Соломия:
04.11.10 20:50
» Лихорадка КММ и мифология Ирландии
Девы, никак не успеваю доделать
"3", с аналогиями трудновато, и времени спокойно все обдумать мало. Но я выставляю дополненную и исправленную версию, "
почему я думаю , что ИЗБ - Кухулин"
На досуге решила я почитать Мифы кельтских народов , пока Монинг не написала следующую Лихорадку. И так меня это дело поглотило..
После прочтения я пришла вот к какому выводу:
Отцом Кухулина является Луг (да, да тот самый, который владел побеждающим копьем), но в силу тех древних обычаев отцовство приписывалось Конхобару ,брату по одной версии, и отцу по другой версии, прекрасной Дехтире, матери Кухулина. История рождения героя от инцеста или «во грехе» - традиция не только для Ирландии, но для всего древнего мифотворчества.
Сам бог – господин всех ремесел Луг, тоже имеет весьма красочную и достаточно «героическую» историю рождения, что проливает свет на его сущность. Отцом Луга был Киан, один из Туата Де Дананн, сын божественного врачевателя Диан Кехта, а матерью – Этне, дочь короля фоморов (демонов) Балора. Таким образом, по отцоской линии Луг, происходит из расы богов (Таута Де Дананн), а по материнской из расы демонов. Однако Луг был воспитан не матерью, а богиней Таильтиу, которая олицетворяет Ирландию, то есть Вселенную, созданную в процессе сотворения мира. Эта вторая мать Луга является женой Эоху, короля Фир Болг (еще одной волшебной расы, владеющей магией, некогда заселившей Ирландию и проигравшей битву Туата Де Дананн). Таким образом, Луг – потомок всех божественных рас. А Кухулин сын Дехтире, которая является потомком сыновей Миля (раса людей) от которых ведут свои родословные все короли Ирландии.
Кухулину было предсказано стать величайшим героем. Первоначально его имя было – Сентана, но убив в пятилетнем возрасте страшного пса Кулана (кузнеца) получил прозвище, - пес Кулана – Кухулин. В гневе он оборачивался демоническим псом, что роднит его со скандинавскими берсерками (волками). В семнадцать лет был влюблен в богатыршу Айфе, которая родила ему сына . Кухулин обязал её гейсом – сын не должен разглашать своего имени и не должен уклоняться от битвы, а когда ему станет в пору кольцо отца, Айфе обязана прислать его к Кухулину. Вообще Кухулин был еще тем красавчиком, в него периодически влюблялись все женщины того времени в том числе и фейри, Фанд, например.
Женитьба Кухулина, это вообще отдельная тема. По настоянию Конхобара Кухулин по достижении 16 лет должен был выбрать себе невесту. Долго выбирая между девушками Ирландии, он выбрал Эммер дочь Форгала, не без настоятельной просьбы Конхобара. Форгал Монах (Форгал Хитрый), узнав, что Кухулин сватался к его дочери Эмер, пришел переодетым ко двору короля Конхобара и в надежде избавиться от юноши посоветовал отправить его в Альбан к Домналу Воинственному, чтобы он завершил там свое воинское обучение. В сопровождении Лоиггире Победителя и самого Конхобара (по другим версиям — Конала Кернаха) Кухулин выехал в Альбан. «Когда они явились к Домналу, тот прежде всего стал учить их, как надувать кожшые мехи, лежа под плоским камнем с маленькой дырочкой. Им приходилось трудиться над этим до того, что пятки их начинали чернеть или синеть. Затем он научил их другой вещи взлезать по копью, воткнутому в землю, и стоять там одной ногой на острие. Это называлось изгиб героя на острие копья или стоянка героя на макушке копья». И вышло так, что уродливая дочь Домнала, по имени Дорнолл («большой кулак»), влюбилась в Кухулина, а когда он отверг ее, она решила отомстить.
Домнал сказал Кухулину что его воинское обучение будет вполне завершено только когда он побывает у Скатах («Тень») и все три героя отправились к этой знаменитой женщине-воительнице жившей на востоке Альбан. Где он и встретил Айфе, которой в ту пору было 14 лет (чем не Ромео и Джульетта). Айфе с ирл. Провидица. Но он не мог остаться с Айфе в силу данных им гейсов. Кухулин был вынужден вернуться в Ульстер.Он женился на Эммер и выбрал ее сам, однако постоянно заводил романы на стороне. Эммер его ревновала, но влюбившись в Фанд, - принцессу фейри, Кухулин был не в состоянии от нее отказаться. Эммер угрожала ему покинуть его город, или покончить жизнь самоубийством, Кухулин безмерно страдал разрываемый чувством долга и страстью. Ситуация разрешилась благополучно, Кухулин был напоен из котла забвения и не мог вспомнить Фанд, однако он еще год был не в состоянии вернуться на ложе Эмер. Тем более, что до этого он потерял Блатнат, которую украл из мира фейри при помощи одного из Туата – Курои. Но Курои захватив все трофеи (котел и девушку) скрылся от Кухулина, предварительно срезав последнему волосы мечом. Когда через некоторое время волосы Кухулина отросли он собирался отомстить Курои, Блатнат влюбленная в Кухулина подсказала где найти ее мужа (Курои).Кухулин убил его копьем (видимо копьем отца – Луга), но поэт из свиты Курои – схватил Блатнат в объятия и бросился в бездну откуда нет возврата. Унижение, которому подверг Курои Кухулина, демонстрируют несравненную мощь бога и немощь смертного (даже если он полубог).
Когда его сын подрос, Айфе отправила его к отцу. Сына звали Конлах – это был очень красивый мальчик с синими глазами и каштановыми волосами, кроме того доблестью он пошел в отца, однако он еще не успел окрепнуть как воин. Поскольку Кухулин связал Айфе гейсами (нерушимыми обетами) ребенок встретившись с отцом отказался назвать свое имя, мало того на нем был гейс – не уклоняться от битвы, поэтому вызов был брошен. Кухулин уже подозревал, что это его сын (он был похож внешне на отца, т.е. в нем присутствовала красота Туата Де Дананн, которую Кухулин, а в последствии и его сын унаследовали от Луга), но в силу обычаев и гейсов не мог уклониться от сражения. В этом сражении Кухулин убивает своего сына. Победив мальчика он берет на руки его бездыханное тело, кладет его перед королем и воинами, и восклицает : «Вот вам улады, мой сын!». Таким же образом он убивает своего лучшего друга Фердиада. Одна из Туата – Медб, жена короля Айлиля, при помощи обмана, шантажа и гейсов вынуждает Фердиада бросить вызов Кухулину, который был ему как брат. И Кухулин не может отклониться.. Когда Фердиад погибает от копья Кухулина, тот начинает над телом друга великий плач. Этот плач одно из самых красивых и очень проникновенных произведений датируемых 4-5 веком д.н.э.
Смерть Кухулина тоже была достаточно героической. Он был коварно загнан в ловушку и нарушил все свои обеты, таким образом, он потерял всю свою силу. Был убит собственным копьем, но это было его копье, а не копье отца. Кстати, когда копье Луга вступало в сражение, над полем брани поднималась радуга. Копье и радуга – неразлучны. Кухулин привязал себя к камню, чтобы принять смерть стоя. Его труп был обезглавлен. Его жена спустилась к нему в могилу и умерла, целуя его голову. Однако Луг отец Кухулина забрал его обезображенное тело в мир фейри, где оживил его. Потому, что Кухулин на три четверти был фейри и только на четверть человеком. Человеческое в нем почти умерло, но демоническая сущность и сущность фейри выжила.. (Это одна из версий, а точнее обобщенная версия жизни и смерти героя Кухулина, а версий этих тысячи, и у скандинавов и у валлийцев и у самих ирландцев)..
Таким образом, резюмируя все выше изложенное ИМХО – Иерихон Бэрронс и есть герой Кухулин.И я думаю, что все фейерическое и демоническое в Бэрронсе погибнет от действия копья Луга. Надеюсь, что человеческая сущность его выживет..
Когда инспектор Дафи приходит с визитом в магазин к Мак, он встречает там Бэрронса :
«– В графе «Адрес» записан Голуэй, мистер Бэрронс. Вы там и родились?
Когда-то я спросила Бэрронса о его происхождении. Он ответил, что в его роду были баски и пикты. Голуэй находится в Ирландии, в нескольких часах езды от Дублина.
– Нет.
– Где же?
– В Шотландии».
Голуэй находится в Коннахте, где и закончил свою жизнь Кухулин, т.е. там где находится его могила. А рожден по легенде на северных островах, т.е. в Шотландии, по одной версии, по другой на острове Мэн. Что сути не меняет, но подтверждает мою версию: Бэрронс – Кухулин. А также детские забавы Кухулина: он стоя на одном краю поля пускал стрелу и сам же ее ловил на другой стороне поля, перемещаясь с фантастической скоростью. Хотя первоначально склонялась к версии Иерихон – Беовульф.. Но в биографии Кухулина, все, же больше совпадений с биографией и характером ИБ. Тем более Беовульф не ирландец.
Ирландские повести о гибели героев носят название
Oitte («насильственные, или трагические, смерти»). Для Кухулина и вообще для героев смерть от болезни или от старости была бы падением. С точки зрения этики касты воинов смерть в бою — самая славная из всех возможных смертей, только такая смерть обеспечивает доступ в рай
Подобно пиру, который ежегодно давался в Эмайн Махе в честь Самайн, события, описанные в саге «Смерть Муйрхертаха», происходят в течение семи дней, причем кульминация падает именно на канун Самайна, время бед и заблуждений. Курои, Кримтан, Кухулин и Конайре, как принято считать, погибли именно в канун Самайна, тогда как Айлиль и Фланн — в канун Бельтана. И подобно тому, как события, предшествующие гибели героя, знаменуют собой соединение оппозиций, так и самый момент его смерти есть время, когда такие дихотомии, как зима — лето, естественное — сверхъестественное, живое — мертвое, сливаются и перемешиваются.
Традиционная граница между двумя половинами Ирландии тянется вдоль пересеченного хребта низких гор Эйскир Риада, идущего от Дублина до залива Голуэй.
Раздел страны на две части, символически изображаемые как высшее и низшее, небо и земля, мужское и женское, зима и лето, старшие и младшие, север и юг, правое и левое и т.д., распространен во всем мире, данная дихотомия прослеживается в разделении надвое стран, областей, городов, деревень, храмов, палат, родов и прочих феноменов.
Мы можем показать, что и четыре главные области с зоной Мит в их центре, и последовательные волны завоеваний от Партолона до сыновей Миля являют собой стройную иерархическую систему. Когда представители четырех областей, а также люди из угодий Тары собрались вместе, сверхъестественный Трефуйлнгид задал Финтану такой вопрос: «О Финтан, как была ранее поделена Ирландия и что ранее было в ней?» — «Нетрудно сказать, — ответил Финтан — мудрость на Западе, битва на Севере, процветание на Востоке, музыка на Юге и власть в Центре». Тогда Трефуйлнгид попросил его рассказать подробно обо всех атрибутах каждой пятины и центра соответственно. В последующем описании и перечислении присутствуют совпадения и повторы, которые нарушают четкое и лаконичное деление, предложенное Финтаном сначала, однако приведем его полностью, выделяя курсивом элементы, с нашей точки зрения особенно важные.
ЗАПАД (Коннахт)
МУДРОСТЬ (Fis), основы, учение, союз, суждение, летописи, советы, предания, знание прошедшего, ученость, красота, красноречие, прелесть, скромность, доброта, изобилие, богатство
СЕВЕР (Ульстер)
БИТВА (Cath), распри, дерзость, суровые места, споры, кичливость, бескорыстие, гордость, захваты, нападения, жестокость, войны, сражения.
ВОСТОК (Лейнстер)
ПРОЦВЕТАНИЕ (Blath), припасы, пчелиные ульи, соревнования, боевые подвиги, главы семейств, знать, чудеса, добрый обычай, обходительность, роскошь, изобилие, достоинство, сила, избыток, хозяйство, многоискусность, снаряжение, сокровища, атлас, полотно, шелк, одежды, зеленая крапчатая ткань (?), гостеприимство.
ЮГ (Мунстер)
МУЗЫКА (Seis), водопады (esa), чудеса (oenaigi), знать, разбойники, знание, искусность, музыканты, мелодии, песни, мудрость, честь, напевы, учение, наука, доблесть (fiansa), игра в фидхелл, неистовство, свирепость, искусство поэзии, защита, скромность, законы морали, свита, плодородие.
ЦЕНТР (Mum)
КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ, слуги, достоинство, превосходство, твердость, установления, поддержка, разрушение, военачальники, колесничие, воины, верховенство, высшая власть, олламы, мед, доброта, ниво, слава, молва, процветание.
Мудрость и Битва определенно соответствуют функциям друидов и воинов, и их соотнесение с Коннахтом и Ульстером вполне согласуется с тем, что мы говорили о превосходстве половины Конна. . Остается добавить, что Племена богини Дану впервые появляются в Ирландии именно на горе Конмайкне Рейн в Коннахте и что Маг Туиред, долина Туиред, где происходят основные сражения, также находится в Коннахте. Все сюжеты саг воинственного Цикла Кухулина сосредоточены вокруг Ульстера, тогда как Цикл Финна — повести о простых людях — рассказывает о событиях, происходивших большей частью на Юге острова. Таким образом, три качества, выделенные нами в этих трех циклах, соответственно имеют свои истоки:
Мысль — на Западе, Воля — на Севере, Чувство — на Юге.
Ну, чем не Фэн Шуй?
...