С момента первой выкладки у нас накопилось множество интересных вопросов от читателей (возможно, среди них вы увидите и узнаете свои), на которые нам было не менее интересно отвечать! В этом интервью о нас можно узнать много нового... Или хорошо забытого старого. :)
Часть 1. Авторский дуэт.
Почему именно вампиры? Почему вы решили писать о них?
Сложно сказать, что мы так решили. Когда история «Нулевого фактора» получила свое начало, основой мира в нем были измененные (вампиры). Впоследствии мир видоизменялся, разрастался, и теперь измененные в нем – всего лишь частица, я бы сказала рудимент. Они ещё постоянно мелькают в фокусе и во флешбэках, но речь не только и не столько о них.
Вам в принципе нравится тема вампиров, или?..
Ксения: Меня всегда интересовала тема людей со сверхспособностями, их дальнейшая эволюция. Поэтому наши вампиры вовсе не мертвецы, спящие в гробах и лишенные эмоций, страхов и страстей. Они просто те, кому повезло... Или не повезло – это как посмотреть. Я их давно не воспринимаю как вампиров. Для меня они измененные, нечто совершенно новое и особенное.
Марина: Или. :) Бум по увлечению вампирской тематикой в моем случае миновал лет десять назад. Почему так получилось?.. Кто знает. «Нулевой фактор» - в принципе очень загадочный мир. Я привыкла писать о том, что идет от души, спонтанно, трансформируется и преобразуется по мере развития сюжета, раскрытия мира, роста персонажей...
То есть план вы не составляете?
Наметки есть всегда, но по сути для нас план – это черновик романа, который впоследствии корректируется, дополняется и обрастает новыми деталями.
Марина: Лично мне интересно писать, когда я не знаю того, что произойдет в следующей главе. Планы... Оставлю их кому-нибудь другому. :) Они даже в реальной жизни иллюзорны, что уж говорить о художественной прозе.
Ксения: Точнее так. Сколько бы мы ни планировали, персонажи все равно сделают по-своему и только потреплют авторам нервы.
Как вы пишете в тандеме - каждая за своего героя, или как-то по-другому?
Каждая за своего, совершенно верно. У каждой из нас есть герои, которых мы «ведем». Сцена идет от фокального персонажа, а когда нужны общие диалоги и действия, мы прописываем их вместе.
Как работалось над романом вместе? Были ли какие-то сюжетные повороты, которые вызвали горячие споры?
Ксения: Интересный и провокационный вопрос. Не скажу, что все было идеально, даже сложно, хоть и интересно. Мне кажется, в соавторстве работать проще, потому что один другого подгоняет, стимулирует. Мы дважды бросали «Жертву» (наше первое совместное детище). Когда Марина могла и хотела писать, у меня появлялось много работы и это здорово тормозило процесс. Мы спорили из-за нестыковок или персонажей. Иногда приходилось спасать героев от произвола соавтора, например, от смерти. ;) Сейчас мы сработались и писать вместе стало гораздо легче.
Марина: Поначалу было сложно. Сложно привыкать, подстраиваться под ритм и под планы другого человека – моего ныне обожаемого соавтора. Сложно было ждать, когда у тебя открыт творческий канал, а Ксения занята, или наоборот. Иногда чуть ли не до драки доходило, ну до ссор так точно... :) Но в процессе написания и редактирования первой книги все это как-то улеглось. Признаюсь честно, без Ксении мне сейчас писать сложнее, чем вместе. А когда пишу эпизод исключительно со своими персонажами, это для меня чуть ли не литературный инцест. :)))
Было кое-какие сюжетные повороты, которые мы обсуждали, переписывали, спорили... Ксения действительно спасла некоторых героев. :) За что ей большое спасибо!
У вас романы-рассказы отлеживаются? И возвращаетесь ли потом к наброскам?
Когда мы писали «Жертву», отлежаться ей практически не дали. Дописали, отредактировали, потом ещё раз отредактировали, и ещё раз... :) И отправили в издательства. Правда потом, при выкладке на Самиздат, снова вернулись к редакту. Теперь понимаем, что готовый роман точно должен «настояться» как минимум месяц, а то и два, перед финальной вычиткой. Если держать дольше, рискуешь при правке написать совершенно другой роман. :)
Как вы относитесь к своим книгам и героям?
Марина: Как можно относиться к своим литературным детям? :) Это долгие месяцы нашего с Ксенией совместного творчества. Сказать, что мы вкладываем в них душу и сердце - значит, ничего не сказать. Каждый герой (даже самый эпизодический и вредный) для нас живой, существующий где-то совсем рядом, и, вне всякого сомнения, любимый. Но даже после того, как книга закончена и вычитана, для нас это ещё не точка. Мы в ответе за тех, кого написали (с) Автор неизвестен, но спасибо ему. Точнее я бы не сказала.
Что для вас значат читатели?
Марина: Для меня читатели – это люди, которым нравится наше творчество, кто с радостью и интересом читает наши книги. Те, ради кого мы пишем. Для кого мы пишем. Для меня, как для писательницы, очень важна обратная связь. Поэтому ни один комментарий и ни одно обращение не остается без ответа. Мне нравится с вами общаться. Спасибо за то, что вы есть! Я вас люблю!
Ксения: Я согласна со словами Марины. Без читателей не было бы писателей.
Часть 2. Нулевой фактор: прямой эфир.
Когда и как возник мир «Нулевого фактора»?
Марина: В конце июля две тысячи десятого года. Начался он с персонажа по имени Риган Хэйс-Эванс (главный герой романа «Хроники Бастарда: Ив»). Надо сказать, в тот момент ни я, ни Риган не подозревали, у истоков чего мы стоим... :)
Почему такой разрыв между датой «основания» мира и выходом первой книги?
В 2010 это были всего лишь наметки, далекие от того, чем мир является сейчас. Он развивается и по сей день. Попытки превратить истории мира в книги были весной 2011 года, как отдельно с моей стороны, так и с Ксенией в соавторстве, но что-то не пошло, не получилось. Миру, героям, сюжету необходимо было «дозреть». И сейчас, в процессе написания, мы в этом убеждаемся снова и снова.
В рецензии на «Трансильвании-2014» «Жертву» назвали вампирским «Лостом». И чем-то шпионским. Так и есть?
Ксения: Может быть, кого-то это разочарует, но от «Лоста» там нет ничего. Хотя можно понять, почему провели аналогию. Есть остров, где проводят эксперименты над... теперь уже людьми. Когда искали жанр, к которому можно отнести роман, сошлись на нуаре. Так что для нас «Жертва» - фантастический нуар. От шпионского триллера разве что захвачена некоторая атмосферность – погони и перестрелки.
Почему место действия - заграница?
Место действия романов «Нулевого фактора» - весь мир. К началу «Жертвы» многие главные герои уже были – со своим прошлым, происхождением и национальностью. Переписывать их под Россию просто «чтобы было», мы не захотели. Тем не менее, главная героиня романа – русская по происхождению и по призванию. :) Во второй основной книге цикла действие происходит в Москве практически все время и большинство героев - русские.
А как возникла идея «Жертвы»?
Ксения: Как возникла идея? Это забавно. Для меня история началась одной темной ночью, когда я придумала безумного профессора, который решил уничтожить расу измененных. Но я совершенно не знала куда его пристроить. :)))
Марина: Для меня «Жертва» началась с Джеймса и Хилари. С той истории, которая в романе осталась за кадром, потому что это их прошлое. Момент их встречи, развитие отношений – от ненависти до любви или что-то вроде. :) Впервые я об этом задумалась весной 2011 года, но, как уже говорила, на тот момент не пошло. Сейчас просматриваю свои старые наброски и улыбаюсь. Напиши я её тогда, одна, «Жертва» была бы совершенно другой. И о другом.
Кстати, а о чем «Жертва»?
Это книга о любви во всех её проявлениях и об её обратной стороне, о людях, оказавшихся наедине с самими собой в жестких рамках обстоятельств. Это и эротика, и экшн, и детектив, и фантастическая составляющая, вплетенная в сюжет. Признаемся честно, при написании мы делали основной упор на развитие интриги, но не обошли стороной чувственность, и эмоции.
Ксения: «Жертва» - детективно-приключенческий роман и за спойлерами может потеряться интрига. В аннотации описана завязка, но дальше все намного интересней. В романе много любопытных персонажей со своими историями и судьбами. Если говорить о широком понимании, то естественно про отношения людей и грани эмоций, про выбор и его последствия.
Вы говорили, что кому-то из персонажей грозила смерть? Кому именно?
Ксения: Энтони Хартману и Джеймсу Стивенсу.
Марина: Не судьба им была умереть. :) А вот Хилари – наоборот, спасти не удалось, хотя я очень этого хотела. Но... в «Нулевом факторе» все очень тесно переплетено, все идет по цепочке, и остановить это движение нам не под силу.
Уничтожить расу путём «исцеления» - нетривиальный ход. А как вы полагаете, достойны твари тёмного мира (вампиры), возвращения в мир людей, обладающих бессмертной душой? Или всё-таки вампиризм - это дорога в один конец?
Марина: В случае «Нулевого фактора» вопрос бессмертия души и связи измененных с религией не затрагивается. У нас скорее (не)научная фантастика. :) Я считаю, что исцеления достоин каждый, кто желает исцелиться, но возможно ли это спустя столько лет? Не менее важный вопрос заключается в том, смогут ли они с этим жить: не в режиме форс-мажора, а год за годом в обычной жизни... И позволят ли им. Нам и нашим героям ещё только предстоит это выяснить. :)
В начале «Жертвы» что-то похожее на 11 сентября было. Случайно?
В нашем романе это не настолько масштабный взрыв. Но в сюжете появляется выживший "персонаж" и играет не последнюю роль.
Название "Жертва"... Вообще выбор названия всегда очень трепетный и трудный, ведь "как вы лодку назовете..." Что вы хотели сказать названием?
Отличный вопрос!!! Основная тема-ассоциация названия - Лоуэлл, возомнивший себя жертвой, что повлекло за собой множество других жертв. Но есть и второй скрытый смысл, не менее важный. Если коснуться этой темы сейчас, можно сразу раскрыть всю интригу, поэтому пока воздержимся. :)
Часть 3. Перспектива.
Над каким проектом сейчас работаете или планируете начать работу?
В марте вышел "Дневник Мелани Вэйр" – история возникновения и развития расы измененных, начиная с Древности. Прямо сейчас мы работаем над продолжением основного цикла - романом "Палач". Название само по себе спойлер... Ну, почти. :)
Действительно, название – «Палач»... Во второй книге тоже дело не только в Бостонском Палаче?
Скрытый смысл имеет прямое отношение ко всем книгам, так что...Совершенно верно!
Сколько всего книг планируется?
В основном цикле их будет всего три. Закадровые истории «Нулевого фактора» – отдельная тема.
А сколько будет закадровых историй? Какой у них формат?
Формат самый разный. Начиная от рассказов и повестей до полноценных романов. Пока что их три: «Хроники Бастарда: Ив», «Дневник Мелани Вэйр» и «Рождество для измененной». Последнее – рассказ для поклонников «Жертвы», первые два в принципе самостоятельные произведения. Ориентировочно вырисовывается всего шесть историй, но кто знает...
Как будет называться третья книга?
Пока что это секрет. :) Но название будет в стиле первых двух.
Из промо-роликов понятно, что во второй книге другие главные герои... Мы ещё встретимся с героями «Жертвы»?
Главные герои «Жертвы» будут мелькать в основных романах эпизодически. Про Беатрис и Сэта будет отдельный роман, в закадровой серии.
Что новенького мы сможем почитать в этом году?
Первое и основное – это, конечно, «Палач». Второе – продолжение истории Ригана. Если все получится совсем удачно, то сможем еще почитать про приключения Беатрис.
Вы планируете писать что-нибудь помимо «Нулевого фактора»? Если да, то когда это будет?..
Снова это страшное слово «планы»... :) У нас уже есть несколько идей вне цикла, когда мы сможем приступить к их реализации, сказать сложно. Хотим сначала закончить «Нулевой фактор», и только потом браться за что-то другое. Но зарекаться не будем. Никогда не знаешь, кто из героев и какой сюжет постучится в авторскую мастерскую завтра.