Мона Лиза:Волшебная кистьАвтор статьи: Мадам Де Руэ

Авангард, умчавшийся вдаль.

Обновлено: 06.10.10 10:45 Убрать стили оформления
 

История художниц русского авангарда в документах эпохи и книге В Каверина «Перед зеркалом».

*whiterose* представляет:

У Каверина есть замечательная книга "Перед зеркалом", написанная как собрание писем. Переписка, причем только в виде писем главной героини к мужчине, на протяжении многих лет. Сначала она гимназистка, и от ее посланий веет томиками стихов, засушенными цветами и старой царской Россией, потом учительница, потом эмигрантка. Эмигрантка не по своей воле - она случайно оказалась в Крыму во время интервенции и общим потоком (ради спасения жизни) попала за границу. А возвратиться уже не смогла. Железный занавес ответил "нет". Любовь через года - любовь в письмах - любовь с встречами через десятилетия. Роман очень серьезный, очень трагичный, жизнь эмиграции. За судьбами главных героев - судьба поколений в момент слома царской России и становления нового государства. Путь от наивной романтичной барышни к одинокой сильной умной женщине, ведущей нищенское существование за границей, но не изменившей своей мечте - стать художником. В книге как раз здорово описаны художественные течения начала 20 века, поиски новых путей выражения мысли в живописи, работы над новыми цветами, формами и содержанием, уход от классической манеры письма. Автор рассказывает (устами героини) встречи с реальными художниками и художницами того времени, их влияние на поиск героини своей манеры письма. Книга читается нелегко, на нее нужен особый настрой, но она стоит того, чтобы потом стоять на полке на почетном место. Главная героиня восхищается Матиссом и Борисовым-Мусатовым, изучает византийское искусство, зачитывается Блоком и другими поэтами Серебряного века. Поэзия ей дает не только веяние нового, музыку для вдохновения, но и импульс для работы мысли и души. А еще, главная героиня встречается с Натальей Гончаровой.

Справка из энциклопедии:
Наталья Гончарова (1881-1962, Париж) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Внучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой.
В 1901—1909 Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занималась скульптурой, а затем увлеклась живописью, которую изучала под началом К. А. Коровина. В 1906 её работы впервые демонстрировались на выставках за границей. В 1900 познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Ларионовым. Вместе с ним она принимала участие в многочисленных выставках в России и Европе.
С 1914 года Гончарова стала работать в качестве художника театра — выполнила оформление постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова по заказу С. П. Дягилева.
В 1915 году, приняв приглашение Дягилева работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с мужем приехали во Францию, где уже и остались до конца жизни.

 

От редактора:

whiterose, спасибо тебе за Каверина, я очень люблю этого писателя и уважаю за неконъюнктурность. "Перед зеркалом" я читала в журнальном варианте сразу после написания и воспринимала как подлинную историю, документальную, сохранившуюся в письмах. Это и есть история нашей живописи, по которой у нас позднее катались бульдозерами. Но вот что интересно: в Европе мужчины перевернули живопись через импрессию на авангард, а у нас, также как и в поэзии, массу составили женщины: кроме Гончаровой - Серебрякова и многие другие живописцы, графики Кругликова и Остроумова-Лебедева, скульпторы Голубкина и Мухина. Запад это обилие и качество до сих пор потрясает, я видела книгу Джона Боулта под названием "Амазонки авангарда" На одном из последних аукционов Сотбис картина Зинаиды Серебряковой ушла за почти полмиллиона фунтов (!!. не долларов), а знаменитые "Цветы" Натальи Гончаровой стали самой дорогой картиной, написанной женщиной-художницей (11млн.$). Это к тому. что мир начинает ценить творчество русских женщин очень высоко.
Я нашла список 10 самых известных художниц 20 века с краткой заметкой о каждой.

Цитата:

портрет скульптора1. Вера Мухина. Не женское это дело - делать монументальные скульптуры. Уже в этом уникальность Мухиной. Тем более трудно представить, чтобы женщина создала скульптуру ("Рабочий и колхозница"), которая стала символом своей эпохи, всей страны (она ведь украшала советский павильон на всемирной выставке в Париже в 1937 году) и отдельно взятой киностудии. И до сих пор остается одним из символов Москвы.

автопортрет художницы2. Зинаида Серебрякова. Отвечает самому расхожему представлению о женском искусстве - женственном, сладком, даже чуть слащавом, сентиментальном (очень любила изображать миловидных детишек). Даже на своем автопортрете представила себя не как художницу (скажем, с палитрой в руках), а именно как женщину - за туалетным столиком. Сейчас ее картины пользуются безумным успехом - они, например, стали хитами последних русских торгов аукционного дома "Сотбис" ("Русская баня" ушла почти за полмиллиона фунтов).

портрет художницы3. Наталья Гончарова. Вероятно, самый распространенный тип женщины-художницы - жена художника (в данном случае - Михаила Ларионова). Многие не выдерживали конкуренции - делали то же, что и муж, только хуже. Гончарова - выдержала.

портрет художницы4. Любовь Попова. Она тоже работала рядом с мэтрами авангарда - Весниным, Татлиным, Малевичем. Взяла от каждого по способностям. Но создала свой собственный уникальный стиль: в отличие от мужского авангарда женский авангард очень декоративен. Потом, усилиями еще двух мужчин - знаменитого коллекционера Георгия Костаки и историка искусства, академика Дмитрия Сарабьянова - была причислена к "лику святых" русского авангарда.

портрет художницы5. Александра Экстер. Другой тип женщины-художницы - жена богача. На деньги мужа путешествовала и работала за границей. В результате сыграла роль резидента, сообщая на родину о достижениях передового французского искусства. Знаменита своими театральными работами и костюмами (в начале 20-х годов работала в московском ателье мод).



Марианна фон Веревкин6. Марианна фон Веревкин. Марианна Владимировна Веревкина родилась в Туле, училась в Вильно и Петербурге (между прочим, у Репина), но уже в 1896 году вместе с Алексеем Явленским уехала в Мюнхен и в Россию больше не возвращалась. У нас почти нет ее работ и ее имя мало кому известно. Но на западе она знаменита (вошла во все энциклопедии) - отчасти благодаря своему участию в знаменитом "Синем всаднике" Кандинского, отчасти благодаря своему экстравагантному поведению. И смешная для русского слуха онемеченная фамилия пришлась кстати.

портрет художницы7. Елена Поленова. Сестра художника. Как и брат, входила в знаменитый абрамцевский кружок, но подпала под обаяние Васнецова и русского стиля. Расписывала тарелки и иллюстрировала детские книжки. Прославилась своими картинками к сказкам. Билибин был уже после нее.

 

8.Мария Якунчикова. Дочь фабриканта и мецената, она с детства общалась с Мамонтовыми и Третьяковыми и, соответственно, художниками их круга. Так и начала заниматься искусством. А тут еще из-за болезни ее отправили в Париж. Писала пейзажи с сентиментальными названиями ("Отражение интимного мира"), делала деревянные раскрашенные панно, проектировала мебель и игрушки, вышивала, лепила из глины.

И дальше идут представительницы более позднего поколения, которых мы пока рассматривать подробно не будем.

9. Наталья Нестерова и Татьяна Назаренко.

10. Айдан Салахова. "


Во всем этом меня раздражает только две фразы, в которых явно видна мужская зависть к успеху "слабого пола":
"видны стереотипы женского искусства - ее работы немного сентиментальные, декоративные, с примесью феминизма" (это про Салахову) и "на западе она знаменита отчасти своему участию в "Синем всаднике" Кандинского, отчасти - благодаря своему экстравагантному поведению" (это посвящено М.фон Веревкин) За такую пренебрежительную характеристику хочется стукнуть по голове!

Whiterose:

Елена Поленова была ближайшей подругой жены Саввы Мамонтова, и вместе с ней собирала по деревням и старым русским городам предметы быта, зодчества, народного орнамента (полотенца, скатерти, народные костюмы). Эти 2 женщины устроили в Абрамцево целый музей, открыли школу ремесел для крестьянских детей. А Васнецов из их музея брал национальные костюмы, чтобы использовать их в своих картинах.
Вот иллюстрация из детской книги с рисунком Поленовой  

 

Spate:

Наталья Гончарова - эта та самая, о которой писала Цветаева и про которую рассказала Белая Розочка? Очень, кстати, мне понравилось то эссе Цветаевой, хоть в оценке Пушкинской Гончаровой я и не согласна с автором... Но зато про "нашу" Гончарову написано с душой и сердцем!

Spate: whiterose, спасибо за Поленову. Оказывается, я тоже видела ее рисунки, но никогда не задумывалась, кто автор. А ведь детские рисунки - это особый вид искусства! Пленить детское сердце не так-то просто.
Кстати, сейчас вспомнила - читала ведь я как-то роман про художницу, которая рисовала иллюстрации к детским книгам, очень интересный роман, и теме искусства для детей там было уделено много внимания...

Ленни: Любопытный список, я про Верёвкину, кстати, совсем ничего не знаю.


От Редактора:

Я нашла еще кое-какие данные об этой художнице:

Марианна фон Веревкин родилась в семье крупного военачальника и государственного деятеля В. Н. Веревкина, по материнской линии внучка писательницы и педагога А. М. Дараган. С 1883 году училась в Московском художественном училище. В 1886, с переездом с семьёй в Санкт-Петербург, берёт частные уроки рисования у Репина.
В 1888 году имел место несчастный случай на охоте: Верёвкина прострелила себе правую кисть, которая с тех пор остаётся скрюченной.
В 1891 году состоялось знакомство с Явленским. Переехав в 1896 году с Явленским в Мюнхен, на несколько лет прекращает рисовать. В 1905 году снова начинает заниматься живописью. Переезжает в Швейцарию и живет до смерти в Асконе.

Мне очень понравились ее картины. Тем возмутительней звучит пренебрежение в характеристике; известна только благодаря знакомству с Кандинским и экстравагантному поведению? Вот глупость-то! Очень любопытные картины! Чем больше смотрю, тем больше нравятся! Сам бы попробовал писать с покалеченной рукой...

Всех, кто любит авангард, и кто ничего о нем не знает, приглашаю посмотреть несколько работ художниц. о которых шла речь.

   
 

Вера Мухина

работа скульптора

 

 

 

 

Зинаида Серебрякова

Зинаида СеребряковаЗинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова

Наталья Гончарова

КартинаКартина

Наталья ГончароваНаталья Гончарова

Елена Поленова

Оформление книги

Анна Голубкина

работа скульптораработа скульптора Голубкиной

Марианна Фон Веревкин

Марианна фон ВеревкинМарианна фон Веревкин

Марианна фон ВеревкинМарианна фон Веревкин

Марианна фон ВеревкинМарианна фон Веревкин

Александра Экстер

работа художницыАлександра Экстер

Мария Якунчикова

Мария ЯкунчиковаМария Якунчикова 

М. де Р.  


 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 0

Список статей в рубрике:
05.03.13 02:01  О любви к кошкам!   Комментариев: 1
01.10.11 19:39  Viva la vida   Комментариев: 1
09.03.12 17:51  Кролики мисс Поттер и утка Джемайма.   Комментариев: 2
06.10.10 09:55  Мир Камиллы Клодель   Комментариев: 2
06.10.10 10:02  Синий ей к лицу!   Комментариев: 1
27.12.09 17:49  Мир Ольги Александровны Романовой   Комментариев: 1
06.10.10 10:45  Авангард, умчавшийся вдаль.
28.12.09 13:12  Мир Луизы Элизабет Виже-Лебрен   Комментариев: 1
09.03.12 18:09  Мир Марии Башкирцевой
15.03.10 12:46  Кэролайн Уитфелд . ("Приглашение к греху" Сюзанна Энок )   Комментариев: 1
30.12.12 12:45  Дэйзи Флэттери: Чудесное превращение, придуманное Дженнифер Крузи
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение