ИнВериал:
– Какой, дядюшка, вчера был вечер у Зарайских! – говорил он, погружаясь в воспоминания о бале.
– Хорош?
– О, дивный!
– Порядочный ужин был?
– Я не ужинал.
– Как так? В твои лета не ужинать, когда можно! Да ты, я вижу, не шутя привыкаешь к здешнему порядку, даже уж слишком. Что ж, там всё прилично было? туалет, освещение…
– Да-с.
– И народ порядочный?
– О, да! очень порядочный. Какие глаза, плечи!
– Плечи? у кого?
– Ведь вы про них спрашиваете?
– Про кого?
– Да про девиц.
– Нет, я не спрашивал про них; но всё равно – много было хорошеньких?
– О, очень… но жаль, что все они очень однообразны. Что одна скажет и сделает в таком-то случае, смотришь – то же повторит и другая, как будто затверженный урок. Была одна… не совсем похожа на других… а то не видно ни самостоятельности, ни характера. И движения, и взгляды – всё одинаково: не услышишь самородной мысли, ни проблеска чувства… всё покрыл и закрасил одинакий лоск. Ничто, кажется, не вызовет их наружу. И неужели это век будет заперто и не обнаружится ни перед кем? Ужели корсет вечно будет подавлять и вздох любви и вопль растерзанного сердца? неужели не даст простора чувству?..
– Перед мужем всё обнаружится, а то, если рассуждать по-твоему, вслух, так, пожалуй, многие и век в девках просидят. Есть дуры, что прежде времени обнаруживают то, что следовало бы прятать да подавлять, ну, зато после слёзы да слёзы: не расчёт!
– И тут расчёт, дядюшка?..
– Как и везде, мой милый; а кто не рассчитывает, того называют по-русски безрасчётным дураком. Коротко и ясно.
– Удерживать в груди своей благородный порыв чувства!..
– О, я знаю, ты не станешь удерживать; ты готов на улице, в театре броситься на шею приятелю и зарыдать.
– Так что же, дядюшка? Сказали бы только, что это человек с сильными чувствами, что кто чувствует так, тот способен ко всему прекрасному и благородному и неспособен…
– Неспособен рассчитывать, то есть размышлять. Велика фигура – человек с сильными чувствами, с огромными страстями! Мало ли какие есть темпераменты? Восторги, экзальтация: тут человек всего менее похож на человека, и хвастаться нечем. Надо спросить, умеет ли он управлять чувствами; если умеет, то и человек…
– По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, – заметил Александр, – то выпустить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или закрыть…
– Да, этот клапан недаром природа дала человеку – это рассудок, а ты вот не всегда им пользуешься – жаль! а малый порядочный!
"Обыкновенная история" Иван Гончаров ...
Elenawatson:
— И пошел он разбойников искать…
— И как?
— Нашел, — уверенно заявил Янек. — И всех убил.
— Кровожадный какой.
— Так он за Маню мстил!
— Тогда ладно. — Себастьян признал, что причины для кровожадности у Физдамокла имелись, а к разбойникам он в силу профессиональной деформации сочувствия не испытывает. Напротив, коль их сельский кузнец отыскал, то, стало быть, недолгою была бы их карьера.
И Янек, ощутив этакое сомнение, поспешно добавил:
— Физдамокл по следу прошел. А он был знатным следопытом… у него отец из охотников.
— Ты ж говорил, что кузнецом он был.
— Кузнецом. А в свободное время — охотником.
Действительно, почему бы и нет?
— Физдамокл отыскал их логово в самой гуще леса… и всех убил.
— Ты уже говорил.
— Да? Тогда извини… то есть он всех простых убил, а главаря ранил смертельно, и тот перед смертью признался, что они деревню не просто так сожгли, а с умыслом!
Себастьян кивнул: понятно. Преступный умысел всегда является обстоятельством отягчающим, способствующим увеличению срока на каторге.
— Они хотели Физдамокла убить, потому как он не просто так кузнец, а княжич! Во! — Янек пальцем ткнул в потолок, и от движения этого шарахнулись в сторону тени. — Ну, у него ж мать княжной была, значит, княжич. Старый князь, который Физдамоклу дедом был, помирать решил. А наследников у него нет. Ну и его советник решил, что сам станет князем. Только Физдамокла убьет.
— А чего он раньше-то?
— Ну… не знал… а тут вдруг тайна вскрылась… случайно… ай, какая разница? Главное, что тут Физдамокл осознал.
— Что осознал?
— Как что? Предназначение свое! Он должен добраться до старого князя и открыться ему, а потом взойти на трон. Ты не подумай, власть ему не нужна, он благородный герой. Он желает, чтоб люди в княжестве хорошо жили, все до единого…
— Задача…
— А то! Он же ж не зазря трактаты читал! У него и план имелся, как все по уму сделать, по справедливости. — Янек шмыгнул носом. — Он и пошел… ну там приключения всякие… он там ведьмака спасет одного, сильно могутного, и тот Физдамоклу в верности поклянется. Потом у него самого дар страшенной силы откроется, всем ведьмакам на зависть. И еще королевну эльфийскую от ворогов оборонит…
— И она тоже в верности поклянется?
— Ты что! Она ж баба… она влюбится…
Себастьян потряс головой, отгоняя образ утонченной эльфийки, которая вдруг, не иначе с помутнения рассудка — мало ли что с ней вороги неизвестные утворили, — прониклась чувствами к сельскому кузнецу, пускай и княжеских кровей. Образ не отгонялся.
Эльфийка вздыхала утонченно, на разные лады, согласно свитку «Тридцать три лукавых взгляда, или Высокое искусство бессловесной беседы сердец». И ресницами трепетала, создавая тайное послание в технике «последнего луча заката, что в прощальном вздохе касается лепестка белой лилии», доступной лишь эльфам. Но Физдамокл эльфов до сих пор не видал, техникой не владел, и оттого подобные признания, пожалуй чересчур уж откровенные для девицы королевского дома, оставались по-за его пониманием.
Напротив, эльфийку он от души жалел.
Тощая.
И без сисек. А баба без сисек что конь без гривы, глядеть на этакое паскудство больно. Он и не глядел, но эльфийку норовил подкормить, сальцем там чеснокового посолу аль мясцом, брагу совал вновь же, потому как брага, со сметаною свежей мешанная, для бабьего тела пользительна…
— В кузнеца? — уточнил на всякий случай Себастьян. Он не имел опыта этакого литературного творчества, все ж таки в стихах все куда проще.
— В князя. Ну и да… в кузнеца.
А еще следопыта и лучшего мечника в королевстве… и спасителя могутных ведьмаков, обладателя дара. Страшным он человеком вырисовывался, этот Физдамокл.
— А он?
— Ну… он же ж не баба, чтоб сопли разводить. И вообще, он по Мане горюет…
…вспоминая о ней с трогательной нежностью, особенно о стати, до которой эльфийке несчастной, воспитанной на принципах умеренности и утонченности, пить и пить.
— Но после ничего… присмотрится. Она же ж королевна, самое оно для браку… этого… как его…
— Династического?
— Вот-вот. Он потом еще и короля эльфийского спасет…
— И королеву…
— Думаешь?
— Чем больше Физдамокл спасет народу, тем оно правдивей. Он же ж не просто так. — Сигизмундус решился поучаствовать в процессе творческом. — Он — заступник простых людей… и надежда… и реформатор… и значится, спасать должен всех.
Взгляд Физдамоклов погрустнел. Все же отличался он некоторым здравомыслием или даже приземленностью, свойственной людям простым, а потому на вещи смотрел реалистично: всех не спасешь. И вообще, на кой ляд с какими-то спасениями возюкаться, когда ему-то самому довольно что кузни новой, что картинок срамных.
Бабу опосля он и сам себе сыщет.
— Точно! — Янек заерзал, не сиделось ему. Да и как тут усидеть, когда шедевра сама в руки идет! — Потом он князем станет… ну, дед его помрет на руках. И еще заплачет.
Себастьян согласился, что на месте Физдамоклова деда, княжьих кровей и воспитания особого, он бы тоже плакал горько, оставляя державу на этакого наследничка.
— Очень трогательно выйдет… а злодею Физдамокл самолично голову оторвет!
— Руками?
Янек вновь задумался, но после головой покачал, признаваясь:
— Мечом… ну у него ж есть меч!
И верно — Физдамоклов меч аки воплощение возмездия и справедливости.
— Вот… и править начнет мудро… воров всех перевешает. И разбойников. И вообще, тех, кто по закону жить не хотит. — Янек поскреб голову, не задумываясь, что и сам-то он не больно с законом в ладах. — И будет править, значится…
— И всех спасать.
— А то!
— Хорошая история… жизненная…
Карина Демина "Хозяйка Серых земель. Люди и нелюди" ...
ИнВериал:
– Конни?
– Что?
– А ты будешь меня вспоминать?
Слова упали на нее, словно отголосок того первого, страшного шторма. Конни села рывком в постели, обхватила голые коленки руками, тщетно пытаясь унять дрожь.
– Зачем ты так сказал?
– Не знаю. Так будешь?
– Дик... Ты хочешь уйти?
– Нет.
– Я тоже не хочу.
– Все равно придется.
– Я не слушаю тебя.
– Ты смелая, моя светлая. Ты самая смелая на свете. И ты знаешь, что это правда.
– Значит, ты хочешь уйти...
Дик развернулся, зашагал по комнате, обхватив плечи руками. Шрам белел на смуглой коже, как ухмылка злого божества. У Конни звенело в ушах, как перед обмороком. Дик тихо выругался и сел рядом с ней на постель.
– Я бы рад не говорить, да это поселилось во мне и ноет, и болит, и уже нельзя не говорить, Конни. Мы не будем здесь вечно. Ты уедешь в свой университет. Я останусь.
– Ты мог бы...
– Нет. Не мог бы. Это не моя дорога, твоя. Я не приживусь в твоем мире, Конни.
– Ерунду ты говоришь, Дик! Ты умеешь жить в любом мире, в отличие от меня. Ты любишь этот мир таким, какой он есть. А я его боюсь.
– Ничего ты не боишься, не ври.
– Я не боюсь с тобой. Я другая с тобой, пойми. А без тебя... я даже не знаю, какая я теперь – без тебя. Не прежняя – это точно.
– Ты красивая.
– Зачем мне быть красивой без тебя?
– Ты умная.
– Зачем – если без тебя?
– Ты выучишься, станешь профессором...
– Нет. Стать кем-то можно, если есть цель. Если не будет тебя – не будет и цели.
– Девочка ты моя... Разве можно так признаваться мужикам в любви? Так раскрываться?
– А зачем иначе?
"Теория страсти" Сандра Мэй ...