Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Невские вечераСоздан: 26.01.2016Статей: 13Автор: Сирена ПитерскаяПодписатьсяw

Семейный уклад дворянства

Обновлено: 29.01.16 15:58 Убрать стили оформления

Семейный уклад

семья

     Дворянская семья во все времена имела определенный, традиционный уклад, регламентированный на законодательном уровне.

     Мы уже кратко рассмотрели этот регламент, и  теперь настала очередь взглянуть на дворянскую семью глазами ее членов.

Для этой цели мною были отобраны источники личного происхождения, а именно дневники и воспоминания дворян, по временным рамкам  охватывающие, как первую, так и вторую половину  XIXвека.

    Семейный уклад представляет из себя  стиль семейного поведения. Семейный уклад зависит от положения семьи, ее сословной принадлежности и уровня благосостояния. Семейный уклад – это ритм жизни семьи, динамика ее развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат, эмоциональное благополучие.[1]

     Каковы же были общие черты дворянского семейного уклада?

 В первой половине XIX века в дворянской семье господствовали: патриархальность и иерархия.

      Главой семейства всегда признавался отец – чьими стараниями и жила семья, обеспеченная во многом именно его усилиями в финансовом и нравственном отношениях.

      В записках П. И. Голубева, питерского чиновника 30-х годов, мы находим, что он  усердно служил, а все средства и милости, привносил в семью[2]. Супругу свою он называл на «вы» и по имени и отчеству, она же в свою очередь относилась к нему с уважением и всюду следовала за ним. [3]

 В то время, пока он пропадал на службе, жена занималась домом и детьми.

Детей у них было двое – мальчик и девочка. Как пишет П.И. Голубев:

    «Я занимался только с сыном, мать – собственно с дочерью».[4] По вечерам семейство любило устраивать беседы, также они ходили в церковь, усердно вкладывали силы и средства в дальнейшую жизнь детей – сыну дали университетское образование, дочь выдали замуж.[5]

       Разделение семьи  на мужскую и женскую иерархии  можно проследить в женских мемуарах. М.С. Николева и А.Я. Бутковская в своих воспоминаниях постоянно упоминают, что их круг общения, всегда составляли либо сестры, либо кузины, либо многочисленные тетушки  и знакомые их матерей, свекровей  и т.п. В семейном доме или в гостях, комнаты, отведенные им, всегда подразумевали «женскую половину» и были отдалены от мужских покоев.[6]

       Но это вовсе не значит, что они сторонились мужчин-родственников, братья и кузены также составляли круг их общения, но  в самой малой мере. Все дело в роли мужчин – они занимались делами, либо отсутствовали по долгу службы. Братья М.С. Николевой  довольно продолжительное время провели вдали от семьи, так как находились в действующей армии и воевали против французов.[7] Аналогичная ситуация складывалась и у других родственниц Николевой. Вот что она пишет о сыне своей тетушки, кузене Петре Протопопове:

      «Петр Сергеевич, проведя 30 лет на службе, отвык от женского общества и потому казался дикарем и оригиналом. До 45 лет он лишь изредка наезжал на краткое время в свою семью. – Второй брат, Николай Сергеевич служил в Петербурге по министерству, был набожен, принадлежал к масонской ложе, редко бывал у родителей»[8].

      После смерти мужа А.Я. Бутковская  писала:

«В 1848 году, мой муж, занимавший в чине инженер генерал-лейтенанта должность директора  морского Строительного департамента внезапно скончался от апоплексии. Конечно, и в протекшие годы были у нас тяжелые семейные утраты, но это событие было мне особенно чувствительно, и совершенно изменило мою жизнь.

      Я удалилась в свое имении и меньше стала принимать участия в общественной жизни. В венгерском походе,  восточной войне, двое из моих сыновей были в действующих войсках, и я по неволе интересовалась ходом военных событий»[9]

      Юные  женщины, в отличие от своих родных, мужского пола, практически всегда  находились под сенью родительского дома,  на попечении маменьки, либо старших родственниц или компаньонок, нянек, гувернанток. И лишь после замужества они сбрасывали с себя столь суровые оковы чрезмерной опеки, хотя и переходили под крыло свекрови или родственниц супруга.[10]

       Патриархальность в отношении женщины имела и, свои исключения из правил. Если мужчина – глава семьи, то после его смерти это главенство переходило, как правило, к его вдове, либо к старшему сыну, если он не был занят на службе. [11]

      «Более свободным было поведение вдов, на которых возлагались обязанности статуса главы семьи. Порой, передав фактическое управление сыну, они удовлетворялись ролью символической главы семьи. Например, московский генерал – губернатор князь Д. В. Голицын даже в мелочах должен просить благословения своей маменьки Натальи Петровны, которая в шестидесятилетнем военачальнике продолжала видеть несовершеннолетнего ребенка».[12]

       Помимо роли жены, наиболее важной считалась роль матери. Однако после рождения ребенка, между ним и матерью сразу же возникала дистанция. Это брало начало с самых первых дней жизни младенца, когда из соображений приличия, мать не смела, кормить своего ребенка грудью, эта обязанность ложилась на плечи кормилице.

       П.И. Голубев, писал, что из-за обычая отлучать ребенка от материнской груди, он и его жена потеряли двоих малышей[13]. Первая дочь умерла от неправильного кормления, пока они искали кормилицу, второй сын умер, заразившись от своей кормилицы болезнью[14].

      Наученные горьким опытом, они отошли от обычая  и, супруга его, вопреки приличиям, сама кормила последующих  детей, благодаря чему те остались живы.[15]

      Но обычай отлучать детей от материнской груди, сохранялся вплоть до конца XIX века.

     Охлаждение к ребенку, как к личности, обуславливалось его социальной ролью в будущем. Сын был отчужден от матери, так как его готовили к служению родине и круг его интересов, занятий, знакомых, находился в ее ведении лишь до его семилетнего возраста, затем уходил к отцу[16]. Мать могла лишь  следить за успехами сына. В девочке же видели будущую жену и маму, а из этого вытекало особое к ней отношение семьи – из нее пытались  сделать идеал.

     В.Н. Карпов в своих воспоминаниях писал:

«В те годы «женского вопроса» (вопроса об изменении роли женщины, в т.ч. и в семье) совсем не существовало. Родилась девочка в мир – и задача ее жизни была проста и не сложна. Девочка росла и развивалась для того, что бы в семнадцать лет расцвести  пышным цветком и выйти замуж»[17]

     Из этого вытекает еще одна характерная черта дворянского, семейного уклада первой половины XIX века - это охлажденные отношения детей и родителей. Общепризнанная цель семьи – подготовить своих чад к служению  отечеству или семье супруга. На этой цели и выстраивались взаимоотношения между родителями и детьми. Долг перед обществом становился превыше родительских чувств.

     В  семьях  состоятельных дворян, ведущих светский образ жизни, где супруги находили либо при дворе, либо супруг занимал высокопоставленную должность, и вовсе, свидания с детьми становились редким явлением. Такие дети оставались либо на попечении нянек, либо отправлялись в престижные учебные пансионы.

     А. Х. Бенкендорф пишет в своих воспоминаниях о том, как родители (отец - премьер-майор, мать – бывшая придворная)  поначалу отослали его в пансион в Пруссии[18], затем недовольные его учебными успехами, отдали в частный пансион уже в Петербурге[19]. В юности он оставался на попечении у родственников отца:

   «Я проживал у дяди – брата отца; моя тетушка - превосходная женщина – взяла всю заботу обо мне лично на себя».[20]

     Практика  передачи родственникам заботы о своем чаде была довольно распространенным явлением в дворянской среде. Это происходило по разным  причинам – сиротство,  светская жизнь, либо бедственное положение родителей.

              М.С. Николева описывала следующий случай в семье своей тетушки:

«В числе родственников у Протопоповых был некто Кутузов с девятью дочерьми и сыном. Дочери были все хороши собою. Мать, женщина капризная, своевольная, оставшись вдовою, не взлюбила одну из дочерей, Софью Дмитриевну, и не давала ей приюта, кроме девичьей, где в обществе прислуги она сиживала на окне и вязала чулок. Тетка моя, видя нелюбовь матери к ребенку, взяла ее к себе в дом. Кузины очень полюбили ее, начали учить, каждая чему могла...

 Когда брат Петр вышел в отставку, он нашел Сонечку 15-ти, лет  живущую  в его семье, как родная...

Мать совсем ее забыла и не виделась с нею, так что и по смерти тетки она осталась в доме Протопоповых»[21]

      Можно прийти к выводу, что в рассматриваемый нами промежуток времени   сущность дворянских  детей заключалась в неизбежном  служении в социальной иерархии.  Патриархальность диктовала какие нежелательные и незаслуживающие особого внимания эмоции ребенка  следует подавлять. «Ни одна эмоция - страх, жалость, даже материнская любовь - не считались надежными руководителями в воспитании»[22]

      Поэтому,  брак  между дворянами  заключался, как и по любви, так  и по расчету.  Неизменным было обстоятельство, что вопросы брака контролируют родители, руководимые одной лишь практической выгодой, а не чувствами своих детей. Отсюда и ранние браки девочек с мужчинами, в два, а то и  три раза старше.

       К.Д. Икскуль в «Женитьба моего деда», приводит возраст жениха в двадцать девять лет, а невесты в двенадцать.[23]

 М.С.Николева пишет о том, что ее кузен Петр по сильной любви женился на воспитаннице их матери Софье, которой было всего пятнадцать лет, он же был в два раза старше.[24]

      А.Я. Бутковская   в своих «рассказах», описывает, как ее тринадцатилетняя сестра стала женой обер-прокурора, которому было сорок пять лет.[25]

      Причем во всех случаях, авторы утверждают, что брак был совершен по искренней любви и с  благословения родителей.

       В дворянской культуре брак считался   естественной  потребностью, и являл собой одну из смысловых структур жизни. Безбрачная жизнь порицалась в обществе, на это смотрели как на неполноценность.[26]

      Родители, в особенности мамочки, подходили со всей ответственностью к  воспитанию дочери, как в вопросах поведениях, так и в вопросах брака.

      Графиня Варвара Николаевна Головина в своих мемуарах  писала относительно дочери Прасковьи Николаевны:

«Моей старшей дочери в это время было почти девятнадцать лет, и она начала выезжать в свет...

 Ее нежная и чувствительная привязанность ко мне предохраняла ее от увлечений, так свойственных молодости. Внешне она была не особо привлекательна, не отличалась ни красотой, ни грацией и не могла внушать опасного чувства, а твердые убеждения нравственности предохраняли ее от всего, что могло ей повредить»[27]

       Графиня М.Ф.Каменская,  вспоминая свою кузину Вареньку, писала:

«Я очень любила Вареньку, и мы с нею много лет сряду были очень дружны, но стеснительная, недоверчивая манера тетушки в обращении с дочерью мне совсем не нравилась. Екатерина Васильевна держала Вареньку около себя точно на веревочке, ни на шаг от себя не отпускала, говорить свободно ни с кем не позволяла и целые дни не переставала дрессировать ее на великосветский манер»[28]

         Е.А. Ган   описала в своем произведении «Суд света»  всю сущность женщины в браке:

      «Бог даровал женщине прекрасное предназначение, хотя не столь славное, не столь громкое, какое указал он мужчине, - предназначение быть домашним пенатом, утешителем избранного друга, матерью его детей, жить жизнью любимых и шествовать с гордым челом и светлою душою к концу полезного существования»[29]

       Если отношение женщины к браку менялось, то  у  мужчин оно сохранялось без изменений на протяжении всего XIX века. Мужчина обзаводился семьей с целью обрести наследников и хозяйку, сердечного друга   или доброго советчика.

      Примечательна судьба генерал-лейтенанта Павла Петровича Ланского. Первый брак был им заключен в 1831 году с бывшей женой сослуживца, Надеждой Николаевной Масловой. Мать Ланского была категорически против этого союза и после свадьбы разорвала с сыном отношения. А уже спустя десять лет, родив двоих детей, дражайшая супруга сбежала от него, с любовником в Европу. Известно, что бракоразводный процесс тянулся около двадцати лет. И став свободным, Павел Петрович женится во второй раз на бедной родственнице бывшей супруги, престарелой  Евдокии Васильевне Масловой. Мотивом брака послужило благородное сердце Ланского, пожелавшего скрасить одиночество старой девы.[30]

      А.С.Пушкин в письме Плетневу написал после своей женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой, знаменитые строки:

«Я женат – и счастлив; одно желание мое, что б ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»[31]

       Не менее красноречиво описывал свои чувства в связи с женитьбой  А. Х.  Бенкендорф:

     «Наконец, более ничто не мешало моим планам жениться, у меня было время их хорошо обдумать в течении тех восьми месяцев, пока я был разлучен со своей суженой. Я часто колебался, опасения потерять свободу в выборе любви, которой я раньше пользовался, боязнь причинить несчастье замечательной женщине, которую я столь же уважал, сколь и любил, сомнения в том, что я обладаю качествами, требуемыми верному и рассудительному мужу – все это пугало меня и боролось в моей голове с чувствами моего сердца. Тем не менее, надо было принимать решение. Моя нерешительность объяснялась  лишь боязнью причинить зло или скомпрометировать женщину, чей соблазнительный образ следовал за мной вместе с  мечтой о счастье»[32]

     «Слишком  две недели прошло, что я не писал тебе, верный друг мой»[33] -  писал И.И. Пущин своей жене.

     «Друг мой сердечный»[34] - обращались к женам в письмах, С.П.Трубецкой и И.И.Пущин.

      Если не брать в расчет дела сердечные, то для мужчины – семья, еще  и дело весьма  дорогое, поскольку требовало   немалых материальных вложений. Он должен был обеспечить жену и детей кровом, едой, одеждой и надлежащим окружением. Таков был его долг, в глазах общества.

     Поэтому родители всегда отдавали предпочтение состоятельному  кандидату с хорошей репутацией.

     М.А.Кретчмер  в своих воспоминаниях как раз описывает подобный случай, произошедший с его отцом и матерью в молодости:

   «...познакомился с семейством матери моей, людьми хорошей фамилии, Массальскими, и при том очень богатыми. В семействе этом было два сына и три дочери; две из них замужние, третья моя мать, девица 16-ти лет, в которую мой отец влюбился и которая ему тем же отвечала. Отец задумал жениться, но так как он и в г.Краков вел жизнь самую расточительную и при том не совсем похвальную, то родители моей матери наотрез ему отказали»[35].

     Отношения в семье редко строились  на взаимоуважении, в основном они опирались на  подчинение   младших старшим  и почитание этих самых старших.

     Старшим в семье был отец, за ним следовала мать, нельзя забывать и об авторитете бабушек, дедушек, тетушек и дядюшек, а так же крестных родителей,  младшими же всегда были дети. Распоряжение судьбами детей в руках безответственных отцов  превращалось в кошмарные реалии, столь красочно подхваченные литераторами.

      И если у мужчин оставался хоть какой-то шанс отклониться от родительской опеки – поступить на службу, уехать из отчего дома на обучение, то у девушек в первой половине  XIX века, такого шанса не было. Они до последнего оставались на попечении родителей и не смели противиться их воле, а порой жертвовали своей личной жизнью  из глубокой преданности родным.

      М.С.Николева даже описывает два случая в семье своих родственников Протопоповых:

     «Братья Протопоповы были, понятно, на войне; с нами же оставались из мужчин лишь мой отец и больной дядя, при котором неотлучно находилась кроме жены, старшая дочь Александра. Она не оставляла отца ни днем, ни ночью и если на минуту выходила, больной начинал плакать как ребенок. Так продолжалось много лет, и бедная кузина моя не видела молодости (дядя умер, когда ей было уже тридцать пять лет)»[36]

      «Из пяти сестер Протопоповых ни одна не вышла замуж; хотя навертывались соответствующие женихи, но они предпочли не расставаться и жить дружно одной семьей, а когда Петр Сергеевич (их брат – прим. С. С.), будучи в отставке полковником, женился, они посвятили себя воспитанию его детей»[37]

       Семейный уклад дворянской семьи строился не только на патриархальных основах, но еще и на почитании традиций. Так любое уважающее себя семейство посещало церковь, отличалось религиозностью, устраивало семейные празднования   и посиделки,  а так же довольно часто посещало родных, живущих вдалеке, засиживаясь у тех в гостях месяцами.

       Патриархальность, иерархичность, традиционность, подчинение старшим и авторитетам,  святость брака и семейных уз – вот на чем формировались внутрисемейные отношения дворянства в первой половине XIX века. Господство долга преобладало над чувствами, родительская власть была не зыблема, как и власть супруга.

       Но что происходит с семейным укладом во второй половине XIX века?

Воспоминания дворянина С.Е.Трубецкого ярко  обрисовывают этот стык на рубеже смены поколений:

«Отец и мать, деды и бабки были для нас в детстве не только источниками и центрами любви и неприкасаемого авторитета; они были окружены в наших глазах  еще каким-то ореолом, который не знаком новому поколению. Мы, дети, всегда видели, что к нашим родителям, к нашим дедам, не только мы сами, но и многие другие люди в первую голову многочисленные домочадцы, относятся с почтением...

  Наши отцы и деды были в наших детских глазах и патриархами и семейными монархами, а матери и бабки семейными царицами»[38]

      Со второй половины XIX века в дворянскую семью проникает ряд нововведений. Возросла роль и авторитет женщин, поиски новых, прибыльных источников средств  к существованию, развивались новые взгляды на брак и детей, гуманизм проникал в сферу семейных отношений

      Наталья Гончарова-Ланская (вдова А.С.Пушкина), в письме ко второму супругу пишет относительно брачной судьбы своих дочерей:

«Что касается того, что бы пристроить их, выдать замуж, то мы в этом отношении более благоразумны, чем ты думаешь. Я всецело полагаюсь  на волю Божию, но разве было бы преступлением с моей стороны думать об их счастье. Нет сомнения, можно быть счастливой и не будучи замужем, но это значило бы пройти мимо своего призвания...

Между прочим, я их готовила к мысли, что замужество не так просто делается и что нельзя на него смотреть как на игру и связывать это с мыслью о свободе. Говорила, что замужество – это серьезная обязанность, и надо быть очень осторожной в выборе»[39]

      Дворянские женщины стали активно заниматься воспитанием и образованием своих дочерей, поощрять их  к  отходу  от  традиционно  уготованной  роли  жены,  замкнутой  в  среде  семейных отношений, пробуждали в них интерес к общественной и политической жизни, воспитывали в  дочерях чувство личности, самостоятельности.[40]

     Что касается  родительского отношения вообще, общество  выступило  за  

партнерские,  гуманные  отношения  между  родителями  и  детьми. 

 Ребенок стал рассматриваться как личность. Стали порицаться и запрещаться телесные наказания.

       О.  П.  Верховская   писала в своих мемуарах:

  «Прежнего страха  перед  отцом  дети  уже  не  испытывали. Никаких  розог,

никаких наказаний, а тем более истязаний не было и в помине. Очевидно, крепостная реформа оказала  свое влияние и на воспитание детей».[41]

      Отношения между супругами стали приобретать эгалитарный характер, то есть основываться не на подчинении, а на равенстве.

      Однако старое поколение, воспитанное в патриархальных традициях, шло на конфликт с поколением новым – своими же детьми, перенявшими передовые, европейские идеи:

      «...в этот промежуток времени, от начала 60-х до начала 70-х годов, все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье не спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же:

родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникли ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера»[42]

      Свобода выбора повлияла на  устои  дворянского общества – возросло количество разводов  и неравных браков. В этот период  у женщин появляется возможность заключения брака по собственному усмотрению,  что  довольно часто  использовалось дворянками, как средство достижения независимости в рамках фиктивного супружества.[43]

     Брак давал  девушкам возможность выйти из-под опеки родителей, путешествовать за границу, вести желаемую жизнь, без обременения супружескими обязанностями.

     Дворянка Е.И. Жуковская, в воспоминаниях отмечает, что и она и ее сестра, замуж вышли по расчету, желая вырваться из под опеки родителей, но с мужьями не жили.[44]

    По внутрисемейному  укладу, отношения между супругами  можно было классифицировать по  трем типам - наряду с все еще господствующей «старой дворянской семьей», появляются «новая идейная дворянская семья» основанная на идеях гуманизма, и «новая практическая дворянская семья»  практикующая эгалитаризм.[45]  

    Кризис противоречия поколений, также  породил три типа  родительского отношения - «старые родители», «новые идейные» и «новые практические».[46]

Можно сделать вывод, что вторая половина XIX века характеризуется кризисом патриархальной семьи. Дворянская семья эволюционирует, разделяется на «новую» и  «старую». С модернизацией жизни  новые идейные течения пошатнули традиционные устои, заставив большую часть общества в семейных отношениях  отойти от патриархальных норм.

     Дворянство служило обществу, а семья  являлась средством для служения отечеству. Личность одного члена семьи была ниже, чем семья, в иерархии ценностей. Идеалом на протяжении всего XIX века оставалось самопожертвование во имя интересов семьи, особенно в вопросах любви и брака.

 



[1] Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. М, 1960—1970. Интернет портал словарей [электронный ресурс]:  http://www.gramota.ru/slovari/online/

[2] Голубев П.И. Записки петербургского чиновника старого времени (Петра Ивановича Голубева) // Русский архив, 1896. – Кн. 1. – Вып. 3. – С. 422

[3] Голубев П.И. Указ.соч// Русский архив, 1896. – Кн. 2. - Вып. 5. – С.90.

[4] Там же – С.97

[5] Голубев П.И. Указ.соч// Русский архив, 1896. – Кн. 2. - Вып. 5. – С.101

[6]Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 107-120// Бутковская А. Рассказы бабушки // Исторический вестник, 1884. – Т. 18. - № 12. – С. 594-631.

[7] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. –  С. 118

[8] Там же – С.111

[9] Бутковская А. Рассказы бабушки // Исторический вестник, 1884. – Т. 18. - № 12. – С. 628

[10]  Пономарева В.В. Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII – нач.XX века М, 2009 – С.16

[11] Там же – С.18

[12] Голицын Ф.Б. Головина В.Н Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына./Сост., предисловие, подготовка текста, комментарии С.А. Никитина  М,2000 – С.143

[13] Голубев П.И. Указ.соч// Русский архив, 1896. – Кн. 2. - Вып. 5. – С.88

[14] Там же – С.89

[15] Там же

[16]  Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина М, 1995 – С.32

[17]  Карпов В.Н.  Воспоминания. История моей жизни  М, 1933 – С.68

[18]  Бенкендорф А.Х. Воспоминания 1802-1837/Перевод с французского Маринина  О.В.  М, 2012 – С.15

[19] Там  же - С.17

[20] Там же – С.45

[21]  Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. –  Вып. 10. – С. 136.

[22]  Бокова В.М. Отроку благочестие блюсти...как наставляли дворянских детей СПб, 2010 – С.5

[23]  Икскуль К.Д. Женитьба моего деда // Исторический вестник, 1893. – Т. 52. - № 6. – С. 630

[24]  Николева М.С. Указ.соч.// – С.130-140 Русский архив, 1893. –  Вып. 10. – С.137

[25]  Бутковская А. Рассказы бабушки // Исторический вестник, 1884. – Т. 18. - № 12. – С. 629

[26]  Белова А.В. Четыре возраста женщины. Антропология женской дворянской повседневности в России  XVIII – сер.XIX века СПб, 2014 – С.349

[27] Голицын Ф.Б. Головина В.Н Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына./Сост., предисловие, подготовка текста, комментарии С.А. Никитина  М,2000 – С.304

[28] Каменская М.Ф. Воспоминания М.Ф. Каменской // Исторический вестник, 1894. - Т. 58. – № 10. – С. 42

[29] Ган Е.А. Суд света  СПб, 1840 – С.44

[30] Гончаров Ю.М. Городская семья Сибири  [электронный ресурс]: http://new.hist.asu.ru/biblio/gon1/43-59.html

[31] Письма Пушкина (ПСС Т10 1979г.) [электронный ресурс]: http://pushkin.niv.ru/pushkin/pisma.htm

[32] Бенкендорф А.Х. Воспоминания 1802-1837/Перевод с французского Маринина  О.В.  М, 2012 – С.207

[33] Пущин И. Записки о Пушкине. Письма [электронный ресурс]: http://bookz.ru/authors/ivan-pu6in/zapiski-_914/1-zapiski-_914.html

[34] Трубецкой С.П. Воспоминания и письма. 1826 год [электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/libris/lib_t/trubec016.html// Пущин И.  Указ. соч. [электронный ресурс]: http://bookz.ru/authors/ivan-pu6in/zapiski-_914/1-zapiski-_914.html

[35] Кретчмер М.А. Воспоминания М.А. Кретчмера // Исторический вестник, 1888. – Т. 31. - № 3. – С. 631

[36] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893, Кн. 3. – Вып. 9. – С. 110-111

[37] Там же – С.115

[38] Трубецкой С. Е. Минувшее М, 1991 – С.25

[39] Письма Пушкина (ПСС Т10 1979г.) [электронный ресурс]: http://pushkin.niv.ru/pushkin/pisma.htm

[40] Белова А.В. Четыре возраста женщины. Антропология женской дворянской повседневности в России  XVIII – сер.XIX века СПб, 2014 – С.163

[41]  Бокова В.М. Отроку благочестие блюсти...как наставляли дворянских детей СПб, 2010

  Там же – С.57

 

[42]  Пономарева В.В. Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII – нач.XX века М, 2009 – С.71

[43] Веременко В.А. Эволюция дворянской семьи в условиях модернизации России/Автореферат...дисс.  д. и. н. СПб,2007 - С.50

[44]  Жуковская. Е. И. Записки. Воспоминания М, 2001. [электронный ресурс]: http://az.lib.ru/z/zhukowskaja_e_i/

[45] Веременко В.А. Указ.соч.- С.50

[46] Там же



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 2 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Nelita Arven [20.02.2016 22:30] Nelita Arven 5 5
Большое спасибо! Я восхищаюсь тем, сколько материалов Вы прочитали, чтобы писать такие интересные и информативные статьи!

Сирена Питерская [24.02.2016 00:37] Сирена Питерская
Спасибо большое вам за отзывы, только сейчас их заметила.
Ну, это куски моей дипломной работы, так что я еще за них и диплом получила

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Юлия Резник: В помощь начинающему автору. Гид по критикам Настёна СПб : ИрФе (фото) Леди Лаура : Статья "Путешествия в моей жизни" Леди Лаура : Статья "Миниатюра номер 2"

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение