Эволюция мифов о вампирах: от славян до Голливуда
Мифы играют немаловажную роль в нашей жизни. Легенды, связанные с древними верованиями, сказки и рассказы о королях и полководцах – все это принадлежит истории. Очень часто сюжеты мифов находят свое отражение в кино, определенные образы используются в рекламе и музыкальных клипах. Они трансформируются, уходя в далеко от того смысла, который в них вкладывался изначально.
Особенно популярен в современном кино образ вампира. Мало найдется тех, кто с ходу не вспомнит пару – тройку фильмов с этими персонажами.
«Интервью с вампиром»;
«Вампир из Бруклина»;
«Баффи – победительница вампиров»; фильм и сериал;
Другие мистические сериалы.
Этот сюжет используется не только в триллерах и комедиях, любой «сериал», работающий в тени «паранормальное в нашей» посвящает одну или даже несколько серий вампирам.
Причем, создатели сериалов мало заботятся о достоверности передаваемых образов. Они ориентируются, в основном, на обобщенный, принятый в кинематографе образ вампира. Однако, в славянской мифологии встречается крайне мало параллелей с современной версией.
Часть 1. Историческая…
Древняя, дохристианская религия славянских народов известна далеко не полностью. Ученые начали интересоваться ею с конца XVIII в., когда начало пробуждаться национальное самосознание славянских народов, а в европейской культуре/литературе стал сказываться интерес к народной культуре, народному творчеству. Но к этому времени славянские народы, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились у них лишь некоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные с этими верованиями.
Поэтому в сочинениях конца XVIII - нач. XIX в о древнеславянской религии больше романтической фантастики, чем фактов.
Однако, и из них можно извлечь определенное рациональное звено.
Единой общеславянской мифологии не существовало.
Погребальные обычаи были сложными и разнообразными: кремация (особенно у восточных и частью у западных славян; у южных не засвидетельствована); трупоположение (с Х – ХII в. повсеместно), часто хоронили в лодке или сжигали (пережиток водяного погребения).
Зато верования, касающиеся относительно умерших и живых, удерживались поразительно, и они совсем не похожи на христианские. Умершие очень резко делились на две категории. Это одна категория - «чистые» покойники, умершие естественной смертью: от болезни, старости – их называли, обычно, безотносительно к возрасту и полу, «родителями»;
Другая - «нечистые» умершие (мертвяки, заложные), те, кто погиб неестественной смертью: убитые, самоубийцы, утопленники, опойцы (умершие от пьянства); сюда же относились дети, умершие некрещеными (влияние христианства) и колдуны. Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различно: «родителей» почитали, смотрели на ни, как на покровителей семьи, а «мертвяков» боялись и старались обезвредить.
«Родители» - это засвидетельствованный культ предков. Подтверждением этому может служить восклицание «Чур!», «Чур меня!», «Чур, это мое!». Ранее это, по- видимому, означало заклинание, призывающее Чура на помощью. То, что Чур – Шур был именно предок – видно из слова пращур, прапредок.
Иным было отношение к «нечистым» мертвецам, которые ни малейшего ни к семейному, ни к родовому культу не имели. Нечистых просто боялись, и эта суеверная боязнь была порождена либо страхом перед этими людьми при их жизни (колдуны), либо самой необычностью причины их смерти. В суеверных представлениях об этих нечистых мертвецах, видимо, очень мало анималистических элементов: славяне боялись не души или духа мертвеца, а его самого. Это видно из того, что до недавнего времени жили народные суеверные приемы обезвреживания такого опасного мертвеца: чтобы не дать ему встать из могилы и вредить живым, труп пробивался осиновым колом, вбивали зуб от бороны позади ушей и пр.; словом боялись самого трупа, а не души и верили в его сверхъестественную способность двигаться после смерти. Нечистым приписывали дурное влияние на погоду, например не засуху, чтобы предотвратить ее, выкапывали из могилы труп самоубийцы или иного мертвяка и бросали его в болото или заливали могилу водой. Такие нечистые умершие назывались упырями (слово неясного происхождения, может быть чисто славянское, так как имеется во всех славянских языках), у сербов – вампирами, у сев. русских – еретниками и т.п. Может быть древнее слово «навье» («навий») означало именно таких нечистых мертвецов и опасных; по крайней мере в Киевской летописи помещен (поди 1092), рассказ о том, как случившийся в Полоцке мор (эпидемия) испуганный народ объясняет тем, что «се навье (мертвецы) бьют полочаны». Водном из церковных поучений («Слово Иоанна Златоуста») говорится о каких – то обрядах в честь этих мертвецов: «навели мовь творят и пепел посреде сыплют». У болгар и сейчас навии – это души некрещеных детей. Отсюда, вероятно, и украинские навки, мавки (у казаков мавки – русалки, утопленницы – девушки).
Таким образом, в представлении древних славян вампир или вурдалак, упырь представлял собой движущийся труп с сумрачным сознанием. Это существо способно лишь на самые примитивные действия, неконтролируемо и крайне жестоко. Вампиры занимались не только убийствами. За ними числилась целая вереница злобных дел. Стать вампиром можно было не только погибнув неестественной смертью или будучи злым человеком или колдуном. Укушенный, изувеченный им после смерти тоже становился вампиром. Они обладали даром превращений или иных специальных возможностей (летать, колдовать). Это движущийся труп с единственной целью - убийство. Способы борьбы с ними известны очень хорошо и были повсеместно доступны. Как обереги помогали святая вода, чеснок, чистотел, розовые лепестки и мн. др. Убить или обезвредить его можно было только, об этом говорилось, но тело желательно было предать огню или разрубить на куски и развести в разные районы, иначе какой – то любопытствующий мог выдернуть кол и тем самым оживить упыря. Кроме того, они время от времени возвращаются в свою могилу. Опознать такой труп можно было, если он не подвергнут разложению. Они питаются свежим мясом, воруют детей. в культ было возведено употребление свежей крови, но об этом позднее. Они одержимы чувством голода, которое никогда не могут удовлетворить.
Часть 2. Голливудская…
Вампир в кино был совсем иным. Такой образ мрачного существа мало напоминает используемый в кинематографе и этому есть свое объяснение.
В тот момент, когда богатая и благополучная Западная Европа развивалась дальше по бодрому и перспективному рельсу капитализма, в Восточной Европе царили средневековые порядки. Мало того, что там были скверные дороги и почта, а железной дороги не существовало, там все было погружено в глубину веков.
«Цивилизованный европеец», попадая в Трансильванию, чувствовал там себя по крайней мере неуютно, и не только из-за отсутствия обычного комфорта. Там все дышало стариной, мистикой. Тут были свежи предания о оборотнях, русалках и упырях. Именно по такой Трансильвании путешествовал Брем Стокер.
Популяризации мифа о вампирах мы обязаны его роману «Дракула». Именно он создал тот художественный стандарт, который теперь активно используется нами. Он много слышал и записывал преданий о вампирах. Так же он не раз слышал о графе Дракуле. В Венгрии его до сих пор считают народным героем, не смотря на некоторые темные места в биографии.
Дракула был из знатной семьи, богат и хорош собой. Удачливый полководец. Он возглавлял освободительную борьбу на территории своей родины. Дракула весьма преуспел в войне. Его жестокости страшились не только враги, но и соратники. Он жестко карал даже за подозрения в измене. С них живьем срывали кожу, сажали на кол, а после разрубали на куски, развозя их по стране, а головами были украшены площади и резиденции Дракулы. Сохранились предания о его жутких пирах, когда во время застолья подавалось не только огромное количество вина, но и крови тех, кто мучился на колах. Часто бывало, что эти люди умирали прямо на пирах, так как вид корчащихся в муках людей развлекал графа.
Некоторые считали его вампиром. Человеком, укушенным в раннем детстве упырем. Другие же объясняли эти кровавые оргии тем, что с кровью передается сила и душа убитого. Как бы там ни было, Дракула погиб при странных обстоятельствах. Ходят слухи, что его зарубили во время битвы враги, по другой версии – не обошлось без своих. Но в любом случае тело его расчленили. Все сходятся в том, что граф был чертовски живуч, и продолжал бороться, не смотря на многочисленные раны.
Как бы там ни было, в Трансильвании в Раннем Средневековье, Брем Стокер написал по своему. Его Дракула – жестокий и ужасный, умный и красивый соблазнитель. Таким узнали в Европе не только Дракулу, но и всех вампиров.
С тех пор кино активно эксплуатируют этот образ, добавляя к нему все новые и новые черты.
Киношный вампир, прежде всего это разумное существо. Часто очень привлекательное, особенно в плане физической красоты. Чаще всего речь идет о вампирах мужского пола в качестве главного фигуранта истории. Это безусловно соблазнители, но в одних случаях это выводится чуть ли не как главная психологическая особенность, когда женщины теряли голову только от одного танца или даже прикосновения руки, в других эта черта чаще всего уходит на второй план.
Все вампиры имеют как бы две сущности – оболочки: человеческую и «демоническую» - желтые глаза, удлиненные резцы, изменения костей лица, цвета и т.п. Иногда они могут свободно, при помощи собственной воли, переходить их одного состояния в другое, иногда чтобы проявить их истинную сущность используются специальные зелья.
Очень часто вампиры в кино обладают даром перевоплощения. Чаще всего это волки, летучие мыши, кошки. Хотя в данном случае тут идет смешение в сторону мифа об оборотнях. Хотя существа, похожие на вампиров были в некоторых других культурах (в Японии) тиражируется все тот же славянский миф.
Не редко вампиры обладают сверхъестественными способностями: летать, заглядывать в будущее, колдовать.
Они питаются свежей кровью высосанной у жертв. Часто укус бывает в область шеи (в месте скопления кровеносных сосудов). Остаются обычно две аккуратные дырочки, однако более впечатлительные режиссеры предпочитают разорванное горло или вспороты живот.
Происхождение вампиров различно. Иногда считается, что это «дети тьмы», выпущенные на свободу, то ли в наказание человечеству, то ли по недоразумению.
Самая интересная версия на этот счет следующая. Первый вампир был никто иной как сам Иуда. После измены Иисусу Христу он пожалел о своем поступке и решил покончить с собой. В тот момент, когда арестовали Христа, Иуда за пределами города (Иерусалима) забросил на дерево веревку. Однако, на рассвете веревка оборвалась, тело упало. Иуда не умер. Он перепробовал все, пока не понял, что бессмертен. Это стало его наказанием, его бичом. Люди, у которых он пил кровь, так же становились вампирами. Они обратили счастье и духовный покой. Их можно было убить, вогнав в сердце или отрубив голову, Его, Иуду, убить было нельзя. Его грех никогда не забывался. Он смог умереть только тогда, когда, распятый как Иисус, на кресте раскаялся и попросил помощи у сына Божьего.
Однако большая часть упырей исчезали с этого света гораздо более с меньшими проблемами. После совершения определенных действий, объект переставал причинять беспокойство. Чаще всего он испарялся или превращался в пепел (этот вариант сложнее, так как при желании горстку пепла можно было реабилитировать). Самая «поганая» ситуация, когда после соответствующих манипуляций у вас в руках оказывался свежий труп, свежачок, причем, особенно прискорбно, что все следы сверхъестественных мутаций как корова языком слизала. Чаще всего в этот момент появлялась полиция или служители инквизиции, хотя, как таковой, это не имеет разницы.
Защититься от них можно было с помощью креста, святой воды и чеснока. Однако, в последнее время тенденции к тому, что это им вредит как мертвому припарка. Губителен для них лишь свет, костер и кол, причем последнее желательно вместе, так как у этих «красавчиков» есть свойство регенерации, как у саламандр, правда, головы они не наращивают.
Не смотря на поразительную любвеобильность, детей у них не может быть. Хотя иногда допускаются и исключения. Вампиры не любят зеркал, так как в них не отражаются. Их угнетают церкви и церковная музыка. Не имея души, они представляют собой абсолютное зло. Иногда новообращенных вампиров при помощи магии и зелья можно вернуть человечеству, иногда для этого им возвращают душу цыганские колдуньи.
В мифе о вампирах интересно два момента.
Во – первых, что они из себя представляют и откуда они появились. То ли это «исчадия ада», то ли особый вирус, передающийся через укус, или мутация. Возможно – этот особая популяция людей с определенными наследственными признаками (как альбиносы).
Во – вторых, почему они охотятся именно за кровью, а не за сердцем или печенью. Кровь – это душа или это энергия. Почему вампирам, чтобы жить, нужна кровь. Может быть все проще – там много питательных веществ, и … она такая «густая и сладкая».
Как бы там оно ни было, науке это доподлинно не известно!
сб.науч. тр: Гуманитарные науки. Саратов:Научная книга, 2005. Вып. 3.
Источник