Лирика Николая Гумилева экзотична, полна красок неведомых стран.
Сам поэт много путешествовал и пытался передать увиденное им через творчество, создавая неповторимые образы далекого юга.
Он много пишет о том, как странствовал под чужим небом, по чужой земле. В этом долгом пути скитаний особенно дорог ему становится родной край, совсем непохожий на далекие страны, скупой на краски, но все же близкий и знакомый.
Гумилев пишет о тех краях, где все занесено песком, где нещадно палит солнце, где живут дикие племена, растут пальмы, и все так не похоже на наш привычный мир.
«Но вглядись: эта вечная слава песка –
Только горного отсвет пожара,
С небесами, где легкие спят облака,
Бродят радуги, схожа Сахара.»
О природе Гумилев пишет очень много, но он не обожествляет её, он внимательно вглядывается во все её проявления, но не добавляет к полученным впечатлениям ничего личного, стараясь быть объективным и точным, передавая увиденное без прикрас, не употребляя ни одного лишнего слова.
«Так вот и вся она, природа,
Которой дух не признает:
Вот луг, где сладкий запах меда
Смешался с запахом болот...»
Мир Гумилева – это мир ярких образов, точно и четко описанных поэтом, очерченных красками, линиями, словно нарисованных кистью мастера – художника. Речь Гумилева проста, слова её обыкновенны, здесь не найдешь красивых сравнений: все предельно четко и конкретно.
Акмеизм в высшем его проявлении.
Гумилев всегда выступал против символизма, размытости слова, витиеватости и образности речи.
Акмеизм его предполагал употребление точных слов, прямых названий предметов для выражения чувств и мыслей автора в поэтическом тексте.
Гумилев считал, что стихотворная речь должна быть предельно проста и точна, тогда лишь мысль автора станет ясной, прозрачной, понятной.
Эти принципы Николай Степанович пытался воплотить в своей поэзии, что ему, безусловно, удалось.
Автор одним штрихом, одной фразой, точным жизненным наблюдением мог передать целую трагедию жизни, скупо, не выражая по этому поводу никаких чувств, просто объясняя факты, не более того...
И в этом вся красота его стихов!
« Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река,
И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.
Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна:
Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь в четырех стенах;
Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны..»
И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.»
В этих строках Гумилев рассказал о трагедии стремления мужчины к свободе и желании женщины подчинить себе мужчину.
Эмоциональный накал очень высок, а история целой жизни выражена всего в нескольких строках.
О такой краткости всегда мечтал Николай Степанович, он и сам был в жизни немногословен, скуп в выражении чувств и очень точен в подборе нужных слов.
Он, словно врач, ставит диагноз, называет вещи своими именами, излечивая тем самым души читателей от нагромождения догм, моральных принципов и хаоса чувств.
« Расцветает дух, как роза мая,
Как огонь, он разрывает тьму.
Тело, ничего не понимая,
Слепо повинуется ему...»
Поэзия Николая Гумилева, активно критикуемая при жизни автора, переживает несколько волн популярности после его смерти.
Лирический герой её – настоящий мужчина, скупо и точно повествующий о путешествиях, войнах, любви, природе, родине...
Сдержанность и мужество – именно это всегда и выделяло поэзию Николая Степановича Гумилева среди творчества всех его современников.