Сострадание есть настоящий источник справедливости и человеколюбия. А. Шопенгауэр
Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра даёт уже большую радость. Сенека
Приветствую читателей на страницах «Пророка»! Сегодня я начну рассказ о своих приключениях с легенды, которая широко известна среди магглов-католиков.
В 334 году один тогда еще неизвестный восемнадцатилетний римский гвардеец был направлен на службу в Амьен (civitas Ambianensium) (1). Со времен Цезаря этот город наряду с Шалоном и Реймсом имел стратегическое значение. Известно также, что там была создана кавалерия, получившая название «equites catafractarii Ambianenses» (2). Вот в эту кавалерию и направлялся Мартин. Тогда же и произошло событие, которое до сих пор хранится в памяти людей, ставшее праздником милосердия и человечности, носящее имя героя тех лет – День святого Мартина.
Это произошло зимой, когда стояли очень холодные дни, и много людей пало жертвой стужи. Юноша повстречал у городских ворот Амьена бедного раздетого мужчину. У самого Мартина кроме оружия и военного плаща не было ничего. Видя, как люди проходят мимо, хладнокровно взирая на страдания нищего, Мартин понял, что должен помочь ему. Но как? Все, что у него осталось – это военная шинель, другие вещи он уже отдал нуждающимся по пути в этот город. Не долго думая, молодой человек вынул свой меч из ножен и разделил плащ на две равные части. Одну половину он отдал нищему, а второй укутался сам. Некоторые прохожие, видя военного человека в таком виде, стали смеяться над ним, а в части Мартина арестовали и заключили в тюрьму на три дня за умышленную порчу военного имущества. Далее в легенде говорится, что в ночь заключения юноше приснился сон: он увидел Иисуса Христа, одетого в половину плаща, отданного нищему. Господь обратился к ангелам, сопровождавшим его с речью: «Мартин, который еще не принял крещения, поделился со мной своим плащом». Во сне молодой офицер получил предложение Иисуса: оставить военную службу, чтобы посвятить себя Богу. Несколько лет спустя после длительной подготовки Мартин принял крещение. Но военную службу оставил не сразу, потому что капитан части, хотя и был его другом, освободил молодого христианина от обязанностей только спустя два года.
Прошли столетия, Мартин был канонизирован, днем святого стало 11 ноября. В этот же день начинался и сорокадневный пост перед Рождеством. В Средние века и до Нового времени День святого Мартина был очень почитаем. В наши дни его празднование скорее дань традиции.
Итак, 11 ноября один мой друг пригласил меня на праздник. К месту встречи – церкви святого Якова – я прибыл немного раньше, чем мы договаривались, поэтому решил ознакомиться с достопримечательностями. Уже темнело, морозец становился сильнее, поэтому я осмелился войти во внутрь церквушки, тем более что двери стояли широко открытыми, приглашая всех желающих.
Внутри ярко горели свечи, оставляя на белоснежных стенах забавные блики. Я направился вдоль стены к главному алтарю, рассматривая картины, выполненные мастерами еще во времена Средневековья. Мое внимание привлекла статуя Erlserin (Избавительницы).
Матерь Божья, укрывающая плащом всех: и представителей церкви, и богатых и простых людей. Много смысла вложено скульптором в это работу: неважно кто ты, перед Богом все равны, все защищены одинаково.
Орган, сделанный из красного дерева, четко выделяется на фоне белоснежных стен. Из этого же дерева вырезаны и сиденья для хора.
Я обратил внимание на то, что внутри церковь не выглядит так роскошно, как другие, которые я осматривал ранее. Дело в том, что этот храм самый старый в городе и был построен в 1109 году, когда еще придерживались правила – служители и дома Божьи должны быть скромными. Такой она и сохранилась до нашей дней. При последующих за строительством реставрациях старались не нарушать ее первозданного вида. Пока я наслаждался тишиной и запахом свечей, церковь стала наполняться народом. Некоторые занимали места на деревянных скамьях перед алтарем, другие зажигали свечи.
Я вышел на улицу, мой друг должен был уже подойти. Стемнело. И вдруг я увидел множество людей: взрослых и детей, идущих в направлении храма. Дети держали в руках маленькие фонарики, в которых горели свечи. Зрелище было необычным. Казалось, что тысячи маленьких звездочек спустились в этот вечер с неба, чтобы украсить своим светом праздник.
Кто-то тронул меня за плечо, я обернулся и увидел Юргена.
– Ну, здравствуй, – поприветствовал он меня. – Давно здесь дожидаешься?
– Да нет. Я ознакомился с достопримечательностями, и время пролетело как-то быстро, - ответил я.
–Тогда пойдем внутрь. Сейчас будет служба, и ты узнаешь, что за праздник мы отмечаем сегодня.
Мы вошли в уже полную церковь и смогли еще найти свободные места. После песен, исполненных детским хором, была произнесена проповедь о добре и милосердии; священник рассказал о юноше, через свое человеколюбие пришедшем к Богу.
Затем дети разыграли спектакль о том, как в холодный зимний вечер Мартин, направляясь в свою часть, повстречал у городских ворот нищего и поделился с ним своим плащом.
Было особое очарование в том, что спектакль разыгрывался детьми, хоть слова автора произносил взрослый человек.
Служба завершилась песней о доброте и милосердии, слова призывали: не бросай ближнего своего, помоги ему, если он нуждается.
Люди стали выходить на улицу. На площадке перед храмом в свете фонарей возвышался всадник на белом коне, одетый в форму римского конника. Он должен был возглавить шествие в честь святого Мартина. Фонарики детей опять зажглись. Взрослые и дети, возглавляемые всадником, двинулись в сторону площади, оркестр заиграл мелодию к песне «Мой фонарик», которую тут же подхватили сотни голосов:
Я иду со своим фонариком, а фонарик идет со мной. Вверху светят звезды, а здесь, внизу светим мы...
Детские голоса звонко выделялись в общем хоре. Вскоре мы были на площади, где уже сложены дрова для костра. Я отметил, что чуть вдали стоит пожарная машина.
– В такой день не должно случиться ничего неожиданного, – ответил на мой вопрос Юрген, – все должно быть под контролем.
Люди заняли места вдоль ограждения, и вот один из пожарных разжег костер, и пламя взметнулось в небо. Воздух наполнился восторженными криками детей, которые не могли оторвать своих глаз от пламени в нескольких шагах от себя. Люди стали делиться друг с другом печеньем, кренделями, сладостями, фруктами.
– Это относится к ритуалу праздника, – пояснил мне друг.
Он вынул из своего рюкзака пачку пряников и, распечатав коробку, протянул мне:
– Угощайся!
Я осмотрелся: всюду люди делились тем, что принесли на праздник. Детям особенно нравилось одаривать незнакомых и знакомых людей. Передо мной остановилась девчушка и протянула надкушенный пряник. Ее глаза смотрели настороженно, выражение лица было серьезным. Я взял угощение, поблагодарил малышку и протянул ей сладкую булочку. Девочка взяла ее, прижала к груди и заулыбалась. Затем повернулась и побежала к родителям.
Мороз крепчал, и я почувствовал, что замерзаю.
– Неплохо было бы согреться, – произнес я наконец. – А то тепла от костра совсем не чувствуется, а подойти ближе нельзя. – Пойдем, возьмем глинтвейна, – предложил мне Юрген и, смеясь, добавил: – Сегодня его дают бесплатно, грейся сколько хочешь.
Мы пошли к столу, где уже собралась толпа. Тем временем всадник, который символизировал Мартина, стал катать детишек. Желающих посидеть на коне рядом с римским солдатом было очень много. Я немного позавидовал ребятам: хорошо быть таким непосредственным, радоваться любому пустяку. И еще подумалось: было бы неплохо, если бы люди творили добро не только в этот день. Ведь в повседневной жизни многие забывают об этом.
Постепенно костер догорал, люди стали расходиться по домам, где их ждал праздничный ужин с обязательным блюдом – Мартинским гусем. Одни лишь дети были неугомонны, все еще хотели прокатиться на коне. И всадник терпеливо относился к ним, брал к себе на колени очередного ребенка и объезжал поляну, на которой догорал костер.
Мы попрощались с новыми друзьями, которых приобрели этим вечером, и пошли домой к Юргену. Стол был уже накрыт, почетное место на нем было отведено гусю.
– Скажи, почему именно гусь? – спросил я. – И почему он называется Мартинским?
– О, это уже другая история, связанная с этим святым, – ответил друг. – Есть легенда о том, как народ Тура хотел выбрать Мартина своим епископом. Но тот был аскетом и очень скромным человеком. Он не хотел взваливать на свои плечи такую ответственность, поэтому попытался скрыться и спрятался в сарае, где были закрыты гуси. Но те своим гоготом выдали его. Народ нашел Мартина и привел в церковь, где его посвятили в сан епископа. С тех пор его имя связывают с этой птицей, и в день святого Мартина на столе всегда есть запеченный в духовке гусь.
Действительно интересная легенда. Мне вспомнилась другая история про гусей. В ней они спасли город от нападения врага. В Риме до сих пор стоит памятник этой птице.
– Ну, приступим к ужину, - сказал мой друг и протянул мне кусочек мяса.
Было очень вкусно. Мы весело провели время за разговорами. Юрген хорошо знал историю и рассказал мне еще много эпизодов из жизни святого Мартина. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и этот вечер подошел к концу, пора было расставаться.
Я поблагодарил гостеприимного хозяина и, прощаясь, предложил ему приехать к нам на рождественский бал в Хогвартсе.
Примечания:
1. Ambianensium (civitas) – лат. название города-государства Амьен в IV веке н.э. 2. «equites catafractarii Ambianenses» – конная катафрактария, так называлась только римская тяжелая конница. |