Сокровища нации. ЖивописьАвтор статьи: Ирэна

Дэвид Робертс.

Обновлено: 14.06.12 21:12 Убрать стили оформления

 

О шотландском художнике Дэвиде Робертсе я узнала случайно - благодаря детскому анимационному циклу "Уроки с тетушкой Совой", до которых большой любитель мой сын. У него много дисков из этой серии,  а недавно мы разыскали Тетушку Сову в сети, и вот теперь  периодически смотрим эти передачи. Ребенок у меня, помимо всего прочего, ужасно заинтересовался Древним Египтом ("Смотри, мама, иероглифы!"), и я , соответственно, тоже слушаю расказы  "о фараонах", о "мумиях" и прочих "интересных штуках".

Одна из лекций тетушки Совы как раз была посвящена художнику, который с фотографической четкостью передал в акварелях и рисунках атмосферу Египта, причем  поразительна именно его архитектурная достоверность.

                                    

 

 
Дэвид Робертс родился 24 октября 1796 года в семье скромного ремесленника в пригороде Эдинбурга Стокбридж. Его мать, которую он очень любил, первой заметила художественные способности своего сына, который изрисовал мелом стены кухни, изобразив на них фантастические сцены.
  Родители не могли платить за образование Дэвида. После того, как он окончил начальную школу, его определили подмастерьем к маляру и декоратору Гэвину Беуго (Gavin Beugo), у которого Робертс получил первые уроки рисования и живописи. Дэвид Робертс уже тогда проявил незаурядные способности к копированию реальной жизни. Однажды он нарисовал однофунтовую банкноту, которую трудно было отличить от оригинала.

 

  В 1815 году Робертс стал работать самостоятельно. Будучи декоратором, он красил стены, мастерски имитируя мрамор и дерево, но довольно рано заинтересовался работой художника-сценографа. В этом качестве Дэвид Робертс дебютировал в цирке-шапито, где по мере надобности, однако, он еще выходил на арену, как униформист. А путешествуя с цирком он удовлетворял свою страсть к перемене впечатлений.

 

  Свою блестящую карьеру Дэвид Робертс начал в 1819 году как сценограф Королевского Театра в Глазго, продолжил ее через год в Эдинбургском театре, а в 1822 году он приехал в Лондон, где сперва работал в театре Друри Лэйн, а с 1826 года – в театре Ковент Гарден. Очень доброжелательно встреченный критикой (в газете "Таймс", например, Робертса назвали гением необычайного таланта) молодой художник начал также писать картины. Его первая выставка состоялась в 1824 году. Дэвид Робертс был также основателем Общества британских художников, которое возглавил в 1831 году.

 

  Он прославился как мастер изображения архитектурных памятников, и в 1824 году Робертс начал свои путешествия поездкой по Франции, Бельгии, Голландии и Германии, где сделал множество рисунков, которые в то время имели большой спрос. Фотография еще не была изобретена, и рисунки и гравюры были единственным способом показать читателю как выглядят далекие страны. В 1832-1833 годах Робертс провел одиннадцать месяцев в Испании. Побывав в Бургосе, Мадриде, Толедо, Кордове и Гранаде, он пересек Гибралтар и побывал также в Марокко, где впервые столкнулся с Востоком и оценил мавританскую архитектуру.

 

  В ходе путешествия и длительного проживания в Севилье, Дэвид Робертс нарисовал множество картин и рисунков, многие из которых были опубликованы в журнале «Landscape Annual», а многие другие – в книге «Picturesque Sketches of Spain». Но, самое главное, они прославили Робертса как иллюстратора и сделали возможным финансирование давней мечты художника – поездку в Египет и в Палестину. Поездка эта готовилась очень тщательно.

 

  Робертс оплатил эту поездку гонораром, полученным от продажи его испанских работ и очень рассчитывал, что и будущие его рисунки найдут спрос, поскольку романтизм в Европе возбудил интерес к экзотическим картинам, раскрытие тайны египетских иероглифов Шампольоном – к цивилизации Древнего Египта, а Святая Земля и ее памятники всегда были притягательны для христиан. Кроме того некоторые места, например, Петру, недавно открытую для европейцев швейцарскими археологами, окружала атмосфера таинственности. К тому же путешествию способствовала благоприятная политическая ситуация. После того, как египетский паша Мехмет Али распространил свою власть на Святую Землю, он начал политику модернизации, которая привела к большей терпимости к проживающим здесь немусульманским народам, в том числе к христианам.

 

  
Робертс отплыл в свое путешествие 11 сентября из Марселя, куда приехал из Англии, сделав краткую остановку в Париже. 24 сентября через Чивиттавеккию и Мальту он прибыл в Александрию. Вместе с несколькими другими англичанами он на три месяца снял корабль, чтобы подняться на нем по Нилу, и вынужден был тут же буквально «затопить» его, чтобы избавиться от населявших корабль в огромном количестве крыс. На корабле, аренда которого вместе с командой из восьми матросов обошлась в пятнадцать фунтов стерлингов в месяц, художник поднялся по Нилу далеко в Нубию, к храму Абу-Симбел. Затем Робертс длительное время жил в Каире, где Робертс оказался первым христианином, получившим разрешение войти в мечеть и даже рисовать там. В столице Египта он встретил двух англичан, Джона Пелла и Джона Киннира (John Pell & John G. Kinnear), вместе с которыми он решил продолжить свое путешествие в Святую Землю. Путешествие это было не очень комфортно для европейцев и продолжалось с 7 февраля по 13 мая 1839 года, когда Робертс сел на корабль, возвращающийся в Александрию, где он встретился с Мехметом Али.

 

  Робертс вернулся в Англию 21 июля 1839 года, привезя 272 рисунка, картину, изображающую панораму Каира, три тетради эскизов и дневник путешествия, переписанный его дочерью Кристиной. Сегодня этот дневник хранится в Национальной библиотеке Шотландии. В 1841 году Дэвид Робертс был избран членом Королевской Академии. Выставка акварелей и рисунков, сделанных им во время своего путешествия, вызвала горячие хвалебные отзывы, отмечавшие совершенство техники и, как сказали бы мы сегодня, фотографическую точность.

 

  На волне популярности и успеха у критиков началась продажа работ, которая, правда, принесла больше выгоды издателю, сэру Ф.Г.Муну (F.G.Moon), а не художнику. Мун, полный уверенности, что он сумеет хорошо реализовать работы Робертса, предложил тому три тысячи фунтов стерлингов за права публикации рисунков и литографий с них, сделанных бельгийским художником Луисом Хаге (Louis Haghe). Эта крупная сумма окупила только часть расходов на нелегкое и опасное путешествие. Однако публикация принесла Робертсу европейскую известность. Альбом «Egypt, Syria and Holy Land» публиковался ежемесячными выпусками с 1842 по 1849 год и сделал Робертса самым знаменитым художником викторианской эры. Он был принят при дворе, получил похвальные отзывы от многих великих художников и писателей от Тернера до Диккенса и Тэккерея, имел заказы как от преуспевающих деловых людей, так и от титулованых и коронованых особ. Робертс продолжал свои путешествия, хотя теперь они были не столь продолжительны и не выходили за пределы Европы. В 1843 году он побывал во Франции, Бельгии и Голландии, в 1851 году – в северной Италии, через два года – в Риме и Неаполе, а позже – снова в Бельгии и в Париже. Когда 24 ноября 1864 года он умер, слава этого неразговорчивого шотландца с уверенной рукой, вооруженной карандашом, которого газета «Таймс» назвала «самым лучшим архитектурным художником, рождавшегося в нашей стране», не уменьшилась.

 

  С концом викторианской эпохи, казалось, что имя Дэвида Робертса, как многих художников того времени будет забыто. Но и сегодня его картины производят большое впечатление, а его рисунки сохранили прелесть того утраченного мира, в котором путешествие на Ближний Восток было опасным приключением, а храмы Долины Царей или Храм Гроба Господня становились известными публике только благодаря искусству художника.
 
Ознакомиться подробнее с творчеством художника можно здесь.
 
Материалы:
1,
2
 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 3 в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


whiterosewhiterose [28.06.2012 09:37]:
Ух ты! Это не акварели, это практически цветные фотографии! Отличные иллюстрации к любой познавательной энциклопедии или историческому роману. Ирена, спасибо, что познакомила с таким талантливым художником. Вспомнился Каналетто, который писал Венецию, и его картины тоже похожи на видовые фотографии - настоящая находка для историков- реконструкторов. (5)

АлюльАлюль [28.06.2012 23:03]:
Отличная статья. Да, Робертс был одним из первых фотореалистов. Есть такое направление в живописи. При отсутствии фотографии значение его искусства как точного свидетельства (и исторического, и географического) трудно переоценить. Достойный сын Шотландии. Она может им гордиться. (5)

Min PaparazzoMin Paparazzo [30.06.2012 15:42]:
Пусть Дэвид Робертс и не был самым разговорчивым человеком в прямом смысле этого слова, зато его рисунки и картины рассказывают и рассказывают. (5)

Список статей в рубрике:
15.04.13 16:14  Национальная галерея Шотландии   Комментариев: 4
14.06.12 21:12  Дэвид Робертс.   Комментариев: 3
24.05.10 00:58  Arthur Claud Strachan.Удивительные краски и солнечное тепло его картин.   Комментариев: 7
03.02.10 11:02  Шотландские художники.Аллан Рэмзи.   Комментариев: 4
Добавить статью | Little Scotland (Маленькая Шотландия) | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение