Прелесть возраста и цвета Послевоенная оккупация Японии открыла западному миру доселе малознакомую и очень экзотичную дальневосточную культуру. Десятки тысяч американцев и европейцев посещали Японию или жили там более или менее продолжительное время. Одни, выполнив свою задачу, возвращались домой, сохранив смутные воспоминании и некоторое количество сувениров, другие, очарованные своеобразием незнакомой страны, хотели глубже познакомиться с ее историей и культурой, понять этот народ, столь отличный от нас по своему внутреннему миру. Благодаря этим людям западный мир познакомился с самобытнейшим искусством и удивительными традициями далекого народа, живущего на островах, протянувшихся от холодного снежного Хоккайдо до тропического Ириомоте. А знакомиться было с чем. Западная цивилизация изначально развивалась, стараясь покорить природу, возобладать над ней, а цивилизации Юго-Восточной Азии встраивались в нее, стремились к гармонии. Более тонкое и глубокое понимание природы, единение с ней, позволили восточной культуре создать такие искусства, как бонсаи, бон-сэки (объемные каменные микрокомпозиции), бон-кэй (микроландшафт), икебана и многие другие. Любовь к карликовым деревьям объясняется просто - не имеющим большой территории и возможности вырастить сад около дома, японцам хотелось обрести уголок природы у себя дома, а маленькие деревья не занимали много места. Однако психология человека и восприятие прекрасного у нас и восточных людей разное. Что первым придет в голову европейцу, узнавшему о насильственном превращении здорового красавца в горбатого уродца? Ужас и отвращение. Не забуду, как описывал производство детей-уродцев Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется». Конечно, растение не ребенок, но все живое имеет право на свободную жизнь. Это чисто европейский подход к проблеме. Японец же благоговейно залюбуется кропотливо сделанным творением опытного мастера, настоящим живым деревцем, десятилетия сохраняющим свою миниатюрность и природное изящество. Десятилетиями за такими растениями ухаживают, создавая условия, чтобы замедлить рост и сохранить природную форму, а потом ухаживают за ними, как за домашними любимцами. Выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение, возраст многих бонсаи превышает столетие, и растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает "в лицо" вся страна, они не могут быть вывезены за границу. Иметь в комнате настоящую сосну, клен или цветущий куст глицинии, рододендрона, магнолии и любить ее, холить и лелеять всю жизнь, чтобы передать своим детям и внукам - в этом есть что-то величественное, приближающее к бессмертию...
|
Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Настоящий бонсай имеет размеры от 20 см до 1,5-2 м. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в плошке выращивается не одно дерево, а целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет. Из всего сказанного вытекает вывод, что истинный бонсай должен нести отпечаток времени. Поэтому к бонсай относят в первую очередь деревца с толстыми стволами. Особенно ценятся причудливо загнутые или сломанные ветви, стволы с потрескавшейся или снятой корой, покрытые мхом. Все это символизирует многолетнее выживание в трудных природных условиях и подчеркивает естественность. Растения для бонсай Для выращивания в качестве бонсаи подойдет не каждое растение. Хотя в искусстве бонсай есть стили, при которых композиция образована из травянистых растений, традиционно бонсай выращивают из деревьев и кустарников, т.е. растений, имеющих твердый, часто одревесневающий ствол и ветви. Наиболее ценные деревья хвойных пород: сосна, можжевельник, туя, кипарис, лиственница, так как они достаточно выносливы и кусочек окружающего нас мира в миниатюре смотрится очень необычно. Кроме хвойных часто в качестве бонсай выращиваются и лиственные породы -
Шаримики - "мертвая древесина" - ствол дерева не имеет коры, благодаря чему Бунзинги или форма "японского текста" – большая часть ствола не имеет листьев и веток, крона формируется только на верхушке дерева. Ствол может быть прямостоячим или наклонным. Икадабуки или форма плота - ствол дерева лежит на поверхности земли, ветви оставляют только с верхней части и они должны расти вертикально вверх.
Нэагари – стиль, при котором корни дерева выступают и приподнимаются над поверхностью земли. Для формирования бонсай этого стиля используют тропических растения, образующие воздушные корни. Есть ли пределы фантазии и мастерству? И как это все по-восточному необычно и утонченно. Поэт Басё написал о дереве хокку: Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке – Это ее душа. Чтобы любоваться душой склоненной ивы можно ведь вырастить ее в плошке и поставить в комнате, а соловей тогда запоет в душе. Красота по-японски.
Мадам де Руэ |