Регистрация   Вход

Карта ролевой игры "Святки в поместье "Наливай""

Хотите вступить в игру? Есть вопросы? Напишите ведущей игры

Все сообщения игрока лакей Ванятка. Показать сообщения всех игроков
16.01.13 21:08 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Стар я стал, немощен. Барин меня жалеет, работу полегче дает.
Вот и на празднике сим я помогаю как могу. Приехали, значиццо, разорять нас, ироды...
Вышел на серединку да и объявил гостям дорогим:


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

17.01.13 00:56 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
- Охохонечки... Грехи мои тяжкие...
Пришаркал я на место сбору...
- Барин-то просили объявить господам:
А я - старый дурень, забыл...


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

17.01.13 01:25 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Евдокия Симоходова писал(а):
Сообщаю, что терплю бедствие. Коляска, в которой я путешествую, еле доковыляла до их поместья. Потому я требую, чтобы мне дали пристанища, пока я не смогу отправиться дальше.
Холопы отправились сообщить хозяину о моей малой просьбе. А мне осталось осмотреться и принять неизбежное...
Приключения придется искать здесь...

- Ох, барыня, гости у нас нонче. Барин-то наш, Евлампий Маркович Наливай, привечать любит! чтоб ему неладно, хлебосольному
И вам, вот, комнатку выделил...

Да и в столовую просим вас, трапезничать...


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

17.01.13 20:59 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Пришел я к господам, а чего хотел - не помню...
Вот ироды, все приди да расскажи им...
Ах, вот же-ш...


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

17.01.13 21:35 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Театральное дело, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина».

Пётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесенная из Киева духовная драма и мистерия.

Вообще Пётр был недоволен современным ему репертуаром. По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии.

В эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе Тобольске, где пропагандистом театра выступал местный митрополит Филофей Лещинский.

После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II: дворцовые спектакли стали весьма редким явлением. В Славяно-греко-латинской академии продолжались представления школьных драм, которые получили и дальнейшее развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра.

Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига, а стало пробовать силы на русской комедии и хлопотало об устройстве постоянного театра во дворцовых покоях. Помещение, приспособленное для этой цели, стало носить название «комедии» и находилось в «новом Зимнем Е. И. В. доме».

В дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Д. А. Шепелев; исполнителями
театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков, Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учрежденного Шляхетного корпуса. С особенной пышностью было поставлено в 1735 году действо о Иосифе. Существовал проект учреждения первого в России театрального училища, представленный балетмейстером Жаном Батистом Ланде; по некоторым сведениям можно думать, что этот проект осуществился.

В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ. Наряду с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов, образовался театр в Шляхетском корпусе, где в 1749 году впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев», а в Ярославле организовалась труппа Ф. Г. Волкова. Последняя в 1752 году была вытребована в Петербург, где она дебютировала в присутствии государыни в мистерии св. Димитрия Ростовского. 30 августа 1756 года состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр). В состав труппы вступили ярославцы — двое Волковы, Дмитревский и Попов.

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности (Лукин, Аблесимов, Фонвизин).

При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. В 1762 году была образована французская драматическая труппа. В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 руб., в том числе на русский театр 10500 руб., тогда как на содержание французской труппы было назначено вдвое больше. Театральное ведомство при Екатерине II страдало постоянным дефицитом. В 1783 году впервые были установлены «пробы» (дебюты) для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установлениe свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений.

В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли. В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II. В 1776 году кн. П. В. Урусову была выдана 10-летняя привилегия на содержание театра в Москве, с обязательством выстроить новый каменный театр; князь Урусов передал свои права Медоксу, который выстроил огромное здание театра на Петровке, отчего театр получил название «Петровского»; этот театр сгорел в 1805 году; в следующем году в Москве был открыт Императорский театр. Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II были довольно часты любительские спектакли в Эрмитажном театре. Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего (Смольного) монастыря.

Явившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский, получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Як. Одоевский и любимец царевны Софии кн. В. В. Голицын. Даже одна из приближенных боярынь царевны Софии, Тат. Ив. Арсеньева, устраивала у себя в доме театральные зрелища, на которых актёрами являлись её барские люди и барские барыни. В Петербурге уже во времена Елизаветы существовали театры в доме гр. Ягужинского и гр. П. Б. Шереметева. Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго.

При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского; у гр. Шереметева было целых четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино). В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актёрах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции. Так, в конце XVIII столетия особенно славились труппы гр. Волкенштейна близ Суджи (Курской губернии), Сумарокова в Тарусском уезде Калужской губернии, кн. Юсупова в с. Архангельском близ Москвы, кн. Щербатова при с. Утешении Тульской губернии и др. Из провинциальных городов в Харькове постоянный театр был основан в 1789 году, в Воронеже в 1787 году, в Тамбове в 1786 году, в Нижнем Новгороде в 1798 году, в Твери в 1787 году.

Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии). На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами в 1757 году, вслед за учреждением постоянного русского театра. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина, из которых первая вышла замуж за Григория Волкова, вторая — за Шумского, третья — за Дмитревского. Выдающимися актрисами в XVIII стол. были Михайлова и Троепольская.

С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных (ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп) не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин.

В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее — французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры тогдашнего Петербурга, в особенности французская труппа Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов. Близость этой труппы и репертуар первых лет, состоявший, кроме пьес Сумарокова, из переводов комедий Мольера, Детуша и Реньяра, ещё более обобщил артистическую физиономию обеих трупп, французской и русской. Во главе художественной части юного русского театра был поставлен Дмитревский, который усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных ему русских актёров. Крутицкий, Гамбуров, Сандунов, Плавильщиков, А. Каратыгин, А. С. Яковлев, Семёнова и др. были талантливыми учениками, последователями и преемниками направления Дмитревского, то есть французской школы сценической игры.


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

17.01.13 23:47 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Я проверял, чтобы все гости заняли свои комнаты не забыв дорогу.
Нет, конечно, не заглядывая в комнаты, а так, направляя отставших тунеядцев в нужные стороны.
Внезапно послышался крик:
Варвара Самсоновна писал(а):
- КЛОПЫ!!!!

Такого у нас в имении отродясь не было!! С собой барыня их привезла, чтоль?
Да что ж мне, самому в комнату к ней соваться?!
Поймал я девицу крепостную да и направил в спальни. А холопа ближнего направил за банками с водой - ежели в них ножки кровати окунуть, ни один клоп на ложе не залезет!
А сам стою и под дверью слушаю - что барыня велит?


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

17.01.13 23:58 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Варвара Самсоновна писал(а):
-КЛОПЫ!!! ЫЫЫ!!!ЫЫЫ!
-Да где клопы-то, барыня?.. - Девка подошла ближе и наклонилась.
-Ой! И впрямь - клопы! Не иначе, как снизу приползли. В том году мы с ними намучалися, еле-еле вывели... Да не убивайтесь вы так, сейчас я их смахну! Делов-то!

От, девка, от, врунья! А и впрямь, не говорить же гостюшкам дорогим, что они нам клопов навезли дармоеды проклятущие...


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

18.01.13 00:03 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Варвара Самсоновна писал(а):
-Где этот нехристь, мажордом ваш, который мне эту комнату предоставил?!
Княгиня схватила под мышку мопса и, как была, в ночной сорочке, выскочила из комнаты.
-ТЕНИС! Тьфу, ТАНИС!! Нет, ТЫЫЫНИИИСССС!!!!

От ты ж итить! Барыни в исподнем бегают!
- Шо ж вы, матушка, в таком виде, на ночь-то, носетися?
Не спится тебе, ведьма старая...


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

18.01.13 00:14 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Варвара Самсоновна писал(а):
*на себя давно глядел, морда лакейская )))*
- Я требую, чтобы мне предоставили другую спальню!

*так давече, в зеркало... такой няшка)))*
Охохонечки, грехи наши тяжкие...
- Да уж как барыня изволит. Только вы б халатик надели. Шо ж народ-то прелестями вашими смущать, право слово.
Погодив, пока барыня наденет свой богатый халат, я проводил её в

Да и озаботился, чтобы туда доставили керасину от малых букашек. А то мало ли чаво. Спать не даст, карга...


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

18.01.13 17:39 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
История русской псовой охоты, и в первую очередь с борзыми и гончими, – одна из важнейших страниц прошлого нашего Отечества, неотделимого от культуры, традиций, обычаев и нравов русского общества. В самом названии «русская псовая борзая» звучит широта и приволье российских просторов, звучит древность этой уникальной породы: «псовая» – псовина (устар.) шерсть; «борзая» – резвая, то есть быстробегущая. Псовая охота, с её многовековыми традициями, представляет собой целый пласт не только русской – мировой истории и культуры.

Благодаря художественным произведениям Пушкина, Толстого, Дриянского, Мачеварианова, научным трудам Губина, Розена, Сабанеева, Реута, Кишенского и других сохранились живописные и подробные картины старых национальных охот, написанные самобытным языком, живо передающим все страсти, которые кипели когда-то при травле зверя грациозными борзыми, стремительными гончими, лихими грейхаундами.
Ещё в древнейших русских источниках мы встречаем слово «лов». В «Начальной летописи», датированной 1071 годом сказано, что князь Всеволод под Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». В поучении Владимира Мономаха говорится, что всю жизнь он трудился «ловы дея», «сам содержал ловчий наряд», т. е. охоту – конюшню ястребов и соколов. В летописях есть указания на то, что уже в ХII веке при Владимире Мономахе «зверей травили псами».

Первыми европейцами, увидевшими диковинных русских охотничьих собак, стали французы, привёзшие в XI веке в Париж не только новую невесту своего короля Генриха I – Анну Ярославну, дочь киевского Великого князя, но и трёх псовых борзых.
Страстным псовым охотником был Василий III, ходивший с собаками на зайца. Когда охота складывалась не совсем удачно, он отводил душу садками (по подсадному зайцу). В таких садках принимало участие до 300 всадников. В 1509 году Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого состояли «всякие потешные собаки, борзые, гончие» и из которого в дар датскому королю Христиану II отправил несколько своих борзых.

Сын Василия III – Иван Грозный, как и его отец, любил псовую охоту и соблюдал ту же людность и пышность в её организации.
После окончания Смуты новый царь Михаил Фёдорович столкнулся с неожиданной проблемой – в его Ловчем приказе не оказалось ни одной собаки. Часть погибла во время оккупации Москвы поляками, другая была увезена отступающими шляхтичами. Пришлось в 1619 году посылать «двух охотников и трёх конных псарей» в земли под Новгородом и Вологдой. Через пару лет жизнь на псарнях Ловчего приказа закипела с новой силой.

Сменивший на русском престоле Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович тоже увлекался охотой. Любивший во всём стройный порядок, гармонию и «чин», Тишайший самолично написал в 1656 году подробное наставление для своих сокольников – «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути». К периоду его царствования относится и появление на свет первой книги, посвящённой комплектной охоте – «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (около 1635 года), написанной неким Христианом фон Лесиным.
Пётр Великий охотой не увлекался. Он вводил для дворянства иные, европейские забавы – ассамблеи с танцами и издал указ: «Около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них с псовой охотой чтоб не ездили».

Зато страстно болели и всецело посвящали себя псовой охоте Елизавета и Пётр II, уделяя ей немало времени и средств. При Петре II Императорская псарня состояла из 420 борзых, 200 гончих, а при собаках имелось 70 человек прислуги.
Отдавая дань моде, охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков. К концу XVIII века появляются огромные псарни, в которых насчитывалось тысячи собак. Л. П. Сабанеев об этом пишет: «В те времена почти каждый самостоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, вменял себе в обязанность держать борзых и гончих, иногда в значительном количестве – сотнями».
Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.
Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.
История русской псовой охоты хранит память о выдающихся знатoках-умельцах, артистах своего дела. Это Феопен Иванович из «Записок мелкотравчатого» Е. Э. Дриянского, Данило из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», Акимка из повести Ф. А. Свечина «Две души», Леонтий из рассказа И. А. Бунина «Ловчий», известный на всю Россию царский ловчий В. Р. Диц, знаменитые доезжачие Першинской охоты Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича Романова – Ефим Алексанов и Михаил Мамкин, это таинственный маг и волшебник «Б» из рассказа Н. Н. Карамзина «Псовая охота», дельные гончатники из охоты К. В. Сумарокова, М. И. Алексеева и Н. П. Пахомова – Красов, Павлов, Милованов и Никитин и многие другие…


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

20.01.13 16:32 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Русская тройка как тип конной упряжки известна, по свидетельству печатных источников, с XVIII века. До XVII века включительно упряжная езда в России производилась лишь в одну лошадь или же несколько лошадей, запряженных гуськом. В начале XVIII века появились парная ("на отлет") и троечная запряжки в ряд. Во втором десятилетии этого века нарочная почта стала применять для езды от одной до трех лошадей. Впрочем, на первых порах тройка (три лошади в ряд) была весьма редким исключением из правила.
Но уже во второй половине XVII столетия почтовая тройка в силу таких достоинств, как высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость, завоевала права гражданства.
В последней трети XVIII - начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки по широким дорогам курьеров и почты, а также пассажиров. При этом тройка запрягалась в сани, телегу, кибитку, тарантас, иногда в возок, но никогда в карету.
Настоящего расцвета в повсеместной популярности русская тройка достигла в первой половине XIX столетия. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Русская тройка, олицетворявшая как русскую удалую душу, так и русскую широкую природу, превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы гоголевскую "птицу-тройку".
Появление в России в середине XIX века железные дорог и дальнейшее их интенсивное строительство привело к падению почтовой и пассажирской роли тройки. Она стала вытесняться с почтовых трактов в сельские местности, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась. В настоящее время тройки используются в России для катания на выставках и ярмарках, а также в различных соревнованиях.
Такова вкратце недолгая история легендарной русской тройки. Говоря о ее устройстве, надо иметь в виду, что тройка не имела аналогов в других странах. Основой троечной упряжки является русская парная упряжка ("на отлет"), описанная мною в N 4 журнала "Охота". Для получения тройки достаточно с другой (обычно правой) стороны коренника припрячь еще одну пристяжную лошадь с упряжью, аналогичной упряжи пристяжной лошади парной упряжки "на отлет". Троечная упряжь и каждый ее элемент отрабатывался десятками и сотнями лет. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, в ней нет ни одной лишней детали.
Важной отличительной особенностью троечной упряжки являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты. Помимо росписи и резьбы, которыми покрывались деревянные клещи хомута, часто применялась узорная тисненая кожа и особенно металлический набор на кожаной покрышке. Металлический набор из литых деталей разной формы вообще широко использовался в упряжки, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. В качестве металла употреблялись сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, иногда серебро. Помимо металлического набора, упряжь снабжалась кистями, без которых невозможно себе представить русскую тройку. Кисти прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.
Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Резной узор состоял из ромбов, кругов, треугольников и других фигур. Что касается росписи, то поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской. Золоченая дуга должна была "гореть" на расстоянии и резко выделяться на фоне поля или леса. "А дуга-то, дуга - в золоте сияет...", - писал поэт Иван Никитин в стихотворении "Выезд троечника". Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Этот узор создавал ритмические сплетения стеблей, цветов, зубчатых листьев.
В 60-е годы XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными. Их роспись состояла из красных розанов и синих гроздей винограда, собранных в крупные цветовые контрастные сгустки, а также зеленых трав. Роспись оживлялась ритмичными белыми бликами. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые. Кроме прикладной цели - видеть тройку с дальнего расстояния, была еще цель эстетическая радовать взор,
Однако к концу XIX века вкусы изменились в худшую сторону. Дуга стала тоньше, место для резьбы и росписи убавилось. Появилась мода изображать золотые, серебряные и пестрые натуралистические букеты цветов вместе с травами и виноградом. Разноцветные краски и мелкий рисунок резали глаз своей пестротой. В конце концов дуги стали окрашивать в один цвет. Одноцветные дуги иногда перевивались цветными лентами.
Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Они должны были издавать звуковые сигналы, слышимые на значительном удалении и выполняющие две задачи. Первая - потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Поэтому велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Вторая задача - известить персонал очередной почтовой станции о необходимости своевременно подготовить смену уставшим лошадям. Продолжительные остановки для перепряжки лошадей были недопустимы.
В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты.
Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось - дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.
Поддужные колокольчики выполняли две функции. Главной была сигнальная. Колокольчик издавал громкий, требовательный звон, который был слышен за две версты. Другая функция эстетическая. Курьерам, пассажирам и ямщикам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Поэтому звон колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Еще раз заметим, что такие понятия, как тройка, дуга, поддужный колокольчик, были чисто русскими и за пределами тогдашней России не встречались. Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа.
Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми тройками появились тройки многочисленных частных владельцев. Потребности в изготовлении колокольчиков быстро росли. Литье колокольчиков в России с самого начала приняло кустарный характер. Кустарные предприятия были мелкими, но получили широкое распространение во многих городах и селениях страны. Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, который выгодно располагался посредине тракта Петербург - Москва, главной почтовой магистрали России. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.
Многие мастера любили снабжать свои изделия литыми надписями и украшениями. Год изготовления обозначался с начала XIX века. Часто ставилось имя мастера и место изготовления. Интересны отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы: "Дар Валдая" (слова из песенной строки "И колокольчик - дар Валдая"), "Кого люблю, того дарю", "Купи, не скупись, езди, веселись", "Звенит - потешает, ездить поспешает" и другие. Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.
Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей.
Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятие звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать "гамму" - созвучную группу, производившую при езде "согласный" звон.
К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием "ямской гармони".
Еще одна особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног а более легкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда выглядит очень гармонично и красиво. Интересно, что пристяжные лошади скачут разным галопом. Как известно, галоп бывает двух типов. В зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед, различают галоп с правой или левой ноги. В тройке левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, правая пристяжная - галопом с левой ноги. Лошади выбирают нужный тип галопа инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость (передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову).
Русские тройки нашли широкое отражение в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, фольклоре, Они до наших дней сохраняются и в народной памяти.



Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

20.01.13 19:26 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Еды господа поели море!
Наливки выпили - не счесть!
А Евдокию-то Евлампиевну замуж никто так и не позвал! Тока жрать и умеют, дармоеды проклятущии...
Ну да ничего. Самое главное действо впереди...
Вышел я на серединку да и объявил погромче:


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 

20.01.13 19:30 Святки в поместье "Наливай"
лакей Ванятка
лакей Ванятка
Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого, и в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая дама обязывалась устроить для деревенской молодежи угощение и танцы. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть «вечеринок с танцами». В России балы появились в XVIII веке, и ввел их в светскую жизнь Петр I , утвердивший своим указом «ассамблеи», которые и стали впоследствии называться балами.

Бал имел свои правила и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Балы, как торжественные, общественные или светские мероприятия, сразу же стали очень популярны в России. «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума», - читаем мы в воспоминаниях А.С.Пушкина. На балах царила особая атмосфера, в залах зажигались тысячи свечей, что являлось главным признаком большого праздника и достатка, ибо свечи были не дешевы. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках, душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространялся ароматный дымок от курильницы.

Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Кроме того, бал часто включал дополнительные развлечения: игру в азартные игры, концерт специально приглашенных артистов (певцов и музыкантов), живые картины и даже любительские спектакли. Бал всегда заканчивался ужином, на котором подавали редкие блюда: ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п.

На балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет. Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой 1828 года именно на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже вовсю говорили как об одной из первых московских красавиц.

Балы давались круглый год, но основной сезон начинался поздней осенью и продолжался до весны, исключая период больших постов. Часто, за один вечер, наиболее активным молодым людям приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых усилий, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным и возрастным категориям или приурочивались к особым торжествам. Балы разделялись на придворные, общественные, частные, купеческие, свадебные, детские. Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников, купцов, ремесленников и посольские балы, с участием иностранных послов.

Среди увеселительных общественных мероприятий выделялись также благотворительные балы и маскарады, на которые уже продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этих целей обустраивали небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки, без фиксированных цен, а так, кто сколько даст. Все вырученные средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения и на иные благотворительные цели. Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных резиденциях. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом, на лужайках или в огромных шатрах, поставленных среди деревьев парка.

Самыми «важными» среди балов являлись придворные, мероприятия довольно чопорные и скучные. На них порой собиралась не одна тысяча гостей. Участие в придворных балах было почетно-обязательным для приглашенных. На таких балах, кроме членов царской семьи, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также гражданские чиновники, имевшие по "Табелю о рангах" четыре высших класса, генералы, губернаторы и предводители дворянства, дипломаты и знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, в качестве партнеров по танцам.

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала. Приглашенные, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на мероприятии, или же выражали сожаление о невозможности посетить бал, ввиду весьма веских причин или по болезни.

Дамы готовились к балу заблаговременно, делая модные прически, подолгу выбирая наряды, соответствующие мероприятию украшения, дорогие платья и бальные туфли. Использование косметики допускалось в умеренном количестве. Важной составляющей дамского наряда являлся также веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, галстук. Фраки были разных цветов, лишь к середине XIX века утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, при медалях, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Еще одним всеобщим атрибутом бального костюма было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если рвались – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем, а в его отсутствие - с подругой и ее мужем. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или бабушки, которые зорко следили за своей подопечной, и, как было в пушкинское время, представляли ее и подыскивали ей кавалеров. Никто не оставался на балу без внимания, пары для танцев находились для всех без исключения, этим занимались устроители бала. Полагалось, чтобы хозяин дома и его сыновья протанцевали как минимум по одному разу со всеми приглашёнными дамами.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами. Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома или её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со знакомыми дамами. Дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что сам факт его присутствия на балу является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Кавалер, приглашающий на танец незнакомую ему даму, сначала должен был представиться ей через общих знакомых. Вставать в танец не зная фигур, в сильном алкогольном опьянении, вести себя с дамой фамильярно, слишком прижимать ее к себе во время танца, наступать на шлейфы платьев – все это было не допустимо и могло испортить репутацию танцору на всю оставшуюся жизнь.

На протяжении XIX века изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой, более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать.

Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на польку (мазурку, кадриль и т.п.)» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня вниманием танцевать с вами вальс». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Во время танца кавалер должен был следить за всеми перемещениями своей пары и за маневрами других пар, чтобы не допускать столкновение, или, не дай бог, падение дамы. По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он ее пригласил.

Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – «карне» или «агенд» – куда вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести к дуэли между кавалерами. У дам, пользующихся популярностью, агенд был полностью расписан в течение нескольких минут. Считалось неприличным хвастаться своим агендом, особенно перед дамами, которые не пользовались вниманием мужчин.

Как великосветский, так и провинциальный бал в начале XIX века обладал строгой композицией, и открывался он польским полонезом. Теофиль Готье так описывал начало мероприятия: «В России балы открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…». Протанцевав минут пять, пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые люди, которые с нетерпением ждали второго танца - вальса. Вальс, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. «Танец сей, в котором, как известно, кружатся и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы избегать излишнего сближения, оскорбляющего приличие», ведь забота о репутации дамы всегда являлась вопросом первостепенной важности. Некоторые считали вальс настолько интимным, что не позволяли своим невестам танцевать его с другими. Вальс способствовал светской беседе и нежным объяснениям, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Однако не вальс знаменовал кульминацию мероприятия. С замиранием сердца девушки ждали главный танец бала - мазурку. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и реверансами, и даже с мужским соло. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора.

Кроме основных вышеперечисленных танцев, исполняли польку, полонез и французскую кадриль (контрданс). Мода на танцы вообще возникала и проходила очень быстро: в разные годы входили в употребление "аляг-рек", лансье, краковяк, шакон, падекатр, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., снабженных эластичными прокладками, легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать пируэты.

Завершал бал котильон. Это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый. В правилах этот танец описывается так: «Там делают крест и круг и сажают даму, с торжеством подводя к ней кавалеров, но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится.».

Гости могли уезжать когда им заблагорассудится, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый должен был нанести хозяевам благодарственный визит.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.


Смотреть | Ответить | Цитировать целиком, блоками, абзацами | Запомнить | Мне нравится! 



Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение