Когда попадаешь на поэтические форумы в интерактивной сети, читаешь стихи, представленные на этих страницах, понимаешь, что вряд ли эти форумы претендуют на то, чтобы в них была дана некая общая картина, выразились типические тенденции. Просто публикуются стихи, заслуживающие, по мнению авторов, обнародования. Да, все так оно и бывает. И, тем не менее, не скрою: обдумывая эту заметку к подборке стихов Сильфиды, вчитываясь в ее стихи, жаждала увидеть не просто случайные штрихи, но самого поэта как личность. Такова уж нелегкая судьба журналиста – стремиться к аналитичности. Наблюдениями именно этого плана – насколько, разумеется, они удались – и хочется поделиться. Поэзия невозможна без душевного непокоя. Читая Сильфиду, проникая в её творчество, чувствуешь ее не равнодушие: чувствуешь ее волнение, потребность выразить себя во внутренне конфликтных состояниях. Не раз возникают слова о далях и высях, как о вызове обыденщине.
Темно. Фантазия моя, ты снова предо мной, Опять приходишь в мои сны, тревожа мой покой, Протягиваешь руку мне, зовешь куда-то вдаль... А я застыла. И нельзя мне сдвинуться. Так жаль...
Вот они, слова, которым непременно следовало прозвучать! В них выразилось противоречие, переживаемое, думаю, не только самим автором, но и всеми читающими эти строки. Истинному искусству свойственно выражать через личное – общественное мнение, настроение.. Поэзия Сильфиды, как глоток свежего воздуха, как разговор с лучшей подругой, доверительна и мудра. Какие пронзительные слова, какой трепет священного материнства в строках :
Какое чудо спит в моих в руках! Благословенье, посланное свыше! Нет никого желаннее и ближе, Прекрасней не найти в любых веках!
Моя малышка! Все мои мечты Сбылись, когда вошла ты в мою душу Ты лучик солнца, что прогнал всю стужу, Подарок Бога! Или дар любви!
Присутствие Поэзии в стихотворении вовсе не определяется тем, есть ли у стихотворения рифма или ритм или они отсутствуют. Главное – чтобы в том, что мы называем стихами, имелось специфическое поэтическое содержание, затрагивающее наше воображение, будоражащее нашу мысль и чувство, вызывающее в нас настроение грусти или радости, любви или ненависти, готовность к действию или пассивному созерцанию.
Приснился мне сегодня сон: Таинственный, манящий. И там со мною был дракон, Живой и настоящий!
Он страшен был, и страшно мил – Какое наважденье, Огнем дышал, стихи дарил – Сплошное наслажденье!
Как с ним спокойно и легко, Вот только отчего же Мне хочется обнять его, И целоваться тоже...
Проснулась я от сладких грез Одна в своей постели, А предо мой букет из роз, Как будто, в самом деле...
Да ладно... нет. Не может быть! Все это наважденье! Вот только не могу забыть Я это сновиденье.
И блеск его янтарных глаз Мне чудится повсюду. Как хочется еще хоть раз! Один! И я забуду...
Но вдруг звонок. Открыла дверь И замерла на месте. Там человек стоит, не зверь. А может оба вместе?
Янтарь в глазах его горит! А я в домашнем платье... Нам столько вместе предстоит! И бросилась в объятья.
Сейчас многие «болеют» историей Шотландии, и в частности кельтскими сагами, однако не все могут увидеть столько романтики в отношениях с драконами. Когда я спросила Сильфиду, чем вызван такой интерес к «драконьей» теме она ответила мне просто: «Я очень люблю историю. Точнее сказать не просто историю, а истории людей, которые, так или иначе, повлияли на ход истории.»
На самом деле, любому автору начиная свое творчество необходимо, на мой взгляд, озаботиться своим кругозором.. Любовь к истории, любовь к своим корням – это возможно первое из условий поэзии. Желание всмотреться, вдуматься в окружающий мир, и через личные переживания, выразить общечеловеческие стремления. Такие, как: любовь, одиночество, милосердие и пр. Некто мудрый заметил «Дьявол кроется в деталях».. Так обыденное, незаметное на первый взгляд, мелочи жизни, становятся Поэзией.
Рада ты дню и мгновенью любому: Светит ли солнце, иль дождь моросит, Молниям, ветру и ярости грома... И тишине, что листвой шелестит...
Что же такое поэзия в жизни и благодаря чему она становится предметом искусства, литературы? Почему белая лошадь, пасущаяся в поле, в предвечерний час или в голубой утренней дымке – это поэтично, а та же самая лошадь в стойле – обычная картина деревенской жизни? Почему силуэт двух влюбленных лунной ночью, на берегу моря – это поэтично, а те же влюбленные, также страстно целующиеся в вашем подъезде – раздражающее действие? И в том и в другом случае «содержание» одно, но другой «ракурс», или иной «антураж», вызывающий определенное лирическое настроение, затрагивающий струны нашей души. Увидеть такую сцену в жизни и передать её «тайный смысл» - задача поэта и художника.
Снова я стою у окошечка, А за ним зима, люди, кошечка, Только вот тебя я не вижу там,
Так просто и так не обычно. Но всегда ли стремление к драматизму, непокою, бывает внутренне обосновано, в достаточной степени оплачено собственным опытом? Для Сильфиды это соответствие оказалось поэтически плодотворным : в ее подкупающе искренних признаниях – нерв и смысл всего её творчества.
Не оставляй меня прошу! Не покидай меня! Я в одиночестве умру Или сойду с ума! Вернись, мой милый, я молю! Вернись живым ко мне. Ведь я люблю тебя, люблю! Живу я лишь в тебе!
Так разорвал однажды крик Ночную тишину, И разбудил в единый миг Драконов и страну. И ветер подхватил слова Все полные мольбы, Чтоб мир запомнил навсегда Крик раненой души!
Что это? – спросила я Сильфиду. «Невозможная боль, одиночество, утрата.. Напиши мне Как, так получилось, что некоторые твои произведения, как открытая рана!»
«была первая, не разделенная любовь... Я несколько лет надеялась на чудо, после чего все бросила и уехала. Именно стихи помогали мне все это выплакать. А теперь я любимая жена и мать очаровательной дочери, которой и посвящаются все стихи о детях, ведь благодаря ей они все написаны.»
Ах, как хороши стихи об Осени..
Пусть осень городом прошла, В багрянец землю одевая, И мостовые поливая Холодным дождиком с утра.
Пусть небо серое от туч, И ветер листья обрывает И по аллеям их гоняет, Гордясь: о, как же он могуч!
Пускай совсем промокли ноги. Неважно это все теперь – Ведь в сердце царствует апрель Давая первые уроки.
И счастьем светятся глаза – Ликуйте все! Любовь пришла!
Словно и впрямь чувствуешь, осязаешь момент, когда «на сердце царствует апрель».. Вот ведь как, на одной-едиственной песчинке может держаться поэтический образ – волновать своей правдой. За время моего присутствия в клубе «Оформим рифмами любовь», я вижу как совершенствуется творчество Сильфиды. Ощущение преодоления определенного творческого рубежа. Рубежа, когда освоение практического жизненного опыта приводит уже к некоему новому качеству, к той свободе изображения, неизменно основываясь на конкретности чувства, мысли, вместе с тем как бы укрупняя эту конкретность, делает ее более выпуклой. Оттого так завораживающе нежна, так по-женски беззащитна и притягательна для нас поэзия Сильфиды.
Сильфида. Избранные стихотворения.
Соломия.
|