История художниц русского авангарда в документах эпохи и книге В Каверина «Перед зеркалом». *whiterose* представляет: У Каверина есть замечательная книга "Перед зеркалом", написанная как собрание писем. Переписка, причем только в виде писем главной героини к мужчине, на протяжении многих лет. Сначала она гимназистка, и от ее посланий веет томиками стихов, засушенными цветами и старой царской Россией, потом учительница, потом эмигрантка. Эмигрантка не по своей воле - она случайно оказалась в Крыму во время интервенции и общим потоком (ради спасения жизни) попала за границу. А возвратиться уже не смогла. Железный занавес ответил "нет". Любовь через года - любовь в письмах - любовь с встречами через десятилетия. Роман очень серьезный, очень трагичный, жизнь эмиграции. За судьбами главных героев - судьба поколений в момент слома царской России и становления нового государства. Путь от наивной романтичной барышни к одинокой сильной умной женщине, ведущей нищенское существование за границей, но не изменившей своей мечте - стать художником. В книге как раз здорово описаны художественные течения начала 20 века, поиски новых путей выражения мысли в живописи, работы над новыми цветами, формами и содержанием, уход от классической манеры письма. Автор рассказывает (устами героини) встречи с реальными художниками и художницами того времени, их влияние на поиск героини своей манеры письма. Книга читается нелегко, на нее нужен особый настрой, но она стоит того, чтобы потом стоять на полке на почетном место. Главная героиня восхищается Матиссом и Борисовым-Мусатовым, изучает византийское искусство, зачитывается Блоком и другими поэтами Серебряного века. Поэзия ей дает не только веяние нового, музыку для вдохновения, но и импульс для работы мысли и души. А еще, главная героиня встречается с Натальей Гончаровой. Справка из энциклопедии:
От редактора: whiterose, спасибо тебе за Каверина, я очень люблю этого писателя и уважаю за неконъюнктурность. "Перед зеркалом" я читала в журнальном варианте сразу после написания и воспринимала как подлинную историю, документальную, сохранившуюся в письмах. Это и есть история нашей живописи, по которой у нас позднее катались бульдозерами. Но вот что интересно: в Европе мужчины перевернули живопись через импрессию на авангард, а у нас, также как и в поэзии, массу составили женщины: кроме Гончаровой - Серебрякова и многие другие живописцы, графики Кругликова и Остроумова-Лебедева, скульпторы Голубкина и Мухина. Запад это обилие и качество до сих пор потрясает, я видела книгу Джона Боулта под названием "Амазонки авангарда" На одном из последних аукционов Сотбис картина Зинаиды Серебряковой ушла за почти полмиллиона фунтов (!!. не долларов), а знаменитые "Цветы" Натальи Гончаровой стали самой дорогой картиной, написанной женщиной-художницей (11млн.$). Это к тому. что мир начинает ценить творчество русских женщин очень высоко. Цитата: 1. Вера Мухина. Не женское это дело - делать монументальные скульптуры. Уже в этом уникальность Мухиной. Тем более трудно представить, чтобы женщина создала скульптуру ("Рабочий и колхозница"), которая стала символом своей эпохи, всей страны (она ведь украшала советский павильон на всемирной выставке в Париже в 1937 году) и отдельно взятой киностудии. И до сих пор остается одним из символов Москвы. 4. Любовь Попова. Она тоже работала рядом с мэтрами авангарда - Весниным, Татлиным, Малевичем. Взяла от каждого по способностям. Но создала свой собственный уникальный стиль: в отличие от мужского авангарда женский авангард очень декоративен. Потом, усилиями еще двух мужчин - знаменитого коллекционера Георгия Костаки и историка искусства, академика Дмитрия Сарабьянова - была причислена к "лику святых" русского авангарда.
8.Мария Якунчикова. Дочь фабриканта и мецената, она с детства общалась с Мамонтовыми и Третьяковыми и, соответственно, художниками их круга. Так и начала заниматься искусством. А тут еще из-за болезни ее отправили в Париж. Писала пейзажи с сентиментальными названиями ("Отражение интимного мира"), делала деревянные раскрашенные панно, проектировала мебель и игрушки, вышивала, лепила из глины. И дальше идут представительницы более позднего поколения, которых мы пока рассматривать подробно не будем. Во всем этом меня раздражает только две фразы, в которых явно видна мужская зависть к успеху "слабого пола": Whiterose: Елена Поленова была ближайшей подругой жены Саввы Мамонтова, и вместе с ней собирала по деревням и старым русским городам предметы быта, зодчества, народного орнамента (полотенца, скатерти, народные костюмы). Эти 2 женщины устроили в Абрамцево целый музей, открыли школу ремесел для крестьянских детей. А Васнецов из их музея брал национальные костюмы, чтобы использовать их в своих картинах.
Spate: Наталья Гончарова - эта та самая, о которой писала Цветаева и про которую рассказала Белая Розочка? Очень, кстати, мне понравилось то эссе Цветаевой, хоть в оценке Пушкинской Гончаровой я и не согласна с автором... Но зато про "нашу" Гончарову написано с душой и сердцем! Spate: whiterose, спасибо за Поленову. Оказывается, я тоже видела ее рисунки, но никогда не задумывалась, кто автор. А ведь детские рисунки - это особый вид искусства! Пленить детское сердце не так-то просто. Ленни: Любопытный список, я про Верёвкину, кстати, совсем ничего не знаю. От Редактора: Я нашла еще кое-какие данные об этой художнице: Марианна фон Веревкин родилась в семье крупного военачальника и государственного деятеля В. Н. Веревкина, по материнской линии внучка писательницы и педагога А. М. Дараган. С 1883 году училась в Московском художественном училище. В 1886, с переездом с семьёй в Санкт-Петербург, берёт частные уроки рисования у Репина. Мне очень понравились ее картины. Тем возмутительней звучит пренебрежение в характеристике; известна только благодаря знакомству с Кандинским и экстравагантному поведению? Вот глупость-то! Очень любопытные картины! Чем больше смотрю, тем больше нравятся! Сам бы попробовал писать с покалеченной рукой... Всех, кто любит авангард, и кто ничего о нем не знает, приглашаю посмотреть несколько работ художниц. о которых шла речь. |
|
Вера Мухина
Зинаида Серебрякова Наталья Гончарова Елена Поленова Анна Голубкина Марианна Фон Веревкин
Александра Экстер
Мария Якунчикова
М. де Р.
|