2

Залесская Мария



упорядочить книги:

Людвиг II 1/5.00
Рихард Вагнер. Запрещенный композитор 1/5.00
Ференц Лист

Обложек книг: 5

Добавить книгу Добавить книгу

Ференц Лист

Ференц Лист. Залесская Мария
Где купить?
В подборки
 Загрузить обложку
Отзывов: 1
· в т.ч. с оценками: 1
· средний балл: 5


Ференц Лист давал концерты австрийскому и российскому императорам, королям Англии и Нидерландов, неоднократно встречался с римским папой и гостил у писательницы Жорж Санд, возглавил придворный театр в Веймаре и вернул немецкому городку былую славу культурной столицы Германии. Его называли "виртуозной машиной", а он искал ответы на философские вопросы в трудах Шатобриана, Ламартина, Сен-Симона. Любимец публики, блестящий пианист сознательно отказался от исполнительской карьеры и стал одним из величайших композиторов.
Он говорил на нескольких европейских языках, но не знал родного венгерского, был глубоко верующим католиком, при этом имел троих незаконнорожденных детей и страдал от непонимания близких. В светских салонах Европы обсуждали сплетни о его распутной жизни, а он принял духовный сан. Он явил собой уникальный для искусства пример великодушия и объективности, давал бесплатные уроки многочисленным ученикам и благотворительные концерты, помог раскрыться талантам Грига и Вагнера. Вся его жизнь была посвящена служению людям, искусству и Богу.
ISBN: 978-5-235-03923-0

Читали? Оцените и выскажите своё мнение о книге
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход. Ваша оценка: 


Всего комментариев: 1, в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Отзывы читателей о книге Мария Залесская "Ференц Лист":

[05.07.20 14:40] Consuelo 5 5
«Миссия художника, или поэта наделённого гением. Не поучать истине, не наставляться в добре. На что имеет право, лишь Божественное откровение. Миссия поэтического и художественного гения в том, чтобы окружить истину, сиянием красоты, пленить и увлечь ввысь воображения. Красотой побудить к добру тронутое сердце. Поднять его на те высоты нравственной жизни, где жертвенность превращается в наслаждение, геройство становится потребностью, где сострадание заменяет страдание. Любовь, ничего сама не требуя, всегда находит в себе то, что может отдать другим» (Ф. Лист)

Маленькое лирическое отступление. Много лет назад произошло моё «знакомство» с личностью Ференца Листа, как ни странно, через Фредерика Шопена, ещё одного гениального музыканта, современника и товарища Листа. В конце концов, Лист настолько высоко ценил Шопена, что даже написал биографию своего коллеги и друга. А вот первым произведением великого венгра, которое мне довелось услышать, стала его известнейшая «Венгерская рапсодия №2», но забавно то, где я её услышала: 1) в двух мультфильмах («Кошачий концерт» из цикла «Том и Джерри» (за роялем – кот Том) и «Кроличья рапсодия» (за роялем – кролик Багз Банни)); 2) в фильме «Кто подставил кролика Роджера». Вообще же, надо сказать, киношники и мультипликаторы любят обращаться именно к «Венгерской рапсодии №2».

В августе 1845 года, спустя 18 лет после смерти, великому Людвигу ван Бетховену был открыт первый памятник в немецком Бонне. Однако сбор средств на сооружение памятника гению шёл настолько вяло, что всё мероприятие оказалось под угрозой. Узнав столь печальные новости, Ференц Лист пожертвовал городу огромную по тем временам сумму денег, благодаря чему мы и сейчас можем лицезреть увековеченную в бронзе память музыкальному сокровищу человечества. Таким образом Лист отдал дань безмерного уважения своему кумиру. Однако в этом поступке видна и отличительная особенность характера Ференца Листа, который никогда не жалел ни денег, ни времени, чтобы отдать должное вдохновенной гениальности. И всю свою жизнь Ференц Лист помогал, как финансово, так и своими наставлениями, уроками и протекциями, молодым музыкантам, которым ещё только предстояло войти в собрание жемчужин вневременной классической музыки.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года, в небольшом городке Доборьян, которое входило в состав наследственных земель венгерского аристократического рода Эстерхази, в семье Адама Листа и Анны-Марии Лаггер. Единственный ребёнок в семье рос в атмосфере привольной жизни на лоне природы, а первые музыкальные уроки ему давал отец, и сам музыкант-любитель. Музыкальный талант обнаружился в мальчике довольно скоро, и на этом, по мнению самого Ференца, и закончилось его вольное детство: «Здесь протекли два периода моей жизни. Первый, когда отцовская воля вырвала меня из степей Венгрии, где я рос свободно и привольно среди диких орд, и бросила меня, несчастного ребенка, в салоны блестящего общества, отметившего меня позорно-лестным прозвищем «маленького чуда». С тех пор мною овладела ранняя меланхолия и лишь с отвращением переносил я дурно скрываемое пренебрежение к артисту, низводящее его до положения лакея. Позднее, когда смерть похитила у меня отца... я ощутил горькое отвращение к искусству, каким я его пред собой увидел: униженным до степени более или менее терпимого ремесла, обреченным служить источником развлечений избранного общества. Я согласился бы скорее быть чем угодно на свете, только не музыкантом на содержании у богатых людей, покровительствуемым и оплачиваемым как жонглер или ученая собака...».

По сути Листа ожидал путь, проторённый ещё Моцартом, а в дальнейшем более или менее удачно, повторённый различными музыкантами: отец, разглядев в сыне проблески дара, начал его карьеру, очевидно, водрузив на ребёнка непомерную ответственность. В этом случае слились родительская гордость и родительские надежды, а также желания отца через сына воплотить в реальность собственную неудавшеюся карьеру музыканта. Кроме того, юный Ференц быстро стал единственным кормильцем семьи, поскольку отцу пришлось оставить работу при дворе князей Эстерхази, чтобы иметь возможность заниматься обучением и продвижением сына. Безусловный дар Ференца сомнений не вызывал, чему подтверждением служит история, когда после очередного блестящего выступления в концерте, юный венгр был поцелован самим Бетховен. Надо отметить, что Бетховен был настоящим кумиром и для отца Листа, и для него самого (в кабинете Листа всегда висел портрет Бетховена).

В начале 1820-х отец перевозит семью в Вену, где у Ференца было больше шансов развить своё дарование. Учителем юного гения стал сам маэстро Карло Черни, который давал уроки Листу безвозмездно, впрочем, как и второй учитель, не менее талантливый Антонио Сальери (много позднее сам Ференц также не будет брать платы со своих учеников). Следующим важным поворотом в жизни Ференца стал переезд в Париж, где поначалу всё складывалось не столь радужно. Однако же талант не был обойдён вниманием широкой публики, а, следовательно, в концертных выступлениях не было нехватки. Парадоксально, но именно этот успех в дальнейшем ощутимо мешал музыканту быть признанным серьёзным композитором, а не просто модным пианистом, развлекающим светскую публику, хотя и, безусловно, достигшим практически недосягаемой техники и виртуозного владения инструментом и чувствования музыкального материала. Иначе говоря, Листу отказывали в способности быть не только исполнителем чужих идей, но самостоятельным творцом.

«Гений редко торжествует без борьбы, он прокладывает себе путь, преодолевая тысячи препятствий, его подолгу не признают, на него яростно нападают, наконец, половина его современников часто просто отрицает его существование»

Особой важностью для Ференца Листа стал вопрос национальной самоидентичности, которая внешне выражалась даже в неоднозначности произношения имени великого музыканта. Франц он, или Ференц? Поскольку сам Лист считал себя венгром, то и Мария Залесская, дабы подчеркнуть это, называет в своей книге его именно Ференцом, т.е. на венгерский манер. Вместе с тем, вопрос национальной принадлежности оказался весьма болезненным для Листа, и не отпускал его на протяжении всей жизни. С детства Ференц говорил на немецком языке, никогда так и не выучил родного венгерского языка. Всю свою жизнь он стремился в Венгрию, но постоянно жил в других странах, а не на родине. Несмотря на это Лист был осведомлён о жизни в Венгрии, о постоянном брожении идей о независимости от Австрии.

Отдельной строкой в работе Марии Залесской идут взаимоотношения Листа с различными людьми, прежде всего, с сильными мира того и другими выдающимися талантами своего времени из различных стран, среди которых, к примеру, Вагнер, Шопен, Жорж Санд, Глинка. С Рихардом Вагнером сложились особые отношения, которые сложно укладываются в какое-то одно определение. Лист помогал Вагнеру, признавал его талант, в том числе, перед другими, однако характерами эти два гения кардинально разнились. Если Лист был открытым и дружелюбным, то Вагнер оставался закрытым и тяжёлым. Если Лист был верующим католиком, то Вагнер – протестантом. Последнее в дальнейшем сыграло свою роль, ибо одна из дочерей Ференца Листа – Козима – вышла замуж за Рихарда Вагнера. Но брак сопровождался скандалом, т.к. Козима уже состояла в супружестве, когда начала открыто жить с Вагнером. А для того, чтобы выйти за Вагнера, Козима сменила религию. Никакие увещевания и просьбы отца не возымели действия, Козима, не скрываясь, поддерживала Вагнера, даже в случаях, когда интересы отца и мужа приходили в прямое столкновение. Тем не менее, ради счастья дочери Лист мог пойти на уступки и не разрывал отношений с ней и её супругом.

«Жизнь — только длинное и горькое самоубийство, и одна только вера может преобразовать это самоубийство в жертву»

Важными пластами в истории жизни Ференца обозначены его отношение с религией и связи с прекрасными дамами. Лист всегда оставался глубоко верующим человеком, поддерживал отношения с Ватиканом, напрямую касался библейских тем в своём творчестве, и даже принял сан аббата. Вместе с тем, Лист никогда не был женат, несмотря на наличие бурных амурных связей и внебрачных детей. С именем великого музыканта неразрывно связаны два женских имени: первая дама, мать детей Листа, - Мари Д’Агу, графиня и писательница; вторая – Каролина Витгенштейн, княгиня и писательница. С Каролиной даже почти получился брак, однако, вмешались заинтересованные лица, а также личные убеждения Каролины. Обе дамы оставили значительный след в жизни своего великого спутника, но их влияние и роль различными исследователи воспринимаются по-разному.

«Без фантазии нет искусства, как нет и науки»

Биография Ференца Листа от Марии Залесской написана прекрасным языком, сопровождена большим фактическим материалом, с приведением множества ссылок на различные источники, в том числе, дневники и переписку Листа и всех, кто так или иначе с ним пересекался. Страницы книги пропитаны большой симпатией и уважением автора к рассматриваемой личности. И этот настрой передаётся и читателю. Ференц Лист показался весьма симпатичным человеком, безумно талантливым, разносторонним, настоящим новатором и мыслителем музыки. Кроме того, это приятный характер, незлобивый и нисколько не завистливый, умеющий радоваться чужим успехам и готовый помочь другим талантливым людям. Жизнь Ференца Листа была наполнена не только творческим вдохновением и музыкальными свершениями, но и разочарованиями, предательствами, непониманием со стороны окружающих и не сложившейся семейной жизнью. Повествование нигде не буксует, а наоборот, полно динамики.
Есть отзывы о книге на форуме: 1  Сред.балл: 5.00  Смотреть


Посетители, поставившие высокую оценку данной книге, также положительно отзывались о следующих:
Поменяй воду цветам Поменяй воду цветам
Перрен Валери
Голосов: 9
Ср.балл: 4.67


 


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение