на новый лад. На русском уже вышло как минимум пять книг в этом тренде. Роман Тойбина стал одной из первых ласточек и стоял у меня на полке довольно долго, но вот благодаря игре я до него благополучно добралась. Прочиталась книга быстро, но ничего нового для себя я не вынесла - это все та же история об Агамемноне, Клитемнестре, их детях, власти, ненависти и мести. Агамемнон обманом заставляет жену привезти их дочь Ифигению в военный лагерь, где приносит девушку в жертву, жена в ответ затаивает месть и когда муж через 10 лет возвращается с войны, подает ее холодной. Дети за это мстят матери, в общем, кровь, смерть, греческая трагедия.
В книге, однако, классический миф претерпел существенные изменения. Помимо того, что автор старательно заполнил лакуны между убийством Ифигении и возвращением Агамемнона с войны и между убийствами Агамемнона и Клитемнестры, им были внесены существенные изменения в саму канву мифа. По Тойбину Орест не убил любовника матери (возможно, это случится позже, но в самом романе этого нет), вместо каноничного Пилада завел нежную дружбу с неким Леандром (центральная часть книги посвящена мытарствам Ореста в лагере для детей знатных особ, отобранных Клитемнестрой для шантажа их родителей, побегу оттуда и выживанию после, чтобы потом взрослыми вернуться в родные Микены), потом женился на его сестре Ианте, беременной от насильника. Автор рассыпает щедрые намеки на гомосексуальность Ореста, в конце даже проорала от слов Ианты, что от того, чем мы занимаемся по ночам, беременность наступить не может, но прямым текстом ничего не говорится.
Также я не поняла, зачем была вся свистопляска с ядовитой старухой, когда в итоге Клитемнестра просто зарезала мужа ножом?
"Богам так же нет дела до человеческих страстей и выходок, как мне нет дела до листвы на деревьях. Я знаю, что листва есть, она вянет, и отрастает вновь, и вновь вянет – как появляются на свет и живут люди, а затем их замещают им подобные. Я не в силах помочь им или предотвратить их увядание. Я не вмешиваюсь в их страсти" - говорит Клитемнестра, и тут же сама убивает, отдает приказы об убийствах, руководствуясь людоедской логикой "не ты, так тебя" и отчаянно цепляясь за власть. Грязное дело политика, говорит нам Тойбин, вспоминая миф. Но в его версии нет никаких богов, эриний, проклятий и прочего. Только люди и их решения. А во что они там верят, они сами себе придумали.
На 4-.
[24.01.22 14:47] Настёна СПб 4 4
В основу романа легли известные древнегреческие мифы, несколько переработанные автором.
Царь Агамемнон ради попутного ветра для армии приносит в жертву богам дочь Ифигению. В отличие от матери, отцу её нисколько не жаль – такова воля богов, разводит он руками. Но по мнению Клитемнестры богов нет, а если и есть, то до людей им нет дела. За совершённые поступки надо отвечать самому.
Клитемнестра, будто умная и хитрая, всё плохо провернула и попала в ловушку. Выпустила на свободу и стала любовницей узника Эгиста, плохо представляя, кто он такой и на что способен. Клитемнестра взяла в заложники сыновей старейшин, но лишилась и своего сына. Отправила в темницу Электру, думая, что потом они с дочерью будут спокойно гулять по саду.
Если Электра, как многие соратники Агамемнона, приняла назначенную суровыми богами судьбу сестры, то не приняла преступного самовластия матери. Запуганная, среди шорохов и шёпотов она наблюдала и ждала. Как когда-то сама Клитемнестра, только сама руки пачкать не хотела. Из всех героев Электра не вызвала у меня ни малейшей симпатии.
Мне понравился смышлёный мальчишка Орест и юноша, в которого он вырос. Орест вернулся в мир, где народ бунтует против власти, где его лучший друг Леандр (чем не угодил классический Пилад?) присоединился к повстанцам, а его мать убила его отца. В чём-то наивный, с запутанной личной жизнью, Орест лучше Клитемнестры и Электры. Он поздно понял, что является пешкой в замыслах других, но также понял, что месть порождает месть, а зло – зло.
Концовка отличается от оригинального мифа, и этот финал мне не понравился. Осталось много вопросов... История кровавая и тяжёлая, авторский стиль строгий и ровный, а мне хотелось хотя бы немного чувств и эмоций. Возникает ощущение, что герои действуют как механические куклы, условные персонажи в условном мире.
Есть отзывы о книге на форуме: 3  Сред.балл: 4.33  Смотреть


Посетители, поставившие высокую оценку данной книге, также положительно отзывались о следующих:
Дворянское гнездо Дворянское гнездо
Тургенев Иван
Голосов: 10
Ср.балл: 5.00
Дягилев: опередивший время Дягилев: опередивший время
Чернышова-Мельник Наталия
Голосов: 1
Ср.балл: 5.00
Передышка Передышка
Бенедетти Марио
Голосов: 1
Ср.балл: 5.00
Спасти огонь Спасти огонь
Арриага Гильермо
Голосов: 1
Ср.балл: 5.00


 


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение