Сундучок Белой РозочкиАвтор статьи: Alafiel

Пока нас не коснется...

Обновлено: 16.04.11 01:31 Убрать стили оформления

    Есть вещи, о которых мы предпочитаем не говорить. Если же говорить приходится, то делаем это, стыдливо комкая слова... Но нам все равно напомнят. Говорить необходимо, сама жизнь и окружающие нас люди подсказывают нам это. Одна из таких тем – инвалидность. При упоминании об этом мы смущенно произносим банально сочувственные слова, и на том все заканчивается. Мы даже, бывает, не удосужимся подумать, а как живется инвалидам, а что это за люди? Мы отходим подальше, подсознательно страшась, что и с нами может произойти нечто подобное.

    Так случилось, что жизнь меня сталкивала с людьми, имеющими инвалидность, и потому я считаю, что я вправе высказаться. В первый раз это произошло в детстве, когда у моей подружки обнаружили дисплазию тазобедренного сустава. Ее заковали в гипс, надели распорки на ноги. Девчонка все детство провела, лежа на животе. Потом встала на костыли... Когда я видела ее последний раз, она ничем не отличалась от здоровых людей, и никто не мог бы сказать, какое у нее было детство. Впрочем, ей повезло, что ее мать – врач и вовремя заметила тревожные симптомы. Так везет не всем. Мой друг, имеющий такой же диагноз (по моим предположениям – точно он не называл) передвигается в инвалидной коляске. Наше знакомство сначала было только телефонным, и я не знала, что он инвалид. Когда же узнала, мне было уже все равно. Поэтому, когда мы встретились, я приняла его таким, какой он есть. Мы дружили десять лет, и за это время я совсем перестала обращать внимание на такую деталь.

    Он рассказал мне, насколько трудно инвалидам даже выйти из дома. Задумайтесь – не найти работу, пойти в магазин и тому подобные обыденные вещи, а просто выйти из дома! Коляска не входит в лифт, и ему приходится  инвалид у метропользоваться помощью отца. Большинство, да считай, все магазины недоступны из-за невозможности туда зайти. Даже некоторые киоски – тоже. Брусчатка, выложенная по периметру киоска, перекрывает возможность подъезда. Я помню, что покупала мужской журнал потому, что мой друг не смог подъехать к киоску и попросил о помощи меня.

 Так же я переписываюсь с девушкой, передвигающейся на коляске из-за ДЦП. Она тоже не сразу призналась в своей проблеме. Когда же я, учитывая предыдущий опыт, стала задавать ей вопросы, была удивлена, что я понимаю ее проблемы и рада, что ее принимают такой, какая она есть. Она очень добрая, светлая, и мне абсолютно все равно, есть ли у нее физические недостатки.

   Но обо мне ли речь? Наш мир неприспособлен для инвалидов. Обычные вещи – выйти из дома, проехаться на автобусе, что-то купить в магазине – практически недоступны им. Я полагаю, тем, у кого есть друзья-инвалиды, повезло, как и самим инвалидам. Спросите, в чем же тут везение, когда столько проблем? В закалке души, в уроке, в очередной раз данным нам Высшими Силами... И часто бывает так, что что-то забирая, нам дают взамен другое... Например, талант, доброе сердце, сильный характер. Не бывает так, чтобы, отняв нечто, это не возместили.

  К примеру... Чаще всего мы слышим о слепых музыкантах – вы сами вспомните хотя бы пару имен навскидку... А вот слепой художник – это достаточно необычно. Жизнерадостные и живописные полотна Лизы Фиттипальди (Lisa Fittipaldi) обычно очень нравятся зрителям. Но простое удовольствие от разглядывания картин сменяется изумлением и даже шоком, когда люди узнают о том, что автор этих картин лишена зрения. Слепая художница? Не увидев работы Лизы, в такое трудно поверить. Но творчество этого автора в который раз доказывает, что талант и сила человеческого духа могут не просто многое – иногда они творят невозможное. Лиза Фиттипальди

   Уникальность истории Лизы Фиттипальди заключается в том, что женщина перестала видеть в 1993 году, а впервые взяла в руки кисть два года спустя – в 1995-ом. Будучи дипломированным бухгалтером и финансовым аналитиком, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор. К всеобщему удивлению, Лиза начала рисовать.

  Не имея возможности наблюдать за работой других художников, она придумала свою систему обучения – слушала аудиоверсии книг и посещала вместе с мужем музеи, а чтобы ориентироваться в композиции картины, натягивала на холст сетки из веревок.  Критики и другие художники не раз говорили Лизе, что она сколько угодно может рисовать абстракции или цветы, но ей никогда не стать настоящей художницей, поскольку ей не под силу изображать людей и сцены из уличной жизни. Это был вызов, и Фиттипальди ответила на него достойно. В 1998 году она нарисовала первую уличную сцену и с тех пор делает это постоянно. При этом для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже  ей самой.

   ...Что же делается в нашей стране для таких людей, и делается ли? По предварительным итогам, большинство граждан относятся к благотворительной деятельности крайне негативно, видя в ней форму «отмывания» денег, а также способ понравиться властям. Уровень осведомленности о существовании благотворительных фондов и некоммерческих организациях очень низок. И это при том, что развитие благотворительности в России имеет многовековую историю. История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.С принятием христианства на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». 

  В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему.

  Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича — Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

   В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

    Большой импульс получила благотворительность в царствование Петра I. Личные впечатления, полученные государем во время его поездок в Западную Европу, легли в основу его деяний в России. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных.

  Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность, на эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники. В то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. ХIХ век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря кото рым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. К концу ХIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские, деревенские благотворительные общества, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян, ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих такой комитет по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве, инициатором его создания стал генерал-губернатор Д.В.Голицын. Организация называлась «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством самого генерал-губернатора. В ведение Комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры воздействия, для других Комитет просил оформить виды на жительство; заболевших определяли в больницы, богадельни; нуждающимся подыскивали работу, снабжали одеждой, обувью и деньгами; малолетних детей направляли в учебные заведения, воспитательные дома, на учебу на фабрики и заводы. В Москве Комитет основал женские и мужские богадельни, долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства.

  Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов — туда бросали милостыню.

   Сейчас в России заниматься благотворительной деятельностью крайне невыгодно, так как действующее законодательство не предлагает мер морального, либо материального поощрения благотворителей. Те, кто реально занимается благотворительностью, стараются делать это тихо, чтобы не привлекать к себе внимания налоговых органов. Потом, существует такой вопрос, а не является благотворительность унижением? Особенно если человек не чувствует себя инвалидом, вкладывая в это слово некую неполноценность. Есть и еще один нюанс –  мошенничество, и которая просьба о помощи является истинной, можно и не понять. С последним я столкнулась сама – не на личном примере, к счастью... Одной девушке нужна была помощь после аварии, ее друзья собирали деньги, распространяли листовки с призывами о помощи, пытаясь хоть как-то привлечь внимание... Когда я показала одну из таких листовок в техникуме, первый же вопрос был: «А это не обман?», и это говорит о многом... 

помоги ближнемуПозже я пыталась помочь собрать деньги для моей подруги, которая катастрофически теряла зрение после родов, писала в газеты, на различные сайты... Какое-то количество денег собрали, но помогали (замечу – в обоих приведенных мной примерах) в основном друзья, те, кто знали лично... И те, у кого нет лишней копейки. Что в итоге получается? «Гром не грянет – мужик не перекрестится», так что ли? Конечно, доверяй, но проверяй, обманутым быть не хочется, но если это не обман, если из-за равнодушия человек останется без помощи? К сожалению, зачастую и проверить-то непросто... Но если мы будем закрываться, то банально очерствеем душой... хотя, скорее всего, что это уже происходит. И неприспособленность нашего быта к нуждам инвалидов – одно из тех свидетельств. Но ведь на месте инвалида когда-нибудь может оказаться ваш друг, родственник, и не дай Бог, если вы сами... Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена.Может быть, еще не поздно вспомнить об этом? Надеюсь...

 

Alafiel.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 9 в т.ч. с оценками: 4 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


АЭЛИТА [01.05.2011 14:36] АЭЛИТА
Хорошая статья. Да, ты права: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». К сожалению, в настоящее время это именно так. И почему нас потом искренне удивляет, что не от кого нам ждать помощи? Сами-то много кому помогаем?!
Ты упомянула про сборы денег на операции... Я участвовала в таких акциях. Помощь очень больным деткам, для которых "всем миром" собирают деньги на лечение и реабилитацию в Германии, потому как у нас врачи такого не делают. Дело не в том, сколько ты дашь, ведь так? Если бы каждый давал хоть по рублю, нас же много миллионов! Помочь можно было бы если не каждому, то многим. Самое печальное, что действительно - никто не хочет этим заниматься...

Alafiel [01.05.2011 16:18] Alafiel
Аэлита, совершенно верно! И ладно бы зависело от суммы, рубль отдать не убудет, главное - неверие. Опасение, что за всем этим стоит мошенник. А в итоге кому-то не помогут...

Vlada [01.05.2011 20:10] Vlada 5 5
Юля, ты затронула чрезвычайно сложную тему. В нашей стране инвалидам живется тяжело - их действительно считают "сирыми и убогими" - я ненавижу эти слова. Пока мы так будем говорить, ничего делать для них не будут. В некоторых странах за рубежом люди считают себя "временно здоровыми" - они понимают, что могут в любой момент заболеть и стать инвалидом. Поэтому пытаются создать приемлемые условия для людей, ограниченных физическими возможностями. По себе знаю, что испытываю чувство острой жалости к таким людям. а надо не жалость испытывать, а понимание, что это тоже человек , только с другими проблемами. И ОЧЕНЬ советую посмотреть фильм 2010 года "Guzaarish"/ МОЛЬБА.

Мадам Де Руэ [01.05.2011 21:23] Мадам Де Руэ 5 5
Юля, отличная статья! Жаль, что в ней затронуты сразу две важные темы: Проблемы инвалидов и благотворительность. Можно по каждой написать отдельно. О благотворительности я писала в статье про графа Шереметьева, который даже похоронить себя приказал в самом скромном гробу, а деньги отдать на благотворительность, Он оставил уникальное письмо наследникам с наставлением благотворительности. Я привела его в статье о его жене Прасковье Жемчуговой, графине Шереметьевой. И еще, поразительные сведенья я читала в материалах о наших русских купцах-миллионерах, Морозовых, Елисеевых... Надо знать о наших благотворителях- и брать пример, действительно - по рублику... Мне это отчень нравится.

Alafiel [02.05.2011 01:10] Alafiel
Да, можно по каждой отдельно. Но мой личный опыт не разделил эти темы (все примеры ведь настоящие) Мне знаком опыт наших меценатов. Так жаль, что эта замечательная традиция была утеряна!

Мирна [03.05.2011 16:00] Мирна 5 5
Я считаю не только традиция. Не сформирована культура благотворительности в стране. Фонды, организации, которым могли бы доверять и куда могли бы обращаться люди. И личное отношение каждого к этому вопросу. То что ты дашь этот рублик, и тебя не засмеют. "То же меценат нашелся" . Не стыдно обратится за помощью в трудный момент. Здесь поднимается очень большой пласт вопросов. Спасибо, Юля, что не побоялась взять такую тему.

АЭЛИТА [04.05.2011 00:20] АЭЛИТА
Да что там говорить о культуре и каких-то специализированных фондах? Всё ведь намного проще. В каждом, даже самом маленьком городишке, есть заведения типа социальных центров помощи, бесплатных пунктов питания, наконец, домов для сирот и инвалидов. Люди ведь прекрасно знают где эти заведения. И я сейчас уже не говорю о деньгах, можно собрать вещи, которые приличные, но в твоей семье ими уже не пользуются (вообще не пользовались и т.п.) и отнести туда. Там ведь рады любой помощи, особенно еде, одежде и книгам. Ну и кто, скажите мне встанет и пойдет пересмотреть свой шкаф, что-то собрать, отнести?! Увы, мы всё это "понимаем" только на словах, на деле же - никто не пошевелится...

Alafiel [04.05.2011 07:35] Alafiel
А еще я читала отзывы, пытались помогать детдомам, а те фырчали, то не так, это не эдак... Правда уж или нет, не знаю, но читала о бесполезных попытках помочь.

[25.01.2012 10:56] Шуша 5 5
Самое трудное в благотворительности - поверить что твои, пусть и небольшие деньги, действительно достанутся нуждающимся, а не мошенникам. Я лично верю двум фондам -это фонд "ПОДАРИ ЖИЗНЬ" Чулпан Хаматовой и Дины Корзун и акция (теперь уже постоянная)Первого Канала.В фонд "Подари
жизнь" делать взносы вообще легко - в каждом Сбербанковском банкомате есть эта именная опция, так и называется "Подари жизнь". То есть,сомнений что твои деньги уйдут в неизвестном направлении, не остаётся.
Да и Первый канал, думаю, конролирует куда идут деньги - от этого зависит их престиж.
http://www.1tv.ru/news/social/190668

http://www.rusfond.ru/1tv

Список статей в рубрике:
21.12.12 18:05  Рождественское чудо (внеконкурсный)   Комментариев: 8
17.10.12 18:25  Поэтический конкурс "С чего начинается Родина?"   Комментариев: 5
15.12.11 20:07  "Летучий голландец", ужас морей   Комментариев: 1
10.12.11 00:56  Замурованная   Комментариев: 2
13.06.11 22:07  Прилетит ли аист?   Комментариев: 3
26.05.11 22:06  Кукольный мир в мире людей   Комментариев: 4
24.05.11 17:56  Мой маленький принц, мое солнышко   Комментариев: 4
30.04.11 23:42  Ворон как символ.   Комментариев: 6
16.04.11 01:31  Пока нас не коснется...   Комментариев: 9
06.10.10 10:49  Greensleves. Жду тебя после смерти   Комментариев: 11
18.06.10 14:42  Шекспир. Сонет №...   Комментариев: 5
27.12.09 15:01  Книга Дианы Сеттерфилд "13-я сказка" и ее героини   Комментариев: 4
11.10.09 16:11  Бриджит Джонс и ее связь с книгой "Гордость и предубеждение"   Комментариев: 4
25.09.09 17:49  Мэри Монингтон ("Беспутный повеса" Мэри Бэлоу)
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение