На холме Uísnech (Ушнех) в Ирландии находилось легендарное святилище Бела и происходило королевское «Великое собрание» на Белтайн. После собрания здесь была большая ярмарка: на ней можно было купить и обменять все, что угодно, от съестного до драгоценностей. Заканчивалось все традиционными пиршествами и народными гуляньями, а также устраивались турниры стрельбы из лука и танцы с мечами.
Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Белтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.
Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках:
В течение нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Белтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в священный огонь. На вершине горы готовили место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.
В канун Белтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).
Огонь разжигался следующим образом: 9 мужчин выворачивали карманы, чтобы убедиться в том, что ни у кого из присутствующих нет какого бы то ни было железного предмета. Разжигателям костров запрещалось иметь с собой железные предметы. «Примитивный огонь» - чары его должны были уничтожать болезни и отогнать злые силы...
Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.
Нельзя было разжигать огонь в своих домах, пока его не выкупали у друидов Беля. Каждая семья должна получить головешку от священного огня, чтобы разжечь домашний очаг.
Но те, кто арендовал землю и не мог заплатить текущие долги, был виновен в краже или подлых злодеяниях, или за ним было известно совершение определенных преступлений против доброй морали, лишались этой привилегии.
У всех кельтских народов наблюдаются сходные ритуалы, связанные с разжиганием огня, изготовлением вручную хлеба и жребием. Повсюду соблюдалось и требование к одеянию - на себе можно было иметь только одежду природного происхождения. Разжигателям огня запрещалось иметь при себе железо, обувь, украшения, выделанную кожу. Требовалось так же воздержание в еде. Огонь можно было добывать только "чистым" способом, т.е. высеченный щепками или камнем.
В Белтайн выпускали из хлевов скотину, чтобы она, наконец, отведала свежей весенней травы. Стада и отары прогоняли между двух огней, чтобы очистить их от любых болезней, которые могли развиться за время долгого заточения. Овцу (или барана) приносили в жертву на поле с целью обеспечить себе и остальным удачу в течение надвигающегося года. Раньше жертву сжигали целиком, а теперь съедают.
Жертвоприношения преследовали три цели: увеличение плодородия, защита от злых сил и поддержание мироустройства.
Бескровные жертвы.Древний ритуал требовал изготовления так называемого первомайского пирога. Замешивали лепешку из овса, без использования посуды, на руках. Пекли хлеб на огне, уложив тесто на камень. Готовый хлеб нельзя было класть ни в посуду, ни на стол, он должен был все время оставаться на руках. Если его положить в другое место, то он будет просто обыкновенной лепешкой. Этот обычай объясняют верой, что любой искусственный предмет может оттянуть священную силу огня и первой пищи.
Разделяли лепешку на столько частей, сколько можно. Одну из таких частей размалевывали углем, пока она не становилась совершенно черной. Каждый из присутствующих вслепую выбирал себе долю. Кто вытягивал черный кусок, считался «посвященным», и должен был быть принесен в жертву.
Разыгрывалось целое представление, как одна сторона бросала в огонь того человека, которому выпал этот незавидный жребий, но благодаря вмешательству другой он оказывался спасен. Считалось, что год будет плодородным, если жертвоприношение будет осуществлено, хотя теперь «посвященного» просто заставляют прыгать 3 раза через пламя.
Кровавые жертвы. В день Белтайна в жертву Белю приносили по первенцу от каждого рода. Жертвы сжигали на огне Беля. В саге «Сватовство к Эммер» говорится: «Отдавали новорожденных всех животных во владения Белю». Описанный Тацитом ритуал сжигания плетеного чучела, наполненного людьми, тоже происходил в Белтайн.
В более поздний период, когда произошла замена человеческих жертвоприношений различными ритуалами, «жертву» определяли с помощью жребия. Тот, кому выпадал жребий (кусок в золе), в глазах общины считался принесенным в жертву, в течение года с ним никто не разговаривал, он считался «мертвым».
Еще в начале двадцатого века в Шотландии встречались жертвоприношения животного (овцу, ягненка), сжигаемого живьем на костре.
Для упрочнения связи между оплодотворяющим Небом - «верх» - и оплодотворяемой Землей - «низ» - использовался символ Мирового Древа.
Наиболее традиционное Майское дерево - ель, у которой срублены все ветви, кроме самых верхних. Как правило, Майское дерево срубали молодые мужчины села накануне первого дня мая и устанавливали на сельской площади; в Майский день вокруг этого дерева устраивались танцы. Затем, когда Майское дерево воздвигнуто, зажигают огни Белтайна и начинают празднование.
Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые - против часовой стрелки; таким образом участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы.
Раньше на Белтайн был обычай выбирать Королеву Мая в этот день. Ею обычно назначалась самая красивая девушка селения.
Для Майской Королевы выбирали Майского Короля, он символизировал древнего бога диких лесов. Майским Королем выбирался победитель ритуальных состязаний, которыми могли быть кулачные бои, бег, охота, скачки.
Король и Королева наряжались в зелень, цветы и ветки. Далее праздновалась символическая Майская Свадьба, на которой Майская Королева олицетворяла природу или богиню плодородия, а Майский Король - правящий природный дух.
Их ввозили в деревню в повозке, украшенной цветами, как божественную пару, чей союз символизировал свадьбу Земли и Солнца. Они были единственными, кто мог носить зеленую одежду в этот день, в честь дружбы людей с феями и эльфами. Носить зеленое или красную шапочку обычным людям в этот день нельзя, иначе маленький народец прогневается (ведь такую одежку носят они сами). В этот день народ фейри появляется между людей, и именно к этому дню относятся рассказы о волшебных возлюбленных, исчезающих внезапно и не по-человечески.
Бракосочетание майских персонажей имитировало соединение духа растительности с весной. Древние люди персонифицировали силы растительного мира в виде существ мужского и женского пола. По их мнению, растения воспроизводились путем соединения полов, а брак мужчины и женщины способствует этому воспроизведению. Это был магический акт, призванный помочь природе, заставить поля плодоносить, деревья расти. Половые акты, которыми эти ритуалы сопровождались, были не следствием распущенности, а необходимой составляющей этого ритуала.
Белтайн и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев.
Говорят, что браки, заключенные в мае, длятся всего одно лето, что согласуется с ирландскими законами, в которых Белтайн именуется обычным временем разводов. В связи с таким пониманием Белтайна существовало поверье, что не к добру играть свадьбу в мае и надевать на свадьбу зеленое.
В любовных стихах, исполнявшихся, в частности, на Белтайн, нередко встречается упоминание о березе как символе любви. Так называемые «шалаши любви» принято было устраивать под березой или в березовой роще, венки из березовых ветвей дарили в знак любви, а майские шесты иногда тоже делали из ствола березы.
А вот в других источниках утверждается, что этот день был самым благоприятным для совершения брака, т.к. Белтайн - время духовного роста и физического совершенства, а также баланса естественных и сверхъестественных сил. Так как Белтайн считался праздником наивысшей человеческой сексуальности и плодородия, то во время его заключались так называемые greenwоod браки, которые были запрещены и преследовались с 1644 года. После этого «браки зеленого леса» заменила христианская форма брака, более формальная по своей природе.
Феи
Как и другие кельтские праздники, Белтайн - это «разлом» во времени и пространстве, это время, когда потусторонний мир соприкасается с миром людей, равно как и на Самайн.
Считалось, что в это время настежь открыты двери в Иной мир, и тем, кто встанет рано утром, нередко достаются дары сидов. В полдень и в полночь, равно как на восходе и на закате, завеса между этим и незримым миром становилась особенно тонкой.
Существует легенда, согласно которой в ночь на Белтайн, когда завеса между мирами очень тонкая, Королева Фей выходит на прогулку на своем белоснежном коне и заманивает людей с собой, в страну Фей. Если сидеть под деревом в эту ночь, то можно ее увидеть или услышать звон колокольчика ее коня. Если закрыть глаза, то она проскачет мимо, а если посмотреть на нее, то она может выбрать этого человека.
Принесите в жертву сладости для духов и фей. Попросите их присоединиться к вашему торжеству, показать свои обычаи, поделиться своими знаниями и мудростью, научить искусству целительства, гадания и тайных ритуалов. Но отнеситесь к ним с уважением, дайте им знать, что их помнят, и что не все люди разрушают природу и мешают их существованию.
Нельзя на 1 мая никому давать в долг и отдавать свое имущество.
Если кто-нибудь придет попросить посуду на Белтайн для приготовления праздничных блюд, ни под каким видом нельзя ему ничего давать, ибо это будет использовано для вынесения из дома дающего будущей прибыли. Считалось большим несчастьем поделиться молоком или еще какой-либо пищей на Белтайн.
Никому не следовало выносить огонь или воду из дому.
Огнем в этот день не делились. Он давал тому, кто его занимал, силу отобрать молоко у коров заимодавца.
В Белтайн возрастает целебная сила боярышника, клевера, ландыша. Ветки деревьев, зелень, первые цветы несут в себе магическую силу плодородия. Ими украшали жилище. Во многих странах люди надевают на головы венки, в Ирландии - из рябины и болотной калужницы.
Нельзя рвать боярышник в этот день, иначе накликаешь беду или потеряешь любовь. А в некоторых странах наоборот, боярышником украшают вход в дом. Например, в Корнуолле двери и крыльцо украшали ветками сикомора и боярышника.
Роса, выпавшая в ночь на 1 мая, считается благотворной, по ней полезно ходить босиком и использовать для умывания. Считалось, что если под утро девица умоет свое личико в майской росе, она целый год будет хранить ее юную красоту.
Еще в этот день прыгали через костры для удачи и очищения.
Яйцо, воплощающее в себе идею плодородия, занимало особое место в земледельческой обрядности. Его клали под колеса плуга, зарывали в центре пашни, пахарь должен был съесть яйцо перед первой распашкой поля. Яйцо служило ритуальным символом и обязательно присутствовало в ритуальной трапезе. Сейчас обычаи обмениваться крашеными яйцами, изготовлять ритуальный хлеб и другую еду отошли к Пасхе.
Этот праздник желательно отметить в лесу или под сенью зеленого дерева. Если не получается, то поставьте в комнате живое деревце – лучше в горшке или кадке – любой породы.
Можно изготовить некий маленький знак или подвеску в подарок Богу и Богине ко дню их свадьбы, чтобы украсить им дерево. При желании подобных праздничных амулетов можно сделать несколько. Это могут быть маленькие мешочки с душистыми соцветиями, нитки бус, резные сувениры, цветочные гирлянды – все, что подскажет ваша фантазия и на что хватит умения.
Вязание и плетение макраме – обычные занятия в этот период года, так как соединение вместе двух начал с образованием чего-то нового, третьего, как раз и составляет дух Белтайна.
Перед празднованием было бы неплохо принять ванну, очищающую, во всех смыслах, с травками, цветами, свечами вокруг и благовониями. Тем более, что, в большинстве своем, Белтайн празднуют ночью.
Романтические чувства и ухаживание играют важную роль в праздновании Белтайна, поскольку в эти дни люди становятся воплощением высшей любви между властелином и владычицей. Белтайн не такой серьезный и торжественный, как Самайн; он славится своим весельем, песнями и плясками.
Раньше девушки прыгали через костер, чтобы получить хороших мужей, беременные женщины переступали через угасающий костер для легких родов. Когда костер догорал, угли разбрасывали среди посевов, чтобы защитить их. Каждая семья уносила домой огонь, зажженный от главного костра, чтобы растопить им камин.
Вальпургиева ночь
Хотя Белтайн не был специально привязан ни к одному из христианских праздников, он близок к Пасхе и совпадет с днем святой Вальпургии.
Считалось, что в эту ночь разгул нечистой силы достигал апогея. В позднем средневековье этот праздник сопровождался обрядами «изгнания ведьм».
В эту ночь происходит знаменитый ведьминский шабаш на горе Броккен и в других столь же замечательных местах, где ведьмы и колдуны собираются в обществе всякой нечисти, пляшут, жгут костры перед своим Повелителем.
Источники:
1, 2, 3, 4,