Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни). Театр просуществовал с середины 16 до конца 18 вв., оказав при этом ключевое воздействие на дальнейшее развитие всего западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капокомико, итал. capocomico). К 19 комедия дель арте изживает себя, но находит своё продолжение в пантомиме имелодраме. В 20-ом веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре. Принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов, а искусство импровизации - в stand-up comedy.
|
Коломбина (итал. Colombina) — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок — служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре. Маски Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали назвать и всего персонажа. Актёр как правило играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценари, но маска - значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры, и играя его всю жизнь, дополнял артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно - знать сценарий - сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процесе представления путём импровизации.
|
Арлекин (подходит к Коломбине)
Жду тебя на распятьях, подруга,
В серых сумерках зимнего дня!
Над тобой поёт моя вьюга, Для тебя бубенцами звеня!
(драма "Балаганчик", А. Блок)
|
Рассказ Коломбины о себе, ее представление себя, описывает характер,
мои поклонники, Арлекин и Пьеро

подводка к миссии - я буду носить разные маски, представлять разных людей...
|
Пьеро
Неверная! Гдеты? Сквозь улицы сонные
Протянулась длинная цепь фонарей,
И, паразапарой, идут влюбленные,
Согретые светом любви своей.
Где же ты? От чего за последней парою
Не вступить и нам в назначенный круг?
Я пойду бренчать печальной гитарою
Подокно, где ты пляшешь в хоре подруг!
На румяню лицо мое, лунное, бледное,
Нарисую брови и усы приклею,
Слышишьты, Коломбина, как сердце бедное
Тянет, тянет грустную песню свою?
Пьеро задумчиво вынул из кармана дудочку и заиграл песню о своем
бледном лице, о тяжелой жизни и о невесте своей Коломбине.
(драма "Балаганчик", А. Блок)
|