Рита, Ирина, все, кто поставил сердечки за новые баннеры!
Огромное вам спасибо!
Да, Кристина очень классно воплотила мою идею. Признаться, я очень переживала, что не смогла точно объяснить, чего именно хочу, но я переживала напрасно. Получилось у Кристины мастерски! Я в полном восторге от нового комплекта!
Нефер, поздравляю с комплектом от Кристины! Работа выполнена на высоком уровне мастерства, мимо такой графики не пройдешь, цепляет взгляд.
Нефер Митанни писал(а):
своими действиями они действительно оттянули отмену крепостного права и явились главной (но не единственной) причиной того, что Николай Павлович стал жандармом Европы.
Чем больше я изучаю историю России, тем больше сомневаюсь в том, что она была самодержавной. Против этого говорит то, что неугодных самодержцев устраняли с такой же легкостью, с которой топили новорожденных котят. Достаточно вспомнить судьбы императоров Ивана Антоновича, Петра Третьего, Павла Первого. По сути, страной правила аристократическая и финансовая верхушка, она же определяла законы, по которым жило русское общество и сажала на трон подходящих ей монархов. Николая Второго заставили отречься от престола, когда он в критические для страны и для династии дни возымел желание взять в руки реальную, а не бутафорную власть. А до этого последний российский император был настолько скован условностями дворцового этикета, что даже не мог купить себе шейный платок нравившегося ему цвета. Фрейлина Вырубова узнав про его желание сделала ему подарок, так он, растрогавшись, так ее усиленно за него благодарил, что ей стало неловко. И это российский самодержец, формально обладающий всей полнотой власти. Как говорится, нет слов.
Лично у меня нет сомнений, что Екатерина Вторая по настоящему хотела облагодетельствовать русский народ. Именно она затеяла показательный судебный процесс против кровавой изуверки Салтычихи. Но при ее правлении крепостной гнет усилился еще больше, поскольку реально она не могла тягаться с господствующим классом, имеющим тысячи душ крепостных. С волками жить, по волчьи жить. Александр Второй еле убедил в 1861 году вельмож дать вольную крестьянам произнеся знаменитую фразу при встрече с предводителями Московской губернии: Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу". Ситуация сложилась столь взрывоопасная, что большинство помещиков согласилось с тем, что вольную крестьянам все-таки надо дать. Так что ничего декабристы не оттянули, крепостное право отменили тогда, когда до крепостников все-таки дошло, что его нужно отменить.
Так что ничего декабристы не оттянули, крепостное право отменили тогда, когда до крепостников все-таки дошло, что его нужно отменить.
Вика, по поводу не свободы монарха, ты, безусловно, права. Это, кстати, можно сказать о любом, наверное монархе, так или иначе он всегда зависим от господствующего класса.
Но говоря, что
Виктория В писал(а):
Нефер Митанни писал(а):
своими действиями они действительно оттянули отмену крепостного права и явились главной (но не единственной) причиной того, что Николай Павлович стал жандармом Европы.
я имела в виду, что отменить крепостное право хотел (и реально пытался) уже Александр I. У него были реальные проекты, но они остались на словах и кое-что на бумаге (понимал, что не поддержут!). Николай тоже понимал, что отмена крепостничества назрела. Не случись бунта, он бы предпринял конкретные шаги по отмене КП, но декабристы так напугали императора (да и вообще многих), что Николаевская политика в любом вопросе о свободе была реакционной. Так что всё-таки декабристы отмену КП действительно затормозили.
Николай тоже понимал, что отмена крепостничества назрела. Не случить бунта, он бы предпринял конкретные шаги по отмене КП, но декабристы так напугали императора (да и вообще многих), что Николаевская политика в любом вопросе о свободе была реакционной. Так что всё-таки декабристы отмену КП действительно затормозили.
Нефер, приветствую!
У тебя, конечно, есть право но собственное мнение, но я в исторических вопросах предпочитаю опираться на факты, а не на догадки, какие чувства могли испытывать государственные деятели прошлого. Обратилась снова к истории и мое предположение, что именно противодействие помещиков помешало отмене крепостного права в правление Николая Первого подтвердилось. Материал взят из википедии:
"(Улучшения) в положении крестьян вызвали недовольство со стороны крупных помещиков и вельмож, которые увидели в них угрозу сложившемуся порядку. Особенное негодование вызвали предложения П. Д. Киселева в отношении крепостных крестьян, которые сводились к приближению их статуса к государственным крестьянам и усилению контроля за помещиками. Как заявлял в 1843 году крупный вельможа граф Нессельроде, планы Киселева в отношении крестьян приведут к гибели дворянства, сами же крестьяне будут все больше наглеть и бунтовать[48].
Некоторые реформы, направленные на улучшение положения крестьян, не привели к желаемому результату ввиду упорного противодействия помещиков. Так, по инициативе Д. Г. Бибикова, ставшего позднее министром внутренних дел, в 1848 году на Правобережной Украине была начата инвентарная реформа, опыт которой предполагалось распространить и на другие губернии. Введенные Бибиковым инвентарные правила, обязательные для помещиков, устанавливали определённый размер земельного участка крестьянина и определённые за него повинности. Однако, по словам П. А. Зайончковского, «помещики игнорировали их выполнение, а местная администрация, находившаяся в зависимости от них, не принимала никаких мер»
Николай тоже понимал, что отмена крепостничества назрела. Не случить бунта, он бы предпринял конкретные шаги по отмене КП, но декабристы так напугали императора (да и вообще многих), что Николаевская политика в любом вопросе о свободе была реакционной. Так что всё-таки декабристы отмену КП действительно затормозили.
Нефер, приветствую!
У тебя, конечно, есть право но собственное мнение, но я в исторических вопросах предпочитаю опираться на факты, а не на догадки, какие чувства могли испытывать государственные деятели прошлого. Обратилась снова к истории и мое предположение, что именно противодействие помещиков помешало отмене крепостного права в правление Николая Первого подтвердилось. Материал взят из википедии:...
Вика, огромное спасибо за интересное обсуждение темы!
А у меня, наконец, новая глава.
Текст этой главы доступен только для читателей, имеющих хотя бы одно информативное сообщение в теме.
Оставьте сообщение в теме, например, поделитесь своими впечатлениями об уже прочитанном.
Привет, Нефер. Мне не понравился образ Николая. Ты идешь за советской традицией, рисуя его каким-то монстром и идиотом. Но, воля автора. Допрос тоже какой то куций. Зачем Сергея везли в Зимний, два слова сказать на тему "что хочу, то ворочу"?
Сергей тоже вместо раскаяния демонстрирует какую то странную удаль. Зачем оскорблять человека, который на самом деле решает его судьбу? Или он ещё просто не понял, что игра окончена и он попал в реальность?
Бедная Анна, мне ее очень жаль. Осталась одна, ничего о муже не знает толком. А тут еще и Грушенька на ее голову. Но подвиги ей предрекли во имя любви, думаю, она все же что то героическое сделает и Сергея не бросит. Но почему она тянула год со свиданием? Жены декабристов писали Николаю спустя несколько дней, молили о милости, а Анна все тянула. Зачем?
Нефер, спасибо за прекрасно написанное продолжение. Графика выше всяких похвал!
Участь Анны окончательно определилась, она поедет за осужденным мужем. Не совсем поняла, почему она решила, что цыганка - любовница Сергея. Женская привлекательность собеседницы еще не повод заподозрить мужа в измене.
Dione писал(а):
Привет, Нефер. Мне не понравился образ Николая. Ты идешь за советской традицией, рисуя его каким-то монстром и идиотом.
Лера, по-моему Нефер еще "облагородила" императора Николая. Из воспоминаний декабриста И.Д. Якушкина образ государя вырисовывается еще более отталкивающим, так что советская традиция тут не причем.
<...> После отказа Левашев дал мне подписать измаранный им почтовый листок; я подписал его, не читая. Левашев пригласил меня выйти. Я вышел в ту залу, в которой висела картина Сальватора РОЗЫ «Блудный сын». При допросе Левашева мне было довольно легко, и я во всё время допроса любовался «Святою фамилией» ДОМИНИКИНА; но когда я вышел в другую комнату, где ожидал меня фельдъегерь, и когда остался с ним вдвоём, то угрозы пытки в первый раз смутили меня. Минут через десять дверь отворилась, и Левашев сделал мне знак войти в залу, в которой был допрос. Возле ломберного стола стоял новый император. Он сказал мне, чтобы я подошёл ближе, и начал таким образом:
– Вы нарушили вашу присягу?
– Виноват, государь.
– Что вас ожидает на том свете? Проклятие. Мнение людей вы можете презирать, но что ожидает вас на том свете, должно вас ужаснуть. Впрочем, я не хочу вас окончательно губить; я пришлю к вам священника. Что же вы мне ничего не отвечаете?
– Что вам угодно, государь, от меня?
– Я, кажется, говорю вам довольно ясно; если вы не хотите губить ваше семейство и чтобы с вами обращались как с свиньей, то вы должны во всем признаться.
– Я дал слово не называть никого; всё же, что знал про себя, я уже сказал его превосходительству, – ответил я, указывая на Левашева, стоящего поодаль в почтительном положении.
– Что вы мне с его превосходительством и с вашим мерзким честным словом.
– Назвать, государь, я никого не могу.
Новый император отскочил три шага назад, протянул ко мне руку и сказал: «Заковать его так, чтобы он пошевелиться не мог».
Во время этого второго допроса я был спокоен; я боялся сначала, что царь уничтожит меня, говоря умеренно и с участием, что он нападёт на слабые и ребяческие стороны Общества, что он победит великодушием. Я был спокоен, потому что во время допроса был сильнее его; но когда по знаку Левашева я вышел к фельдъегерю, и фельдъегерь повёз меня в крепость, то мне ещё более прежнего стала приходить мысль о пытке; я был уверен, что новый император не произнес слова «пытка» только потому, что считал это для себя непристойным.
Ну так декабристам любить его не за что было, и советики не стали разбираться, им то самое то было. А императора, к слову, самые близкие люди предали, а он редкое милосердие проявил к предателям. Хотя по большому счету декабристы могли бы спасибо сказать, что живы остались.
Опять же воспоминания и протоколы допросов рисуют противоположные картины.
Ну так декабристам любить его не за что было, и совктики не стали разбираться, им то самое то было. А императора, к слову, самые близкие люди предали, а он редкое милосердие проявил к предателям. Хотя по большому счету декабристы могли бы спасибо сказать, что живы остались.
Опять же воспоминания и протоколы допросов рисуют противоположные картины.
Лера, ты права, говоря, что декабристам и советским историкам не к чему было выставлять Николая Первого в положительном свете.
Я к тому привела пример с воспоминаниями Якушкина, чтобы показать добросовестность Нефер как автора исторического романа. Она в своем творчестве основывается на воспоминаниях современников, а это большой плюс.
Лично я верю в то, что сразу после подавления восстания Николай мог быть и грубым, и жестоким - потрясение он пережил немалое. Тут я склонна верить Якушкину - его воспоминания более психологически достоверные. А по истечении некоторого времени, когда страсти улеглись император, остыв, мог проявить милосердие.
Следствию и суду посвятили отдельные страницы своих воспоминаний Н. В. Басаргин, А. П. Беляев, М. А. Бестужев, А. С. Гангеблов, Н. И. Лорер, А. Е. Розен, С. П. Трубецкой, П. И. Фаленберг, И. Д. Якушкин[20][21].
По завершении следствия всех арестованных только однажды вызвали в комиссию для подтверждения собственной подписью ранее сделанных показаний. При этом, попытки отказа от ранее сделанных показаний или изменения их в расчёт не принимались. Заключённые декабристы в казематах ожидали начала судебных слушаний и готовились к защите, но когда их без объявления о начале судебного заседания по разрядам начали приводить на оглашение приговоров, они только по обстановке догадались, что это и был суд, который позднее М. И. Пущин назвал «шемякиным». А. Е. Розен писал, что многие члены Верховного уголовного суда «наводили на нас не только лорнеты, но и зрительные трубки. Может быть, это было из участия и сострадания: им хотелось хоть видеть один только раз и в последний раз тех осуждённых, которых они уже осудили, никогда не видев их и никогда не говорив с ними до осуждения»[22].
А. М. Муравьёв называл Следственный комитет «инквизиторским трибуналом… без тени правосудия или беспристрастия — и при глубоком неведении законов», члены которого «не допускали возможности политических убеждений иных, чем у них — и это были наши судьи!»[23]. О пристрастности следствия и суда писали Н. И. Лорер: «Процесс и самые вопросы были грубы, с угрозами, обманчивы, лживы. Я убеждён в том, что если бы у нас были адвокаты, то половина членов была бы оправдана и не была бы сослана на каторжную работу» и А. В. Поджио: «…почти все обвинения основывались более на словах, чем на действиях и можно ли было этому суду основать все свои приговоры на решениях одной следственной комиссии, представившей все показания наши…»
Известный склонностью к сатире Ф. Ф. Вадковский в написанной им песне не только выразил своё отношение к следователям, но и распределил в комментариях к ней роли «исполнителей» песни.
«
Как ответить им достойно,
Чтоб себя не унижать?
Мне весьма благопристойно
Стали проповедь читать.
Говорить им об Отчизне? –
Что в ней смыслит Левашов!
О России светлой жизни? –
Дибич ведь из прусаков!
Стой! За это под замок!..
Для первого куплета они были названы в тексте. Для второго — Бенкендорф и три члена Синода, «которые выслушали, не моргнув глазом, объявление смертного приговора наших пяти жертв». Для третьего — генерал-губернатор Петербурга П. В. Кутузов, сам принимавший участие в убийстве Павла I в ночь с 11-го на 12-е марта 1801 года. Исполнитель четвёртого — А. И. Чернышёв, поддержавший приговоры гвардейским офицерам, в том числе, из корыстных побуждений, своему родственнику З. И. Чернышёву. Для последнего куплета — А. И. Татищев, который на заседаниях комитета «большей частью спал сном старческим».
По мнению Н. В. Басаргина приговор «был так несообразен с нашей виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах».
Следствию и суду посвятили отдельные страницы своих воспоминаний Н. В. Басаргин, А. П. Беляев, М. А. Бестужев, А. С. Гангеблов, Н. И. Лорер, А. Е. Розен, С. П. Трубецкой, П. И. Фаленберг, И. Д. Якушкин[20][21].
По завершении следствия всех арестованных только однажды вызвали в комиссию для подтверждения собственной подписью ранее сделанных показаний. При этом, попытки отказа от ранее сделанных показаний или изменения их в расчёт не принимались. Заключённые декабристы в казематах ожидали начала судебных слушаний и готовились к защите, но когда их без объявления о начале судебного заседания по разрядам начали приводить на оглашение приговоров, они только по обстановке догадались, что это и был суд, который позднее М. И. Пущин назвал «шемякиным». А. Е. Розен писал, что многие члены Верховного уголовного суда «наводили на нас не только лорнеты, но и зрительные трубки. Может быть, это было из участия и сострадания: им хотелось хоть видеть один только раз и в последний раз тех осуждённых, которых они уже осудили, никогда не видев их и никогда не говорив с ними до осуждения»[22].
А. М. Муравьёв называл Следственный комитет «инквизиторским трибуналом… без тени правосудия или беспристрастия — и при глубоком неведении законов», члены которого «не допускали возможности политических убеждений иных, чем у них — и это были наши судьи!»[23]. О пристрастности следствия и суда писали Н. И. Лорер: «Процесс и самые вопросы были грубы, с угрозами, обманчивы, лживы. Я убеждён в том, что если бы у нас были адвокаты, то половина членов была бы оправдана и не была бы сослана на каторжную работу» и А. В. Поджио: «…почти все обвинения основывались более на словах, чем на действиях и можно ли было этому суду основать все свои приговоры на решениях одной следственной комиссии, представившей все показания наши…»
Известный склонностью к сатире Ф. Ф. Вадковский в написанной им песне не только выразил своё отношение к следователям, но и распределил в комментариях к ней роли «исполнителей» песни.
«
Как ответить им достойно,
Чтоб себя не унижать?
Мне весьма благопристойно
Стали проповедь читать.
Говорить им об Отчизне? –
Что в ней смыслит Левашов!
О России светлой жизни? –
Дибич ведь из прусаков!
Стой! За это под замок!..
Для первого куплета они были названы в тексте. Для второго — Бенкендорф и три члена Синода, «которые выслушали, не моргнув глазом, объявление смертного приговора наших пяти жертв». Для третьего — генерал-губернатор Петербурга П. В. Кутузов, сам принимавший участие в убийстве Павла I в ночь с 11-го на 12-е марта 1801 года. Исполнитель четвёртого — А. И. Чернышёв, поддержавший приговоры гвардейским офицерам, в том числе, из корыстных побуждений, своему родственнику З. И. Чернышёву. Для последнего куплета — А. И. Татищев, который на заседаниях комитета «большей частью спал сном старческим».
По мнению Н. В. Басаргина приговор «был так несообразен с нашей виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах».
Конечно не оценили. Декабристы считали, что их всех должны отпустить, и вообще не понимали, за что их упекли за решлтку и еще и судят