Риверданс - одно из немногих шоу, представляющее танцы, основанные на национальных танцевальных элементах, пользующееся такой неимоверной популярностью во всем мире.
Синтез ирландского степ-балета, акробатических элементов, трюков, кельтские и негритянские напевы, живая музыка, национальные инструменты все это те составляющие, которые в сумме дают потрясающее по своей красоте и насыщенности риверданс шоу. Причудливое переплетение этих элементов создает оригинальный коктейль риверданс шоу, который долгое время имеет невероятный успех у публики.
Описать однозначно, что такое риверданс шоу невозможно. В шоу риверданс принимает участие большое количество танцоров, которые исполняют смесь ирландских народных танцев, степа, элементы фламенко, славянские акценты. Шоу разворачивается под аккомпанемент живого оркестра с включением кельтских и негритянских напевов, обработанной ирландской музыки, с барабанами и волынками. Как правило, два танцора являются лидерами постановки.
Танцы подразделяются на танцы в мягкой и жёсткой обуви. Название им даёт музыкальный размер мелодии, под которую танцуют.
В мягкой обуви танцуют: Слип джигу, Лайт джигу и Сингл джигу. |
В жёсткой обуви танцуют: Трэбл джигу и Хорнпайп.
|
Еще одним отличием коллектива является неимоверная четкость и точность исполнения движений, все двигаются как единый организм. Создается впечатление, что на сцене то плавно, то бурно и быстро движется полноводная река. Все эти составляющие в сумме складываются в фантастическое по своей зрелищности шоу риверданс. Феерия, разворачивающаяся перед зрителями, завораживает. Шоу риверданс своим танцем рассказывает зрителю о мистических отношениях человека с природой, о первобытных стихиях, о вечной любви и страсти. Великолепная музыка, использование барабанов, волынки привносит в шоу риверданс мифическую атмосферу и создает ауру путешествия к своим истокам. Сумасшедшая энергетика, размах действия, какая-то особая атмосфера и магнетизм делает шоу риверданс поистине незабываемым событием.
Создана труппа была после того, как в 1994 году на Евровидении танцевальный номер в перерыве между выступлениями конкурсантов сорвал бурю оваций публики. Номер так понравился зрителям, что танцоров долго не отпускали со сцены, продолжая им аплодировать. Успех повлек за собой предложения о сотрудничестве.Одним из главных исполнителей и хореографов стал Майкл Флэтли - самый быстрый чечёточник, делающий 35 различных па в секунду. Его каждая нога застрахована на 25 миллионов долларов! В феврале 1995 года в Point Depot Theatre в Дублине риверданс дали премьерные гастроли, длившиеся 5 недель с огромным успехом. Таким образом, произошло рождение огромного коллектива, который в последствии со своими гастролями объехал весь мир и везде неизменно завоевывал все новых почитателей. Небывалая популярность у публики, привела даже к тому, что риверданс разделили на два равноправных состава, которые с одинаковой программой и мастерством исполнения, гастролируют отдельно.
Вот так, в общих чертах можно обозначить суть и специфику данного шоу. В ноябре 2009 года концерты этой легендарной группы прошли в Москве и Санкт-Петербурге. Вот личные впечатления зрителей:
IreneA (Москва, Государственный Кремлевский Дворец)
Программа была представлена в двух действиях, каждое действие и некоторые сцены комментировались голосом за кадром. Причем у меня возникло чувство, что текст на русском произносил иностранец, потому что интонации не всегда были верными. Это несколько удивило. В принципе, хореография Майкла Флэтли меня вполне устраивает, но номера были представлены и под руководством других хореографов, особенно во втором отделении. Снимать на фотоаппарат было нельзя, но отдельные смельчаки находились, их при этом высвечивали фонариком - охрана стояла вдоль сцены, и грозно смотрела на потенциальных нарушителей. Такие строгости, правда, объясняются авторским правом, но больше похоже на железную дисциплину Кремля. Вот названия некоторых сцен:"Соберитесь вокруг солнца", "Крик души", "Гроза", "Шивна"...Ассоциации вполне понятны - первый танец- это празднование щедрой мужской силы, солнце - это утренний свет, изобильный и ясный. "Крик души"- это другая первозданная тайна, лосось, плывущий вверх по течению, слепой зов природы, сердце, тянущееся к сердцу...
И так далее- все в метафорах и иносказаниях, и это выражено то в неистовых ритмах, кружениях, вращениях, то в плавных, почти балетных па. Второе отделение было более театральным, добавились стилизованные костюмы ирландцев.Здесь шла речь о первых переселенцах в Америку, о тоске по Родине, о разрыве семейных связей ....Те, кто был вынужден эмигрировать, познали страдания расставания, но их дух был ободрен светлой надеждой на лучшую жизнь.
Также во втором отделении на сцене появился дяденька негритянской наружности, который на удивление хорошо пел, так, что даже затмил певцов "Риверданс", а особенно их женское соло в исполнении Хэйли Гриффитс.
Эта дама с ансамблем пела довольно мило, но как-то безлико и утомительно. Гораздо приятнее было слушать скрипку Зое Конвейн, девушка обладает просто потрясающим талантом, что там Ванесса Мей...Скрипка - это вообще главный инструмент в этой музыке, на мой взгляд, хотя, конечно, ударные также добавляют колорита и держат ритм.
Очень порадовали две сцены с фламенко, когда номер начинается в обычных ритмах этого страстного , яркого танца, а затем в него вливаются ирландские мелодии - и это происходит на удивление гармонично. При этом танцовщица фламенко исполняет свою партию, а танцоры "Риверданс" являются ее партнерами. Я вообще - фанат фламенко, испанской гитары - поэтому была просто в восторге.
Еще один великолепный номер, которому аплодировал зал, это чечетка.И тоже - постановка на контрасте двух стилей - американского степа(в исполнении опять же двух негритянских мачо) и ирландцев.Все это выглядит, будто парни на улице задирают друг друга и в итоге стараются перещеголять - кто лучше справится с задачей.В итоге побеждает дружба.
Самое удивительное, что на сцене были и участники Московского ансамбля народного танца, и наши типично русские элементы вращения, присядка, шпагаты - все нашло отражение в их номере, но опять-таки под ирландскую музыку. Просто диву даешься, как музыка может объединить несовместимые вещи...
Min (Санкт-Петербург, Ледовый дворец)
Шоу открывал танец изображающий древних жителей Ирландии и их культ поклонения Солнцу. И этот самый первый номер меня разочаровал: солист показался коротконогим, а две девочки, отплясывающие в центре, фигурами походили на штангисток, но что удивительно, двигались они очень легко. Я немного скисла, но на втором номере мнение моё о происходящем поменялось и даже ноги у солиста как-будто выросли. Я очень ждала соло на волынке, но и тут меня ждало небольшое разочарование - волынщик немного фальшивил. Наслушавшись Дэви Спиллана, я это остро почувствовала.
Очень сложно описывать "Риверданс", потому что это надо видеть и слышать. Музыка волшебная! От исходящих от флейты - Tin Whistle (так, кажется, она называется) завораживающих звуков у меня мурашки по коже побежали. Очень красиво!
Соло на байране (ирландском бубне) выше всяких похвал. Мужик такое вытворял! Пара - скрипачка и барабанщик зажгли... Они заигрывали друг с другом при помощи своих инструментов. Аудитория не осталась равнодушной.
Одним из самых интересных номеров мне показался баттл между американскими и ирландскими чечёточниками. Сначала они выкаблучивались друг перед другом, показывая свои способности. Затем в спор вступили саксофонист и скрипачка. Смешно было, когда американский степист начал передразнивать ирландскую манеру танца, и отплясывать под скрипку, затем то же самое проделал и ирландец, сплясав под саксофон.
Фламенко... Очень красивое начало - на фоне пламени видна лишь тень танцовщицы. Девушка не плохо танцевала, но, это не Maria Pages, которую я успела полюбить за экспрессивность и очень пластичные руки. Если коротко - я восхищаюсь её танцем!
Но особо тепло зал встретил российских танцоров, набранных из труппы Моисеева. Теперь они называются "Moscow Folk Ballet Company". Они внесли в шоу разнообразие, станцевав под музыку венгра Николы Парова, сочетая в танце национальные движения и акробатические трюки. А в самом конце такой волчок закрутили, что публика взорвалась аплодисментами и одобрительными криками.
Да, был ещё один номер, который не оставил меня равнодушной - "Гроза". Парни очень эффектно появились на сцене, не менее эффектно отстучали по ней, а закончили - просто блеск!
Завершило шоу общее выступление всей труппы. Каждый старался напоследок оставить в сердцах зрителей свой след. И это им удалось.
В общем шоу мне понравилось, огорчило лишь то, что Питер лишили, не известно по какой причине, номера с баритонистым дядечкой, которым так восхищалась IreneA.
Во время описания своих впечатлений заново испытала бурю эмоций и поняла, что не прочь ещё раз насладиться этим замечательным шоу.