Общество стеклянных башен
***
- В Башне, людей наказывают именно таким образом, и вы – не исключение. Обратно вернуться будет очень сложно. Практически невозможно. И очень прошу: не совершайте тех ошибок, из-за которых вас могут отправить вниз. Теперь вы официально несете ответственность за свои действия, вам больше не позволяется нарушать правил Общества2, потому что официально вы больше не считаетесь детьми. Понятно? - Да, учитель, - ответил класс хором. - Общество говорит, что в десять лет детство кончается. Вы немедленно должны приступить к изучению одобренных Обществом наук и начать работать. Ваши заработки не будут большими, в основном это будет небольшая помощь взрослым в наших оранжереях и садах. Но это все равно очень ответственная и тяжелая работа. А теперь, чтобы разбить мифы об уникальности и восхитительности жизни внизу, расскажу вам кое-что. Сама я, конечно, никогда внизу не была, но могу описать то, что слышала от других, тех, кому приходилось спускаться на землю. Они говорили, что там плохо пахнет. Никто не относится друг к другу с почтением и уважением, и более того, там опасно даже просто ходить по земле. И они все вынуждены носить на ногах такие плотные тяжелые мешки, чтобы не поранить ступни, - при этих словах большинство детей пораженно уставилось на женщину. - Не говоря уже о том, что вне этих стен воздух не очищен. Он грязный. И люди внизу часто заболевают и... умирают, - женщина удовлетворенно смотрела на реакцию ужаса, написанную на детских лицах. Подобная драматическая пауза каждый раз помогала ей раз и навсегда достаточно сильно напугать маленьких негодников и оградить от попыток обмануть систему и самостоятельно пробраться наружу. Для того, чтобы поддерживать их страх, хватало повторения лекции одного раза в неделю, что она и делала. «Так, а теперь настало время дать им надежду и уверенность», - решила учитель. - Однако если вы будете придерживаться правил Общества, вам никогда не придется самим проверять все это. Вы будете в безопасности и, что бы ни случилось, Общество о вас позаботится. Если вы заболеете – вас вылечат, если вы случайно что-то сломаете, – вас, конечно, накажут, но только для того, чтобы впредь подобных ситуаций не возникало. Конец лекции, мальчики. Конец лекции, девочки. Желаю вам приятного вечера. Женщина сама себе довольно ухмыльнулась – лекция возымела нужное действие. А через неделю они все вместе закрепят результат. Тут она обратила внимание на дверь. Оказалось, что все это время за прозрачной стеной стояла девушка. Учитель, тут же признав в ней одну из своих подопечных, строго спросила ее: - В чем дело, Мцела? - Мне бы хотелось попасть в одну из экскурсионных групп на этой неделе. Нужно, чтобы вы подписали разрешение. - И только сейчас женщина в сером заметила в руках у девушки Элперрт – устройство для электронной подписи. - Очень хорошо, что ваша тяга к знаниям повысилась. - Да, я тоже так считаю, - согласилась Мцела. - В какую же группу вы хотите попасть? - О, в ту, что спускается вниз, на Землю. - В самом деле? – взгляд учителя стал строже ее костюма. - Да, - Мцела кивнула, и ее губы расплылись в широкой улыбке. «Типичный психологический прием. Да, девочка совсем неплохо усваивает психологию, невербально сообщает, что она – открытый и доброжелательный человек, не имеющий корыстных помыслов. Но пока у нее еще плохо получается. А может, поощрить ее?» - подумала она. - Будьте осторожны там. - Конечно, - выдохнула девушка, проводив взглядом, как надсмотрщица поднесла электронный браслет к Элперрту, после чего на аппарате зажегся зеленый огонек. ***
Мцела вместе с остальными вышла в Сеть и ввела в поиск код 4300, означающий «общение, новые знания, знакомства, обмен информацией». Текстовый файл с разрешенными кодами Общества Башен всегда имелся на рабочем столе компьютера. А по-другому Сеть не работала, просто не обрабатывала запрос и выдавала ошибку. Не так давно Мцела познакомилась в Сети с парнем. И теперь ей очень хотелось увидеть его в реальности и узнать настоящее имя, а не только ник. Ее новый знакомый был с Земли, снизу, и описывал все несколько иначе, чем надзирательница и другие взрослые, следящие за ними. Но еще больше ей хотелось попасть на землю и узнать, какое все там. И как вообще это. Быть на Земле, ходить и чувствовать под ногами землю, траву... Основная часть населения Общества давно покинула родную планету. Общество распространилось в трех галактиках и очевидно, что это не являлось пределом. На Земле, планете под названием Земля, случилась какая-то большая катастрофа много веков назад, из-за чего распространилась радиация. Мцела еще не знала, что тогда произошло. На уроках истории они еще не дошли до этой темы. А люди, они покинули Землю. Те, кто остался жить в Башнях, выполняли довольно простую функцию: они следили за детьми, зачатыми и рожденными естественным путем. Никакого клонирования или искусственного оплодотворения, никаких генетических экспериментов с модификациями4 и вопросами типа: что будет, если скрестить человеческую ДНК с китовой? У такого ребенка будут жабры? А чешуя? У него будут зубы? Мцеле всегда казалось это самым большим безумием Общества. Но модифицированные дети – это не только модно и очень дорого, но и предмет для всеобщей зависти и собственной гордости, и никого не волновало, что такой ребенок ни за что не доживет до совершеннолетия. Только самые богатые члены Общества могли позволить себе завести подобного ребенка, потому что иметь в доме кого-то с генетической аномалией5 – это ужасно здорово. Раньше в моде были модифицированные животные, теперь очередь дошла до людей. Но все это безрассудство происходит где-то там, вдалеке отсюда. Здесь же стражи Башен отслеживали беременных женщин с Земли, забирали их на родильные этажи и следили за нормальным развитием их плодов. Нередко женщин отправляли обратно, даже не обследовав полностью, потому что они не могли пройти из карантинной зоны на другие этажи. Их не пускали. Доктора Башен говорили, что те женщины смертельно больны и никакое лечение не могло им помочь, потому что его просто не было. Довольно часто эти женщины были предрасположены к сепсису от частых местных инфекций или лучевым болезням, видов которых развилось довольно много после катастрофы на Земле. Но Мцела все еще надеялась на светлое будущее не только для себя, но и для всего Общества. Потому что то, что происходит здесь, на родильных этажах, где Общество отбирает чистых детей6, растит и воспитывает их, это больше, чем признак того, что Общество все еще помнит о том, кем оно являлось когда-то, когда модификации тела7 еще не так вошли в моду современных родителей и эпохи тотального клонирования. Мцела считала это признаком, который может говорить о том, что Общество живет надеждой, а не только гонками за генетическими аномалиями и мальформациями8 клеток организмов. Продолжительный писк в наушниках отвлек девушку от размышлений. Мцела открыла вкладку со всплывшим окном и улыбнулась. Ей написал Этрап, парень, с которым она познакомилась в Сети неделю назад. Ник, конечно, парень выбрал себе соответствующий манере выражаться. Этрап – это анаграмма слова «аппарат» и добавленной буквой «э». Он каждый раз писал, словно бездушная машина, а не человек. А может, он и правда не человек, машина? Робот, запрограммированный на поиск пары, вовсе не редкость, пусть и считается всего лишь розыгрышем, хоть и не совсем законным, но Общество смотрит на подобные случаи сквозь пальцы. Поругают, пригрозят, но и только... Очередной писк в наушниках снова принудил Мцелу обратить внимание на жидкокристаллический монитор. Девушка провела пальцами по нему, заставив монитор покрыться крупной рябью и легким мерцанием. Отправив ответ Этрапу, она забеспокоилась: все ли в порядке с ее другом? Он пишет... по-другому. Довольно эмоционально. Для него. Вскоре пришел ответ: «Мы можем как-нибудь встретиться? Ты ведь слышала об экскурсии вниз?» - Да, я постараюсь попасть в группу. Уже говорила со своей надсмотрщицей, она не против экскурсии и разрешила записаться. Но вряд ли нас одних отпустят на самостоятельную прогулку, и сомневаюсь, что мы сможем встретиться, - ответила она. - Постарайся. От одного твоего намерения мне уже очень приятно. Конец связи, Радлаза, или как тебя зовут на самом деле. - Меня зовут Мцела, конец связи, Этрап, - она закрыла вкладку, где велась переписка и откинулась на спинку стула. *** Мцела шла куда-то, ведомая группой подростков, которая двигалась единым строем вслед за учителем. Он что-то рассказывал, указывал руками то в одну сторону, то в другую, но мысли девушки находились очень далеко отсюда. Она впервые в жизни видела солнце, облака и небо над головой, а не через стеклянные защищенные стекла. И эти чудаковатые деревья, и кусты, совсем не похожие на те, что росли в оранжереях Башни. Всего этого Общество не могло им дать. Здесь все казалось таким... правильным. Настоящим. Девушка находилась в смятении и не знала, не могла подобрать нужных слов, ей казалось, для описания всего того спектра эмоций, что она испытывала здесь и сейчас, просто не было слов в их языке или их недостаточно. Конечно, защитный скафандр притуплял ощущения, но Мцела все равно чувствовала себя потрясающе. - Эй! Многоцелевой летательный аппарат! Многоцелевой летательный аппарат! – кричал кто-то. Мцела повернулась в направлении голоса. Парень, стоявший там, не был одет в скафандр, как они. Он одет... довольно странно. И он продолжал звать ее: - Многоцелевой летательный аппарат! Эй, ты в этой группе? Мцела тихонько засмеялась и пошла к нему. - Остановитесь, - приказ учителя раздался в динамиках шлема. – Если вы сейчас уйдете, вы останетесь здесь, и в Башню вам проход будет закрыт. - Хорошо, - согласилась Мцела. – По-моему, на Земле есть то, чего нам не хватало все эти годы, и то, чего не могут дать нам Башни и Общество. - И что же это? – спросил учитель. - Жизнь! Я вижу здесь жизнь. И я ее чувствую. Учитель поморщился и сделал попытку почесать переносицу по привычке, но его пальцы были остановлены шлемом. Мцеле показалось, учитель решал задачу: позволить девушке, рожденной и выращенной в Башне, остаться на Земле или нет. - Хотите поступить как маленький капризный ребенок? Вы хотите принять неверное решение и поступить как полная идиотка! - Вы не имеете права так говорить! – Сказать, что Мцелу ошарашила речь учителя, всегда такого спокойного и доброго, - ничего не сказать. - Я всего лишь констатирую факт, Мцела. К тому же здесь люди дикие, они не знают, что такое мораль и правила общения. И моя формулировка вашего поступка была очень мягкой, но если вы действительно желаете здесь остаться, вам придется смириться с возможностью более грубого обращения к вам, и не только на диалоговом уровне, но и на физическом. Вас могут избить, принудительно заставить принять семя какого-нибудь мужчины, и неизвестно, какие еще зверства могут совершить эти... люди. - Вы врете! - Нет, девочка. - Я – не девочка. И не ребенок. И я могу сама принимать за себя решения. - Тогда сдайте скафандр и можете идти в любом направлении с этим, - учитель раздраженно ткнул рукой в направлении парня. – Но вы все равно совершаете самую большую глупость в вашей жизни. - Да, я поняла, спасибо, учитель, - пробормотала девушка, стягивая с себя скафандр. После того, как Мцела сняла шлем, ее слегка качнуло - в ноздри тут же ударили сотни различных запахов. Она постояла немного, ожидая, когда пройдет легкое головокружение, и поняла, что местные запахи хоть и непривычны, в отличие от очищенного воздуха в Башне, но вполне приятны. Мцела смело и показательно вздохнула полной грудью, отдала скафандр учителю и попрощалась с группой. Этрап все это время молча наблюдал за происходящим и поджидал девушку. - Ну, привет, многоцелевой летательный аппарат. - Замолчи! А тебя как зовут на самом деле? - Барок. - Так ты корабль! – засмеялась она. - На себя посмотри. Кстати, ты так и будешь ходить босиком? - О! А что... что это? – Мцела опустилась на корточки и разглядывала... что-то на ступнях парня. - Это называется ботинки. Обувь, - видя непонимание на лице девушки, он уточнил: - Никогда не видела обувь? - Мы ходим босиком. Так безопасно, и полы специально неровные, ребристые, чтобы ступни росли правильно и не деформировались. - Ух ты, ну, здесь тебе понадобится обувь. Я отведу тебя в магазинчик во-он в той части города, и мы тебе что-нибудь подберем. Согласна? - Ага. - Отлично, пошли.
1 - Башни – комплекс стеклянных сооружений, выглядевших со стороны как башни, внутри которых выращивают и обучают наукам чистых детей. Башни построены на Земле, но полностью изолированы от самой планеты, люди, живущие в Башне, не имеют права или возможности покинуть ее, исключение – обучающая экскурсия под присмотром взрослых учителей и в защитных скафандрах. 2 - Общество – абсолютно все люди и гуманоиды, населяющих Башни, Землю и все заселенные планеты в трех освоенных галактиках. 3 -Сеть – аналог обычной интернет-сети, в основном используется для развлечений и самообучения. Доступ имеется только к разрешенным Обществом или Обществом Башен серверам. 4 -Модификация - преобразование, усовершенствование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств. 5 - Генетические аномалии - это морфофункциональные нарушения в организме, возникающие в результате генных и хромосомных мутаций. Генные мутации могут нарушать морфогенез органов и тканей на разных этапах онтогенеза, отсюда столь широкий спектр врождённых аномалий, связанных с изменением молекулы ДНК. 6 - Чистые дети – дети, рожденные на Земле в естественных условиях либо путем кесарева сечения, но без генетических аномалий и мальформаций в обоих случаях. 7 - Модификация тела - биологическое и физическое изменение человеческого тела, нарушающее сложившуюся структуру тела, путём хирургической, генетической, пластической, биологической коррекции. 8 - Мальформация - любое отклонение от нормального физического развития, аномалия развития, повлекшая за собой грубые изменения строения и функции органа или ткани. Это может быть врожденным или приобретенным дефектом развития, а также возникать в результате какого-либо заболевания или травмы.
|