Школа стихосложенияАвтор статьи: АЭЛИТА

Справочник по стихосложению.

Обновлено: 30.04.11 16:11 Убрать стили оформления
Пойду-ка я стишок сварганю, 

Помастерюсь, похулиганю.

 Сначала рифмы погоняю,

 А как споймаю – посклоняю.

 Мне можно, я ведь не Гораций,

 Без всяких там аллитераций.

 А если очень осторожно,

 Без ассонансов тоже можно.

 Мы также вряд ли захиреем

 Без амфибрахия с хореем.

 Есть у меня такая вера –

 Не всё зависит от размера.

 Взять, например, хоть эти строчки –

 По тропам, а дошёл до точки.

     Итак, начнём, пожалуй...

     Строго говоря, научить "правильно писать стихи" нельзя. Но можно объяснить некоторые вещи, правила, основы, предостеречь от совершения типичных ошибок, указать на подстерегающие начинающих поэтов опасности. Да и просто дать некоторые практические советы.
    Хотя, возможно, прочтение этих нескольких статей будет полезно не только для "начинающих", желающих заняться написанием стихов, но и для "уже бывалых", желающих углубить свое понимание стихосложения и поднатореть в технике.

       Для начала разберем несколько основных понятий, которыми мы обычно называем все это "действо" стихосложения. :)

      ЛИТЕРАТУРА (лат. literatura – написанное) - письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и, в свою очередь, формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).
     ПОЭЗИЯ  (греч. poiesis - создавать, творить) - литературно-художественное творчество в стихах, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы; совокупность стихотворных произведений какой-либо эпохи (поэзия 18 века, поэзия 60-х и пр.), народа (немецкая поэзия, русская поэзия...), поэта (поэзия Лермонтова, поэзия Шиллера и т.п.), группы или течения (поэзия символизма...). 
     ЛИРИКА (греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров: стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т.п. Яркие представители: Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А. Пушкин, А. Блок, С. Есенин...
     СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое поэтическое произведение в стихах.
     СТИХ (греч. stichos — ряд, строка)
  - Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.
  - Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма...).
  - Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).

   Стих может быть безрифменным, белым, холостым и рифмованным, да много ещё каким. Хотите знать чем они отличаются?

      Белый стих - это стих, имеющий метр, но не имеющий рифмы. Простейший пример - стих трагедий Шекспира, "Маленьких трагедий" Пушкина, стих античного эпоса и античной лирики. 
     Вольный стих - это стих, имеющий метр, имеющий рифму, но отличающийся неурегулированностью размера. То есть, в нем короткие строчки незакономерно чередуются с длинными. Примеры - "Горе от ума" Грибоедова, басни Крылова.
     Верлибр - стих, не имеющий ни метра, ни рифмы. От прозы его отличает только формальный признак - членение на строчки (стихи), задаваемое не синтаксисом, а автором, и формирующее стихотворный ритм.

    Здесь многие могут не согласиться - сказав, что тогда любой роман - верлибр. Нет. В прозе членение текста идет по абзацам, синтаксически. В верлибре - по стихам, антисинтаксически. Простейший пример - русские имитации японских миниатюр, являющиеся, по сути, маленькими верлибрами, ибо русское ухо плохо слышит (если слышит вовсе) силлабику. Разбиение хокку на три стиха (строки) осуществляется не благодаря знакам препинания, синтаксису, построению предложения, а часто - вопреки ему. Но зато красиво, поэтично. :)
     "Проза в стихах" -  точнее, жанр стихотворений в прозе. Он был введен в литературу Бодлером. Великий лирик интуитивно нашел незаполненную нишу. Это прозаическая миниатюра, выражающая лирическое чувство, как выражает его лирическое стихотворение. По организации текста - это проза, а по духовной наполненности - лирика. То есть, это лирика, но не стихотворная. а прозаическая.

     Об этих и многих других видах мы поговорим дальше...

     Ну и собственно:

     СТИХОСЛОЖЕНИЕ – это искусство организации стихотворной речи. Второе название – версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также - просодия. Версификатор – ироническое название поэта. :)

     Существуют несколько Систем Стихосложения.

    Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три  группы: силлабическую, силлабо-тоническую и тоническую. 
   
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, независимо от их количества, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.
     Тоническое стихосложение
Простейшая форма стихосложения, в которой соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при меняющемся числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). 
Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. 
Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: « »,

где «» — ударный слог,

а «» — переменное число безударных слогов. 
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм. 

      Силлабическое стихосложение
Это тот же тонический стих, но в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. 
Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. 
Схема силлабического стиха отличается от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа « » в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге. (напр. в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах.)

     Силлабо-тоническое стихосложение
Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место и фиксированное число слогов, и их место в строке.
Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры).

Двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими. 
Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге — анапестическими.

Но пока не заморачивайтесь, сейчас Вам это не нужно, позже мы познакомимся с этим более подробно.
 
Ну и напоследок, что называется, от автора...

 

      Предчувствую, что не всем это понравится, не всем это вообще нужно, а найдутся и те, кому лично я вообще не нравлюсь, кто с уверенностью скажет, что никакого специального образования у меня нет, что из сокровищ мировой литературы за всю свою довольно-таки бессмысленную жизнь мне удалось прочесть только Му-му, вторую и синюю... да и сама я совершенно не умею писать стихи, и не обладаю никаким поэтическим вкусом и слухом,поэтому вряд ли стоит слушать мои "советы", но...

      Я пишу все это не для вас, а для тех, кто найдет здесь что-то новое и полезное для себя, чему-то научится, задаст интересующий вопрос и получит добрый совет.

     Остальных просьба не беспокоиться... 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 9 в т.ч. с оценками: 5 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


МирнаМирна [03.05.2011 16:17]:
Познавательно. Но мудренооо. Буду ждать продолжения. (5)

AlafielAlafiel [03.05.2011 22:14]:
Продолжение - это хорошо! А я никогда не могла следовать заданному размеру... то есть, писать по схеме. Пишу, как слышу, а потом оказывается, что какой-то размер присутствует. А только начну считать слоги и сверять ударения - муз обижается и громко хлопает дверью. (5)

СоломияСоломия [03.05.2011 23:01]:
Мой преподаватель говорил, чтобы писать стихи необходим музыкальный слух, надо слышать ритм и динамику стиха.. Мне очень нравятся в стихах ассонансы и аллитерации.. Очень люблю людей прекрасно владеющих языком.. (5)

AlafielAlafiel [03.05.2011 23:39]:
Та-а-ак... А вот с этого места начинается самое интересное... Потому что музыкального слуха у меня не было. Я его сделала. Ну и заодно стихи писать лучше стала.

СильфидаСильфида [04.05.2011 00:11]:
Значит, музыкальную школу я окончила не зря. Спасибо за интересную статью!!! (5)

АЭЛИТААЭЛИТА [04.05.2011 00:26]:
О, Соломия, ну раз ты у нас в курсе ассонансов и аллитераций, приглашаю к сотрудничеству, как говорится.

Девочки, страшно только поначалу, в следующий раз обещаю поменьше "заумных" слов. Все у нас получится.

СоломияСоломия [04.05.2011 00:35]:
Я немного знакома с теорией стиха..

Антея [04.05.2011 07:39]:
Интересная статья, хотелось бы на каждый вид стихосложения практический пример. С теорией незнакома совсем, а писать хочется. Спасибо. (5)

АЭЛИТААЭЛИТА [04.05.2011 22:00]:
Антея, обязательно примеры будут! В следующих статьях будет все по отдельности и в подробностях.

Список статей в рубрике:
30.05.11 22:29  О рифмах, глаголах и геометрии...   Комментариев: 6
30.04.11 16:11  Справочник по стихосложению.   Комментариев: 9
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение