Сегодня, дорогие волшебники и волшебницы, я расскажу вам о замечательном празднике – начале светлого времени года. Когда первого ноября отгорают костры Самайна, наступает время зимы, тьмы и увядания. И оно отнюдь не заканчивается с приходом календарной весны. Настоящая смена сезонов, по верованиям древних, происходит в ночь на первое мая.
Кельты называли этот праздник Бельтайн или Белтане, в Ирландии кое-где до сих пор можно услышать название La Luain Bealtaine, в Шотландии - La buidhe Bealltuin, в Уэльсе - Calan Haf. Все это Майский день, Ночь Костров или Канун Лета. Это день порога, великих событий, праздник плодородия и один из четырех крупных шабашей года.
В колесе года Бельтайн словно противостоит Самайну. В обе эти праздничные ночи истончается граница реальности, а люди собираются вместе, жгут костры и совершают жертвоприношения (как правило, бескровные), но ритуалы празднеств отличаются. Например, если осенью необходимо заносить все в дом, иначе оставленное за порогом станет добычей фейри, то весной, наоборот, избавляются от старого. Стол Самайна щедр, ломится от яств, и за ним радушно привечают любого, в Бельтайн же не принято делиться ничем, кроме заранее заготовленной к празднику еды. Единственное исключение - испеченная на праздничном костре лепешка (или пирог), которую делят между собой все неженатые молодые люди. Угощение разламывают на части, одну из частей помечают углем, после чего вытянувший вслепую помеченный кусочек становится Кильях Белтейн (Кильях Бхаэр) – майской старухой. Легенда, связанная с этим персонажем, очень поэтична. Считается, что Кильях Бхаэр всю зиму ходит по земле, разговаривает с ветрами и вбивает своим посохом ростки обратно, чтобы они не росли. А к весне старуха понимает, что не может справиться с таким количеством ростков, забрасывает посох в терновый куст и уходит в камень, откуда выходит уже весенней девой. В Бельтайн избранный майской старухой несколько раз прыгает или перекатывается через костер, и это считается её символической смертью, а с ней - и зимы.
Примерно в 16 веке в Англии появилась традиция устраивать на первое мая праздничные шествия с цветочными гирляндами. Гильдии ремесленников, соревнуясь, плели настолько длинные и затейливые украшения, что порой они закрывали идущего впереди целиком. Считается, что так и возник ещё один персонаж майского праздника – веселый и шумный Джек-в-зелени (Jack In The Green) или Зеленый человек, которого позднее строгие викторианские священники превратят в целомудренного майского короля.
Ещё одна интересная традиция Бельтайна – пляски вокруг майского шеста, высокой прочной палки, украшенной лентами и цветами. Первоначально люди перед праздником уходили на всю ночь в лес «собирать май», а по возвращении приносили зеленые веточки и молодые деревца для украшения дома. Со временем майский шест или просто «май», который тоже приносили из лесу, вытеснил деревья.
Есть сведения, что славяне первого мая праздновали торжество богини Живы – олицетворения плодоносной силы. Устраивали гуляния, водили хороводы, пели песни. Девушки чествовали кукушек – считалось, что это одно из земных воплощений богини – гадали по их голосам на замужество и урожай.
В этот праздник жгли костры, очищая землю и себя от нечисти и сил Нави, а женщины совершали обрядовую очистительную пляску с мётлами. Не отсюда ли берет истоки знаменитый шабаш - Вальпургиева ночь?
По германскому народному поверью в ночь на первое мая ведьмы и колдуны собираются на горе Брокен, чтобы доказать Сатане свою преданность, плясать, пировать, и совершать прочие непотребства. Примечательно, что свое название самая колдовская и нечестивая ночь получила в честь христианской святой, знатной британки Вальбурги (Бугга, Вабур, Вальпургис) из Девоншира. Одиннадцатилетней девочкой будущая святая попала в Уинборнский монастырь, в котором провела двадцать шесть лет. Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, баварском городке, и прославилась многочисленными чудесами и добродетелью. По преданию, бог наделил ее силой противостоять ведьмовству и защищать посевы. Спустя почти сто лет после смерти Вальбургу Хайденхаймскую канонизировали, а ее мощи перевезли в церковь св. Креста в Эйхштадте. И произошло это как раз первого мая. Языческие и христианские традиции перемешались, и многие по сей день считают святую Вальбургу ведьмой.
Ну а вам, дорогие читатели, мы желаем хорошо отпраздновать Бельтайн, очиститься от зимней тьмы и напитаться его созидательной, плодородной энергией. И не забывайте, что цвета Бельтайна – зеленый, белый и красный, атрибуты – цветные ленты и зеленые ветви, а свечи лучше жечь темно-зеленые, белые или золотые.
|