Masjanja:
27.07.24 23:37
» Адмирал Томас Кокрейн
Так как конкурс "Часы веков" является детищем журнала "Маленькая Шотландия", а ещё учитывая тему нынешнего тура, я, конечно же, не смогла удержаться, чтобы не рассказать о парусном флоте Шотландии и выдающихся шотландских моряках эпохи паруса.
ТОМАС КОКРЕЙН
Список героев британского военно-морского флота длинный, он включает таких прославленных капитанов и адмиралов, как Дрейк, Нельсон, Родни, Худ и, конечно, Томас Кокрейн.
Томас Кокрейн был сыном Арчибальда Кокрейна, 9-го графа Дундональда, и, хотя интересы отца были связаны со многими странными и примечательными изобретениями, семья Кокрейнов могла похвастаться выдающейся историей военной службы. Родившийся в Эннсфилде в Южном Ланаркшире 14 декабря 1775 года, Томас провёл большую часть своей юности в семейном поместье в Кулроссе.
Томас отправился на службу в возрасте 17 лет в 1793 году, в начале Французской революции, присоединившись к своему дяде, капитану Александру Кокрейну, командовавшему двадцативосьмипушечным фрегатом «Лань». Несмотря на юный возраст, Томас поступил на «Лань» в офицерском звании, так как числился членом экипажа военного судна с пяти лет: эта незаконная практика очень часто применялась в отношении детей шотландских дворян, так что, когда они оказывались на реальной службе, то уже существовала запись о выслуге лет, необходимая для получения офицерского звания.
Следует отметить, что сэр Александр Кокрейн командовал британским флотом во время Войны за независимость США. Среди прочего, он набрал первый полностью чернокожий корпус морской пехоты для борьбы с американцами и сжёг все общественные здания в Вашингтоне, включая Белый дом.
В 1795 году Томас Кокрейн был призван в Североамериканскую и Вест-Индскую эскадру британского флота и получил звание младшего лейтенанта. 7 мая 1796 года, после экзаменов, он был произведён в чин лейтенанта. В 1798 году он был назначен морским офицером на флагман средиземноморского флота «Барфлёр» под командованием адмирала Джорджа Кейта Элфинстоуна, 1-го виконта Кейта. Там он доказал свои лидерские качества и мужество в борьбе с пиратством.
Томас Кокрейн стал одним из самых успешных и смелых капитанов наполеоновских войн; французы даже прозвали его «Морской волк» за то, что в течение 13 месяцев Кокрейну удалось захватить 53 французских корабля; но время, проведённое им на флоте, было чревато конфликтами: с начальниками, подчинёнными, равными по положению. Эти конфликты начались, когда Кокрейн предстал перед военным трибуналом за неуважение к своему начальнику Филипу Биверу; Томаса признали невиновным, но упрекнули в легкомыслии. Однако это разбирательство привело к тому, что у Кокрейна появился весьма влиятельный враг — адмирал Джон Джервис, 1-й граф Сент-Винсент, под протекцией которого находился Филип Бивер.
В 1800 году Кокрейн отправился в плавание на борту брига «Быстрый», будучи недавно назначенным на должность командира. Он был совсем не впечатлён своим новым назначением, заявив, что «Быстрый» был «немногим больше, чем пародией на военное судно». Но даже с таким не слишком обнадёживающим кораблём Кокрейн умудрился дважды совершить чудо, избежав захвата судна французами. В первый раз он поднял датский флаг, притворившись торговым судном, и заявил, что "Быстрый" нельзя обыскать, поскольку на борту имеются больные чумой. Второй раз был просто гениальным ходом: французы преследовали Кокрейна ночью, следуя за светом фонарей «Быстрого». Кокрейн приказал погасить все огни на борту, спустить на воду бочку с прикреплённым к ней фонарём, и вражеский корабль последовал за бочкой, позволив «Быстрому» ускользнуть.
Одним из его самых известных подвигов стал дерзкий и бесстрашный захват испанского фрегата «Эль Гамо». Подняв американский флаг, Кокрейну удалось подвести «Быстрого» к испанцам так близко, что они не смогли открыть огонь по корпусу брига. И испанцам не оставалось ничего иного, как сдаться Кокрейну и позволить ему подняться на борт «Эль Гамо». Кокрейн и его команда поднялись на борт испанского корабля, и несмотря на значительное численное превосходство противника, успешно захватили вражеское судно. Невероятные успехи в морской войне продолжали сопутствовать Кокрейну, при этом каждое его нападение было тщательно спланировано, чтобы свести к минимуму потери людей.
В 1806 году Кокрейн баллотировался в Палату общин от округа Хонитон. Он стремился к парламентской реформе, а этот район был известен подкупом избирателей, именно против этого Кокрейн и выступал. На первых выборах он проиграл, но на вторых одержал победу. Вскоре он ушёл в отставку, чтобы баллотироваться от избирательного округа Вестминстер. После избрания в Вестминстере Кокрейн вступил в Либеральную партию и в сотрудничестве со сторонниками реформ Уильямом Коббетом, Фрэнсисом Бердеттом и Генри Хантом помог реорганизовать Королевский военно-морской флот Великобритании.
Кокрейн стремительно двигался вперёд, проводя кампанию за парламентскую реформу вместе со своими радикально настроенными товарищами. Он открыто критиковал поведение Великобритании во время войны и коррупцию на флоте, чем нажил себе много врагов. Он даже потерял союзников, с излишним энтузиазмом защищая заключённого под стражу из-за приверженности либеральным реформам Фрэнсиса Бердетта.
***
Обязательно стоит упомянуть ещё одну сторону многогранной личности этого замечательного офицера и политика. С 1793 по 1818 год Кокрейн кроме всего прочего проявил себя и как учёный-изобретатель, внедривший множество инноваций в военно-морской стратегии и инженерном деле.
В своих изобретениях Кокрейн продолжил дело отца и, исходя из личного опыта, сосредоточился на судоходстве. Его отец основал компанию, которая исследовала, проектировала и производила различные углеродные продукты, смолу и лаки для судостроения и технического обслуживания. Отец Томаса владел первым патентом на технологию добычи нефти и газа.
В 1805 году Томас Кокрейн предложил изменить систему расположения кораблей в конвоях: вместо того, чтобы торговые суда располагались позади военных кораблей, Кокрейн предложил разместить их в центре, в окружении военных кораблей. Эта идея обеспечила большую безопасность торговым судам и получила одобрение британского адмиралтейства, которое наградило Кокрейна грамотой и денежным призом.
В 1806 году, когда Кокрейн был капитаном фрегата «Паллада», он применил инженерную систему, которая добавила манёвренности кораблям, эта система заключалась в использовании специализированных фонарей, помогавших участвующим в конвоях кораблям безопасно следовать за ведущими судами охранения. В 1812 году он представил план атаки портовых фортов путём комбинирования бомбардировок, отправки кораблей со взрывчаткой, запуска химических газов, а затем высадки войск.
Ещё одним методом, который он использовал, была дымовая завеса, которая до 1914 года считалась секретным оружием Британии. Наконец, в 1818 году в сотрудничестве со знаменитым инженером Марком Изамбардом Брюнелем он запатентовал туннельный щит, который способствовал безопасному и быстрому строительству туннелей, снизив количество несчастных случаев на производстве.
Затем Кокрейн спроектировал новаторский корабль «Восходящая звезда», который имел парус, два двигателя общей мощностью 70 лошадиных сил, 2 дымовые трубы и внутреннее колесо. В 1830-х годах Кокрейн проводил исследования конструкции роторного двигателя и использования гребных винтов на судах. Также в 1851 году он завершил исследования и разработал планы движения пароходов на топливе на основе асфальта (вместо угля). Другой военно-морской проект под кодовым названием «Москитный флот» сочетал в себе использование торпедных катеров и канонерских лодок.
Его работа в области машиностроения получила широкое признание, и в 1857 году он был удостоен звания почётного члена Шотландского института инженеров и судостроителей. Его изобретения также нашли гражданское применение. Например, он разработал систему уличного освещения и прокладку трубопроводов для транспортировки жидкостей. Многие из его идей были реализованы спустя много десятилетий после его смерти. Типичным примером является использование сжатого воздуха при раскопках. Кокрейн изобрёл хорошо известные компрессоры, которые впервые были использованы при строительстве подземного туннеля под рекой Гудзон в Нью-Йорке.
****
Военно-морская карьера Кокрейна значительно пошатнулась, когда он был вынужден предстать перед судом: Кокрейн был обвинён и признан виновным в участии в крупном мошенничестве на фондовой бирже в 1814 году. Эта афера заключалась в усиленном распространении якобы подтверждённой информации о том, что Наполеон потерпел поражение, что вызвало колоссальный рост стоимости государственных ценных бумаг. Продажа большого количества государственных акций в тот же день привела к расследованию в отношении вовлечённых в мошенничество лиц, одним из которых был дядя Кокрейна, Эндрю Кокрейн-Джонстон.
Последовал судебный процесс, который приговорил Томаса к одному году тюремного заключения. Публика, обожавшая национального героя, взбунтовалась, и позже он был освобождён, чтобы избежать народных волнений. Правительство также было встревожено тем фактом, что Бердетт, друг Кокрейна, встал на его сторону. Шесть месяцев спустя сам Наполеон, сосланный на остров Эльба, когда узнал об этой истории, заявил следующее: «Такой человек не должен был подвергаться подобному унизительному наказанию».
После исключения Кокрейна из парламента состоялись повторные выборы на освободившееся место в округе Вестминстер. Гнев народа был велик из-за этого преследования, которое сочли политическим заговором. 5000 избирателей, собравшихся на объявление кандидатов, скандировали «Кокрейн — Кокрейн — навсегда!», что привело к снятию всех трёх кандидатов и переизбранию Кокрейна 16 июля 1814 года — всего через 26 дней после его осуждения. Кокрейн остался членом парламента и постоянно боролся за политические реформы в Великобритании вплоть до 1818 года, когда уехал в Южную Америку. Кокрейн впоследствии доказал свою невиновность и был восстановлен в должности и звании в 1832 году, а в 1847 королева Виктория возвратила ему рыцарское звание.
Уехав в Южную Америку, Кокрейн принял командование военно-морским флотом Чили и привёл страну к независимости от Испании. Он также возглавил и использовал чилийский флот, чтобы помочь и Перу обрести независимость от всё той же Испании. Затем он перебрался в Бразилию и помог бразильцам в их борьбе за независимость от Португалии. За заслуги Кокрейна бразильский император Педру I в 1824 году наградил его титулом маркиза Мараньяна.
Чилийское правительство всегда чтило Кокрейна. Среди прочего Чили назвала в его честь два военных корабля в 1879 и 1913 годах, два эсминца в 1962 и 1984 годах и фрегат в 2006 году. Каждый май представители военно-морских сил Чили возлагают венок к могиле Кокрейна в Вестминстерском аббатстве.
Томас Кокрейн также удостоился памятников не только у себя на родине, но и в тех странах, которым он помогал обрести независимость.
Добившись свободы для трёх южноамериканских стран, Кокрейн отплыл обратно в Европу и попытался освободить Грецию от гнёта Османской империи. Однако греческие моряки были плохо дисциплинированы, и это стало одной из главных проблем, с которыми столкнулся Кокрейн. Это лишило его возможности командовать своим флотом так, как он считал нужным. Последовали трения и конфликты с греками, и, наконец, Кокрейн покинул Грецию в декабре 1827 года вместе со своим племянником и секретарём Джорджем Саттоном Кокрейном. Одним из важных достижений Кокрейна во время сражений в Греции является то, что его действия также способствовали созданию альянса Великобритании, Франции и России, который привёл к Наваринской битве 20 октября 1827 года, где турецко-египетский флот потерпел поражение, проложившее путь к международному признанию независимости Греции.
23 ноября 1841 года Кокрейн был произведён в вице-адмиралы, а 22 мая 1847 года королева Виктория присвоила ему звание кавалера ордена Бани за его военные и социальные заслуги.
С 1848 по 1851 год он был назначен командующим эскадрой военно-морских сил Великобритании в Северной Америке и Вест-Индии. В то же время ему было присвоено звание адмирала третьего класса. 2 апреля 1853 года он был произведён в адмиралы второго класса Королевского военно-морского флота Великобритании.
8 декабря 1857 года Кокрейн ушёл в отставку в звании адмирала первого класса. В последние годы жизни он написал автобиографию в сотрудничестве с Дж. Б. Эрпом. Ему дважды пришлось перенести болезненную операцию по удалению камней в почках в 1860 году, и его здоровье ухудшалось. Он умер во время второй операции 31 октября 1860 года в Кенсингтоне в возрасте 85 лет.
Кокрейн был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его могила находится в центральной части нефа.
Жизнь Томаса Кокрейна вдохновила создание ряда литературных произведений. Впервые Кокрейн появился на страницах книг в 1897 году, когда Джордж Альдред Хенти опубликовал роман под названием «С Кокрейном Бесстрашным». Кокрейн также стал главным героем романа Шоуэлла Стайлза «Повелитель моря». Он также является одним из главных героев романа Бернарда Корнуэлла «Дьявол Шарпа», в котором рассказывается о нападении Кокрейна на чилийский порт Вальдивия. Роман Роберта Брайтуэлла «Флэшмен и морской волк» основан на средиземноморском периоде карьеры Кокрейна, а в 1967 году Пабло Неруда опубликовал сборник стихов под названием «Лорд Кокрейн из Чили», вдохновлённый вкладом Кокрейна в борьбу за освобождение Чили. Жизнь Кокрейна также стала источником для создания вымышленных морских историй, одна из которых была написана Фредериком Марриэтом. В двух романах С.С. Форестера Кокрейн послужил прототипом для Горацио Хорнблауэра; Патрик О'Брайан написал цикл романов о приключениях капитана Джека Обри и доктора Стивена Мэтьюрина, основанный на приключениях Кокрейна. Но нам, скорее всего, лучше знаком поставленный по мотивам романов О'Брайана фильм 2003 года «Хозяин морей» с Расселом Кроу в главной роли.
...
Masjanja:
01.09.24 00:02
» Тур 9. Презентации работ
КОНКУРС КОЛЛАЖЕЙ "ЧАСЫ ВЕКОВ". ТУР 9 "Паруса мечты: путешествие по волнам"
ПРЕЗЕНТАЦИИ РАБОТ
Приём конкурсных работ окончен, и в ожидании старта голосования, которое начнётся 4 сентября, предлагаем ознакомиться с презентациями коллажей
Путешествие вокруг света в наши дни; задача - попытаться обойтись без современного средства связи (отсюда - бутылка, как попытка передать сведения о своём местоположении). Путешественники - такие странные люди, вот придумалось им так.
Коллаж вдохновлён иллюстрациями Эдуара Риу к изданию романа «Дети капитана Гранта» 1868 года.
«Яхта «Дункан» была двухмачтовым бригом. Она имела фок-мачту с марселем и брам-стеньгой и грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком; кроме того, треугольный парус — фор-стаксель, большой и малый кливера, а также штаговые паруса. Вообще оснастка «Дункана» была достаточна для того, чтобы он управлялся, как обыкновенный клипер. Но, конечно, главным его двигателем являлась паровая машина в сто шестьдесят лошадиных сил, новейшей системы и снабжённая перегревателями, позволяющими поднимать давление пара до очень высокого уровня, и приводившая в движение два винта. Идя на всех парах, «Дункан» развивал наибольшую скорость. Действительно, во время пробного плавания в заливе Клайда патент-лаг показал скорость в семнадцать морских миль в час.
Таким образом, «Дункан» мог смело отправиться даже в кругосветное плавание».
Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
Работа родилась под впечатлением от книги У.Х.Ходжсона "ПИРАТЫ-ПРИЗРАКИ". "Здравый смысл подсказывал, что это, скорее всего, просто грёза - короткий сон, который я увидел, когда незаметно для себя задремал, однако в глубине души я понимал, что промелькнувшая в темноте призрачная фигура гораздо реальнее, чем я пытался себя уверить...Бросив взгляд через плечо, я вздрогнул: примерно на полпути к корме в колышущемся лунном свете, заливавшем палубу позади грота, маячила размытая, призрачная фигура."
Фантазия-иллюстрация к книге Александра Грина "Алые паруса"
Вальтер Скотт «Маяк»
Незыблем в лоне глубины,
Я страж над яростью волны...
Алмазом алым я мерцаю
И мрак полночный прорезаю,
И, лишь завидя светлый знак,
Расправит паруса моряк.
Перевод Б. Томашевского
5 июня 1803 года английский шлюп «Леандр» пришёл в Кронштадт, где по воле императора был переименован в «Надежду» и зачислен в списки Российского Императорского флота.
Командовать «Надеждой» был поставлен И. Ф. Крузенштерн, старшим офицером назначен М. И. Ратманов, а штурманом — Ф. Ф. Беллинсгаузен.
Вместе с шлюпом «Нева» в 1803—1806 годах «Надежда» совершила первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского.
Осенью 1808 года «Надежда» была зафрахтована купцом Российско-американской компании Д. Мартином для перевозки товаров из Кронштадта в Нью-Йорк, и в первом же рейсе, в декабре 1808 года, судно, затёртое льдами у берегов Дании, погибло.
Название судна, как и имена отважных русских мореплавателей на его борту, навсегда вписаны в историю русского флота золотыми буквами.
Японская живопись суйбокуга — это живопись тушью. Суйбокуга, как и каллиграфия, — целое искусство штрихов и линий, передающее характер и эмоциональное состояние художника. Особенность суйбокуга заключается в чарующей красоте чёткого контраста чёрного цвета и белоснежной или палевой бумаги.
Японскую живопись тушью в стиле суйбокуга называют искусством пустоты. Сила этого искусства заключается в свободном пространстве, которое побуждает зрителя проявлять бурную фантазию и желание поскорее заполнить пустоту листа собственными необычайными образами.
Парусник скользит в тиши,
Бабочка развесилась над прудом.
Прекрасное нетленно.
Есано Акико
Космогонические мифы разных народов и культур основываются на идее, что до начала времен вселенная состояла из воды. Божества воды — особенно океанов, морей и крупных рек — в большинстве пантеонов были очень могущественными (или же у могущественного божества имелась ипостась, связанная с водой; так, бог-воитель Индра был одновременно богом дождя). Они давали жизнь и отнимали ее, когда гневались; отвечали за плодородие земель и губили эти земли; хранили несметные сокровища и даже могли ими поделиться, но требовали чего-нибудь взамен. Во времена, предшествовавшие сотворению мира, темная и грозная Тиамат рождала богов и чудовищ — а ныне вода и водные просторы питают не только поля, леса и живых существ, но и воображение людей, создающих новые истории. В представлении разных народов и моряков, как людей, посвятивших жизнь морю, в Океане живут странные существа, которые часто могут погубить целые флотилии. Встреча с таким созданием изображена в моём коллаже. Громаднейший кракен, морское чудовище гигантских размеров, головоногий моллюск, а возможно, и со своими сородичами,потопил несколько судов. Я не ставила задачу придерживаться конкретного мифологического сюжета. Образ монстра из глубин, скорее, собирательный, возникший в моем воображении. Мне захотелось сделать работу монохромной и тёмной. Заметила, что такие тона мне нравятся и кажутся более драматичными. С радостью послушаю мнение зрителей.
...