Школа стихосложенияАвтор статьи: АЭЛИТА

О рифмах, глаголах и геометрии...

Обновлено: 30.05.11 22:29 Убрать стили оформления

  Для создания своего стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы... И вот что я хочу Вам сказать в качестве своеобразного "лирического отступления" :
 Ритм.

 Для того, чтобы его соблюдать, многие писатели прибегают к таким ненужным словам-паразитам как "уж", "бы", "так" и т.д.

Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны. Это лишь пример того, чем мы обычно "заполняем" пробелы в ритме, когда нам не хватает пары слогов в строке.

Поэтому, не спешите дописывать последнюю строчку и  сразу выставлять стихи на показ читателю. Прочитайте внимательно, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие.

Да, над этим придется попыхтеть, возможно втрое большее время, чем то, за которое написалось стихотворение. Но нет предела совершенству, и согласитесь, что читать такие отзывы как " превосходно!", намного приятней, чем "здесь у тебя не так, и тут надо бы по-другому".

Ну а теперь - собственно теория. :) 

 

1). Рифма и её разновидность.

 
     Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворения.

В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает трёх родов:

а). Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.

То есть - это самые простые рифмы типа:

Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС...  :)


б). Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
 

Тут уже совпадает больше звуков:

вИНА – картИНА, плАНЫ – рАНЫ, стрАННО – тумАННО, стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ... :)

 

в). Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,
Чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
Плачет все горше и все безутешнее.

 После ударной гласной следуют два слога:

нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА... :)

 

Далее пойдет уже рифма
Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.

Она нам гипер-не-нужна, тут и так все уже понятно. :)

 

Также существует такое разделение:
Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)
Сквозная рифма — проходит через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке)
Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

 

Есть ещё и такое понятие, как "холостой стих" — это  незарифмованная строка среди рифмованных, используется в особой форме построения строфы, где могут рифмоваться только четные или только нечетные строки (также незарифмованной может оставаться и одна строка).

Сидел рыбак веселый 
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.

(М. Ю. Лермонтов. Тростник.)

Заиграли на рояле,
И под звон чужих напевов
Завертелись, заплясали
Изумительные куклы.

(А. Фет. Заиграли на рояле...) 

Кроме того, мы можем разделить рифмы так:

Простая рифма - рифма отдельных слов:
 сталь - жаль, осень - восемь, лед - мед, честь - месть...

Сложная рифма - когда рифмуются группы слов:
 с тополей - сто полей, не разглядела - не раз глядела, бежевый - где же я...
Замещенная рифма - когда разница в рифмующихся словах всего в одной букве, то есть одна буква замещает другую, и получается совсем новое слово.

Такое замещение может быть в начале слова, в конце и в середине:
 почка - точка, лесть - честь;
 ветер - вечер, колпак - Колчак;
 молод - молот, род - рот...
Усеченная рифма - когда в конце рифмующихся слов последний звук почти не слышен, и он как бы усекается:
 плечо - о чем, пламя - память, заря - заряд...
В некоторых случаях усечение звука происходит не в конце слова, а в середине или в начале:
 прост - пост, трюк - тюк, брак - бак;
 вузы - узы, сода - ода... 

 

Рифма точная и неточная.

Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? 

Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы, которые обладают рядом различительных признаков.

И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости


Признаки эти, очевидно, неравноценны.

Например, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости (П-глухая, Б-звонкая). 

Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы.

Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная).

ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна.

Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают.

Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1).

И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой.

Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

   То есть мы можем сделать вывод, что точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Итак, в достаточной точной рифме совпадают: 
а) последний ударный гласный,
б) звуки, начиная от последнего ударного гласного.

Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит".

Также к точным относятся так называемые йотированные рифмы: "опять – рукоять". 

 Пример строфы с точными рифмами (совпадают именно звуки, а не буквы):

Приятно, катану сжимая, 
Врага превращать в винегрет.
Катана – мечта самурая,
Но лучше ее – пистолет.
 

(Гарет)

В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга". Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут быть хорошими, средними, плохими и ... очень украшать или разнообразить стих. :)

 

Ассонанс и Диссонанс.

Ассонансом называют как рифму, где совпадает только один ударный гласный и ничего более, так и наоборот, рифму, где ударный гласный не совпадает, но совпадает достаточное количество согласных и неударных гласных (облако - яблоко).

Мне кажется , все же правильнее называть рифму, где не совпадают ударные гласные - диссонансом (как ее иногда и называют). А рифму, где совпадает только один ударный гласный - ассонансом. Впрочем, вопросы терминологии для практики не так важны.

 Часто высказывается мнение, что диссонансы - это вообще не рифмы. В одном стихе диссонанс может звучать как рифма, а в другом - нет. 
 Встречается даже мнение, что и ассонанс - совпадение только одной ударной гласной - это "не рифма". Но это уже идет от неумного эстетства. А оно может завести куда угодно. Действительно, в стихах такая  рифма часто звучит не очень хорошо. Но не во всех случаях. 

А вот в песнях ассонансная  рифма - обычное дело. Что вполне объяснимо, так как при пении пропеваются только гласные звуки, именно на них идет упор. Кроме того, в песне строковый ритм подчеркивается еще и музыкальными средствами, поэтому там требования к "качеству" рифм ниже.

 На первый взгляд может показаться, что идеальной рифмой был бы точный повтор "морозы-морозы" , "зеркальный-зеркальный", или классическое "ботинок-полуботинок". Такие рифмы называются тавтологическими. Если бы была верна теория о благозвучии и звуковом сходстве, то так бы оно и было. Однако на деле такие рифмы создают очень неприятное впечатление!

Так взять строчки из песни Окуджавы (видимо экспериментальной - там всюду кроме двух последних строф содержатся тавтологичные рифмы):

Она про проволоке ходила,
 Махала белою рукой,
 И страсть Морозова схватила
 Своей мозолистой рукой...

Здесь рифма рукой-рукой настолько неприятно звучит, что
 в народе сразу же переделали на "махала белою ногой".

 Причина этого в том, что приятный для человека ритм - это не просто повторение, а сочетание повторения и развития, движения.

 

Геометрия стихотворения.


Высшим пилотажем во все времена, лучшими стихотворениями считались четко выстроенные с точки зрения геометрии.

В пример привести могу "Илиаду" и "Евгения Онегина", хотя их гораздо больше.


Основа Геометрии стихотворения:
1) Размерность
2) Рифмовка
Эти параметры можно комбинировать в крайне разнообразных комбинациях.

Самыми стандартными геометрическими фигурами стихов являются:
а). Крест (рифмовка через строку)

Это перекрестная попарная рифмовка, размерность: (1ая строка = N; 2ая строка = N - 1)

 О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.

(А. Ахматова)

 
б). Линия (смежная рифмовка)

Прямая рифмовка, равная размерность.

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

(А. Прокофьев)

в). Круг

Здесь опоясывающая рифмовка, а размерность подобная кресту.

Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни...

(А. Бунин)

 

*При наличии большего количества строк в строфе возможны и более сложные комбинации.

Более подробно рассмотрим в одной из следующих статей. 

Ну и в заключении...

Хочется сказать, что следует учитывать, что начиная с уровня строки, важным компонентом становится не только звук, ритм и рифма, но и смысл!

Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются совсем по другому:

 

"И хоть мы незнакомы почти
 Посещением дом мой почти..."

или
"В полуночном холодном бреду
 Я по кочкам болотным бреду..."


 Здесь рифма "бреду-бреду" слушается уже совсем по другому, чем "рукой-рукой". И, соответственно, такая рифма обычно расценивается не как плохая, а как "крутая".

 Более того, даже слова формально-грамматически однокоренные могут нормально рифмоваться, если по смыслу они достаточно  далеки.  Ну, скажем "забуду-пробуду".
Или, например, из классики:

"Когда не в шутку занемог...

...
 И лучше выдумать не мог"...


 "Глагольная", да еще и однокоренная рифма - у Пушкина!

С формалистской точки зрения - ужасно! Но в реальной речевой практике смысл слова "занемог" далек от "не мог" и поэтому на смысловом уровне они не воспринимаются как однокоренные.

И специалист вполне справедливо расценивает эту рифму не как "ужасную" а как "эффектную".

А вот "ботинок - полуботинок" или "всегда-иногда-никогда" - на всех уровнях: и звуковом и грамматическом, и смысловом воспринимается как тавтология, уж простите... :)



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 6 в т.ч. с оценками: 5 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


СтасечкаСтасечка [31.05.2011 16:35]:
хорошая, познавательная информация, спасибо! (5)

СильфидаСильфида [31.05.2011 17:47]:
Огромное спасибо за статью! Очень интересно! (5)

AlafielAlafiel [31.05.2011 18:06]:
Интересная информация! А я иногда использую и трехстшия с третьей нерифмованной строчкой (или рифмованной с третьей строчкой второго трехстишия) и шестистишия (слова-то правильные использую?) и рифмую через три строки. Эхо тоже было, в одном стихотворении сделала на нем ритмический акцент. Больше нравится сложная рифма (не всегда, к сожалению, находится, иногда и банальность допускаю с однокоренными) или точная рифма как в том примере про катану - вроде буквы не совпадают, а звуки как раз! И получается эффектно. Только удается не всегда... Спасибо за информацию! (5)

AramintaAraminta [31.05.2011 18:50]:
Спасибо!
Читая твою статью, я сразу вспомнила своего учителя литературы. Он любил повторять: "Иногда бывают стихи без рифмы - все в порядке, это белые стихи. Иногда бывают стихи без ритма - не переживайте, это верлибр. Бывают даже стихи без смысла - это поток сознания. Но когда в них нет ни одного, ни другого, ни третьего - это ужасно!" (5)

Антея [31.05.2011 19:28]:
Прекрасная статья! Спасибо. А Вы предпочитаете какую рифму при написании стихов? (5)

АЭЛИТААЭЛИТА [03.06.2011 22:09]:
Вы - это Я? Или это ко всем вопрос?
Я в основном самые простые и точные стараюсь выбирать, люблю как и многие - глагольные, иногда замещенные. Вот - это самое частое. Среди принципов рифмовок - использую все здесь представленные и большинство ещё не представленных. Вообще люблю разноплановость и эксперименты.

Список статей в рубрике:
30.05.11 22:29  О рифмах, глаголах и геометрии...   Комментариев: 6
30.04.11 16:11  Справочник по стихосложению.   Комментариев: 9
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение