Прекрасная древняя земля Греции манит к себе всех: и детей, изучающих в школе античные мифы, и любителей истории, и писателей и поэтов, создающих в этих прекрасных декорациях свои истории. Греция представляется каждому своей: туристам – солнечной и лазурной, как воды ее морей, знатокам – песчаной выжженной палящим зноем суровой землей, где мужчины мужественны, а женщины в черном полны скрытого огня. «— Да. Это странная страна, она действует на человека умственно, физически и, я думаю, даже морально. Прошлое такое живое, настоящее — насыщенное, а будущее цветет и надвигается. Солнце разгоняет кровь в жилах в два раза быстрее, может, это позволило грекам перенести двадцать поколений рабства, которые сломали бы любую нацию. Сюда приезжаешь посмотреть на призраков, руины и живописных крестьян, а обнаруживаешь... Я остановилась. — Что? — Нет. Я говорю чушь. — Это хорошая чушь. Говорите дальше. Что обнаруживаешь? — Что могила Михаэля Лестера так же важна, как гробница Агамемнона в Микенах, Байрона или Александра, они все — части одной картины. — Я опять замолкла и закончила беспомощно. — Греция. Что, черт побери, она делает с человеком? Он помолчал немного, потом заговорил. — Это потому, что она принадлежит всем. Мы знаем ее мифы, живем по ее законам, она создала почти все, что в мире чего-то стоит — правду, свободу, красоту, она — наша вторая родина.» (Мэри Стюарт. "Мой брат Михаэль")
Для нас слова Афины, Дельфы, Парнас и Олимп – сказка, которую можно увидеть, но не жить в ней, а для греческих детишек – это то, что вокруг, и впитывается с молоком матери: в Греции каждый ребенок вырастает с сознанием, что мифы - это сказки его народа, а Дельфы и Микены - это городки, до которых ходит автобус. Поэтому заглянем в глубины тысячелетий, чтобы узнать, что такое Дельфы. «Мы ехали по высокой белой дороге, огибающей Парнас. Ниже слева крутой откос перерастал в долину Плейстуса — реки, которая провивается между величественными склонами Парнаса и округлыми гребнями горы Кирфис к долине Криссы и морю. Вдоль всего Плейстуса — в это время года сухой белесой галечной змеи, блестевшей на солнце, — заполняя равнину смятенным шепчущим зеленым серебром воды, текут леса олив, сами, как река, потек перистых ветвей, мягких, как морская пыль. Вечный ветерок скользит не как над пшеницей, летучими тенями, но белеющим дыханием, мягкими вдохами, которые поднимают и колышут оливковые волны. Бледные полосы зыби следуют друг за другом. В конце долины Парнас вдруг вклинивается в поток огромной скалой, море серых деревьев бьется об нее и устремляется дальше, чтобы заполнить плоскую равнину, все еще волнуясь, двигаясь с непрестанным переливом сияния и тени, пока на западе его не успокаивают отроги дальних гор, и к югу до неожиданного яркого сверкания настоящего моря.» (Мэри Стюарт. «Мой брат Михаэль») Дельфы расположены на склоне горы Парнас в 178 км от Афин и в 116 км от Патр, в удивительно красивом месте. Отсюда открывается великолепный вид и на Дельфы по праву считались центром всего эллинского мира. Согласно мифам древних, когда Зевс-Громовержец решил Однако подлинная слава и величие Дельф связано с именем другого божества греческого пантеона - с богом солнечного света, покровителем искусств златолуким Аполлоном. Будучи внебрачным сыном Громовержца и смертной женщины Леты, Аполлон еще до своего рождения подвергся бесчисленным гонениям со стороны законной жены Зевса – Геры, которая послала гигантского змея Пифона беспокоить, а по возможности и уничтожить Лету и ее сына. Когда Аполлон вырос и окреп, он отомстил змею, убив и замуровав его в скале. Однако, яд змея был так силен, что от его смрада в стенах скалы-гробницы стали появляться трещины. Тут заканчивается одна легенда и начинается следующая. Однажды невдалеке от такой трещины решил отдохнуть пастух. Заснув, он надышался исходящими от скалы ядовитыми испарениями. У него начались галлюцинации, но это был не бессвязный бред, а предсказания будущего, которое открыл ему Аполлон. Узнавшие об этом жрецы прогнали пастуха, а на месте его привала легендарные зодчие Трофоний и Агамед соорудили святилище Аполлона. Древнейший храм был воздвигнут в IX в. до н. э., а затем, после сильного пожара, восстановлен с еще большим великолепием в VI в. до н. э.
Первые паломники стали приходить сюда, стремясь получить совет у Пифии - самого известного оракула древнего мира, и продолжали стекаться в Дельфы в большом количестве вплоть до IV века нашей эры. Лучшим временем для посещения был седьмой Оракулом должна была быть женщина, наделенная богом Аполлоном даром провидения. В церемонии вместе с жрицей-пифией принимали участие жрецы храма, которые интерпретировали ее предсказание. Считается, что перед началом обряда пифия жевала листья лавра, посвященного Аполлону (листья этого растения содержат цианин калия, что приводит к галлюцинациям, а при чрезмерном их употреблении - и к смерти), затем, отпив глоток воды из священного ручья Кассотиды, садилась над расщелиной и, постепенно приходя в бессознательное состояние, окутанная подземными испарениями, начинала произносить слова, которые жрецы внимательно слушали и записывали как предсказание. У подножия скалистой восточной стены вода священного Кастальского источника наполняла каменную нишу, в которой паломники совершали омовение. Отверстия в "лице" скалы предназначались для их подношений. Священным считался и другой источник – Кассотида. Наиболее известное предсказание было дано лидийскому царю Крезу (546 г. до н. э.). На его вопрос - стоит ли начинать войну с персами, оракул ответил: "Крез, Алис перейдя, великое царство разрушит" (Алис – пограничная река). Крез потерпел поражение и его царство было завоевано персами. Жрецы храма заявили, что предсказание сбылось, так как оракул не уточнил, какое именно царство будет разрушено.
Трудно переоценить влияние Дельф во всем эллинистическом мире. В пору своего расцвета Дельфы по-настоящему утопали в золоте. Каждый греческий город-государство считал своим долгом принести щедрую жертву Аполлону. Города оставляли свои подарки в специальных хранилищах - сокровищницах. Наиболее сохранившаяся из них - Афинская. Как само здание, так все его содержимое было даром Афин Дельфам.
Восстановленная сокровищница Посетители попадают на территорию археологического заповедника с юго-востока, через римскую агору. Затем путь идет по древней Священной дороге, по сторонам которой располагались сокровищницы и памятники-обеты. В их числе были афинская стела в честь Мильтиада, командовавшего греческими войсками в битве при Марафоне, дары Аргоса (от них остались два полукруглых основания), сокровищницы сифнийцев и эолийцев. На повороте Священной дороги стоит сокровищница афинян. Ее воздвигли в 490-485 гг. до н.э. на средства от трофеев, захваченных в битве при Марафоне. Это одно из немногих сооружений святилища, которые удалось восстановить. Украшавшие ее скульптуры находятся в музее. Дальше можно видеть булевтерий, а за ним — святилище Геи. Вдали виднеется нагромождение скал. Первая из них — скала Сивиллы, пророчествовавшей здесь до появления Аполлона. На другом утесе находился памятник наксоссцев 580 г. до н.э.: десятиметровая колонна, увенчанная фигурой сфинкса (сфинкс и ионическая капитель находятся в музее). Неподалеку от входа в храм Аполлона стоял Платейский треножник (золотое сооружение, венчающее мраморную колонну). Это прославленный памятник в честь победы греков над персами при Платеях в 479 г. до н.э. Затем взгляду открывается храм Аполлона. «Огромная скала разбивает реку олив, как нос корабля, их поток вьется и разливается огромным озером на всю равнину. Наверху, где скала примыкает к горе — храм Аполлона — шесть колонн абрикосового камня, сияющих на фоне возносящейся древесной тьмы, созданных не руками и долотом — музыкой. Выше все выжжено, ниже — намек на пока неразличимые монумент, сокровищницу и гробницу. Строение олимпийцев, горячее от прикосновения богов, плывет между неописуемым небом Эллады и серебряным приливом олив, во веки веков струящихся к морю.» (Мэри Стюарт. «Мой брат Михаэль») Первый храм, датировавшийся 548 г. до н.э., был уничтожен страшным пожаром. Те руины, которые вы видите, уцелели от более поздней постройки — IV в. до н.э. Дорический периптер имел 23,8 м в ширину и 60,3 м в длину. На стенах были высечены изречения семи мудрецов, к примеру, такое: "Познай самого себя". На . В северной части священной территории находились театр и здание для собраний, на стенах которого были картины на мифологические темы (Аид, падение Трои), а к северо- В период расцвета греческих полисов жречество храма находилось под влиянием аристократической Спарты. Тут происходили Пифийские игры – общегреческие празднества в память победы Аполлона над Пифоном. Они проводились сначала раз в восемь лет, потом - каждые четыре года. Первоначально это были соревнование поэтов и музыкантов, покровителем которых и был Аполлон, но с 586 г. до н. э. в программу игр были включены и спортивные состязания. Последние Пифийские игры прошли в 394 г. н. э. В это время императором Феодосием I был окончательно разорен и закрыт сам храм. Уже в прошлом столетии здесь начали проводить раскопки, а в 1902 г. построили музей. Сейчас рядом с археологическим заповедником находится небольшая деревушка, не представляющая никакого интереса. Туристы могут переночевать там после целого дня, посвященного осмотру открытых в ходе раскопок памятников. Деревня состоит всего из двух улиц: первая — торговая, где полно всевозможных лавок, ресторанов и прочих туристических заведений, в том числе отелей; вторая, идущая параллельно, выглядит более живописно. Древние греки считали Дельфы центром мира, а для современного туриста, путешествующего по Греции Дельфы должны стать центральной точкой. Древний памятник расположен на южных склонах Парнасских гор, откуда открывается вид на широкую долину с оливковыми деревьями. Один этот вид производит неизгладимое впечатление. В Дельфах много туристов в любое время года. В настоящее время Дельфы являются одной из жемчужин в историческом наследии Греции. Развалины огромного храмового комплекса в сочетании с окружающей природой производят неизгладимое, хотя и достаточно мрачное впечатление.
А раз уж мы в Дельфах, надо обязательно посетить Музей, где хранятся все археологические находки, великолепные скульптуры, которых было множество. . Священная дорога была украшена большим количеством статуй (бронзовых, золотых и медных). Говорят, что Нерон, недовольный предсказанием оракула, забрал около 300 из них. Но того, что осталось после варварских времен, достаточно, чтобы представить все великолепие Дельфийского святилища в античные времена.
Прошли века и тысячелетия. Над Грецией все то же солнце. Она дарит нам стремительные огненные танцы: сиртаки, бузуки, как их выплясывали сотни лет назад. И вокруг нее все то же ласковое море... Красота окружающего пробуждает желание создавать красоту. Реальность сливается с фантазией, и синтез их-это новая гармония, рожденная в священном месте древней и вечной красоты.
|
Античный театр - это незабываемое впечатление от трагедий Еврипида, Софокла, Эсхила, это "Медея", "Царь Эдип" и "Антигона". В Дельфах, выше храма Аполлона, был сооружен театр на радость девяти Музам, спутницам Аполлона Мусагета.
«Мы отправляемся в город осматривать храм Аполлона, сокровищницы, театр. Я спускаюсь по скамьям-ступенькам на сцену и, встав на самую середину, читаю цветаевское “Послание Федры”: Ипполиту от Матери - Федры - Царицы - весть, Прихотливому мальчику, чья красота, как воск От державного Феба, от Федры бежит... Итак, Ипполиту от Федры: стенание нежных уст. Утоли мою душу! (Нельзя, не коснувшись уст, Утолить нашу душу!) Нельзя, припадая к устам, Не припасть и к Психее, порхающей гостье уст... Утоли мою душу: итак, утоли уста. Ипполит, я устала... Мой тихий голос подхвачен вверх и, грохоча, возвращается к нам. Я замолкаю и закрываю уши, зажмурившись, мне кажется, что меня слышит весь город." (М.М. "Путешествие на Цитеру") Неизменным за тысячелетия остался еще один феномен священного места: при благоприятных погодных условиях тут может наблюдаться Дельфийское эхо. Слово, сказанное шепотом, подхватывается эхом и разносится по всем окрестностям. Причем некоторое время эхо раз за разом становится громче и громче, звук достигает максимальной силы, после чего начинает затихать. "К шести часам мы собираемся выпить кофе под тентами среди деревьев. -Ну, что будем делать? Придумайте что-нибудь интересное, - прошу я. -Я могу предложить последнее в этом году представление Античного театра, если это вас интересует, - говорит Митя и вопросительно смотрит на меня. -Нас это интересует, - оживляюсь я, - нет ничего приятней, чем смотреть античную драму. После этого твоя личная драма кажется мелкими неприятностями, вроде порвавшихся на официальном приеме колготок, правда? Идем на драму! Что нам представят? -“Эдипа”. А потом, если хотите, мы посетим Дельфийский оракул. Говорят, что тем, кто верит в олимпийских богов, он до сих пор предсказывает судьбу. -Ну, насчет судьбы у меня двоякое отношение: с одной стороны - хорошо сразу узнать и не мучиться, с другой - элемент неожиданности добавляет пикантную остроту нашим жизненным трагедиям. То, что ждешь заранее, не доставляет такого удовольствия! ...Тогда пошли? Поскольку кровосмешение - единственный грех, не обременяющий нашу совесть, “Эдипа” мы посмотрим с удовольствием. Мы уселись на каменных скамьях театра, еще нагретых полуденным солнцем, и наблюдали за древней историей, которую разыгрывали на такой же древней сцене. Спектакль шел на греческом, Митя нам немного переводил, но содержание знали все и жесты актеров были выразительны и понятны. Когда ослепленный Эдип отправляется в изгнание под напутствия хора, я задумчиво повторяю: - В жизни счастья достиг ли кто? Лишь подумает: “Счастлив я!” - И лишается счастья. Да, это мне знакомо. Что-то я от Дельфийского оракула не жду ничего хорошего." (М.М. "Спляшем, Бетси, спляшем")
Temarka : А я тем временем поведаю вам о сиртаки.
Танец сиртаки, а также музыку к нему, написанную греческим композитором Микисом Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы». После выхода фильма Режиссёр фильма Михаэль Какояннис расстроился, но Куинн обнадёжил его.
По воспоминаниям Куинна, он выдумал название танца; возможно, по созвучию с названием существующего критского танца. «Сиртаки» — уменьшительная форма греческого слова «сиртос», которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Сиртос нередко противопоставляется другому критскому танцевальному стилю — пидихтосу, включающему элементы с прыжками и скачками. Сиртаки содержит элементы сиртоса в медленной части и пидихтоса — в быстрой.
И под конец – «Веселая хроника опасного путешествия» Пусть все наши дальнейшие путешествия будут веселыми!
А что еще можно узнать про Грецию? Все перечислено здесь: "Из истории наших путешествий"
|