Святое сердцеАвтор статьи: Мадам Де Руэ

Жизнь в руках женщин

Обновлено: 06.10.10 09:57 Убрать стили оформления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

То, что здесь написано - это не исторический факт, а сборная солянка из коротеньких упоминаний о женщинах-целительницах в самых разных произведениях разных авторов любовно-исторических романов, включающих в себя период в первые 300-400 лет последнего тысячелетия нашей истории. До 19 века женщина-врач на страницах романов мне практически не попадалась, кроме отличного романа француженки, специалиста по Средним векам, под названием "Дамская комната", одна из героинь там врач из городской больницы, которая получила образование в Болонском университете. В то же время в романах довольно часто описывают приемы лечения в средневековых замках и деятельность лекарок, лечащих травами. Я написала обобщение, потому что сама училась по специальности лекарственные растения, и это меня до сих пор интересует, теперь уже в историческом аспекте.


Жизнь в руках женщин. Немного истории.

 
В далеком прошлом жили только те, кто бессознательно придерживался принципа – будь здоров или умрешь. Надо сказать, что обстоятельства складывались в пользу тех, кто хотел долго жить здоровым: экология, здоровая натуральная пища, физический труд – идеальные условия, которым можно позавидовать, пока не случится первое недомогание, которое потребует помощи и вмешательства знающего человека. Аппендицит был смертельным недугом. Как и врожденный порок, и пр. заболевания внутренних органов, которые не умели даже диагностировать.. Остальные болезни называли лихорадкой, не разобравшись в причинах. И в этом случае помогали не молитвы, а везение. Везением было найти в нужный момент лекарку, знахарку, травницу, колдунью, одним словом – народного целителя (тысячу лет назад лечением занимались, как правило, женщины, сохранившие за собой с дохристианских времен знание об окружающих растениях, оставив мужчинам знание о всяком звере и об охоте на него). Универсальная аптека была вокруг, прямо под ногами, и вылечить можно было почти все.

Знахарка собирает травыЖенщин-знахарок опасались, считая ведьмами, потому что они собирали нужные травы в определенные дни, по лунному календарю, чаще ночью. За одними травами выходили в безлунные темные ночи первых дней лунного месяца, другие искали в полнолуние, выкапывали корешки, которыми лечили потом сердечную слабость, боли в животе, затворяли кровь, гнали лихорадку, снимая жар. В наши дни, сделав спектральный анализ, точно зная химический состав действующего вещества, доказывающих правильность старинных травников, меня поражает это интуитивное знание, которое помогало правильно использовать природные богатства, сохраняющие человеческие жизни.

Дамы собирают травы

В средние века хозяйка обязана была знать основы лечения от распространенных хворей и лечить раны. В каждом хозяйстве были кладовые, в которых хранились связки сухих лекарственных трав, которые выращивали в саду лекарственных растений, аптекарском огороде. В замках, куда обращались за помощью из окрестных селений, хозяйки собирали детей и давали им задания собирать по окрестным лесам и полям черемшу и калган, лапчатку и тысячелистник, ивовую кору и цветки фиалки. В огороде цвела лаванда и розмарин. Начальные знания о травах получали все дама навещает раненого рыцарядевочки, это их обязанностью было через несколько лет лечить резаные раны после драки на мечах, лечить переломы, накладывать швы, а главное – заживлять их травами, исключая воспаление. Тут мужчины были в руках женщины. Но бывали случаи, когда звали настоящую знахарку, которой опыт и знание трав давали возможность вылечить множество сложных болезней. Травницы обычно селились ближе к лесу, на опушках, а то и в чаще, если ее не жаловали в селениях. Такие знахарки часто описываются в средневековых романах, часто им приписываются колдовские умения, но на самом деле эти женщины получали знания, передаваемые из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки – внучке. Частенько бывало, что они становились козлом отпущения при смертельном исходе, если за помощью обращались слишком поздно или болезнь не поддавалась лечению.

Кроме таких универсальных знахарок, были еще и повитухи, опытные женщины, умеющие принять роды. Случаи бывали очень тяжелыми, женщины рожали практически каждый год, и после пятого-шестого ребенка женщина с трудом могла справиться сама. Тут все зависело от того, была ли повитуха случайным человеком, не обладающим знаниями и навыками, или настоящей помощницей роженице. Знание нужных трав могло значительно облегчить роды, остановить кровотечение и восстановиться после благополучного исхода. Если же такой знающей повивальной бабки поблизости не было – помогай, Боже! – исход мог быть любым. Смертность младенцев и рожениц была высока в случаях, когда за дело брались невежественные, суеверные женщины, боявшиеся позвать на помощь настоящую профессионалку.

Особняком стоят в ряду средневековых лекарок женщины, наделенные особыми способностями к лечению. Их не так много, но они существовали и существуют, и колдунья проходит испытаниеотрицать это совсем было бы глупо. Такие женщины с врожденными способностями в разных странах и в разные времена имели разную судьбу, некоторые кончали жизнь на костре, некоторые скрывались, бежали в другие страны. Некоторым везло и окружающие принимали их помощь с благодарностью. В серии романов о шотландском клане Мюррей американская писательница Ханна Хауэлл описывает нескольких таких женщин, мастериц лечить болезни и раны, ведущих происхождение от жены главы клана. Действительно, в Шотландии колдуний на кострах почти не сжигали и благосклонно относились к умению лечить страждущих. Шотландия вообще стоит особняком в медицине, со средних веков открыв в Эдинбургском университете лечебный факультет, но - только для мужчин. Особенно жаждущие получить медицинское образование женщины отправлялись в Болонский университет, где обучались и женщины вплоть до Савонаролы, призвавшего католиков к походу против врагов Церкви во всех проявлениях греховных соблазнов. Видать, женщины, желающие лечить детей и мужчин, противны Господу в своих грешных стремлениях! Но все-таки народная медицина в Шотландии процветала и не преследовалась так, как в Англии, хотя и не находилась под защитой.

 


Galla:

Ми-ми, очень интересное обобщение о женщинах в традиционной медицине!!! Кстати, я не знала, что после шестых родов становится тяжелее и труднее справиться без знающей акушерки, думала, наоборот, все легче и легче, если не умерла при первых родах... А почему, не знаешь???

 

Ми-ми:

Галла, это же ясно, если рожать одного за другим без грамотного восстановления тонуса мышц с применением лекарственных средств, специальной гимнастики, витаминов, отдыха, т.е.большего периода между беременностями, вялые мышцы с трудом выдерживают плод и роды вялотекущие, в результате ребенок может задохнуться прямо на выходе, "застрять", а мать просто иногда не в состоянии вытолкнуть его. Все кроме гимнастики можно получить, используя растительные препараты, и согласись, физическая подготовка у женщин сейчас на несколько порядков выше, чем у средневековых рахитичных дамочек, которые ради белой кожи на солнце вообще не выходили и старались работу свалить на служанок, а самим сидеть да вышивать. Рахит матерей сказывался так же губительно на младенцах, как и корсеты позднее.. Женщины из народа, работающие физически, рожали легче и проще. (У моей прабабушки было одиннадцать детей, оставшихся живыми, все родились в Сибири в 19 веке, а сколько было всего - не знаю, разница между моим дедом и его младшей сестрой была почти 20 лет. Но она сама прожила всю жизнь в селе на Енисее, значит не чуралась работы, хотя была из состоятельной семьи.) Второй опасностью при вялых мышцах было неправильное положение плода. Это было чаще всего смертельно для ребенка и матери, если повитуха была неопытная и не могла развернуть его заранее.
Еще дополнение. Мне попался как-то роман (и конечно склерозница забыла автора и название) в котором лекарь лечит воспалившуюся рану, наложив на нее плесневелый хлеб, растертый с водой в кашицу. Практически, получается тот же пенициллин, но только значительно слабее для принятия внутрь, а вот если прямо на рану положить такую кашицу. содержащую природный антибиотик. то толк будет . Вполне вероятно, что наблюдательные знахари знали о таком эффекте. Дело было в Шотландии 13-16 века гдето в этот период, точнее не помню. Остается гадать, автор, зная, кто и на чем получил препарат, нафантазировала, что в Шотландии издавна знали такой способ лечения. или это было правдой. Второй вариант я вполне допускаю, хотя склоняюсь к первому.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 0

Список статей в рубрике:
06.10.10 09:57  Жизнь в руках женщин
06.10.10 09:49  Блейр Чандлер."Лед и пламя" Джуд Деверо
15.12.10 18:53  Гвендолин Адамс "Невеста сумасшедшего графа" Лоретты Чейз
30.09.09 01:28  Клер Бошан ("Чужестранка" Диана Гейблдон)
01.10.09 00:42  Хелли Гардинер (Хизер Калмен "Вчерашние розы")   Комментариев: 2
07.10.09 12:55  Зинаида Виссарионовна Ермольева
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение