|
|
|
Великая Княгиня Ольга Александровна. Принцесса Ольденбургская. Ольга Романова-Куликовская. Это все об одной и той же женщине: дочери Александра Третьего, сестре Николая Второго, жене принца Ольденбурга, любимой жене простого офицера Николая Куликовского, художнице Ольге Романовой-Куликовской.
Прочитайте, как возвышенно и уважительно писали об Ольге Александровне, младшей сестре последнего российского императора. Это не лесть перед высоким титулом и царственным родством. Это уважение и благодарность народа за ее добрые дела. Благотворительность – вот долг царских детей перед своим народом, и отдавать этому время, силы и деньги учили с раннего детства. Царские дети должны были – и подавали пример заботы о тех, кто нуждался в помощи, тем более, что вступив в новое столетие, Европа тут же вступила в Мировую войну, и Россия должна была поддержать своих союзников перед первой попыткой в новом столетии захватить мир.
"Младшая сестра последнего русского императора Николая II великая княгиня Ольга Александровна была талантливой профессиональной художницей. При императоре Александре III Россия наслаждалась миром по периметру всех границ, мирной и счастливой была домашняя жизнь царской семьи. Великая княжна Ольга обожала своего отца, мощного, уверенного повелителя, а в семейном кругу веселого, ласкового и такого уютного. Безвременная кончина в 1894 году Александра III стала для 12-летней Ольги первым жестоким ударом судьбы. Очень рано у великой княжны Ольги стал проявляться талант художницы. Даже во время уроков географии и арифметики ей разрешалось сидеть с карандашом в руке, поскольку она лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы. Ее учителями живописи стали выдающиеся художники: академик Карл Лемох, позже – Владимир Маковский, пейзажисты Жуковский и Виноградов. В память другого своего учителя, академика Константина Крыжицкого, Ольга Александровна основала в 1912 году Общество помощи нуждающимся художникам, в своем дворце на Сергиевской улице устраивала благотворительные выставки – продажи собственных картин. Душа ее была открыта красотам природы и бескорыстной помощи людям. Уже с детских лет великая княжна шефствовала над множеством богоугодных учреждений и организаций. До революции августейшую художницу знала вся Россия – благотворительные открытки с ее акварелями, издаваемые в основном Общиной святой Евгении при Красном Кресте, расходились огромными тиражами.» Несколько лубочный портрет, не правда ли? Но если отбросить старомодные обороты речи, все это правда, потому что жизнь царской семьи всегда была на виду. Все знали и о несчастливом браке Великой Княжны. Это была не сказочная история, хотя на пороге 20 века девушки, свободные от долга перед царской семьей, выбирали себе мужа сами, чаще всего по склонности. Учитывались конечно и сословные, и меркантильные интересы семьи, хотя все чаще случались мезальянсы. Но царским детям с детства прививали, что они живут для высших, государственных интересов, чувства тут роли не играли. Но все-таки, зачастую вступала в действие поговорка «Стерпится - слюбится!», приносившая иногда очень неплохие результаты. Старший брат Ольги женился очень удачно и в конце концов стал счастлив в браке. Но Ольге так не повезло. В 19 лет, по воле матери, Ольга Александровна сочеталась браком с принцем Петром Ольденбургским. О семейном счастье с этим страстным игроком можно было и не помышлять. Мемуаристы свидетельствуют, что брачную ночь принц провел за игровым столом. Неудивительно, что впоследствии он растранжирил миллион рублей, доставшийся Ольге в наследство от брата Георгия. Где же тут счастье? Ведь строить его должны двое... Но затем судьба подарила Ольге Александровне большую любовь и преданного на всю жизнь «рыцаря» Николая Александровича Куликовского. Своего счастья с офицером, человеком не монаршеского рода, великой княгине пришлось ждать 7 лет, пока указом Николая II ее брак с принцем Ольденбургским не был аннулирован. Венчание состоялось в 1916 году в Киеве, в церкви при госпитале, который в годы Первой мировой войны Ольга Александровна возглавляла и оборудовала на свои средства. "После кончины в 1928 году матери-императрицы семья Ольги Александровны могла рассчитывать только на собственные, весьма скромные средства. Супруги приобрели ферму под Копенгагеном с уютным домом, ставшим центром русской монархической колонии в Дании. Тогда же был по-настоящему оценен художественный талант великой княгини. Она много работала и выставляла свои картины не только в Дании, но и в Париже, Лондоне, Берлине. Значительная часть денег, вырученных от продажи полотен, как и прежде, шла на благотворительность. Только иконы, написанные ею, она дарила Христа ради и, видимо, никогда не подписывала. В храме Христа Спасителя города Торонто в Канаде сохранились фрагменты иконостаса ее кисти. Причиной переезда в 1948 году семьи великой княгини в Канаду стала правительственная нота СССР в адрес правительства Дании с обвинением Ольги Александровны в помощи «врагам народа». Все годы оккупации Дании немцами и после освобождения страны союзниками великая княгиня помогала всем без исключения русским изгнанникам, среди которых были и «невозвращенцы». Последнее десятилетие жизни великой княгини прошло в скромном домике в предместье Торонто. Она продолжала заниматься живописью. Плоды ее творчества давали заметный вклад в семейный бюджет. О ее профессионализме художника свидетельствуют авторские копии особо полюбившихся почитателям ее таланта сюжетов, которые она делала на заказ. Ольга Александровна предпочитала отправлять свои работы в Европу, а не выставляться в Канаде, где требовалось создать вокруг имени художника некое общественное «паблисити». Однако по мере того, как расширялся круг канадских знакомых Ольги Александровны, рос и ее авторитет художника, теперь уже по обе стороны океана." Большая выставка работ Ольги Александровны была в музее Царицыно, представляла её невестка великой княгини – Ольга Николаевна Романова-Куликовская.
"Таким образом великая княгиня Ольга Александровна, до конца дней бесконечно преданная России, но не имевшая возможности ступить на родную землю, сегодня возвращается своим творчеством."
Материал в сети нашла Ленни. Обработка редактора рубрики. Galla: Ленни, спасибо, очень интересный и красивый рассказ!!! Spate: Ленни, большое спасибо за статью - очень интересно! А какие картины... Мне особенно последняя понравилась - она такая уютная, нежная, светлая, летняя... А девочка кажется вот-вот сорвется с места и убежит играть. Кстати, скоро у нас будет тема художниц, надеюсь, ты нам еще чего-нибудь интересненького приготовишь?
Заснеженный сад
Сирень у дома
Старый плетень
Портрет внучки Ксении
М де Р. |