Вот почему-то получается так, что я все узнаю случайно. Ну, или почти случайно. Так и в этот раз... Случайно услышала про один фильм, случайно включила... Какая банальность, правда? И... пропала. Душа разрывалась на части, сопереживая. Наутро я клевала носом на лекциях, и девчонки подначивали, рассчитывая на перченую историю. Я фыркнула: «Фильм я смотрела!» Любопытство разгорелось еще сильнее, и я видела предвкушение на лицах: «А о чем фильм?» И сладенькие улыбочки. Я ответила: «О мексиканской художнице». Надо было видеть, какими кислыми стали лица моих однокурсниц! Мне даже стало смешно. Эх, зря вы так скисли, думаю. Зря... Эх, если б вы знали! Да, я думаю, вы все поняли, о ком я хочу поговорить. Верно. О Фриде Кало. Когда я вспоминаю о ее судьбе, смотрю на ее картины, знаете, что я чувствую? Стыд и смущение. Потому что не имеем мы права жаловаться, не имеем права просить доли полегче... А потом чувствую боль. Боль, энергию и жизнелюбие. «Да здравствует жизнь!» - как много этим сказано! Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями. В 6 лет перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. В формировании личности Фриды важную роль сыграло мучительное сознание того, что она не похожа на других. В те годы она еще не помышляет о живописи. Но она живет в мире фантазии и грез, скрашивает одиночество, воображая, будто видит в оконном стекле другую Фриду, своего двойника, свою сестру. "На запотевшем стекле я пальцем рисовала дверь, – пишет она в дневнике, – и через эту воображаемую дверь, полная радостного нетерпения, ускользала из комнаты. Я направлялась к молочной лавке Пинсона. Пройдя сквозь букву "О" на вывеске, я спускалась к центру земли, где меня всегда поджидала "воображаемая подруга". Я уже не помню ее лица, не помню, какого цвета у нее были волосы. Но помню, что она была веселая, много смеялась. Негромким смехом. Она была ловкая, танцевала так, словно ничего не весила. А я танцевала с ней и рассказывала ей все мои секреты..." Фрида так и не расстанется со своим двойником. На картине 1939 года, названной "Две Фриды", изображены две девушки. Словно сиамские близнецы, они сидят, взявшись за руки, видны их сердца, соединенные общей артерией. Одиночество и боль превратили детскую мечту в навязчивый призрак, наделили почти мифической силой другое "я", зеркальное отражение, в которое она всматривается снова и снова. Еще не зная этих фактов, только увидев картину, я так выразила свое впечатление: «Две половинки души». И эта фраза, похоже, не лишена истины. Судьба Фриды удивительна тем, что все в этой судьбе абсолютно непредсказуемо. В отличие от Диего Риверы она вовсе не собиралась становиться художницей. Конечно, отец воспитал в ней любовь к искусству, и еще в колледже она испытывает жгучий интерес к молодым, жаждущим признания художникам новой Мексики. В Подготовительной школе она примыкает к шумливой, словоохотливой компании студентов, которые в знак принадлежности к группе носят фуражку и называют себя "Качучас". Группа, сделавшая своим кумиром революционера Хосе Васконселоса, занимается преимущественно литературой. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Но все резко изменилось, когда ей исполнилось 18 лет. Фрида попала в жуткую автокатастрофу (автобус столкнулся с трамваем), во время которой ее буквально проткнул огромный железный прут. После этого для Фриды началась совсем другая жизнь - наполненная нескончаемой болью и страданиями. Позднее Фрида расскажет: В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нем заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. Через некоторое время Фрида нашла в себе решимости отправиться показать свои портреты очень известному в Мексике, да и в мире художнику Диего Ривере. Она знала его раньше. Еще будучи школьницей, Фрида с друзьями наблюдали за тем, как Диего расписывает стены Высшей школы. Диего являлся ярким коммунистом и его любили обычные люди. Его всегда любили женщины, что очень странно, он был очень большой и толстый. Его волосы всегда были растрепаны и торчали в разные стороны. Он рисовал себя в виде жабы с сердцем в лапах. О любви он говорил так: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее хочу заставить их страдать». Фрида все время ходила вокруг него, как маленькая девочка пыталась привлечь его внимание. Она все своим знакомым говорила, что выйдет за него замуж. И её упорство увенчалось успехом – у них закрутился роман. В 22 года Фрида Кало вышла замуж за Диего (ему было 42 года). На протяжении всей супружеской жизни Диего спал с другими женщинами, и обо всем Фрида знала и очень страдала от этого. Но, не смотря ни на что, она любила этого человека и всегда помогала ему в его начинаниях. Она перенесла тридцать две операции и три неудачных беременности. Вся жизнь для нее была бесконечной пыткой. Но она никогда не пыталась сама уйти из этой жизни и сражалась до конца. Она ненавидела свое тело, но была очень мужественной и очень талантливой, не согнулась под тяжестью жутких несчастий, постигших ее. Она прожила свою жизнь ярко, страстно, насыщенно, и она оставила после себя много прекрасных картин. И в них - вся ее жизнь во всей полноте: боль, страдания, предательство, отчаяние, но также радость, свет и любовь. Фрида всегда оставалась собой - как в жизни, так и в своих картинах. Ведь Фрида сама по себе вовсе не была святой. Она была очень сложной и многогранной натурой, а также любила жизнь во всех ее проявлениях. Она много пила, изменяла мужу, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Иногда ее склонность к довольно черному юмору шокировала окружающих - особенно тех, которые не знали, какие страдания выпали на долю самой Фриды. «Нет ничего ценнее смеха. Сила в том, чтобы, смеясь, облегчать себе душу. Трагедия – одна из смехотворных вещей», - писала она в дневнике. Фрида не любила говорить о прошлом, она держала все в себе. Как многие мексиканки ее круга, она очень сдержанна в выражении чувств и обладает своеобразным едким юмором, присущим также и Диего, – лучше уж ругательство или непристойная шутка, чем жалобы на жизнь. Она занимается живописью, и то, что открывается Диего в ее работах, поражает и покоряет его. Все разочарования Фриды, все ее драмы, огромное страдание, вошедшее в ее жизнь, – все это показано на картинах, выражено с таким невозмутимым бесстыдством и такой внутренней независимостью, какие редко встречаются на свете. Первая и последняя в жизни выставка картин Фриды Кало прошла в 1953 году. В галерею её доставили прямо из больницы и положили на кровать в центре зала. В это время она была очень больна, но все равно нашла в себе силы и веселилась, пела национальные песни. В этот день она очень много выпила, пытаясь тем самым заглушить боль. Эта выставка потрясла всех присутствующих своей неординарностью и жестокостью. После показа ещё долгое время у всех на устах крутилось имя – Фрида Кало. Вместе с мужем Кало превратила обычный жилой дом, в котором родилась и прожила всю жизнь, в настоящее произведение искусства. Сегодня это музей, известный как «Синий дом», остается именно таким, каким его создали Фрида и Диего. Оформленный в индейском стиле, дом страсти окрашен в цвет индиго и выделяется нарядными высокими окнами. Перед входом – две двадцатифутовые фигуры Иуды из папье-маше. Надпись в стеклянной витрине музея гласит: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало», хотя на самом деле художница появилась на свет в 1907 году. Но такие мелочи великим людям не важны – Фрида решила, что ее рождение должно было случиться в год начала Мексиканской революции, поскольку все ее детские воспоминания связаны с революционным хаосом и залитыми кровью улицами. Внутри музея сохранена вся обстановка, личные вещи и коллекции супругов, дом буквально дышит присутствием художников: повсюду расставлены многочисленные сувениры, наверху в студии стоит инвалидная коляска и мольберт с незаконченной картиной, на столе – кисти, фотографии, книги, у кровати Диего стоят его огромные ботинки, лежит домашний халат и шляпа.
Посвящение Фриде Кало Я не могу сказать словами
Alafiel |