Недавно я имела честь принять участие в любительском конкурсе миниатюр в сто слов, заняла в нём третье место и оказалась невольной причиной конфликта, покритиковав некоторых авторов. И всё это мероприятие навело меня на размышления о конкурсах - какими они должны быть, что должны получать от них авторы и вообще, стоит ли принимать в них участие. И я решила эти свои размышления изложить в данной статье.
Итак, начну с простого, что же такое конкурс? Обращусь к Викисловарю. Происходит от латинского concursus «стечение, столкновение, стычка», далее из concurrere « сбегаться, сходиться; совпадать». То есть уже по определению "конкурс" предполагает некое состязание, соревнование в чём-либо, даже стычку. Если речь идёт о литературном конкурсе, то соответственно, авторы-конкурсанты соревнуются в создании текстов по конкретным условиям конкурса.
Всегда целью конкурса было не столько даже определение лучшего автора (тем более, если речь именно о конкурсе любительском, в каком я и участвовала), сколько попытка автора испытать свои возможности и, безусловно, получить критику. Любители часто пишут "в стол", опасаясь показывать написанное, я тоже прошла через это. Любительский конкурс помогает им преодолеть эти опасения, проверить себя - могу ли я вообще писать? Будет ли это хоть кому-то интересно? Вообще, что думают о моей "писанине" читатели? Смогу ли я выполнить заявленные условия и написать текст по этим условиям? Наконец, конкурс стимулирует фантизию, поиск информации по той или иной теме, побуждает искать наилучший вариант самовыражения в тексте. Конкурс в конечном итоге авторов (да и читателей тоже!) развивает.
Автор-конкурсант заранее должен понимать, что конкурс предполагает критику (возможно весьма острую), и поэтому автор, решившийся принять участие в конкурсе, должен быть готов не только к похвале и восторгам, но в том числе и прежде всего, к критике - к нелицеприятным читательским отзывам, порой весьма острым, ироничным и да, бывает, что и обидным. Конечно, организаторы следят, чтобы в конкурсе не было откровенного хамства и перехода на личности, но запретить критику - в том числе и острую - организатор не может и не должен. Без критики конкурс мёртв! Повторюсь - речь именно о критике, острой, возможно, ироничной, но при этом без перехода на личность автора, без грубых слов и оскорблений! Правда, "ранимый" автор может обидеться и на простую иронию... Увы...
Поэтому, если автор имеет столь слабые нервы, что критика его обижает, полностью заставляет впадать в уныние и отбивает всяческую охоту писать, то таким авторам в конкурсе лучше участия не принимать. Просто поберегите своё здоровье! Всегда нужно помнить, что конкурс - это своего рода экзамен, а экзамены сдают устойчивые люди. И если вас однажды разругали в пух и прах, то нужно подумать над этой критикой, проанализировать её - что в ней правда, а что и просто вкусовщина (увы, и такое случается), и с учётом этого начать писать снова. Только так можно научиться писать хорошо, только так можно довести свои тексты до... Не стану использовать громкое слово "совершенство", напишу мягче - довести свои тексты до того состояния, при котором они будут интересны огромной массе читателей.
Увы, на многих литературных сайтах - в том числе и на нашем любимом форуме Леди - количество конкурсов постепенно сокращается. Почему? Первая причина - сложно найти организатора, который взвалит на себя эту ношу по проведению конкурса. Конечно, проводить конкурс - дело хлопотное, нервотрёпное для организатора, требует сил моральных и физических, требует времени. Но вторая причина - нежелание критики. Некоторые организаторы пытаются "усидеть на двух стульях" - пусть читатели пишут только хорошие отзывы о конкурсных текстах, чтобы не обидеть "нервных" авторов; пусть если и будет критика, то обязательно нужно и похвалить критикуемого автора, потому что похвалить тоже всегда есть за что. Увы, не всегда есть за что похвалить, к огромному сожалению, да, бывает и так, что текст не за что хвалить! Такое тоже, увы, бывает. И вот тенденция организаторов на отказ от критики как таковой приводит к тому, что конкурсы перестают быть интересными адекватным авторам, которые ищут критики, ценят её, могут воспринимать спокойно, анализировать и делать для себя выводы. Превращение прекрасных конкурсов в этакую разновидность "чаепития", конкурс как состязание, направленное на развитие авторских способностей, убивает.
"Чаепитие" интересно не всем! Тем более странно, что я иду на Конкурс, а попадаю на "чаепитие" .
Уходят конкурсы - падает интерес к сайту! А это очень печально, на сайт не приходят новые авторы, ищущие интересных и настоящих конкурсов, а маститые уходят, находя новые площадки, где конкурсы интересные, с острыми дискуссиями. Но уходят и читатели - без конкурса, где можно подискутировать на сайте им просто скучно! Потусовались в какой-либо авторской теме, почитали роман, и пошли дальше, искать ресурс, где дискуссия приветствуется.
Из ситуации я вижу один выход. Если автор на конкурс идёт, но в своей закалке не уверен, то тексты таких конкурсантов можно помечать значком " без критики". И читатель будет видеть - автору отклик не нужен, голосование (если читатель решится проголосовать за данный текст) проходит молча. Что касается текстов без такого значка, их читатель критикует - отрицательно, положительно, пишет отзыв и отдаёт или не отдаёт голос.
И в заключении. Я тоскую по временам, когда на Леди конкурсы были явлением частым, регулярным. Мультиконкурс (проза, коллажи-иллюстрации, поэзия, видео-ролики), конкурс обложек к романам, "Женские штучки", мистические рассказы - это лишь часть того, что у нас было. Я мечтаю о возрождении их! Готова провести что-то, если мне помогут с технической стороной.