Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Мои творения и заметкиСоздан: 26.03.2018Статей: 13Автор: Нефер МитанниПодписатьсяw

Празднование Рождества в России

Обновлено: 18.01.21 16:18 Убрать стили оформления

Весёлое Рождество


Рождество Христово всегда было на Руси днем не только торжественным, но и веселым. Сквозь церковную серьезность  всегда проглядывала обычная радость простого человеческого праздника.

У государя русского и его приближенных в Рождество  было много забот до застолья. Вот как описывает распорядок его дня 24–25 декабря русский историк Иван Забелин. Накануне Рождества государь Алексей Михайлович делал тайный выход в сопровождении только отряда стрельцов в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню «тюремным сидельцам, полоняникам, богаделенным, увечным и всяким бедным людям». В расходных записках 1664 года находим следующее: «для полоняников... взяти с Кормового дворца взаем 40 туш свинины, 16 стягов говядины, 10 фунтов сала, 500 яиц ...»

 

А на женской половине дворца, у царицы, в этот день также совершались свои обряды. Приезжие боярыни вместе с поздравлениями по старому обычаю подносили царице перепечи (род сдобных куличей или караваев). В 1663 году царице Марье Ильиничне и царевнам поднесли 426 перепечь.

О них хочу процитировать Кулинарный словарь В.Похлёбкина:"... древнерусское ритуальное мясное блюдо, делавшееся обычно в середине октября - в период резки овец, и употреблявшееся как поминальное. Изготавливалось из бараньей рубленой печенки и яично-молочной смеси, завернутых в сальник и запеченных в горшке в русской печи. Уже к середине XIX в. в ряде северных и северо-западных областей перепеча стала заменяться похожим на нее по цвету и размерам небольшим ржаным колобком с тем же названием. Во второй половине XIX в. название перепеча в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Ярославской областях стало связываться только с небольшими ржаными караваями, а в Удмуртии так называли ржаные ватрушки с картошкой, мясом или с грибами в конце XIX и в начале XX в., но придавали им всегда множественное число - перепечи".

Похожие на них калитки до сих пор готовят на севере России – в Ярославской, Вологодской областях. А вот сама перепеча сохранилась ближе к Уралу – у удмуртов, коми-пермяков. Именно там они популярны до сих пор.

открытка

Наутро 25 декабря государь принимал патриарха, прибывавшего к нему поздравить с праздником и пожелать «многолетия». После литургии в соборе, переменив наряд, государь шествовал во дворец, где приготовлялся праздничный стол «на патриарха, властей и бояр».

А уж за столами – «богату еству подают: лебеди, потрох лебяжей, гуси верченые, тетереви, куропоти, ряби, поросята верченые, баранина росолная, баранина печеная, поросята росолные, потрох поросячей, ухи курячьи, солонина с чесноком и с зелием, лосина, осердие лосие в росоле, губа лосья, зайцы сковородные, говядина шестная, колбасы, желудки, тукмачи, лапши, караси, кундумы, шти». Эти цитаты, напоминающие фильм «Иван Васильевич меняет профессию», на самом деле подлинные – из «Домостроя» (1550-е годы).

 

Впрочем, в каждом доме – свои порядки. И если во дворце все чинно и  с размахом, то в обычных крестьянских избах к вечеру начиналось самое веселье. Обычай колядования, как наследие еще дохристианских времен, никуда не исчез из русских деревень. Зажигали костры, водили вокруг них хороводы, надевали маски и ходили в них по дворам, частенько водя за собой живую козу.

 

Официальная церковь многие века боролась против веселой традиции, видя в ней угрозу «поклонения бесам», пыталась противопоставить ему обряд «славления». Вот только обычные люди наслаждались этими недолгими часами настоящего праздника – доброго, изобильного, радостного. 

Скажу несколько слов об обряде славления. Это  святочный обходной обряд, приуроченный к Рождеству Христову или к Крещению с исполнением колядок на христианские темы. Исполнителями обряда могли быть дети, неженатая молодёжь, иногда взрослые мужчины, а также церковный причт. Святками называли святые праздничные  дни от Рождества Христова до  Крещенского сочельника (навечерия Богоявления).

На  Русском Севере колядование «со звездой» называлось христославитьсо звездой ходитьРождество петь. Участники обряда (мальчики-подростки или певчие церковного хора в сопровождении дьячка, иногда священника) носили макет «звезды», которая могла именоваться колядой. Перед входом в дом они спрашивали: «Нельзя ли, любезные хозяин с хозяюшкой, у вас со звездой Христа прославить?»; получив разрешение, входили в дом, вставали перед образами и пели тропарь «Рождество твое, Христе, Боже наш» и другие церковные песнопения. В южнорусских областях о мальчиках-колядниках, носивших «звезду», говорили, что они ходят славить Христа или ходят рождествовать. Наряду с обычной, сделанной из сита пяти- шестиконечной «звездой», христославщики носили надетую на палку выдолбленную тыкву, в которой делали вырезы и вставляли горящую свечу; эту тыкву называли звезда.

В Сибири популярно было изображение в центре звезды корабля, на котором стоял Илья Муромец В этом случае пели песню о том, как Илья Муромец с богатырями на Соколе-корабле побеждают турецкую силу-противника.

Рождеству предшествует Филиппов пост, в просторечии - Филипповки. Заговенье (канун поста) — 14 (27) ноября — приходится на  день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Древнерусское народное название рождественского поста — КорочунНовгородская первая летопись содержит древнейшее письменное упоминание календарного праздника Корочуна: «Въ лто 6651. Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде, сено и дръва разнесе; озеро морози въ нощь, и растьрза втръ, и вънесе въ Волхово, и поломи мостъ, 4 городн отинудь безнатбе занесе. Въ то же лто оженися Святопълкъ Новгород, приведе жену из Моравы, межи 13 Рожествомь и Крещениемь». По предположению Карамзина, такое название происходит из-за коротких дней в этом посту.

от начала поста и по 6 декабря (19 декабря) включительно:

по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;

по вторникам, четвергам — горячая пища с растительным маслом;

по субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.

21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;

24 декабря (6 января), в Рождественский сочельник — горячая пища с растительным маслом (по Уставу); кроме того, по обычаю едят сочиво (коливо) — сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни. Вообще же пост в сочельник строгий. Сочельник быват дважды в году - в канун Рождества и накануне Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой - свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества.  Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление.

Скажу подробнее о коливе , иначе блюдо называют кутьёй. 

Коливо (рассыпчатая постная кутья)

Ингредиенты:

зерна пшеницы - 250 г.

изюм - 150 г.

инжир - 150 г.

мед - 100 г.

Приготовление:      

В сваренные на воде и очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно, перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить мёдом и все перемешать.

Сочиво (полужидкая постная кутья)

Ингредиенты:

пшеница (зерно) – 200 г.

очищенные орехи – 30 г.

мак – 150 г.

изюм – 50 г.

фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу,

ванильный сахар – по вкусу,

мёд и сахар – по вкусу.

Приготовление:

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Ещё одно рождественское угощение - козули. Это особенный вид пряников в виде зверей. Первоначально они появились у поморов - в Архангельской губернии. Название козуля образовано не от слова коза или косуля, а от поморского диалектного, обозначающего «завиток», «змейка». Это пряник-игрушка, его очень любили дети. Постепенно козули распространились по всему Северу России и на Урале. 

Очень интересный рассказ об этом лакомстве я нашла на нашем сайте в теме у Peony Rose.

КОЗУЛЕЧКА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

И ещё в Сети отыскала вот такое короткое видео

 

На Рождество, конечно, нет никаких ограничений в еде.

Если следовать народным поверьям, на столе должно присутствовать 12 блюд (по числу апостолов): блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, жареная курица, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, хлебцы с маком и медом.

Но содержание современного рождественского стола со временем приобрело не столь традиционный характер – многие блюда со временем нашли свою замену более дешёвым или удобным в приготовлении вариантом. И сейчас  праздничный ужин можно разнообразить любыми блюдами.

 На Рождество гадают. Бытует поверье, что якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь  всегда высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Но языческие традиции живы! Гадать или не гадать, верить гаданиям или не верить - каждый решает сам. В отдельной статье я расскажу о святочных гаданиях. 

Старинная деревня накануне Рождества. Всё укрыто снегом, над хатами вьётся дымок. В домах пахнет ёлкой, печки трещат и пылают, и запахи — густые и вкусные. Хозяева готовятся встречать гостей и колядовщиков. Наступают Святки — время, ради которого крестьяне трудились целый год.

Предлагаю, посмотреть документальный фильм красноярского журналиста Сергея Герасимова,

"Непотерянный рай. Святочный рассказ"

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 7 в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 6.67

Другие мнения о данной статье:


михайловна [06.01.2021 20:42] михайловна 5 5
Рождество это самый красивый праздник.Традиции сейчас многие не соблюдают,а вот насчет гадания полностью согласна.Не стоит и не надо.Спасибо Нефер за познавательную статью!

Настёна СПб [07.01.2021 00:43] Настёна СПб 5 5
Нефер, спасибо!

Приведу ещё одно интересное старинное «действо» (из книги Юлии Уваровой «Рождество и Новый год в России XVI-XX веков»).

«Старинной рождественской традицией было устройство в середине декабря в храмах Москвы и других городов Пещного действа – церковной мистерии на ветхозаветный сюжет. Историю о трех отроках, брошенных за преданность истинной вере в огненную печь и спасенных по велению Господа, представляли певчие дьяки, их ученики и скоморохи. В Кремле Пещное действо происходило во время заутрени в Успенском соборе на глазах у государя. Царь Михаил Федорович особенно любил наблюдать эту красочную церемонию, которая разыгрывалась исполнителями около подобия страшной печи – деревянного резного сооружения с горящими внутри углями – и завершалась чудесным спасением отроков.»

Наиболее раннее упоминание о Пещном о действе относится к 1540-м гг., а при Алексее Михайловиче в ходе никоновских реформ Пещное действо было ликвидировано.

Нефер Митанни [07.01.2021 07:51] Нефер Митанни
михайловна писал(а):
насчет гадания полностью согласна.Не стоит и не надо.Спасибо Нефер за познавательную статью!


Света! Спасибо за отклик!
Я лично никогда не гадала, но сама по себе эта традиция меня интересует давно. Во многом в связи с дамскими романами, да и в русской литературе таких моментов много. Вскоре напишу о гаданиях в России подробнее.

Нефер Митанни [07.01.2021 07:53] Нефер Митанни
Настёна СПб писал(а):
из книги Юлии Уваровой «Рождество и Новый год в России XVI-XX веков»


Настя!
Спасибо за интересную цитату! Я хочу всех своих гостей попросить дополнять информацию, изложенную в статье. Думаю, это будет полезно всем, кто пишет романы о прошлом.

михайловна [07.01.2021 11:33] михайловна
Мне будет очень интересно прочитать об этом.Особо не углублялась в историю,поэтому не могу ничего дополнить,но никогда не поздно узнать.Согласна,что в романах попадаются очень интересные и необычные факты.Обязательно прочту твою новую статью,пиши.И спасибо Насте за дополнение!

Виктория В [14.01.2021 20:26] Виктория В 5 5
Нефер, спасибо за познавательную и вместе с тем в высшей степени интересную статью о праздновании Рождества на Руси. Узнала много нового для себя. Планирую перечитать ее в канун следующего Рождества для создания соответствующего настроения.

Нефер Митанни [15.01.2021 07:50] Нефер Митанни
Виктория В писал(а):
Нефер, спасибо за познавательную и вместе с тем в высшей степени интересную статью о праздновании Рождества на Руси. Узнала много нового для себя.


Вика, спасибо! Я рада, что информация оказалась полезной.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
михайловна: Свободные аватарки. d-Asha: творилки Peony Rose: GIMP: начало Натаниэлла: Мистическими дорогами Мещеры

Список статей:
ДатаНазваниеОтзывыОписание
13.04.18 12:12 Взгляд Волка9
Авторские работы в Фотошопе для повести "Взгляд Волка".
20.02.20 16:48 Пробуждение8
Авторская графика к одноимённому любовно-историческому роману.
29.10.18 12:44 Наследие Волка 
Авторская графика к повести



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение