Мона Лиза:Волшебная кистьАвтор статьи: Alafiel

Viva la vida

Обновлено: 01.10.11 19:39 Убрать стили оформления

Вот почему-то получается так, что я все узнаю случайно. Ну, или почти случайно. Так и в этот раз...  Случайно услышала про один фильм, случайно включила... Какая банальность, правда? И... пропала. Душа разрывалась на части, сопереживая. Наутро я клевала носом на лекциях, и девчонки подначивали, рассчитывая на перченую историю. Я фыркнула: «Фильм я смотрела!» Любопытство разгорелось еще сильнее, и я видела предвкушение на лицах: «А о чем фильм?» И сладенькие улыбочки. Я ответила: «О мексиканской художнице». Надо было видеть, какими кислыми стали лица моих однокурсниц! Мне даже стало смешно. Эх, зря вы так скисли, думаю. Зря... Эх, если б вы знали!

  Да, я думаю, вы все поняли, о ком я хочу поговорить. Верно. О Фриде Кало. Когда я вспоминаю о ее судьбе, смотрю на ее картины, знаете, что я чувствую? Стыд и смущение. Потому что не имеем мы права жаловаться, не имеем права просить доли полегче... А потом чувствую боль. Боль, энергию и жизнелюбие. «Да здравствует жизнь!» - как много этим сказано!

   Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями. В 6 лет перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. В формировании личности Фриды важную роль сыграло мучительное сознание того, что она не похожа на других. В те годы она еще не помышляет о живописи. Но она живет в мире фантазии и грез, скрашивает одиночество, воображая, будто видит в оконном стекле другую Фриду, своего двойника, свою сестру. "На запотевшем стекле я пальцем рисовала дверь, – пишет она в дневнике, – и через эту воображаемую дверь, полная радостного нетерпения, ускользала из комнаты. Я направлялась к молочной лавке Пинсона. Пройдя сквозь букву "О" на вывеске, я спускалась к центру земли, где меня всегда поджидала "воображаемая подруга". Я уже не помню ее лица, не помню, какого цвета у нее были волосы. Но помню, что она была веселая, много смеялась. Негромким смехом. Она была ловкая, танцевала так, словно ничего не весила. А я танцевала с ней и рассказывала ей все мои секреты..."
  

две Фриды

 Фрида так и не расстанется со своим двойником. На картине 1939 года, названной "Две Фриды", изображены две девушки. Словно сиамские близнецы, они сидят, взявшись за руки, видны их сердца, соединенные общей артерией. Одиночество и боль превратили детскую мечту в навязчивый призрак, наделили почти мифической силой другое "я", зеркальное отражение, в которое она всматривается снова и снова. Еще не зная этих фактов, только увидев картину, я так выразила свое впечатление: «Две половинки души». И эта фраза, похоже, не лишена истины.

  Судьба Фриды удивительна тем, что все в этой судьбе абсолютно непредсказуемо. В отличие от Диего Риверы она вовсе не собиралась становиться художницей. Конечно, отец воспитал в ней любовь к искусству, и еще в колледже она испытывает жгучий интерес к молодым, жаждущим признания художникам новой Мексики. В Подготовительной школе она примыкает к шумливой, словоохотливой компании студентов, которые в знак принадлежности к группе носят фуражку и называют себя "Качучас". Группа, сделавшая своим кумиром революционера Хосе Васконселоса, занимается преимущественно литературой. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Но все резко изменилось, когда ей исполнилось 18 лет. Фрида попала в жуткую автокатастрофу (автобус столкнулся с трамваем), во время которой ее буквально проткнул огромный железный прут. После этого для Фриды началась совсем другая жизнь - наполненная нескончаемой болью и страданиями. Позднее Фрида расскажет:
 «Это случилось сразу после того, как мы сели в автобус. Вначале мы ехали в другом, но я заметила, что потеряла зонтик, и мы вышли, чтобы его найти; вот так я и оказалась в автобусе, который разорвал меня в клочья. Столкновение произошло на углу, перед рынком Сан-Хуан. Трамвай ехал медленно, но водитель нашего автобуса был молод и нетерпелив. Трамвай повернул – и наш автобус оказался зажатым между ним и стеной.
   Я тогда была неглупа для своих лет, но, хотя и пользовалась определенной свободой, не имела никакого житейского опыта. Наверно, поэтому я не сразу поняла, что со мной произошло, какие травмы я получила. Первое, о чем я подумала, это хорошенькая пестрая безделушка, которую в тот день купила и везла с собой. Я попыталась ее найти, думая, что авария несерьезная.
   Неправда, будто люди в первую минуту осознают, что с ними произошло, неправда, будто они плачут. Я не плакала. От толчка нас всех бросило вперед, и обломок одной из ступенек автобуса пронзил меня, как шпага пронзает быка. Какой-то прохожий, видя, что я истекаю кровью, взял меня на руки и положил на бильярдный стол, а там уж обо мне позаботился Красный Крест. Вот так я потеряла невинность». Из больницы Красного Креста Фриду привозят в родительский дом в Койоакане. Она прикована к постели. И принимает решение: она займется живописью. Матери Фрида говорит: "Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить. Ради живописи".  Она не могла вставать, поэтому рисовала... себя. Родители Фриды на потолке над кроватью укрепили зеркало и заказали специальный подрамник, который позволял рисовать полулежа. Фрида смотрелась в зеркало и рисовала свои портреты... Ни на одной из работ не изображена улыбка Фриды, её заменяет серьезное или грустное лицо, большие брови и чуть видные усики. Постоянная терзающая боль рождает обостренное восприятие всего окружающего мира. Боль порождает очень яркие образы.

 В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нем заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли.

 Через некоторое время Фрида нашла в себе решимости отправиться показать свои портреты очень известному в Мексике, да и в мире художнику Диего Ривере. Она знала его раньше. Еще будучи школьницей, Фрида с друзьями наблюдали за тем, как Диего расписывает стены Высшей школы. Диего являлся ярким коммунистом и его любили обычные люди. Его всегда любили женщины, что очень странно, он был очень большой и толстый. Его волосы всегда были растрепаны и торчали в разные стороны. Он рисовал себя в виде жабы с сердцем в лапах. О любви он говорил так: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее хочу заставить их страдать». Фрида все время ходила вокруг него, как маленькая девочка пыталась привлечь его внимание. Она все своим знакомым говорила, что выйдет за него замуж. И её упорство увенчалось успехом – у них закрутился роман.

Диего и Фрида

   В 22 года Фрида Кало вышла замуж за Диего (ему было 42 года). На протяжении всей супружеской жизни Диего спал с другими женщинами, и обо всем Фрида знала и очень страдала от этого. Но, не смотря ни на что, она любила этого человека и всегда помогала ему в его начинаниях.
Всю свою жизнь она мечтала о ребенке, она была трижды беременна, но из-за травмы у неё всегда случались выкидыши. После этого, все чаще на её картинах начали появляться дети, в основном мертвые.
На протяжении всей своей жизни, как и её муж, Фрида Кало была коммунисткой и ещё в 1928 году вступила в партию, но потом она ушла из неё из-за того, что от туда выгнали Диего. Но в 1933 Фрида возвращается обратно к коммунистам. Она до дыр читала работа Маркса, Ленина и Сталина и могла пересказать их почти наизусть.
В 1934 году Диего Ривера переспал с сестрой Фриды, когда она была натурщицей для художника. Жена, конечно, узнала об этом, но сам Диего не отрицал случившееся. Это было сильнейшим потрясеньем для Фриды, но своим горем она не делилась ни с кем, выплеснув все это на свою картину, которая наверно является самой грустной в её творчестве. Но, отойдя от потрясенья, Фрида решила, что тоже имеет право на измены. Её мужу это сильно не нравилось, он был очень ревнив, однажды он чуть не застрелил одного из любовников. Множество легенд ходило об отношениях между Фридой Кало и Троцким, но все они не доказаны. Но, что известно точно, так это то, что Лев Троцкий жил в Мексике у Фриды дома и Диего очень ревновал свою жену к этому политику.
Фрида Кало сильно увлекалась психоанализом, в частности у неё было множество работ Зигмунда Фрейда, и она была первым человеком в Мексике, который подвергся психоанализу.
    Физические страдания преследовали Фриду всю жизнь, но она умела лучше всех веселиться и отдыхать, чему завидовали её ближние. Но из-за болей в позвоночнике ей время от времени приходилось ложиться в госпиталь.

   Она перенесла тридцать две операции и три неудачных беременности. Вся жизнь для нее была бесконечной пыткой. Но она никогда не пыталась сама уйти из этой жизни и сражалась до конца. Она ненавидела свое тело, но была очень мужественной и очень талантливой, не согнулась под тяжестью жутких несчастий, постигших ее. Она прожила свою жизнь ярко, страстно, насыщенно, и она оставила после себя много прекрасных картин. И в них - вся ее жизнь во всей полноте: боль, страдания, предательство, отчаяние, но также радость, свет и любовь. Фрида всегда оставалась собой - как в жизни, так и в своих картинах. Ведь Фрида сама по себе вовсе не была святой. Она была очень сложной и многогранной натурой, а также любила жизнь во всех ее проявлениях. Она много пила, изменяла мужу, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Иногда ее склонность к довольно черному юмору шокировала окружающих - особенно тех, которые не знали, какие страдания выпали на долю самой Фриды. «Нет ничего ценнее смеха. Сила в том, чтобы, смеясь, облегчать себе душу. Трагедия – одна из смехотворных вещей», - писала она в дневнике. Фрида не любила говорить о прошлом, она держала все в себе. Как многие мексиканки ее круга, она очень сдержанна в выражении чувств и обладает своеобразным едким юмором, присущим также и Диего, – лучше уж ругательство или непристойная шутка, чем жалобы на жизнь. Она занимается живописью, и то, что открывается Диего в ее работах, поражает и покоряет его. Все разочарования Фриды, все ее драмы, огромное страдание, вошедшее в ее жизнь, – все это показано на картинах, выражено с таким невозмутимым бесстыдством и такой внутренней независимостью, какие редко встречаются на свете.

раненая лань

Первая и последняя в жизни выставка картин Фриды Кало прошла в 1953 году. В галерею её доставили прямо из больницы и положили на кровать в центре зала. В это время она была очень больна, но все равно нашла в себе силы и веселилась, пела национальные песни. В этот день она очень много выпила, пытаясь тем самым заглушить боль. Эта выставка потрясла всех присутствующих своей неординарностью и жестокостью. После показа ещё долгое время у всех на устах крутилось имя – Фрида Кало.
Она умерла через 7 дней после того, как отметила своё 47-летие. У неё было обширное воспаление легких, и врачи ни чем не смогли ей помочь.
В крематорий её тело внесли обернутое в коммунистический флаг. С ней пришли проститься сотни поклонников. В гроб с телом положили все её украшения, от очень дорогих до обычных безделушек. На проводах находились, помимо Диего Риверы, президент Мексики, мастеровитые художники и писатели, такие как Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие. Сам гроб установили во Дворце изящных искусств.

 Вместе с мужем Кало превратила обычный жилой дом, в котором родилась и прожила всю жизнь, в настоящее произведение искусства. Сегодня это музей, известный как «Синий дом», остается именно таким, каким его создали Фрида и Диего. Оформленный в индейском стиле, дом страсти окрашен в цвет индиго и выделяется нарядными высокими окнами. Перед входом – две двадцатифутовые фигуры Иуды из папье-маше. Надпись в стеклянной витрине музея гласит: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало», хотя на самом деле художница появилась на свет в 1907 году. Но такие мелочи великим людям не важны – Фрида решила, что ее рождение должно было случиться в год начала Мексиканской революции, поскольку все ее детские воспоминания связаны с революционным хаосом и залитыми кровью улицами.

музей Фриды Кало

Внутри музея сохранена вся обстановка, личные вещи и коллекции супругов, дом буквально дышит присутствием художников: повсюду расставлены многочисленные сувениры, наверху в студии стоит инвалидная коляска и мольберт с незаконченной картиной, на столе – кисти, фотографии, книги, у кровати Диего стоят его огромные ботинки, лежит домашний халат и шляпа.
Сохранена и уникальная коллекция, состоящая из предметов культуры цивилизаций доколумбовой Америки. В музее можно увидеть многочисленные статуэтки из красной глины и драгоценности, привезенные супругами из Теотиуакана и Тлателолько, а в саду сохранился своеобразный макет храма.
Жизнь великой художницы, полная боли и душевных переживаний, отразилась не только в ее полотнах, но и в созданном для такой желанной любви доме. Сегодня каждый может к ней прикоснуться, посетив музей Фриды Кало. Практически на протяжении всей своей жизни Фрида Кало вела личный дневник, где записывала свои мысли, делала наброски для новых своих работ, проще горя, изливала свою душу на него. После смерти художницы дневник попал к мексиканскому правительству, и находился под замком до 1995 года. Записи содержат 170 страниц, на которых расположено семьдесят рисунков акварелью, различные воспоминания, начинающиеся с детства, размышления о любви к своему мужу Диего, о политике.   До конца 20 века правительство Мексики держала эти записи в архиве, но потом выпустило их для продажи и теперь эта замечательная вещь доступна для общего просмотра. Мое любопытство не знает границ... И знаете, возникает такое странное ощущение... Того, что нельзя. Мне нельзя вторгаться в личное пространство. Я не могу этого объяснить. Не имеет значение, понимаю ли я что-то. Я все равно не смогла бы прочесть ни строчки. Чувствую – и этого достаточно. И эти чувства не могут оставаться внутри... Они непременно должны быть выражены. Я нашла самый для меня лучший способ это сделать - стихами. Выразить  соприкосновение миров. Громко сказано, да? Но иначе никак.

 

дневник Фриды

 

 

Посвящение Фриде Кало

Я не могу сказать словами
Ту боль, что вижу на картине...
Душой проникну, напишу слезами
О покорившем меня мире...

Известно нам рожденье, смерть,

Трагедия, прикрытая улыбкой...
Из памяти ничто нельзя стереть -
То было б нашей роковой ошибкой.

И сердце... "только несколько царапин",

Цвета любви - пурпурный, голубой,
Душа голубкой бьется, силы тратит -
Никак не может обрести покой.

Но пламенным сердцам покой не нужен,

Он чужд им по своей природе.
Он для сердец их станет стужей,
Сгубив стремление к свободе.

Имея крылья, быть привязанной к земле,

Имея только боль - прославить жизнь,
И непокорной быть своей судьбе,
Лишь повторяя про себя: "Держись!"

Возможно, я о многом не сказала,

Но вот о чем поведала картина -
Невидимая боль, улыбка со слезами.
Душа моя коснулась того мира...

 

объятия вселенной

                                                                              

                                                                                                                                                                              Alafiel



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 1 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Vlada [17.11.2011 23:00] Vlada 5 5
Это история удивительно талантливой девушки. Какая яркая судьба! Сопереживала ей, когда смотрела фильм, Сальма Хайек, конечно, красивее, чем реальная Фрида.

Список статей в рубрике:
05.03.13 02:01  О любви к кошкам!   Комментариев: 1
01.10.11 19:39  Viva la vida   Комментариев: 1
09.03.12 17:51  Кролики мисс Поттер и утка Джемайма.   Комментариев: 2
06.10.10 09:55  Мир Камиллы Клодель   Комментариев: 2
06.10.10 10:02  Синий ей к лицу!   Комментариев: 1
27.12.09 17:49  Мир Ольги Александровны Романовой   Комментариев: 1
06.10.10 10:45  Авангард, умчавшийся вдаль.
28.12.09 13:12  Мир Луизы Элизабет Виже-Лебрен   Комментариев: 1
09.03.12 18:09  Мир Марии Башкирцевой
15.03.10 12:46  Кэролайн Уитфелд . ("Приглашение к греху" Сюзанна Энок )   Комментариев: 1
30.12.12 12:45  Дэйзи Флэттери: Чудесное превращение, придуманное Дженнифер Крузи
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение