Сокровища нации. МузыкаАвтор статьи: Quadro

История и развитие шотландской музыки

Обновлено: 10.02.10 03:17 Убрать стили оформления

Скотты, бриты, скандинавы…

Именно эти народности населяли территорию нынешней Шотландии, поэтому нет ничего удивительного, что песенно-танцевальные традиции этих племен оказали самое большое влияние на музыкальное искусство шотландцев.

В народных  песнях присутствуют   7- и 8-ступенные звукоряды, а также трихордовые и пентатонные мелодичные обороты. Характерны скачки на большие интервалы, типичны ритмические фигуры, сходные с ломбардским ритмом, а также синкопированный рисунок, так называемый скоч снэп. Ритмы народной шотландской музыки связаны с танцевальными движениями, а основными танцами являются - рил, стретспей, флинг, экоссез.

В XII - XV вв. носителями национального музыкального искусства были барды, менестрели, лютнисты, исполнявшие эпические, героические, лирические и другие песни и баллады. Основным музыкальным инструментом начиная с XII века являлась арфа.

 

Позднее, приблизительно с XV века на смену арфе пришла волынка. Да, та самая волынка, без которой теперь трудно представить себе шотландскую культуру.

 В XII- XVвв. появились музыкальные центры с развитой церковной и светской музыкальной культурой - Абердин и Стерлинг. Кстати, уже начиная с XII века в Стерлинге была основана королевская капелла. Несколько позже музыкальные центры появились в Данбаре и Эдинбурге.

 

  

 На сегодняшний день сохранились рукописные псалтыри XVI - XVII вв., содержащие сочинения шотландских композиторов и органистов. В светской шотландской музыке в XVI в. возникли так называемые консорты ("содружества" музыкантов). В начале XVII в. в шотландской музыке, как и в английской музыке эпохи Возрождения наступил расцвет. Королевская капелла была переведена в Эдинбург, где при дворе Стюартов развивалось музыкальное искусство. В городской среде в это время широко бытовало домашнее музицирование. Во второй половине XVII в. Г. Пёрселл, Дж. Плейфорд и другие английские композиторы начали широко использовать шотландские народные мелодии.

 В XVII - XIX вв. народные  шотландские песни и баллады стали издаваться и в других странах. Появились шотландские фольклорные сборники. Один из таких сборников был составлен поэтом Р. Бёрнсом. Мелодии шотландских баллад легли в основу первой шотландской пасторальной балладной оперы "Благородный пастух" А. Рамзея, ставшей образцом этого жанра.

 

Известны обработки шотландских народных мелодий для голоса с фортепиано (или с инструментальным ансамблем) таких именитых композиторов, как И. Гайдн, Л. Бетховен и К. М. Вебер.

 

 

На основе шотландских мелодий создана "Шотландская симфония" Ф. Мендельсона.

Замысел симфонии появился у Мендельсона в 1829 году, во время путешествия в Шотландию. Суровые и романтичные страницы истории этой страны вдохновили автора на создание яркого и мощного произведения. «Шотландская симфония» вошла в число наиболее значимых симфоний Мендельсона. Критики отмечают, что эта работа выделяется масштабом, сильными контрастами; в ней отчетливо выражено программно-изобразительное начало.

 

 Яркой индивидуальностью выделяется "Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром М. Бруха.

В XVIII в. основываются многие музыкальные общества, хоровые, концертные, симфонические и оперные объединения. Например, Музыкальное общество основанное в 1725 году, которое с 1728 регулярно проводило концерты. Были также организованы: Общество вокального искуства (1770 г), "Кэч-клаб" (1771 г; с 1790 г - "Гли-клаб").

Среди шотландских композиторов второй половины XVIII - XIX вв.выделяются такие яркие представители как, Т. Эрскин, Дж. Фергюс, У. Макгиббон.

В это время создаются различные музыкальные организации и коллективы, в тот числе Эдинбургское хоровое объединение в 1858 году и  Шотландский оркестр в 1893 году.

В 1839 году Дж. Ридом основана первая шотландская кафедра музыки в Эдинбургском университете, где работали Р. Бишоп, Д. Тови. Также здесь проводились концерты. Основателем шотландской композиторской школы считается А. Макензи. Среди других  композиторов этого времени следует отметить У. Уоллес, Ф. Скотт.

Появляются новые крупные учебные заведения: Королевская шотландская академия музыки (1890 г, Эдинбург), Шотландская национальная академия музыки (1929 г, Глазго).

В середине XX в. приобретают известность такие композиторы как, Э. Чизем, С. Дейви, Я. Уайт, Р. Кроуфорд, пианист Ф. Ламонд.

С 1947 года в Эдинбурге проводятся ежегодные международные фестивали музыки и драмы.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Вы можете оценить и высказать своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 3 в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


GriffithGriffith [16.02.2010 01:07]:
Очень хорошая и познавательная статья!!! Я, например, люблю звуки волынки... (5)

whiterosewhiterose [16.02.2010 14:43]:
Спасибо! С удовольствием послушала отрывок из "Шотландской симфонии". Я о ней слышала и была полна любопытсва. Мое желание сбылось (5)

MessalinaVPMessalinaVP [26.06.2010 15:44]:
Отличная статья и приятная музыка! Спасибо! (5)

Список статей в рубрике:
17.11.13 22:47  Такая музыкальная фамилия   Комментариев: 3
08.07.13 21:11  Хелависа. Кельтская програма 27.04. 2012.   Комментариев: 1
15.04.13 16:15  Дети Барабана   Комментариев: 5
15.04.13 16:16  Джерри Рафферти   Комментариев: 2
27.05.10 20:49  О чём поёт шотландская волынка?   Комментариев: 2
27.05.10 20:42  Silly Wizard - волшебники Страны Гор   Комментариев: 2
10.02.10 03:39  Сюзан Бойл   Комментариев: 3
10.02.10 03:17  История и развитие шотландской музыки   Комментариев: 3
Добавить статью | Little Scotland (Маленькая Шотландия) | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение