Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Невские вечераСоздан: 26.01.2016Статей: 13Автор: Сирена ПитерскаяПодписатьсяw

Дворянская семья в светском обществе

Обновлено: 29.01.16 16:41 Убрать стили оформления

Светская жизнь и семейный этикет

Бал

    Светская жизнь в дворянском понимании, это общественные отношения внутри их сословия,  пронизанные определенными узами условностей.

    Умение себя вести в  свете являлось очень важной частью жизни дворян. Идеальный образ светского человека на протяжении всего XIX века оставался неизменным: это образованный дворянин, прекрасно изъясняющийся на французском, модно одевающийся, ловко танцующий, играющий в карты, разбирающийся в разговорах. 

    Об этом свидетельствуют записи публициста того времени  В.Н. Погожева:

«Молодой человек, желающий быть принятым в большом свете, необходимо должен иметь следующие качества: говорить по-французски, танцевать, знать хотя  по названиям сочинения новейших авторов, судить о их достоинствах, порицать старых и все старое, разбирать играемые на театрах пьесы... Но главней всего – это играть в карты и по большой и быть одетым по моде»[1]

     От дамы требовалось практически такое же поведение, за исключением игры в карты.

  Конечно, следует учитывать, что не все представители дворянства были ярыми поклонниками светской жизни.

     И.В.Каменская,  А.Я. Бутковская, И.В. Икскуль, например, в своих мемуарах упоминали о том, что старые помещики редко выезжали в свет, да и гостеприимством не отличались.

     Помещик В.А. Шомпулев, в воспоминаниях писал о том, что хозяйство его занимало куда больше, нежели светские рауты[2].

     Об участие дворянской  семьи в  жизни света можно говорить тогда, когда в общественных отношениях бло задействовано все семейство в полном или частичном составе. Пример такого участия – широко распространенная практика нанесения визитов и приема гостей.

      М.С.Николева писала в воспоминаниях: «К концу лета вернулись мы к себе в Покровское, куда съехались много знакомых и некоторые родственники... Их поместили с другими гостями в большой садовой беседке на берегу довольно глубокой сажалки для карасей, через которую был перекинут на арке мостик, выкрашенный розовой краской и освещавшийся двумя фонарями....

    Плодов всякого сорта было всегда в изобилии. Яблоки, груши, сливы...длились во всю зиму, не смотря на то, что не более двух дней в неделю у нас не садились гости за обед. В семейные праздники приезжих лошадей бывало до семидесяти»[3] 

    Светские отношения предусматривали посещение всем семейством балов, раутов, обедов и салонов, где, уже разделившись по определенным группам (женская, детская, мужская, пожилая), обсуждали  различные  события государственной и культурной жизни .

     Сохраняя в гостеприимстве патриархальность, в которой гостей мог принимать хозяин либо хозяйка дома, но никак не их дети,  дворяне выработали для себя целую систему  правильного нанесения визитов.

    Визит – прием гостей, как правило по неофициальному поводу, сопровождающийся приятным времяпровождением за беседой, чашкой чаю  и т.п.

    Дворяне назначали у себя приемные дни и время, о чем сообщали на специальных визитных карточках, которые давали тем, кого желали пригласить к себе[4].

     Отсюда выделяется повседневная часть, светской семейной жизни – нанесение визитов, либо прием визитеров у себя. Как правило, визиты могли наноситься замужней женщиной вместе с детьми, либо она принимала гостей у себя. 

   Дворяне, жившие за городом, могли приглашать к  себе гостей на длительный срок. Например, в загородных усадьбах  проходили постоянные увеселения, охота и балы. Святой обязанностью хозяев было развлечение своих гостей.

    В воспоминаниях дворянина В.А. Инсарского, служившего в столице, находим интересное описание времени, когда он гостил за городом:

  «Когда потом я еще несколько раз приезжал в Ивановское, я находил там такую же толпу друзей и приятелей, какая у меня была в Петербурге. И лето, которое я всегда избирал для поездок туда, пролетало быстро и великолепно»[5]       

     Традиционная планировка дворянского дома, может многое рассказать о светской жизни своих владельцев.  

     Как правило, она начиналась с  вестибюля – просторного, светлого зала, служившего прихожей. За вестибюлем находился парадный зал, где устраивались обеды, балы, приемы. Возле вестибюля располагались гостиные – комнаты для приема гостей.

    Была в дворянском доме и диванная – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелась парадная столовая.  Кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами[6].

      К середине XIX века усадебная культура вступает в свой кризис: усадебное строительство пошло на спад, а после отмены крепостного права и вовсе многие из усадеб  пришли в упадок, поскольку у владельцев не было больше средств их содержать. Позволить себе иметь загородные усадьбы могли лишь состоятельные дворяне.  Семейная, светская жизнь во второй половине XIX века  активно переходила в город.

      Представление о том, что все дворяне имели в городе дома и особняки не совсем верное. Лично владеть недвижимостью доводилось только самым зажиточным, остальные вынуждены были арендовать себе жилье на время пребывания в городе. Зачастую таким арендованным жильем становились квартиры доходных домов.

     Доходные дома - здания, специально построенные или перепланированные для сдачи квартир внаем на длительный срок.[7]

    Характерной особенностью «барских» квартир было наличие большого числа комнат – от шести до пятнадцати, а  иногда и больше.[8]

     К примеру А.С.Пушкин, прибывая в столице, в 1831 году, снимал девяти комнатную квартиру в бельэтаже,  в 1832 двенадцати комнатную квартиру на третьем этаже, а последняя квартира поэта, снятая в 1836 году имела одиннадцать комнат и располагалась на бельэтаже[9].

    Перед парадной дверью квартиры, всегда висела серебряная табличка со сведениями о жильце - главе семьи (как правило, имя, фамилия, чин, титул и т.п.). 

  За дверью располагался тамбур-пространство для ограничения поступления холода, за тамбуром шла передняя – небольшой коридор,  приводившая в вестибюль, где можно было раздеться и воспользоваться гардеробной, а так же оставить слуг в лакейной комнате.  Остальные помещения составляли анфиладу и делились на три типа: парадные (залы, гостиные) предназначенные для приема гостей, личные покои и хозяйственные комнаты[10]

     Итак, мы выяснили, что дворянские дома были приспособлены для приема гостей, что  и в будние дни, и в праздники, было явлением довольно частым, так как составляло одну из основополагающих сторон светской жизни.     

    Вторую такую сторону составлял так называемый семейный этикет – особые предписания как вести себя в семье и от лица семьи на различных светских мероприятиях и дома. Одно из самых главных правил семейного этикета, гласило:   «В семье, как и в обществе нужен такт и умение держать себя»[11]. Также, для благовоспитанных мужчин и женщин было обязательным наличие хороших манер, так как это демонстрировало их нравственную утонченность.[12]

   Все беды человека происходят по вине неумения себя держать. Ведь в семье, как и в обществе, в поведении необходимо соблюдать такт и уметь себя подать. Качества эти приобретаются воспитанием. Но недостаток воспитания, делает человека легкомысленным, а это недопустимо.[13]

   Семья должна строго следовать предписанным этикетом канонам. Например, для первого выезда в свет молодой девушки, считалось правильным, если она войдет в бальную залу под руку с отцом(при наличии) или другим старшим родственником. Именно у него, кавалеры, желающие пригласить девушку на танец, обязаны спросить разрешение.[14]

    Последующие визиты и выходы в свет, девушка уже может делать со своей матерью (или старшей родственницей), но ни в коем случае одна.

 Как правило, светскую жизнь девушка начинала вести с шестнадцати лет. А вот у юноши право посетить светский бал и делать визиты, появлялось лишь с поступлением на службу, но он имел право приходить без сопровождения.[15]

  Девушка-невеста, по этикету, должна была уметь угождать желаниям семьи своего будущего  супруга, а  та семья, в свою очередь имеет полное право перевоспитать будущую невестку по своему усмотрению. Став женой, девушка обязана самостоятельно следить за домашних хозяйством, а еще ни в коем случае, не обижать родных и друзей супруга, а наоборот, приложить все усилия, что б им понравится. Визиты молодая супруга может делать только с супругом или свекровью, но никак ни с матерью или другими родственницами. При отъезде супруга, жена переселяется к его родным и лучше, если воздерживается от светской жизни, до его возвращения.[16]

 Интересно, что супруг по этикету, имеет полное право влиять на светские отношения супруги и корректировать ее дружеские связи по своему усмотрению.[17]

     Так же семейный этикет регламентировал отношения членов семьи между собой. Целый список правил, начинался с канона о том, что каков бы не был возраст и общественное положение детей в семье, родители их, не смотря ни на какие недостатки, всегда и во всем должны занимать первое и лучшее место.[18] В семье необходима не только взаимная любовь, но и уважение, и с родными следует держать себя так же вежливо и сдержанно, как и с посторонними. Брать лучшие куски с блюда, занимать лучшее место у огня или лампы, когда тут же присутствуют старики -  есть признак весьма дурного воспитания.[19]

     Характер подобных правил, весьма патриархален и во второй половине XIX века часто не соблюдался. На этот счет  в сборнике по этикету, есть замечание: «Несоблюдение всех этих правил происходит часто от чрезмерного баловства родителей, всегдашней уступчивостью и снисхождением, делающих своих детей сухими эгоистами, думающими только о собственных удобствах»[20]

    В отношениях членов семьи между собой, этикет требует соблюдения иерархии. К примеру, братья и сестры обязательно должны быть вежливы и предупредительны один к другому, причем старший сын всегда пользуется некоторым превосходством и имеет власть над младшими детьми.[21] Дети должны выходить из экипажа первыми, но пропускать родителей вперед, при входе.[22] Девушка всегда должна идти впереди родителей, так как те обязаны за ней наблюдать.[23]  В театре и других подобных местах, мать и дочь садятся впереди, а отец  с сыновьями позади них.[24] Отец или мать обязаны сопровождать дочь, но она имеет право ехать с родителями не во всем места.[25]

    Также этикет предписывал,  детям относится к родителям почтительно и сдержанно, а родителям к детям строго, но не без нежности и ласки.[26].

    Супружеская пара не должна была выражать своих чувств на публике, однако дома, супруг должен был оказывать жене всяческую заботу.[27]

    Девушка, потерявшая мать раньше своего совершеннолетия не могла оставаться хозяйкой в доме отца. Она должна была быть отдана в учебное заведение или же под опеку пожилой и благочестивой родственницы.[28]

   Семейный этикет так же затрагивал обычаи и важные события в жизни дворян.

   О рождении ребенка и крестинах, предписывалось следующее: « Женщина, готовящаяся стать матерью, перестает выезжать в свет и является только в дом своих ближайших родных.  Как во избежание какой-нибудь несчастной случайности, так и ради соблюдения приличий, она не показывается ни в театре, ни на общественных гуляниях, не ездит с визитами...

  Выбирать восприемников от  купели следует с большим тактом. Не годится приглашать тех, кто выше или ниже семьи по положению и статусу. Крестный отец платит священнику, а ребенку дарит крестик; крестная мать дает священнику платок,  а ребенку рубашку и чепчик. Матери младенца, восприемники дарят обрезки на платье»[29]

    При помолвке, молодой человек обязан просить руки невесты у ее отца (старшего родственника), но не у матери. Так же он в праве при положительном ответе, обсудить с родителями приданное невесты. Невеста же не обязательно должна присутствовать при этих разговорах.[30] Если свадьба по каким либо причинам не состоялась, молодые  должны вернуть друг другу подарки или же возвращает только тот, кто первый разорвал отношения.[31] После разрыва, как молодому человеку, так и девушке, следует на время покинуть город,  отправится в путешествие и т.п.[32] Если в семье возник траур, свадьбу обязаны отложить.

     Особые предписания имелись по соблюдению траура. Так, самый длительный траур должна была носить вдова – год. Причем первые полгода траур должен быть глубоким. Вдова в это время носит исключительно черные одеяния. Траур вдовца длится полгода, после чего он может снова вступить в брак.[33]

    Траур по родителям, бабушкам и дедушкам длится год. По братьям и сестрам полгода, а по другим родным – по обстоятельствам от месяца до трех.[34]

     В глубоком трауре нельзя покидать дом, делать визиты и участвовать в светской жизни. Балы, театры и другие увеселения разрешено посещать только после снятия траура.[35]

    Проведя исследование семейного этикета, можно прийти к выводу, что он не просто отражает  патриархальность и иерархичность семейного уклада, а настоятельно поддерживает такую систему ценностей в дворянских семьях.

   Таким образом, формируется мнение, что вся жизнь дворянского семейства, так или иначе  причастного к свету, строилась по принципу постоянных  визитов, посещения светских мероприятий, где они стремились продемонстрировать свой достаток, свои достижения и, конечно же, безупречные манеры. Семья, как средство прославления рода и фамилии, являлась объектом гордости для ее членов, в особенности для старшего поколения.  Идеальная жизнь в представлении дворян, по сути, строилась на одном лишь желании показать себя лучше других. Как благородное сословие,  в светской жизни, из всех  качеств, они ставили на пьедестал гордость.

    «Гордость   семьи» могла заключаться даже в таких мелочах, как признание кого-нибудь из ее состава великолепным танцором, красноречивым собеседником и т.п. Удачная карьера, древность рода, высокое положение в обществе – все это порождало в дворянской среде зависть и высокомерие.   

   Сколько бесчисленных судеб было принесено в жертву во имя светских идеалов?  Воспитание, образование, семейный уклад у дворянской семьи на протяжение XIXвека преследовали лишь одну цель – состояться в обществе или на службе в государстве.


 

 



[1] Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII – XIX  веков М, 1998, - С.459

[2] Шомпулев В.А. «Записки старого помещика» Шомпулев В.А. Записки старого помещика // Русская старина, 1897. – Т. 89. - № 4. – С.540;

[3] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. Вып. 10. – С. 150-151.

[4] Жизнь в свете, дома и при дворе. Изд. 1890 года  М, 2007 – С.40

[5] Инсарский В.А. Воспоминания В.А. Инсарского. Из быта наших помещиков. 1840-1850 гг.//Русская старина, 1874. – Т. 9. - № 2. - С.313

[6] Охлябин С.Д. Повседневная жизнь  русской усадьбы М,2006, - С. 9

[7] Юхнева Е.Д. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта М, 2012, - С. 19

[8] Там же – С. 21

[9] Там же. – С.149

[10] Юхнева Е.Д. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта М, 2012, - С.54

[11] Жизнь в свете, дома и при дворе. Изд. 1890 года  М, 2007 – С.87

[12] Там же

[13] Там же – С.10

[14] Там же – С.11

[15] Там же – С.42

[16] Жизнь в свете, дома и при дворе. Изд. 1890 года  М, 2007 – С.88

[17] Там же

[18] Там же

[19] Там же – С.90

[20] Там же – С.91

[21] Там же

[22] Там же – С.92

[23] Там же

[24] Там же – С.93

[25] Там же

[26] Жизнь в свете, дома и при дворе. Изд. 1890 года  М, 2007 – С.94

[27] Там же

[28] Там же – С.95

[29] Там же - С.96

[30] Там же – С.98

[31] Там же

[32] Там же – С.99

[33] Жизнь в свете, дома и при дворе. Изд. 1890 года  М, 2007 – С.100

[34] Там же

[35] Там же – С.101



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 3 в т.ч. с оценками: 2 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Nelita Arven [18.02.2016 19:24] Nelita Arven 5 5
Очень интересная статья!

Mary [31.01.2020 23:40] Mary 5 5
Познавательная и интересная статья!

[04.04.2021 01:01] Ева
Весьма субъективные выводы с оттенком пренебрежения. Насколько мне известно, правила светского этикета основаны были на христианских принципах и добродетелях.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Настёна СПб : ИрФе (фото) Леди Лаура : Статья "Путешествия в моей жизни" Леди Лаура : Статья "Миниатюра номер 2" Леди Лаура : Статья "Миниатюра номер 1"

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение