Для создания своего стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы... И вот что я хочу Вам сказать в качестве своеобразного "лирического отступления" : Для того, чтобы его соблюдать, многие писатели прибегают к таким ненужным словам-паразитам как "уж", "бы", "так" и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны. Это лишь пример того, чем мы обычно "заполняем" пробелы в ритме, когда нам не хватает пары слогов в строке. Поэтому, не спешите дописывать последнюю строчку и сразу выставлять стихи на показ читателю. Прочитайте внимательно, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Да, над этим придется попыхтеть, возможно втрое большее время, чем то, за которое написалось стихотворение. Но нет предела совершенству, и согласитесь, что читать такие отзывы как " превосходно!", намного приятней, чем "здесь у тебя не так, и тут надо бы по-другому". Ну а теперь - собственно теория. :) |
|
1). Рифма и её разновидность. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает трёх родов: И море, и буря качали наш челн; То есть - это самые простые рифмы типа: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС... :)
Тихой ночью, поздним летом, Тут уже совпадает больше звуков: вИНА – картИНА, плАНЫ – рАНЫ, стрАННО – тумАННО, стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ... :)
в). Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге. Девочка во поле с дудочкой ивовой, После ударной гласной следуют два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА... :)
Далее пойдет уже рифма Леший бороду почесывает, Она нам гипер-не-нужна, тут и так все уже понятно. :)
Также существует такое разделение:
Есть ещё и такое понятие, как "холостой стих" — это незарифмованная строка среди рифмованных, используется в особой форме построения строфы, где могут рифмоваться только четные или только нечетные строки (также незарифмованной может оставаться и одна строка). Сидел рыбак веселый Кроме того, мы можем разделить рифмы так: Простая рифма - рифма отдельных слов: Сложная рифма - когда рифмуются группы слов: Такое замещение может быть в начале слова, в конце и в середине: |
|
Рифма точная и неточная. Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы, которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие. Например, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости (П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования). Итак, в достаточной точной рифме совпадают: Также к точным относятся так называемые йотированные рифмы: "опять – рукоять". Приятно, катану сжимая, (Гарет) В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга". Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут быть хорошими, средними, плохими и ... очень украшать или разнообразить стих. :) |
|
Ассонанс и Диссонанс. Ассонансом называют как рифму, где совпадает только один ударный гласный и ничего более, так и наоборот, рифму, где ударный гласный не совпадает, но совпадает достаточное количество согласных и неударных гласных (облако - яблоко). Мне кажется , все же правильнее называть рифму, где не совпадают ударные гласные - диссонансом (как ее иногда и называют). А рифму, где совпадает только один ударный гласный - ассонансом. Впрочем, вопросы терминологии для практики не так важны. А вот в песнях ассонансная рифма - обычное дело. Что вполне объяснимо, так как при пении пропеваются только гласные звуки, именно на них идет упор. Кроме того, в песне строковый ритм подчеркивается еще и музыкальными средствами, поэтому там требования к "качеству" рифм ниже. Она про проволоке ходила, |
|
Геометрия стихотворения.
В пример привести могу "Илиаду" и "Евгения Онегина", хотя их гораздо больше.
Самыми стандартными геометрическими фигурами стихов являются: Это перекрестная попарная рифмовка, размерность: (1ая строка = N; 2ая строка = N - 1) О, есть неповторимые слова, Прямая рифмовка, равная размерность. Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - в). Круг Здесь опоясывающая рифмовка, а размерность подобная кресту. Уж подсыхает хмель на тыне.
*При наличии большего количества строк в строфе возможны и более сложные комбинации. Более подробно рассмотрим в одной из следующих статей. |
|
Ну и в заключении... Хочется сказать, что следует учитывать, что начиная с уровня строки, важным компонентом становится не только звук, ритм и рифма, но и смысл! Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются совсем по другому:
"И хоть мы незнакомы почти "Когда не в шутку занемог... ... С формалистской точки зрения - ужасно! Но в реальной речевой практике смысл слова "занемог" далек от "не мог" и поэтому на смысловом уровне они не воспринимаются как однокоренные. И специалист вполне справедливо расценивает эту рифму не как "ужасную" а как "эффектную". А вот "ботинок - полуботинок" или "всегда-иногда-никогда" - на всех уровнях: и звуковом и грамматическом, и смысловом воспринимается как тавтология, уж простите... :) |